Балаково. Как староверы промышленность поднимали.

Aug 23, 2012 12:19



Центр всей Иргизской стороны - Балаково (199 тыс. жителей), формально третий, а фактически второй город Саратовской области (так как более крупный Энгельс образует с Саратовом единое целое). Собственно, Балаково и стало преемником Иргизов: известное с 1738 года как Балаков Юрт, с появлением здесь староверов оно стало их крупнейшим селом. Статус города Балаково получило лишь в 1911 году, но к тому времени здесь жило 15 тысяч человек, действовали несколько заводов, в том числе такой хай-тек, как нефтеперегонный и дизелестроительный, а местная хлебная пристань по обороту уступала на Волге только портам Саратова, Самары, Казани и Астарахани. Здесь был изобретён гусеничный движетель, впервые в России налажено серийное производство дизелей и тракторов, а два здания построены Шехтелем.
В 1960-80-е годы, Балаково обзавелось ещё и химическими заводами, Саратовской ГЭС, крупнейшей в России АЭС, и в целом, оно напомнило мне Тольятти - большой промышленный город широких проспектов и высоких домов, но при этом без той суровости и остервенения, характерных для индустриального гигантов Урала и Сибири: хаер или дреды здесь видишь чаще, чем наколки; воздух относительно чист и свеж благодаря волжским ветрам, а балаковцы смотрят свысока даже на Саратов. В общем, мне здесь понравилось.


Рассказывая о Балакове, не обойтись без карты - город устроен чрезвычайно сложно:

2.


С постройкой ГЭС старый город оказался на острове, отделённом от нового центра судоходным каналом, и в сущности представляет собой район на окраине. Настоящий же центр - именно Новый город, который делит пополам Саратовской оросительный канал (он же Сарканал) от Большого Иргиза. Здесь очень ощущается индустриальная суть: как где-нибудь в Новокузнецке, сама повседневная жизнь кажется тут частью производственных цепочек. Только если в Новокузнецке, закрывая глаза, видишь прокатные станы и плавильные печи, здесь представляются скорее турбины, пульты и генераторы. Правят бал здесь три электростанции - ГЭС, ТЭС и АЭС.

3.


Саратовская ГЭС - одна из самых молодых (1956-71, моложе только Чебоксарская) и маленьких (1360 МВт, меньше только Нижегородская, Рыбинская и Угличская) на Волге. Её дамба невысокая (не более 40 метров), но зато длиной 14 километров, из которых на собственно ГЭС приходится десятая часть. Автодорога же выглядит так - проходит в нижней части плотины почти на уровне воды, а над ней железнодорожный виадук:

4.


Гораздо серьёзнее выглядит Балаковская АЭС, пущенная в 1985 году. Это крупнейшая АЭС в России (4000 МВт), а среди всех электростанций страны она пятая - после Саяно-Шушенской, Красноярской и Братской ГЭС и Сургутской ГРЭС, причём все перечисленные находятся за Уралом. Впрочем, в бывшем СССР есть атомная станция покрупнее - Запорожская в украинском Энергодаре.

5.


АЭС находится где-то в 10-15 километрах от города, за огронмым прудом охлаждения, и к ней не ходит рейсовый транспорт - только ведомственные автобусы. Возможно, ближе к ней можно подъехать проходящим загородным автобусом, а брать такси я не захотел - в общем, пришлось довольствоваться видами с маршрутки через Волгу. У АЭС 4 энергоблока, строится пятый - в каждой из этих штуковин ядерный реактор:

6.


А вообще-то, в Балакове много заводов, промзона охватывает город с юга. Там же крупная ТЭС (1962), резинотехнический завод (наследник ещё дореволюционного нефтезавода), завод волоканных материалов (типа целофана), вагоностроительный завод, и где-то уж совсем далеко - завод фосфатный удобрений:

7.


Железная дорога в Балакове появилась позже многих заводов - впрочем, до революции её отсутствие городу не мешало, ведь Волга сама была главной магистралью страны. В 1957 году к заводам подвели железную дорогу из Пугачёва, соединив Балаково с линией Саратов-Уральск, а в 1972 дорогу проложили по ГЭС до Вольска и Сенной, соединив Балаково с магистралью Москва-Самара. Ныне из столицы сюда есть прямой поезд, в пути 20 часов. Пассажирская станция довольно пустынна, а огромный вокзал построен в 1997 году, и по совместительству служит автовокзалом - внутри находятся автобусные кассы, и с привокзальной площади здесь ездят куда активнее, чем с платформ.

8.


В зале висит и вот такое табло - город атомщиков всё-таки... Большая часть автобусов и маршруток тут не государственные, а компании "Ной", о которой я уже писал в посте про Хвалынск - в этой округе частная, но официальная контора изрядно потеснила государственные АТП.

9.


Ну а в целом, Новое Балаково - это такой идеальный советский город серых домов и зелёных улиц. Облик здешних многоэтажек очень характерен, и так выглядит почти весь город:

10.


Расстояния здесь также огромны, но маршрутки и троллейбусы бегают часто. Главная улица Нового города носит неожиданное название Трнавская (в честь города-побратима, и тоже индустриального гиганта в Словакии) - ведь все эти неизбежные Ленина, Кирова и Советская остались в Старом городе. Трнавская ведёт от вокзала через Сарканал на безымянную главную площадь, где находится администрация:

11.


И небезыинтересный для любителей соварха кинотеатр "Мир":

12.


Впрочем, я сюда ехал в первую очередь посмотреть на Рождественскую церковь (2003), которую olster28 в шутку назвал "храм коттеджного типа". Действительно, одна из самых необычных церквей-новостроек в России, и как мне кажется, здесь пытались создать что-то вроде переклички с шехтелевской Троицкой церковью в старом городе.

13.


Церковь принадлежит РПЦ, а вот у старообрядцев, насколько я понимаю, пока есть только молельный дом, разрешение на постройку храма община получила недавно. Тем не менее, батюшка Михаил присутствует в ЖЖ - mrodine.
Внутри Рождественской церкви - светлый минималистический зал, а в пластиковом иконостасе пока ещё нет половины икон:

14.


Ещё из балаковских особенностей - вот такие вот киоски в виде зажигалок... Почему сфотографировал так - теперь сам не знаю:

15.


Остров со Старым городом, как уже говорилось, отделён от Нового города судоходным каналом, и единственный мост проходит над шлюзами гидроузла:

16.


Довольно впечатляющая мозаика:

17.


На берегу канала, где-то в километре от гидроузла, находится остановка "Космос" - это небольшая площадь, с одной стороны которой драмтеатр, а с другой - гостиница "Чайка". В последней я и ночевал: гостиницы в Балакове, как и во многих индустриальных гигантах, или неадекватно дорогие, или очень посредственные. В общем-то, "Чайка" и снаружи, и изнутри больше похожа на общагу, в номере душно и неуютно, да и вдобавок не было горячей воды (хотя обычно она есть, просто мне не повезло - попал на плановое отключение во всём городе). Тем не менее, обычно все удобства в наличии, а одноместный номер стоит 650 рублей.

18.


Но всё это - Новый город. Старый город занимает от силы 1/10 часть Балакова, ту сторону круглого острова, что выходит к Волге выше ГЭС. У него есть чёткая граница - улица Братьев Захаровых, с одной стороны которой ещё купеческие лавки, а с другой многоэтажки:

19.


Основная связь с другими районами - через односторонние улицы Ленина (въезд) и 20 лет ВЛКСМ (выезд). На перекрёстке последней с Захаровых - впечатляющее пожарное депо (1915):

20.


Над районом довлеют опоры ЛЭП, перекинутой через Волгу:

21.


Есть в Старом Балакове и явный центр - рынок и ТРЦ "Старград", вполне достойный крупных городов Подмосковья. Напротив "Старграда" по 20 лет ВЛКСМ - его дальний предок, самое красивое гражданское здание Балакова, Торговый дом Шмидта (1911):

22.


Особенно хороши его барелеьфы:

23.


24.


А улица Чернышевского, на которой он стоит, примечательна ещё и тем, что на ней, в доме №112, провёл детство и юность Василий Чапаев, позднеее отличившийся в этих краях. Ну например бывший Никольск был переименован в Пугачёв в 1918 году именно Василь-Иванычем.
Вообще же, Старое Балаково сейчас всё-таки глухая окраина, и выглядит куда люмпенизированнее и запущеннее, чем Новый город. Но гуляя по его улицам, даже не подумаешь, что когда всё это строилось, Балаково было селом:

25.


26.


27.


28.


29.


30.


31. Кстати, это местный музей.


Главная из улиц, параллельных Волге - Коммунистическая, и на её перекрёстке с улицей Ленина стоит дом Мальцевых (1880). В 1911-14 годах его перестраивал (в первую очередь изнутри) Фёдор Шехтель, законодатель русского модерна, а в 2000 году отреставрировали для приёмной губернатора, но в будние дни с 8:00 до 17:00 он открыт для посещения, в том числе эскурсий (фотографии есть, например, здесь).

32.


Вид с другой стороны - на самом деле это целая усадьба на пол-квартала с липовым садом:

33.


И кем же они были, эти Мальцевы, что приглашали сюда самого Шехтеля? Купцы-староверы, "хлебные короли", братья Анисим и Паисий во второй половине 19 века во многом и вывели село Балаково на уровень лучших городов Российской империи. Причём младший брат Анисим был более деловым, а старший Паисий прославился скорее как меценат, собиратель книг, среди его знакомых были Чехов и Гиляровский. Свою библиотеку он хотел вывезти в Москву, но так и не успел, и при Советах она стала основой Саратовской государственной библиотеки. И как нетрудно догадаться, именно Паисий зазвал в Балаково Шехтеля. Последний вообще много сотрудничал со староверами, в Москве построил знаменитый дом Рябушинского с молельней... ну а в Балакове на деньги Мальцевых он построил уже целый храм. Троицкая церковь (1906-12) видна издалека, и стоит в квартале от дома Мальцевых:

34.


В короткий "золотой век" 1905-1917 годов, когда староверы наконец вышли из тени, они начали стремительно навёрстывать упущенное за века гонений. А так как составляя к тому времени всего 2% населения империи, они держали 60% её купеческого капитала, в том, что и как строить они были практически не ограничеы. Иногда говорят даже о "старообрядческом модерне" как отдельной архитектурной школе - большинство их церквей того времени ( коих немало и в Москве) очень необычны. Но Троицкая церковь в Балакове - пожалуй, лучший их образец:

35.


Ныне она принадлежит РПЦ, остаётся главным храмом города и, вместе с рынком и заводом - тем, что не даёт балаковцам окончательно забыть про этот район:

36.


37.


38.


39.

Но Мальцевы были не единственным выдающимися людьями этого сверх-села. В 1877 году местный мужик Фёдор Блинов, в прошлом бурлак, а затем машинист парохода, сконструировал и запатентовал "вагон на бесконечном рельсе" (пруф из англовики), то есть изобрёл гусеничный движетель - а как гусеничные машины повлияли на судьбу ХХ века, думаю, пояснять не надо. В 1881-82 годах он сконструировал уже первый в мире трактор с паровым двигателем, а в 1896 даже представил его на Нижегородской ярмарке. Но как водится, до серийного производства дело не дошло, а дальше трактор начали один за другим изобретать американцы и англичане. Была, впрочем, тому и объективная причина: паровой двигатель для трактора был слишком громоздким, на нём в принципе могли работать лишь пароходы да паровозы, а дизель изобрели где-то в 1896-1900 годах. В общем, побежал русский мужик впереди паровоза... Тем не менее, дом Блинова ещё стоит по Пролетарской, 123:

40.


Блинов умерл в 1902 году, но отнюдь не в забвении и бедности - его сын к тому времени открыл в Балакове небольшой машиностроительный завод. А главное - нашлись тут и продолжатели его дела - также бывшие крестьяне Яков и Иван Мамины, в 1899 году основавшие первый в России дизельный завод. Дело в том, что Рудольф Дизель своё изобретение проталкивал тоже достаточно трудно, но в России оно оказалось востребовано - в 1898 году лицензию у него купил легендарный Эммануэль Нобель - ведь он добывал нефть, и двигатель, работающий на нефти был для него даром богов. Серийное производство дизелей в России независимо друг от друга началось в 1899 году в двух местах - на заводе Нобеля в Петербурге и на заводе братьев Маминых в селе Балаково. И там, и там оригинал был усовершенствован (в Балакове в 1906 году) - оба завода претендуют на изобретение "русского дизеля", как стали называть в Европе новый тип двигателя внутреннего сгорания. Завод этот действует по сей день, называется теперь "Волжский дизель имени Маминых", и расположен в дальней части Коммунистической:

41.


По соседству с заводом - видимо, бывший ДК, а ныне городской центр искусств:

42.


А у проходной - замечательный скверик под лозунгом "От нефтянки до современного дизеля":

43.


Историей тут явно очень гордятся, что так нетипично для России:

44.


Стенды с историей дизелестроения, памятник, современный дизель и реплика той самой "нефтянки" - первого дизеля Маминых, работавшего на сырой нефти.

45.


46.


Мамины были знакомы с Блиновым, и в 1910 году здесь был налажен и первый в России серийный выпуск тракторов. Трактор собственной разработки назывался "Карлик", особого распространения за пределами Иргизского края видимо не получил, а образец установлен не здесь, а в городке Маркс, который я покажу несколько позже. Вообще же, история Маминых этим заводом не началась и не кончилось - ещё в 1890е они изоберли двухлемешевый плуг и пожарный насос (которые в серийное производство запустил как раз-таки Блинов-младший), в 1920-30-е годы продолжали разработку тракторов и моторов уже на советских заводах, в 1937-55 годах Яков Мамин работал в Челябинске, где и умер уважаемым человеком.

47.


Такой вот чудной город. Но помните: трактор придумали староверы! Да и правда: а кто ещё мог первым придумать машину, которая пройдёт везде?

48.


...а вообще, "борьба с космополитизмом" нанесло российской самооценке колоссальный вред. Братья Черепановы свой паровоз сконструировали через 20 лет после Стефеннсона, да ещё и съездив в Англию на стажировку; Иван Фёдоров придумал печатный станок через сто лет после Гутенберга и через пятьдесят после Франциска Скорины. Ну зачем было представлять их как первооткрывателей?! Ведь после такой откровенной дезинформации действительно трудно поверить, что в России изобрели хоть что-то. Хотя хороший список есть на английской вики.

Почти напротив Балакова через Волгу стоит не менее эпический Вольск - несостоявший губернский город, едва ли не лучшая на Волге "купеческая республика", старый центр цементной промышленности... О Вольске, который мне показал volskcement - в следующих 3 частях.

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ-2012
Вступление.
Старообрядческий край
Иргизы и Черемшаны.
"Дом со львом" в Поповке.
Хвалынск. Город над вечным покоем.
Балаково.
Вольск. Разное.
Вольск. Старый город.
Вольск. Цементные заводы.
Немецкое Поволжье
Зоркино. Цюрих-на-Волге.
Маркс. Баронск, Екатериненштадт, Марксштадт.
Энгельс (Покровск). Столица АССР Немцев Поволжья.
2008. Сарепта в Волгограде.
.

"Атомная быль", железнодорожное, дорожное, Поволжье, "Молох", транспорт, "Раскол", Саратовская область, индустриальный гигант, староверы

Previous post Next post
Up