Курляндская глубинка. Кандава и Сабиле.

Jan 12, 2014 01:58



Осмотрев Тукумс и окрестности, мы с renatar поехали дальше на запад, в старые городки Кандава (4,2 тыс. жителей) и Сабиле (1,7 тыс.) на реке Абава в 15 километрах друг от друга. Оба известны с середины 13 века как селения куршей, в обоих в 1250-е годы построены замки (Кандау и Цабельн), оба процветали при Кетлерах, оба зачахли после Северной войны и чумной эпедемии, превратившись в еврейские местечки, и снова стали городами лишь в 1917 году. 3/4 этого поста - про Сабиле: оно хотя и меньше, но на мой взгляд - это самое интересное из курляндских местечек, где помимо всего прочего находится самый северный в мире виноградник.

За Тукумсом Курземе окончательно вступает в права: местность идёт живописными холмами, а стоящие между них городки до одурения игрушечные - если не считать периодически возникающих из-за поворота извилистой дороги заброшек (коих много по всей Латвии), легко подумать, что мы в настоящей Германии... и это при том, что Остзейский край никогда не был в её составе и немцы здесь давно не живут! О Курземе, как и о Латгалии, сами латыши говорят как о чём-то обособленном, только если Латгалия слишком для них восточная, то Курляндия - слишком западная.
А долину Абавы и вовсе называют Курземской Швейцарией (швейцарии - они знаете ли, и подмосковные, и сибирские бывают). На одном из холмов некогда стоял замок Кандау, основанный в 1253 году близ куршского городища на соседнем холме - здесь мы и припарковались. Кандава (ударение на первый слог) разделена трассой Рига-Вентспилс пополам - слева в низине советская Ново-Кандава, справа на холмах - руины замка и старый город:

2.


Внушительное здание, занятое придорожным трактиром - это бывшая миква, то есть еврейская ритуальная баня, а стало быть где-то рядом и синагога стояла. Как уже говорилось, Курляндская губерния не входила в черту оседлости, но России досталась в 1795 году с очень приличной еврейской общиной, которую никто сгонять с насиженных мест не собирался (в отличие от эпохи Курляндского герцогства, когда такие попытки были). Местные евреи не могли переехать никуда, кроме Черты - но и другие евреи не могли переехать к ним, а как результат, "курлянчики" весьма обособились и на других евреев привыкли смотреть свысока. В принципе они принадлежали к общности литваков (которые сильно отличались от украинских евреев), но постепенно вместо идиша стали говорить по-немецки (как евреи Средней Европы).

Кубическое здание напротив бывший миквы - Пороховая башня, которая считается единственным уцелевшим фрагментом замка Кандау, разрушенного в Северную войну:

3.


Самое загадочное в ней - расположение: вот как башня выглядит с места, где проходила замковая стена. Считается, что она прикрывала давно засыпанный колодец, хотя есть и другие версии. Как бы то ни было, в нынешнем виде башня построена на старом фундаменте (1334) в 17 веке, когда в Кандау среди прочих мануфактур действовала пороховая мельница, и здесь соответственно находился её склад.

4.


У башни - рыцарь Жёлудь. Как я понял, здесь решили повторить успех Вентспилсской коровы (там это животное назначено символом города и в разных модификациях расставлено по его улицам), только Кандавский жёлудь более конкретен и у каждого объекта играет определённую роль - в замке, понятное дело, рыцарь, а у речки есть ещё как минимум "Жёлудь на лодке". Собственно, логика очень проста: дубовые леса для Курземе вообще характерны, говорят тут раньше даже варили из желудей напиток вроде кофе, а у Кандавы ещё и на гербе дубовая ветвь с желудями.

4а.


Что же до замка, то его руины были окончательно разобраны в 1840-е годы, так как представляли опасность для построек ниже по склону холма, и ныне самые крупные его фрагменты выглядят так:

5.


И вдобавок скрыты зеленью парка Единства, насаженного здесь в 1930-е годы:

6.


Внизу уютный скверик, за дорогой супермаркет (в 4-тысячном-то городке!), а в центре сквера макет замка, видимо по состоянию на 14 век (крупнейшая реконструкция была в 1334-м). За подробной историей, как всегда, отсылаю на сайт Ренаты Римша.

7.


Замковая гора отделяет от трассы старое местечко:

8.


Дом на "перевале" - возможно, какая-нибудь управа, гимназия или еврейская школа:

9.


Впрочем, как следует погулять по Кандаве не получилось - мы спешили дальше, и я не стал углубляться в её тихие улочки. К счастью, прошлым летом это сделал darriuss, к посту которого всех заинтересовавшихся и отсылаю.

10.


Тут, разумеется, есть, на что посмотреть: кирха 1730-х, пожарное депо с модернистской деревянной башней, старейший в Латвии каменный мост через Абаву (1873), на который глядит тот самый Жёлудь-в-лодке... но в целом ничего такого, чего нельзя увидеть в других курземских городках.

11.


У спуска с "перевала" - такой вот чудной дом со сказками в окнах и нарисованной дверью:

12.


Мы же взяли курс на соседнее Сабиле, немецкий Цабельн. Оно втрое меньше Кандавы, чуть-чуть моложе, его замок был "хозяйственным" в подчинении Кандау и исчез уже в 1560-е годы... но всё же именно Сабиле я бы назвал самым интересным из курляндских местечек (оговорюсь, что Кулдига, Вентспилс и Лиепая - уже не местечки, а города, то есть нечто совсем иного калибра). Сабиле очень маленькое, по сути весь его центр - это несколько кварталов, но до чего же тут атмосферно!

13.


Вид с моста через Абаву, в кадре почти весь исторический центр. Крупное здание в середине - синагога: евреи в Сабиле 19 века составляли около 70% населения, что много даже по меркам Литвы или Правобережной Украины. Из-за синагоги торчит башенка кирхи, построенной из камней разобранного замка, и ещё одна непонятная башня - на холме, рядом с вышкой сотовой связи:

14.


Жаркий полдень субботнего дня - самое время для бюргерского досуга на природе. Вот и тут то ли большая семья, то ли две-три семьи снарядили байдарки и сейчас пойдут вниз по Абаве.

15.


Все холмы над Сабиле давно обжиты и с каждым что-то связано - тут стоял замок, там - куршское городище. За их историей отсылаю всё к тому же сайту. Но самый интересный холм - в створе моста: над Сабиле господствует не Замковая гора, а Виноградная:

16.


Откуда она взялась - теперь уже точно неизвестно. Известно, что виноград рейнских сортов тут разводил старый капиталист герцог Якоб, пытаясь наладить в северном краю виноделие. Возможно, он и положил этому делу начало, но есть версии, что виноград тут выращивали ещё крестоносцы или даже что это был реликт прошлого глобального потепления. Как бы то ни было, ныне без поддержки человека - орошения, защиты от ветров, селекции - здешний виноград существовать не может, и кетлеровские посадки зачахли в 18-19 веках. Но память о них осталась, и виноградник возродили в 1930-е годы. Ныне он считается самым северным в мире, причём с большим отрывом... но поднимемся к нему в конце поста.

17.


Ибо это не единственная достопримечательность Сабиле. Увидев заглавный кадр с толпой народу, сразу ли вы разглядели, что это куклы?

18.


Кукольный двор встречает справа от дороги практически у въезда в Сабиле со стороны Кандавы, по крайней мере ещё до исторического центра. Напротив - какая-то фабрика с живописным дощатым корпусом:

19.


Найдите среди этих кукол настоящих людей!

20.


Затесался весьма неожиданный типаж:

21.


У игрушечных людей - настоящие вещи и даже машина:

22.


Мне, откровенно говоря, было жаль, что я знал об этом месте заранее - в крошечном Сабиле проехать мимо Кукольного двора невозможно. Самое удивительное же то, что это чудо возникло спонтанно: как-то в, кажется, 2009 году пенсионерка из соседнего дома Дайна Кучере сделала нескольких больших кукол для своих многочисленных внуков... в итоге и ей, и внукам, и всем остальным это понравилось, и Дайна начала мастерить их одну за другой. Вскоре к этому делу присоединились и её родственники, а затем и пол-Сабиле, да и с остальной Латвии наверное нашлись энтузиасты - ныне здесь около 300 кукол, и скорее всего это далеко не предел. Увидев на лавочке чету пожилых латышей, я испытал острое желание поделиться с ними своим восторгом... и восторг стал абсолютным, когда эта женщина сказала, что она и есть Дайна Кучере, приглядывает вот за своим творением!

23.


И заметьте - ни малейших признаков вандализма... При этом я и в России видел немало довольно хрупких штуковин, которые стоят без вандализма годами... но вот десятилетия уже не простояли бы. То есть, прежде чем найдётся один дикарь, мимо пройдут возможно десятки тысяч нормальных людей. Выходит, цивилизованность - это не когда процент дикарей в обществе ничтожно мал, а когда их нет вообще?

24.


Быт-то здесь от нашего не так уж и далёк - кривые заборы, дровяные сараи, бельё на верёвках:

25.


Главная улица, слева тот самый мостик через Абаву:

26.


Стар и давен город Цабельн,
Словом скромен, делом строг,
Верен в малом, верен в главном:
Цабельн - славный городок!

27.


В городе Цабельне дешево шить:
Только один покрой в нем.
В городе Цабельне дешево жить
И помирать спокойно.

28.


Город грядок - Цабельн, нравов
добрых, складов полных, - Рай -город...
Божья радость - Цабельн, здравых -
город, правых - город...
Рай-город, пай-город, Шмидтов-Майеров
Царь-город, старшему-уступай-город.

29.


Не красоты одной - сало, слышишь? -
Вреден излишек.
Переполнения ж складов - рисом -
Следствием - крысы.

30.


- Ух, нахрапистые!
- Ух, обшарпанные!
Все-то сахарницы
Пообхаркивали!

- Целый мир грозятся стрескать!
- Солнцеверт! - Мозговрат!
- Из краев каких-то русских,
Кораблем, говорят.

31.


- Без слуги не влезаю в обшлаг...
- Есть такая дорога - большак...
- В той стране, где шаги широки,
Назывались мы... [большевики.]

32.


В центре местечка - синагога (1890), причём едва ли не действующая, хотя не знаю, остался ли тут хоть один еврей:

33.


По соседству - пожарное депо, то ли советское, то ли ещё межвоенное. Супермаркета тут, кстати, вроде бы всё-таки нет, то есть нижняя планка сих заведений в Латвии - около 2-3 тысяч населения.

34.


Неподалёку - кажется, артезианский источник:

35.


А от синагоги рукой подать до кирхи, стоящей на городском кладбище по соседству с автовокзалом (вернее, остановкой заезжих автобусов). Граффити на стене имеет отчётливые цыганские мотивы - официально тут цыган около 5% населения, но мне они на глаз не попадались, то есть видимо куда-то с той поры откочевали.

36.


Как я понимаю, кирха построена из камней Цабельнского замка - сначала в 1560-е годы. Однако первая церковь обрушилась в 1600 году и была отстроена уже в 17 веке. Башню, как часто бывает в Курляндии, пристроили позже - в 1682 году:

37.


Однако то, что замок тут разобрали ещё в позднем Средневековье, дало интересный побочный эффект: в кирху перекочевала часть убранства его капеллы - колокол 1450 года и кафедра 1282 года, старейшие в Латвии элементы церковного интерьера, которые в капеллах других, "действующих" замков скорее всего погибли бы в одной из бесконечных войн.

38.


Капличка на церковном кладбище:

39.


Напоследок взойдём на Вайнберг - к нему ведёт проулок, соседний с Кукольным двором:

40.


У Виноградной горы есть ворота и пустая то ли касса, то ли вахта. Над городом она поднимается на 30 с чем-то метров:

41.


Всего на горе 650 лоз 15 сортов, а по краям посадки деревьев, защищающие от ветров. Этого хватает, чтобы сделать 200-400 литров вина в год, и всё оно распродаётся (и распивается) на винном празднике в июле. Не знаю, насколько курляндские вина хороши и дороги - но безусловно одни из самых редких.

42.


Тут, конечно, куда как теплее из-за близости Атлантики, но всё-таки виноградники на широте между Тверью и Псковом - это впечатляет. Впрочем, как поправляют меня в комментах, приусадебные виноградники попадаются даже в Эстонии, а может и в Скандинавии.

А Цабельн - славный городок:

43.


44.


Старая промышленность есть и тут - вполне может быть, что это была винокурня 1930-х годов. Обратите внимание на геометрический орнамент - ни разу ещё не видел труб с таким украшением (а что к трубам я неравнодушен, думаю, все уже заметили):

45.


Да и это здание на выезде из Сабиле - явно производственное, может быть какая-нибудь кузница:

46.


Напоследок проехали мимо той самой загадочной башенки... правда, сфотографировал я её уже на обратном пути. Есть предположение, что это могло быть и какого времени?

47.


Из Сабиле же мы взяли курс на Ливский берег - вершину этого столь заметного треугольника, отделяющего от Балтики Рижский залив. Но сам Ливский берег, этот финно-угорский корень Прибалтики, я показал ещё в августе. Так что в следующей части - про Дундагу и Нурмуйжу, через которые лежали наши пути туда и обратно.

Другие посты о Латвии - здесь.

немецкое, Курземе (Курляндия), замки-крепости, дорожное, "Черта оседлости", "Балтийские ветры", "Молох", ручная работа, курляндские евреи, Латвия

Previous post Next post
Up