В этот крошечный городок (2 тыс. жителей) я попал случайно, пытаясь за отсутствием удобного автобуса доехать из Резекне в Екабпилс автостопом. Тут я увидел усадьбу рода Борхов, кирху, костёл, часовню и много-много-много брёвен.
Резекне стоит в нескольких километрах от двух трасс, сходящихся под прямым углом: Рига-Москва и Даугавпилс-Псков. На их перекрёсток меня и вынес автобус. За деревьями смотровая вышка по типу краславской:
2.
Автостоп в Латвии, скажем так, средненький. Я, конечно, влипал в места, где и за 3 часа никто не подберёт, но тут ждал машину минут по 30-40. Вернее, сначала почти сразу остановились неполнозубые гопники, которых я спровадил, сделав вид что стоплю машину сразу до Риги, и ни километром ближе! В итоге какие-то молодые ребята интеллигентного вида подбросили меня до городка
Виляны, о немногочисленных достопримечательностях которых можно прочесть у
darriuss. Далее, напротив вот этого здания невыясненного назначения, созерцая мотель, остановку и ещё пару гопников на лавочке, я проторчал около часа.
3.
А дальше мне попался грузовичок, ехавший в Варакляны, причём первый раз в Латвии ко мне обратились по-латышски. Варакляны вроде как даже и не Латгалия, а уже Видземе, и как я заметил по прибытии - русская речь тут почти не слышна (в Даугавпилсе её 100%, в Резекне - 50/50). Мы заехали на автопорт (фактически - продуктовый супермаркет с расписанием автобусов в холле), я понял, что до автобуса, которого не хотел дожидаться в Резекне, осталась пара часов - и решил больше не искушать судьбу и просто погулять по Вараклянам.
4.
Тем более неподалёку маячил белоснежный костёл, строившийся с конца 18 века по 1854 год.
5.
Позже, из информационных стендов (которые в Прибалтике не забывают ставить даже в такой глуши) я узнал, что Варакляны, немецкий Варкланд, с 1538 года был местечком при усадьбе рода Борхов - вестфальские рыцари, в Ливонии они были одной из самых влиятельных фамилий, дав Ордену даже одного магистра, а России - политика и учёного Михаэля Борха, при котором в конце 18 века и были построены важнейшие памятники Вараклян. Городом же местечко стало, как и многие другие, при I республике, в 1928 году. Вот только осталось от него немного - судя по всему, город был в основном деревянный и сгорел в войну:
6.
Мемориал по пути от автопорта к костёлу. Забыл подойти ближе и посмотреть, кому - но скорее всего красноармейский:
7.
От костёла с полкилометра до кирхи Креста (1879) на границе города и лугов:
8.
Вид от кирхи на костёл. Всё же их соотношение наглядно показывает, что тут не Видземе, а ещё Латгалия, хотя уже и не глубокая. Центр находится правее костёла, так что вернёмся туда:
9.
В центре всё как полагается - несколько монументальных советских зданий, будь то дума:
10.
Пожарка:
11.
Или ДК, достойный 100-тысячного города или района при непоследнем заводе. Судя по всему, Вараклянам пророчили большое будущее, возможно хотели строить рядом какой-нибудь гигант индустрии или военную базу.
12.
Завершает центр с этой стороны католическая ротонда Святого Виктора (1811) - родовая усыпальница Борхов:
13.
А пространство между этих зданий занимают либо деревянные домики:
14.
Либо хрущовки:
15.
И... лес. Главным впечатлением Вараклян, затмившим для меня всю архитектуру, стало неимоверное количество бревён, которыми городок реально завален.
16.
17.
18.
Такие кучи тут в каждом втором дворе! В принципе из-за дороговизны газа и отсутствия угля, латвийская глубинка в постсооветское время стала отапливаться дровами, а сколько древесина пожирает в сутки котельная - думаю, несложно представить. Но в Вараклянах леса как-то особенно много - судя по всему, это крупная база лесозаготовок. Леспром в постсоветское время основа латвийской промышленности, и в отличие от Украины, тут местному патриоту даже не порадоваться умиранию "ненужных советских заводов, делавших ненужный хлам для военных, который с открытием границы стало можно не покупать" - ведь заводы были основаны в основном I республикой, и после тонкого машиностроения лесопереработка выглядит явной деградацией.
19.
20.
...Если стоять к автовокзалу лицом - костёл и часовня налево, а усадьба - направо, и идти до неё около километра по маловыразительной местности. Но - указатели и стенды, слава Евросоюзу! Сфера туризма в Прибалтике развита на голову лучше, чем где либо ещё в бывшем СССР.
21.
22.
23.
Постепенно улица погружается в парк у речки:
24.
А за речкой потрёпанного вида ворота и длинный дворец Борхов (1789):
25.
Не самый красивый в Латвии, прямо скажем:
26.
Во флигелях теперь жилые дома:
27.
В самом дворец туринфоцентр и музей. За деревьями шумит трасса.
28.
На стенде у дворца упоминается ещё часовня на лютеранском кладбище (1937) с богатой мозаикой и витражами, но к ней я уже не ходил - время прошло как-то незаметно, и я понял, что уже рискую опоздать на столь редкий автобус.
29.
Автобус опоздал минут на 20, но в следующий пункт - Екабпилс - прибыл по расписанию. Об этом "двойном городе" по разные стороны Даугавы - следующие две части.
ЛАТВИЯ-2013
Латвийские ветры. Обзор.
Латвия в общем.
Три истории Латвии. Латгалия, Видземе и Курляндия.
Латыш и его господин. Как Остзейский край стал Латвией.
Люди и реалии.
Транспорт Латвии.
Майская Латгалия. Проездом из Литвы.
Даугавпилс. Центр
Даугавпилс. Грива, Гаёк, Новое Строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка. Деревни и религии.
Аглона. Центр католичества Латвии.
Краслава.
Индрица. Старейшая деревянная церковь Латвии (а также Палуше и Стельмуже в Литве).
Возвращение в Латгалию и дорога на Ригу (июль-2013).
Резекне.
Варакляны.
Екабпилс. Крустпилс.
Екабпилс. Центр.
Кокнесе.
Лиелварде.
Рига (будет около 15 постов).
Видземе.
Цесис. Уездный город.
Цесис. Замок Венден.
Цесис. Арайши.
Сигулда. Левый берег Гауйи.
Сигулда. Кримулда и Турайда.
Видземская глубинка. Страупе, Унгурмуйжа, Бирини.
Алуксне - Гулбене. Узкоколейка.
Алуксне - Гулбене. Города и усадьбы.
Курляндия (будет около 20 постов).