Варакляны. Борхи и брёвна.

Aug 06, 2013 12:01



В этот крошечный городок (2 тыс. жителей) я попал случайно, пытаясь за отсутствием удобного автобуса доехать из Резекне в Екабпилс автостопом. Тут я увидел усадьбу рода Борхов, кирху, костёл, часовню и много-много-много брёвен.

Резекне стоит в нескольких километрах от двух трасс, сходящихся под прямым углом: Рига-Москва и Даугавпилс-Псков. На их перекрёсток меня и вынес автобус. За деревьями смотровая вышка по типу краславской:

2.


Автостоп в Латвии, скажем так, средненький. Я, конечно, влипал в места, где и за 3 часа никто не подберёт, но тут ждал машину минут по 30-40. Вернее, сначала почти сразу остановились неполнозубые гопники, которых я спровадил, сделав вид что стоплю машину сразу до Риги, и ни километром ближе! В итоге какие-то молодые ребята интеллигентного вида подбросили меня до городка Виляны, о немногочисленных достопримечательностях которых можно прочесть у darriuss. Далее, напротив вот этого здания невыясненного назначения, созерцая мотель, остановку и ещё пару гопников на лавочке, я проторчал около часа.

3.


А дальше мне попался грузовичок, ехавший в Варакляны, причём первый раз в Латвии ко мне обратились по-латышски. Варакляны вроде как даже и не Латгалия, а уже Видземе, и как я заметил по прибытии - русская речь тут почти не слышна (в Даугавпилсе её 100%, в Резекне - 50/50). Мы заехали на автопорт (фактически - продуктовый супермаркет с расписанием автобусов в холле), я понял, что до автобуса, которого не хотел дожидаться в Резекне, осталась пара часов - и решил больше не искушать судьбу и просто погулять по Вараклянам.

4.


Тем более неподалёку маячил белоснежный костёл, строившийся с конца 18 века по 1854 год.

5.


Позже, из информационных стендов (которые в Прибалтике не забывают ставить даже в такой глуши) я узнал, что Варакляны, немецкий Варкланд, с 1538 года был местечком при усадьбе рода Борхов - вестфальские рыцари, в Ливонии они были одной из самых влиятельных фамилий, дав Ордену даже одного магистра, а России - политика и учёного Михаэля Борха, при котором в конце 18 века и были построены важнейшие памятники Вараклян. Городом же местечко стало, как и многие другие, при I республике, в 1928 году. Вот только осталось от него немного - судя по всему, город был в основном деревянный и сгорел в войну:

6.


Мемориал по пути от автопорта к костёлу. Забыл подойти ближе и посмотреть, кому - но скорее всего красноармейский:

7.


От костёла с полкилометра до кирхи Креста (1879) на границе города и лугов:

8.


Вид от кирхи на костёл. Всё же их соотношение наглядно показывает, что тут не Видземе, а ещё Латгалия, хотя уже и не глубокая. Центр находится правее костёла, так что вернёмся туда:

9.


В центре всё как полагается - несколько монументальных советских зданий, будь то дума:

10.


Пожарка:

11.


Или ДК, достойный 100-тысячного города или района при непоследнем заводе. Судя по всему, Вараклянам пророчили большое будущее, возможно хотели строить рядом какой-нибудь гигант индустрии или военную базу.

12.


Завершает центр с этой стороны католическая ротонда Святого Виктора (1811) - родовая усыпальница Борхов:

13.


А пространство между этих зданий занимают либо деревянные домики:

14.


Либо хрущовки:

15.


И... лес. Главным впечатлением Вараклян, затмившим для меня всю архитектуру, стало неимоверное количество бревён, которыми городок реально завален.

16.


17.


18.


Такие кучи тут в каждом втором дворе! В принципе из-за дороговизны газа и отсутствия угля, латвийская глубинка в постсооветское время стала отапливаться дровами, а сколько древесина пожирает в сутки котельная - думаю, несложно представить. Но в Вараклянах леса как-то особенно много - судя по всему, это крупная база лесозаготовок. Леспром в постсоветское время основа латвийской промышленности, и в отличие от Украины, тут местному патриоту даже не порадоваться умиранию "ненужных советских заводов, делавших ненужный хлам для военных, который с открытием границы стало можно не покупать" - ведь заводы были основаны в основном I республикой, и после тонкого машиностроения лесопереработка выглядит явной деградацией.

19.


20.


...Если стоять к автовокзалу лицом - костёл и часовня налево, а усадьба - направо, и идти до неё около километра по маловыразительной местности. Но - указатели и стенды, слава Евросоюзу! Сфера туризма в Прибалтике развита на голову лучше, чем где либо ещё в бывшем СССР.

21.


22.


23.


Постепенно улица погружается в парк у речки:

24.


А за речкой потрёпанного вида ворота и длинный дворец Борхов (1789):

25.


Не самый красивый в Латвии, прямо скажем:

26.


Во флигелях теперь жилые дома:

27.


В самом дворец туринфоцентр и музей. За деревьями шумит трасса.

28.


На стенде у дворца упоминается ещё часовня на лютеранском кладбище (1937) с богатой мозаикой и витражами, но к ней я уже не ходил - время прошло как-то незаметно, и  я понял, что уже рискую опоздать на столь редкий автобус.

29.


Автобус опоздал минут на 20, но в следующий пункт - Екабпилс - прибыл по расписанию. Об этом "двойном городе" по разные стороны Даугавы - следующие две части.

ЛАТВИЯ-2013
Латвийские ветры. Обзор.
Латвия в общем.
Три истории Латвии. Латгалия, Видземе и Курляндия.
Латыш и его господин. Как Остзейский край стал Латвией.
Люди и реалии.
Транспорт Латвии.
Майская Латгалия. Проездом из Литвы.
Даугавпилс. Центр
Даугавпилс. Грива, Гаёк, Новое Строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка. Деревни и религии.
Аглона. Центр католичества Латвии.
Краслава.
Индрица. Старейшая деревянная церковь Латвии (а также Палуше и Стельмуже в Литве).
Возвращение в Латгалию и дорога на Ригу (июль-2013).
Резекне.
Варакляны.
Екабпилс. Крустпилс.
Екабпилс. Центр.
Кокнесе.
Лиелварде.
Рига (будет около 15 постов).
Видземе.
Цесис. Уездный город.
Цесис. Замок Венден.
Цесис. Арайши.
Сигулда. Левый берег Гауйи.
Сигулда. Кримулда и Турайда.
Видземская глубинка. Страупе, Унгурмуйжа, Бирини.
Алуксне - Гулбене. Узкоколейка.
Алуксне - Гулбене. Города и усадьбы.
Курляндия (будет около 20 постов).

немецкое, Видземе, Латвия, дорожное, деревянное, "Балтийские ветры"

Previous post Next post
Up