Нынешняя Бухара - средних размеров (273 тыс. жителей) областной центр в 600 километрах от Ташкента, и это для неё не характерно: на протяжении даже не веков, а тысячелетий Бухара была городом №1 в Средней Азии (не зря же одно из её названий - Великая Бухария!), лишь в некоторые периоды оттеснявшимся с этого места Самаркандом: соперничество двух центров Согда-Мавверанахра-Туркестана сродни соперничеству двух российских столиц, только раз в десять подольше. Но если Самарканд называли Римом Востока, то Бухара - это скорее Восточные Афины, город купцов, мастеров, поэтов, учёных и святых, оставивший след на всём человечестве.
О Бухаре в узком смысле я расскажу в 8 частях, о Бухаре в широком смысле (включая
показанный в двух прошлых частях русский город-спутник Каган) - и вовсе в 12. В первой части, традиционно, общее: история, колорит, люди и бесчисленные местные ремёсла.
Окрестности Бухары поражают количеством городищ, представляющих собой, как и всюду, такие вот глиняные лепёхи. Название Бухара изначально относилось ко всему этому огромному оазису в низовьях Зерафшана, и восходит то ли к санскритскому "вихара" ("обитель"), то ли к согдийскому "бухарак" ("удачное место"), словом - "место для жизни". Развитая цивилизация существует здесь уже порядка двух с половиной тысяч лет, и начиналась как союз городов-государств с сельскими округами, "нанизанных" на Великий Шёлковый путь:
2.
Нынешняя Бухара поначалу была лишь одним из них и называлась тогда Нумижкет, а центром Бухарии были расположенные юго-западнее нынешнего города на краю пустыни Пайкенд и Варахша. Последняя служила резиденцей правителей, называвшихся Бухар-худаты - я так и не понял, был это титул или династия, правившая много веков. В остатках их грандиозного дворца археологи откопали несколько уникальных фресок - самая известная, со
сценой охоты царя на гепардов (или гепардов на царя?), ныне хранится в Эрмитаже, а вот фреска 6 века с просто гепардом в музее бухарского Арка:
2а.
Но настоящим центром Бухарии, страны купцов, а не воинов, большую часть её истории был Пайкенд, известный хронистам тех лет как Медный город, и по одной из версий, в его Храме Огня была впервые записана "Авеста". Его положение действительно было уникально: близ устья Зерафшана, где сходились пути на запад из Китая (Зерафшан) и Индии (Амударья). Археологами там найдены остатки уникальных для Средней Азии по своей мощи укреплений, и даже в мусульманский период Пайкенд построил минарет заметно крупнее бухарского Каляна... увы, ныне всё это стало глиной, вот лишь отдельные фрагменты былого, наполнившие все бухарские музеи:
3.
Само собой, как и все очаги среднеазиатской цивилизации, периодически Бухарию кто-то захватывал: в 5-6 веках это были
эфталиты (они же "белые гунны", в те времена несториане, предки нынешних пуштунов), в 567 году - тюрки, против которых было несколько кровавых восстаний, а в 709 году - арабы под командованием легендарного
Кутейбы ибн Муслима. Но даже покорившие пол-мира воины Халифата были поражены богатством Медного города, роскошью захваченной добычи и объёмами выкупов, которые предлагали за себя люди. Арабы пришли сюда не просто так: с 6 века бухар-худатами были правители Нумижкета, борошвиеся за власть с правителями Вардана, и за помощью к Куйтебе обратился бухар-худат Тугшада, пообещавший принять ислам. И хотя последнего бухар-худата арабский наместник казнил в 783 году за поддержку очередного восстания, все остальные князьки лишились влияния ещё раньше, и где-то в 8 веке мусульманский Нумижкет как единственная вотчина бухар-худатов стал называться Бухара. Какое-то время она сосуществовала с Пайкендом, но как чаще всего и бывало, его погубили не войны, а природа - к 11 веку, по мере роста населения, разобранный на арыки Зерафшан оскудел и перестал достигать Амударьи, поэтому жизнь сместилась выше по реке, и Бухара стала единственным центром оазиса.
3а.
Сердцем Бухары при всех правителях был Арк - укреплённый холм в центре города, то ли останец, то ли насыпь (по легенде, его построил святой богатырь
Сиявуш), то ли просто наросший за века культурный слой. Арк здесь - что в Москве кремль, в Лондоне Тауэр, в Пекине Запретный город, и даже больше - ни в одной из перечисленных столиц крепость не была центром так долго, потеряв эту роль лишь в ХХ веке. Арк, средоточие власти бухар-худатов, вали, ханов, эмиров и их военной силы, существовал как бы вне торгового города, высоко нависая над ним. В музеях Арка были сняты и три прошлых кадра:
4.
Вершиной бухарской истории был рубеж тысячелетий, когда вся персидская культура переживала свой Ренессанс. Халифат к тому времени порядком ослабел, и реальной властью на его перифериях обладали формально остававшиеся вассалами династии местных мусульман - так, Бухарой в 821-73 годах правили
Тахириды, первые мусульманские правители Ирана. В Самарканде же примерно в эти годы росло могущество
Саманидов - опять же персоязычной династии, к которой возводят свою историю нынешние таджики. В 875 году Наср ибн Ахмад был назначен наместником Самарканда, после чего послал халифа куда подальше и провозгласил свою империю, первое независимое мусульманское государство в Средней Азии, включавшее Маверанахр и Хорасан по разные стороны Амударьи. В 892 его брат Исмаил Самани перенёс столицу в Бухару - так и наступил её расцвет, и его не смогло прервать даже падение Саманидов, которых в 999 году покорили уже не только мусульмане, но и тюрки
Караханиды (см. пост про их столицу
Баласагун в Киргизии). Более того, именно в период этого перелома через Бухару прошли такие светила восточной мысли, как "король врачей"
Авиценна (980-1037, родился близ Бухары, был придворным врачом Саманидов, затем Хорезмшахов и наконец правителей Исфахана), основоположник персидский поэзии
Рудаки (был придворным поэтом Саманидов в начале 10 века), известнейший персидский поэт, а также астроном и математик
Омар Хайям (жил в Бухаре в 1068-78 годах, с 20 до 30 лет) и многие другие, чья слава за тысячу лет померкла до удела знатоков.
Мавзолей Саманидов (892-907) - старейшее здание Бухары, а то и всего Узбекистана:
5.
Также саманидской считается мечеть Магоки-Атари в яме культурых слоёв, хотя перестраивалась она в 10-15 веках многократно, и как я понимаю, с тех времён остался лишь боковой портал. По легенде, мавзолей Саманидов был построен на месте зороастрийского храма Солнца, а мечеть Магоки-Атари - на месте Храма Луны, и более древний фундамент под ней правда есть:
6.
Хотя с падением Саманидии Бухара утратила роль столицы на полтысячи лет, всё равно она оставалась центром среднеазиатской торговли и мысли. Власть Караханидов продлилась до 1206 года, затем Бухару захватил Хорезм, а в 1220 году Среднюю Азию постиг свой локальный Конец Света - сюда пришёл Чингисхан.
Надо заметить, злейшим врагом монголов были именно мусульмане, вершиной монгольских войн стало разрушение Багдада чингизидом Хулагу в 1270-е годы. Чингисхан утопил Среднюю Азию в крови так, как Руси (кроме принявшей первый удар Рязани, который как известно "больше нет!") и в кошмарах не снилось: большинство здешних городов были действительно полностью разрушены и отстраивались, как тот же Самарканд, с нуля на новом месте. У Бухары, однако, было удивительное свойство договариваться - в 8 веке с арабами, а в 13 веке и с монголами. Сопротивление Чингисхану оказал только Арк, за что был разграблен и вырезан, бухарцам "на земле" же, по преданию, Чингисхан толкал речь с вот этой вот мечети Намазгох (1119-20), построенной для праздничных богослужений под открытым небом. Потрясатель Вселенной сказал тогда: "А не погрязли бы вы в пороках, послало бы вам Небо такую напасть, как я?".
7.
Домонгольских построек в Средней Азии сохранилось даже меньше, чем на Руси (при том, что уровень развития её на момент нашествия был явно на голову выше), и в Бухаре их целых 4 - три показанных выше, но в первую очередь - Великий минарет Калян (1127) высотой то ли 45, то ли 48 метров. Такие гигантские минареты, маяки Ислама, накрывавшие своим азаном весь город, строиолись именно в те времена (потом, видать, города стали слишком велики и маленькие минареты в махаллях оказались практичнее). Калян - это самая настоящая Ось Бухары, он виден практически со всего города, на него замкнуты перспективы даже советских проспектов.
8.
...Одним из тех, кто показывал мне Бухару, был человек по имени Султан-хаджи, и из этого имени следует, что он бывал в Мекке. По его словам, Бухару во всём исламском мире знают и чтут, в том числе и те, кто спрашивали Султана "а что за страна такая - Узбекистан". Бухара была первым мусульманским городом Средней Азии, откуда это учение разошлось по всему краю, но главное даже не это. Рассказывая светскую историю Бухары, я не упомянул жившего в 8 веке (то есть ещё до Саманидов, на излёте Халифата в Средней Азии)
Мухаммеда аль-Бухари, создавшего "Сахих" - вторую после Корана книгу мусульман-суннитов. Собственно, Сунна - это совокупности хадисов, священных преданий о жизни Пророка, следование жизненному пути которого - долг правоверного суннита (в отличие от шиита, для которого это скорее рекомендация). Первые века хадисы передавались в устной форме, попытки их записывать были и до Мухаммеда Бухарского, но аль-Бухари опросил более тысячи шейхов, проработал более 800 тысяч (!) хадисов, отобрал из них 7275 самых достоверных (так как каждый хадис имел "родословную" - цепочку, по которой передавался из поколения в поколение), и среди
6 канонических сборников его "Сахих" стал первым и крупнейшим.
9.
Третьим вкладом Бухары в исламскую цивилизацию стал
суфизм, мистическое течение ислама, и Бухара конечно не была его родиной даже в Средней Азии, но в 13-15 веках стала одним из его мировых центров. Суфизм в полуязыческом краю вообще хорошо прижился, впитывая местные традиции, и из 12 тарикатов (если очень упрощённо, это мусульманский аналог христианских религиозных орденов) здесь зародились три - хорезмийская Кубравия, степная Ясавия и бухарская
Накшбандия, ставшая с 15 века едва ли не самой влиятельной ветвью суфизма, сильно повлияв на Среднюю Азию, Индию, Турцию и Кавказ. В Бухаре и её окрестностях находятся Семь пиров (то есть священных мест) - если мне не изменяет память, это сама Бухара, Кулял, Бахауддин, Чор-Бакр, Гиждуван, Шафиркан и Ромитан. Бахауддин - так звали самого Накшбанди - это место его мавзолея, а Кулял (на фото ниже) - место упокоение его учителя. Обратите внимание на шест с треугольным флагом - такими отмечены все пиры:
10.
Становление бухарского суфизма пришлось на тяжёлые времена бесконечных чингизидских междоусобиц и антимонгольских восстаний. В державе Тимуридов Бухара оставалась духовной и торговой столицей, но всё равно была в тени Самарканда с его великими стройками во славу Тамерлана. Но в 16 веке последний Тимурид Бабур бежал в Индию и возродил там свою династию как Великих Моголов, а Самарканд занял узбек-чингизид Махмуд Шейбани, чей племянник Убайдулла в 1533 году перенёс столицу в Бухару, с этого времени вновь ставшую главным городом Туркестана.
Шейбаниды правили недолго, вершины могущества достигли при Абдалла-хане II, однако его потомки погибли в заговорах и войнах, и в 1601 году власть в Бухаре взяла Астраханская династия (даром что
их вотчину к тому времени обживали урусы), с которой в общем-то и связан расцвет Бухарского ханства. Из трёх узбекских ханств оно было самым иранизированным (даже официальным языком считался персидский), самым теократическим, но - самым многолюдным и самым богатым. В 1753 году пресеклись и Аштарханиды:
Мухаммед Рахим-бий из племени мангытов, ставленник персидского Надир-шаха, в васалитет которому фактически попала Бухара, очень аккуратно совершил дворцовый переворот, заняв трон сначала как аталык (регент), а с 1756 года и официальный правитель, но уже не хан (так как не был чингизидом), а эмир, при этом потеряв Хорасан. Ну а финал истории Бухарского эмирата - война с Россией, потеря Самарканда и признание царского протектората, и наконец уничтожение большевиками во главе с Михаилом Фрунзе - я рассказывал в прошлой части. Фрунзе стал третьим в истории чужеземцем (после Кутейбы и Чингисхана), который покорил Бухару.
Ну а нынешний "вес" Бухары, среди городов Узбекистана делящей 5-е место с жалким Нукусом, пожалуй наименьший за всю её историю.
10а. флаг Бухарского эмирата.
Теперь поговорим о том, что от этой истории осталось, так как её непрерывность породила впечатляющую материальную культуру, где зодчество - лишь вершина айсберга. Надо сказать, архитектура разных частей Средней Азии вроде и похожа, а вроде и отличается - думаю, глубина различий примерно та же, что между средневековым зодчеством Киева, Владимира, Пскова и Новгорода. Вот тут есть очень удобный
обзор важнейших зданий Бухары по историческим эпохам, а тут -
об особенностях бухарской архитектуры. Самые характерные памятники Бухары, как и всюду в Средней Азии - медресе, самый бухарский ансамбль (хотя встречается он и не только здесь) - кош, два здания фасадами друг к другу строго на одной линии. Так же обратите внимание на гулдасты - углоые башни без завершений. Менее очевидна разница пропорций, которая в среднеазиатской архитектуре обычно считалась от ширины главного портала: в Бухаре она обычно равнялась половине высоты и 1/5 ширины здания.
11.
Ещё одна особенность: в других местах вход через портал обычно ведёт сразу во двор, фойе если и есть - то по бокам, а здесь наоборот - вход упирается в стену, которую огибает изогнутыми галереями с двух сторон. Вот тут справа - выход на улицу, а впереди и позади - проходы вовнутрь:
12.
И конечно - орнаменты из глазурованной плитки, и если к самаркандским я применял эпитет "танцующие", то бухарские - скорее "искрящиеся", до невольно возникающего треска фейерверков в ушах... человека и животных изображать, говорите, мусульманам нельзя? Однако же изображали, возможно из-за близости Персии, где этот запрет не прижился и вообще победил шиизм.
12а.
В обычных же домах - резные деревянные двери. Саман и сырцовый кирпич недолговечны, во всей Средней Азии нет жилищ старше конца 19 века, но перестраивая дом, хозяева сохраняли его деревянный "скелет". Поэтому двери зачастую старше стен: по словам местных, им может быть и 300-400 лет (чаще порядка 200), а их узоры словно непрерывно продолжают традицию домонгольского зодчества, в котором они были каменными:
13.
Вот ещё бухарская "фишка", которой я в других городах не видел - гендерная дифферинциация звонков: деревянный стук кольца о дверь адресован женщинам в доме, металлический стук палки-колотушки о бляшку - мужчинам. Так сказать, во избежание конфузов. И да, тут действительно свастика, на Востоке это древний и не запятнаный символ.
13а.
Образцы деревянной резьбы, в том числе решётка и асо - посох странствующего суфия:
14.
И в общем, Бухара просто поражает обилием своих народных ремёсел, которое можно оценить не только в музеях, но и на сувенирных развалах. Не с первого раза мне удалось понять, что здесь собственно бухарское - дешёвая штамповка, в основном попадающая в Бухару из Индии. Впрочем, даже в этом что-то есть - ведь испокон веков в Бухару ходили за индийскими товарами. Но часто просто приглядевшись на сувенирном развале к одинаковым вещам, можно заметить на них мелкие и явно не специальные различия, оставленные живой рукой - особенно это касается ковки, чеканки, резьбы. В общем, попробую рассказать о том, что здесь можно увидеть из собственно бухарского:
15.
Вот например миниатюра - это искусство, продолжающее персидские традиции, вывез Махмуд Шейбани из Герата, "второй столицы" Тимуридов, которой стремился овладеть и таки сделал это всего на 3 года, прежде чем погибнуть в своей войне. Здесь было большое число миниатюристов, самые выдающиеся были Шайх-зада, Махмуд Музаххиб, Абдулла. Бухарский стиль миниатюры был лаконичный, за счет укрупнения деталей, уменьшения количества персонажей и симметричной композиции (
отсюда). С окончанием эпохи Шейбанидов бухарская миниатюра пришла в упадок и возродилась уже в наше время, не знаю, насколько близко к изначальному. Один из любимых сюжетов - "караван":
16.
На заднем плане этого кадра и на трёх прошлых кадрах видны миниатюры и расписные шкатулки - их древнюю традицию возрождали с опорой на современность, на основе русского Палеха, но с восточными сюжетами:
17.
Характерные пеналы, которыми Бухара просто завалена. Где-то расписные, где-то резные - про их историю я толком ничего не нашёл. Но в принципе народ тут был по средневековым меркам образованный, так что не удивительно:
18.
Тут кажется просто антиквариат, но книги напоминают о местной каллиграфии (коей больше славился Самарканд). Раскрытая книга (дополнение
czerjoszyn) напечатана персидским каллиграфическим шрифтом Несталлик, который невозможно напечатать, поэтому такие книги пишутся от руки и размножаются литографией - говорят, так работало печатное дело Пакистана вплоть до компьютерной эпохи, а в Индии этим шрифтом до сих пор издаётся одна газета с полностью рукописным текстом.
19.
В лавке с пряностями продают ещё чикичи ("печати" со штырями для нанесения узоров на тесто будущей лепёшки) и коробочки из сушёной тыквы, которые можно носить на поясе, а набивать, к примеру, насваем (местные к нему привычны и он действует на них как просто крепкий табак, а не наркотик, как для нас):
20.
В Бухаре продают шелка (обычно индийские) и икат из Ферганской долины, но своей особой выделки тканей тут никогда не было. Бухарская ткань - это в первую очередь сюзане, расшитые покрывала из хлопка и шёлка в разных комбинациях. Шьют их по всему Узбекистану, свои традиции есть в Самарканде и
Ургуте,
Кашкадарье, Сурхандарьие с Байсуном, но белое "
бухарское сюзане" с растительными орнаментами и красным "розетками" не спутаешь ни с чем, кроме разве что сюзане соседней
Нураты. Более того, свои школы в рамках "больлой" бухарской традиции дали и окрестные города, как Вабкент, Гиждуван, Шафиркан и другие, так что - понятие в принципе очень растяжимое.
21.
22. 2016
23. 2016
Куклы в бухарских народных тканях. Тоже, кстати, древний промысел, который пытаются возрождать:
24а.
Вообще, говорим "бухарец" - подразумеваем "
человек в халате". Сейчас их носят разве что в глухих горных кишлаках Кашкадарь и и Сурхандарьи поверх рубашек и брюк. Халаты состоятельных бухарцев (или просто праздничные) в музеях:
24.
Бухарская обувь от ичиг (высокие сапоги) до тапочек:
25.
И так как было в городе и много знати, даже в самые трудные времена утопавшей в роскоши, и богатых купцов, хаживавших от Европы до Китая, портные и сапожники порою создавали тут произведения искусства:
26.
Один из символов Бухары -
золотое шитьё, существовавшее тут видимо испокон веков: старейшие предметы датируются 15 веком, но даже во фресках Пайкенда и Варахши есть изображения людей в расшитой золотом одежде. Старый знатный узбек в раззолочёных тюбетейке, сапогах да халате шёлка и иката - очень узнаваемый образ.
27.
А вот вещица на стыке двух искусств, по происхождению кузнечная, а по применению как раз-таки швейная - хитро изогнутые ножницы-птицы для вырезания кружев, с хохолком мужские, а без хохолка - женские.
28. 2016
Пожалуй, это моя любимая вещь из традиционно бухарских, и больше нигде в Узбекистане таких не найти:
28а. 2016
На бухарских улицах немало лавок-кузниц, а по словам
polikliet, и лучшие пчаки (характерные местные ножи) после уйгурских - именно бухарские и ташкентские, проигрывающие чустовским известностью просто потому, что делается их намного меньше.
29.
Металлическая посуда, будь то блюда или кумганы (кувшины с носиками для омовения) - это уже по части чеканщиков:
30.
Вообще, по металлу работало около 40 разных видов усто, среди которых были даже медики, лечившие посеребрёной водой или прикосновениями горячего металла.
31.
И, конечно же, ювелиры - в древнем городе знати у них богатейшая традиция. И множетсов видов украшений: "тилла-кош" (венец невесты), "мохитилло" и "каджак" (височные подвески), "зеби-гардан" и "нози-гардан" (нагрудные украшения), серьги "барг" (лепесток), "кундалсоз", "халка" и другие, браслеты, декорированные прорезной ажурной резьбой с растительным орнаментом, пояса с серебряными пряжками и многое другое. Главное - везде металлические кружева:
32. 2016
Но самыми "бухарскими" - керамика и ковры, коим посвящены даже свои музеи. Керамика занимает старую ханаку (суфискую обитель) Надир-Диванбеги (1619-20), глядящую фасадом на Ляби-хауз.
Делать керамику бухарцам почти в прямом смысле "сам Бог велел" - ведь даже Кулял, наставник Бахауддина Накшбанди на рубеже 13-14 веков, был гончаром. Бухарская керамика пришла буквально "из тьмы веков" - вот например тарелочки из Пайкенда:
33а.
Чашки, пиалы и лампы домонгольских времён. Из такой примерно Алладдин вызывал джинна, а учитывая, что был он из Китая, а Китаем называли не страну Хань, а её тюркскую ойкумену (от кочевников-киданей), потомки Алладдина вполне могут быть среди узбеков, таджиков и уйгур.
33.
Вот уже новое время - на заднем плане тарелка, на переднем - глиняные игрушки. Тут процитирую комментарий
Olga Arnautova. Это, скорее всего, игрушки знаменитой Хамро Рахимовой из гиждуванского кишлака Уба. Они считаются каноническими, их истоки тянутся к зороастризму и связаны они с праздником Навруз в том числе. Сейчас единственная, кто их делает - ее ученица Кубаро Бабаева или Кубаро-опа, как все ее называют. Она тоже оттуда, очень старенькая уже, но регулярно приезжает в Ташкент на выставки. Кстати, игрушки из глины всегда лепили только женщины или старики, которым уже тяжело было крутить гончарный круг. И именно на этих игрушках можно увидеть влияние раннего ислама: это когда на некоторых под шеей видны надрезы, что символизирует уже неживое существо, тем самым обходя запрет на изображение живых существ.
34.
Нынешняя бухарская керамика - это в первую очередь Гиждуван, династия Нарзуллаевых, о чём я ещё расскажу отдельно, и канонические образцы её выглядят так:
35.
Хотя улицы Бухары просто завалены самой разной керамикой, большая часть которой - ферганская (Риштан), там она самая дешёвая и самая массовая. Сами эти тарелки, то есть, привозные, а специфика Бухары - именно грандиозные развалы на пол-улицы:
36.
37.
38.
Что же до бухарских ковров, то их музей обитает в уже знакомой нам древней мечети Магоки-Атари. Тут надо понимать, что Бухара и Самарканд делают ковры абсолютно по-разному, и даже более того - бухарский ковёр с тёплой гаммой и геометрическими орнаментами более известен миру в качестве туркменского ковра. Кто его изобрёл - бухарцы или туркмены - спорят по обе стороны границы:
39.
Честно говоря, и здесь не разобрался во всех направлениях, но сходу узнал киргизский ковёр на полу, знакомый мне по
Кочкорке. Если верить музейному стенду, в Узбекистане бухарские ковры характерны для Кашкадарьи, Сурхандарьи, а также для
среднеазиатских арабов - с этим народом, в отличие от среднеазиатских персов, мне пообщаться не довелось.
40.
Самаркандские и персидские ковры - в них господствуют не геометрический, а растительный орнамент:
41.
А это, кажется, собственно туркменские ковры, то есть по местной классификации - бухарские из Туркмении (поправьте, если ошибаюсь):
42.
Коврами и торгуют по всему городу. Мои попутчики приводили такой диалог с лавочником:
-Э, брат, возьми ковёр!
-А как я его домой повезу?!
-Да ничего, брат! Ты возьми, а мы его бесплатно в любую точку мира доставим!
43.
Геометрические фигурки людей и животных - тоже "фишка" бухарских ковров.
43а.
Ремёсла дополняет достойная их гастрономия. Бухара и Самарканд спорят за звание не только ремесленной, но и кулинарной столицы, и даже по тому немногому, что я тут отведал, предпочтение я бы отдал Бухаре. В центре города много кафе и ресторанов с пышными "восточными" интерьерами:
44.
Но Султан-хаджи возил нас в проверенные места на окраинах, где его самого знают и уважают (то есть плохого не дадут!), и куда лучше, чем в этих "дворцах" Старого города кормят в таких вот заведениях "для своих" с клеёнчатыми скатертями и ламинированными меню. Султан-хаджи ещё и показал нам кухни - вот например казан 19 века с надписью по ободку:
45.
Чай из характерных для всего Узбекистана фарфоровых чайников с "хлопковым" узором, опять же всеузбекистанская сюзьма (тягучая сметана, кислая, как айран) и бухарский плов. В принципе последний - понятие очень растяжимое, мне например до поездки при этом словосочетании представлялся сладкий плов с курагой, изюмом и другими фруктами, а на самом деле там множество видов и комбинаций. Бухарский плов считается самым вычурным и сложным, и - очень сытным: как бы ни было вкусно, а эту тарелку я так и не осилил:
46.
Главным же впечатлением бухарской гастрономии стала халиса. Это мясо, которое с вечера закладывают в казан и томят до утра или до полудня, на выходе получая натурально мясную кашу. Местные едят её ещё и с сахаром, нам же хватила и овощей:
47.
И, конечно же, восточные сладости, встречающиеся и в других городах, но если в России их называют "узбекскими", то в Узбекистане - "бухарскими". В отличие от липких и влажных турецких, здешние сладости все сплошь сухие, то твёрдые, то рассыпчатые и способные долго храниться. Способ их приготовления в разных городах может отличаться: так, с виду одинаковая халва в Бухаре похожа скорее на кофнеты, а в Самарканде скорее на помадки.
48. 2016
Да, халва здесь - это не то, что называют этим словом у нас (хотя "наша" халва видна на кадре выше), а скорее именно конфеты с очень характерной текстурой. Нарезают их обычно ромбиками, и два вида этой халвы на кадре выше слева в коробках, а справа уже завёрнутые для нас в пакетах:
48а. 2016
Даже сибирская кошка на самом деле слегка проапргрейженная бухарская кошка. Ведь Бухара очень активно торговала с Сибирским ханством и даже пыталась его осваивать: тот же Кучум был ставленник Шейбанидов, родичем Абдалла-хана II, неприятие которого сибирскими татарами и дало один из поводов послать туда Ермака. Бухарцы привезли с собой и кошек, на новой родине ставших ещё крупнее и пушистее, а вот в самой Бухере порода исчезла в Гражданскую войну - её золотой фонд, сто кошек эмира, разбежались из сгоревшего Арка и дожили свой век поодиночке в домах простых бухарцев. Нечто отдалённо похожее, но больное да облезлое мне встретилось в Хиве:
49.
А вот людскую свою породу бухарцы сумели сберечь: за полторы тысячи лет она так и не стала тюркской, лишь согдийцы (чей язык иранской группы был очень отдалённо похож на осетинский) сменились персами, которые с принятием в Персии шиизма стали таджиками. Но не удивлюсь, если в жилах многих бухарцев по сей день течёт ещё согдийская крвоь с тюркской, персидской, арабской примесью. В отличие от Самарканда, стоящего у границы Таджикистана, Бухара была и остаётся "островом" - уже в ближайших кишлаках народ говорит по-узбекски. Власти официально записывают местных таджиков "персоязычными узбеками", сами же себя они не считают ни теми, ни другими. Бухарец - сам себе национальность, общность места тут сильнее общности нации. Дальше, напоследок - фотографии бухарцев и многочисленных гостей древнего города:
50.
Пожалуй, самая точная характеристика бухарских типажей - индоевропейские, тут так вообще похоже, что таджик или перс играет с узбеком в шеш-беш (нарды, если по-нашему):
51.
52.
53.
Возможно, бухарский еврей, их тут осталось несколько сотен, и о них ещё будет отдельный пост:
54.
Возможно (учитывая близость базара) - гости из кишлаков:
55.
Я прицельно выбирал самые колоритные "азиатские" типажи, которых в Бухаре правда больше, чем в любом другом областном центре. Но так-то ничего современного бухарцам не чуждо:
56.
А вот туристы откуда-то с других областей Узбекистана, но уже частью в местных костюмах:
57.
Неповторимая атмосфера Бухары затягивает. Она какая-то очень мягкая, тёплая, даже сладкая, так непохожая на чинный и хитрый Ташкент, грозный Самарканд и сумрачно-мистический Хорезм. В следующих частях погуляем по отдельным районам Бухары, начав с Ляби-хауза.
СРЕДНИЙ ЗАПАД УЗБЕКИСТАНА.
Обзор поездки и
оглавление серии.
Бухарская область
Каган. Центр и церковь.
Каган. Окраины.
Бухара. История, люди и ремёсла.
Бухара. Ляби-Хауз.
Бухара. Торговые купола.
Бухара. Пои-Калян.
Бухара. Арк.
Бухара. Парк Саманидов и внешние укрепления.
Бухара. Еврейский квартал.
Бухара. Новый город.
Бухара. Ситораи-Мохи-Хоса.
Окрестности Бухары. Бахауддин и Чор-Бакр.
Бухара вне Бухары. Наследие эмира в России.
Вабкент и Гиждуван.
Навоийская область
Маликрабат и Хазора.
Навои старый и новый.
Нурата.
См. также:
Ташкент и окрестности - см. оглавление.
Хорезм, Самарканд, Южный Узбекистан - в последующих сериях.
Незнакомые слова и непонятные ситуции - см. по ссылкам ниже.