СРАМ, или мотив обнаженного тела в архитектуре Галиции

Jul 15, 2012 20:39



Ещё в первый приезд во Львов я был поражен тем, насколько иначе австрияки сто лет назад относились к обнажённому телу, в первую очередь, разумеется, женскому. Гуляя по Львову, регулярно натыкаешься на пускай и каменных, но всё же голых дев, соблазнительно глядяших с верхних этажей. В Черновцах и Ивано-Франковске, а также в малых городах они тоже встречаются - хотя и намного реже. А вот уже в Закарпатье такого не найти - видимо, Венгрия была намного ортодоксальнее Австрии. Тем более не найти такого и в России нынешней и бывшей, кроме разве декадентского Петербурга да раскрепощённой Одессы. В России это называли "срам" (так и представляешь это слово в устах какого-нибудь толстопузого купчины!), а в Австрии - "античные мотивы". Стоит добавить, что галицкая земля дала миру Захер-Мазоха и (опосредованно) Зигмунда Фрейда. В общем, сегодня я первый раз в данном журнале "раскрываю тему сисек".


Первая дива в Лемберге встречает уже на вокзале, причём с молодым человеком. Скорее всего, это что-то античное, но в античной мифологии я слабоват.

2.


А главное средоточие таких сюжетов - конечно же, Львовская Опера на проспекте Свободы.

3.


Вот такое вот лицедейство:

4.


Ещё две скульптуры олицетворяют Комедию и Трагедию, но в данный пост укладывается только вторая:

5.


Полуобнажены и скульптуры античных богов на площади Рынок. Зато чиновники некоторых кабинетов Ратуши могут, выглянув в окно, дать отдых утомлённым государственными заботами глазам. Туристам же, что показательно, ничего такого не видно:

6.


Если я не ошибаюсь, копия античной Венеры Медичи (оригинал хранится во Флоренции) во дворе каменицы Корнякта:

7.


Вроде бы тоже на Рынке или около:

8.


А вот прокуратуру на проспекте Свободы украшают мальчики - тоже довольно популярный здесь сюжет. Что хотел сказать автор, изображая кучу голых детей, занимающихся взрослыми ремёслами едва ли не у мартеновских печей - сказать сложно, но впечатляет.

9.


А эти вот двое уже скорее подростков лет 12 украшают Национальный музей:

10.


Кое-чем на проспекте Свободы може похвастаться и Банковская брама. В фойе Галицкой кассы, ныне занятой Этнографическим музеем - вот такая вот композиция:

11.


Да пара очень экспрессивных фигур в отделе часов:

12.


Пражский банк же украшает вот такое существо, вполне в духе мрачноватого фольклора Города Ста Башен:

13.


А вот дальше - просто случайные детали домов в самых разных частях австрийского города. Голая женщина с ребёнком - сюжет тоже популярный. Этим двоим явно очень тесно, и я вижу тут даже некоторый социальный подтекст:

14.


А здесь - приглядитесь: снега да медвежья морда. Ни то сказка на ночь малышу, ни то избавляющая смерть в его обличии:

15.


Или вот этот мальчик... всё бы ничего, но перепончатые крылья?!

16.


Эту диву явно приделали на дом в рекламных целях: видите, как млеет от осознания, сколь прекрасные люди живут за этими окнами? Купите тут квартиру - будет так же и от Вас млеть. Вечно:

17.


Зато эта смотрит на тебя как на... в общем свысока смотрит. Вообще, лица многих скульптур впечатляют не меньше, чем тела:

18.


Ещё девы:

19.


Ещё мальчики:

20.


И в целом сквозит за всем этим какое-то отчаяниеп и обречённость. Как в песне "Опиум для никого" группы "Агата Кристи". Где-то слышал анекдот времён Первой Мировой войны:
-Положение серьёзное, но не безнадёжное, - говорит немец.
-Положение безнадёжное, но не серьёзное! - говорит австриец.
Вот это самое "безнадёжное, но не серьёзное" положение Дунайской монархии я хорошо вижу в этих скульптурах, да и во всей львовской сецессии:

21.


А эти русалки - уже советские. При всей галицкой набожности, традиция жила и после гибели Австро-Венгрии:

22.


Вот ещё советская скульптура в Жолкве. Советские монументалисты вообще любили воспевать здоровое тело (в котором, конечно же, здоровый дух!), но обнажить его совсем решались довольно редко:

23.


А вот эта дива у входа в парк Олесского замка вполне может быть и 18 века, когда замковый парк проходил очередную реконструкцию и обзавёлся множеством известных на всю Галичину скульптур.

24.


Вот только как же далеки были те стандарты красоты от современных!

25.


Но больше всего в олесском парке меня впечатлила вот эта парочка, которую я окрестил просто Двое. Подумал было - польская, межвоенной эпохи, но говорят - современная:

26.


27.


На фоне Олесского замка:

28.


А вот явно современная дива в Трускавце зачем-то хочет протаранить ногами бювет с "Нафтусей":

29.


Ивано- Франковск, он же Станиславов, который сто лет назад называли Малым Львовом, от старшего брата старается не отставать. Хотя сами скульптуры тут куда грубее и провинциальнее, а местами с явной печатью постмодернизма, коим Франык славится в наше время:

30.


31.


32.


Черновиц же в своём репертуаре - посолиднее Станиславова, попровинциальнее Лемберга. Здесь сабж концентрируется в двух местах. На Театральной площади:

33.


В первую очередь местной Опере, где лицедейство похлеще, чем на львовской:

34.


35.


36.


И на местном вокзале - ещё пара детишек:

37.


Но моя безусловная любимица среди этих скульптур - опять же навокзальная Ирида, вестница богов:

38.


Почему? Потому что она (не как скульптура, а как женщина) некрасивая. Нескладное тело, явное искривление позвоночника, выпирающий живот, худые ноги, непропорциональная рука, грубая ладонь. Но именно поэтому она - ЖИВАЯ:

39.


А это уже Одесса, скульптуры на опять же Оперном театре. Что называется, почувствуйте разницу!

40.


В следующей части - об австрийских железных дорогах.

КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
Предисловие.
На равнине
Львов. Главный вокзал.
Львов. Стрыйский парк и штрихи к центру.
Львов. Шевченковский Гай.
Червонная Русь. Сходства и различия.
Червонная Русь. Железные дороги Австро-Венгрии.
Червонная Русь. Срам, или мотивы обнажённого тела.
Старое Село из окна поезда
Галицкое Прикарпатье
Закарпатье. Унг, Берег и Угоча.
Закарпатье. Мараморош.
Гуцульщина.
.

Западная Украина, дорожное, "Другая сторона", с человеческим лицом

Previous post Next post
Up