Флот Севера

Dec 15, 2015 17:40



Не вполне очевидно, что именно низовья Оби и её притоков - район самого активного в России речного судоходства. Здесь мало дорог (хотя строятся они в огромном количестве), но как нигде на Севере - много людей, ехавших и продолжающих ехать за длинным нефтяным рублём. Бескрайние болота Западно-Сибирской равнины, эта наша Холодная Амазония, буквально пронизаны реками и протоками разного масштаба, а у главных регионов-"доноров бюджета" России просто есть деньги на дотирование речных перевозок. В общем, даже удивительно, почему этот регион ещё не стал местом паломничества любителей водного транспорта, который тут поражает своим количеством, разнообразием и востребованностью, а значит - и местным колоритом. О важнейших с точки зрения туриста его образцах - теплоходах "Родина" и "Механик Калашников" - я рассказывал в прошлой части, а теперь познакомимся с другими плавсредствами от "Метеоров" (на которых мы прошли Обь от Ханты-Мансийска до Салехарда) до грузовых барж, паромов и моторных лодок.

Также хочу поблагодарить "Северречфлот" за помощь в организации поездки, но оговорюсь, что здесь работают и другие пароходства (Иртышское с центром в Омске, Обь-Иртышское с центром в Тюмени, а может и не только они), и кому какое судно принадлежит - не всегда точно знаю. Но все пассажирские - за "Северречфлотом".

Начну, однако, даже не с судов, а с навигационных знаков. Река - это полноценная дорога со своим движением, в чём-то более простым (судов меньше, чем машин и даже поездов, и скорости у них не те), в чём-то более сложным - поводные камни и мели с поверхности могут быть не видны, а быстро затормозить в воде невозможно. В принципе на реках всё как на дорогах - свои путевые знаки, свой аналог ГАИ (только в машине пристёгивают ремень, а в лодке надевают спасательный жилет), свои правила и этика.

2.


Самый характерный створный знак - дощатые "ёлочки" с кадра выше, обозначающие фарватер. Так как на воде нет разметки, их устанавливают парами, а наложение их друг на друга собственно и означает выход на фарватер. Аналогичным образом устроен знак "не парковаться бросать якорь" с кадра ниже. А есть тут и ограничения скорости, и километровые столбы. Километраж судоходной реки, кстати, считается от устья, а не истока - потому что во-первых истоков может быть несколько, а во-вторых верхняя граница судоходного пути может меняться.

3.


...Первая баржа прошла мимо нас ещё в Омске, над Иртышом пролетает заходящий на посадку самолёт:

4.


А из устья Оми следом вышел речной трамвайчик типа "Москва", некогда рабочая лошадка пригородной навигации, с 1969 года строившаяся в столице. Небольшие (длина 38 метров), но вместительные (до 300 пассажиров), ныне это в первую очередь прогулочные суда, катающие народ вдоль набережных российских и украинских городов. Свои прогулочные суда есть во всех четырёх основных городах по пути, но именно "Москва" - только в Омске и Ханты-Мансийске.

5.


На Иртыше чуть ниже Омска стоят танкер "Сергей Манякин" (справа, построен в 1979 году в Болгарии, назван в честь советского "отца"-руководителя области) и НСПКО-2 (1957, Финляндия) - это расшифровывается как "несамоходное судно комплексной переработки отходов", видимо забирающее с других судов мусор. Оно тут само по себе, а вот "Манякин" скорее всего стоит в очереди...

6.


...на бункеровку - так на флоте называют заправку топливом. Бункера, в основном не самоходные, болтаются вблизи Омска, Приобья и Салехарда (по крайней мере там я их видел больше всего), где к реке подходят железные дороги и действует крупнейшие грузовые порты. Впрочем, "Калашников" как-то ночью бункеровался в Обской губе, уж не знаю, где именно.

7.


Во время бункеровки пассажиров по радиосвязи просят отойти от борта, через который она делается. Процесс занимает около 40 минут, но и хватит топлива на несколько дней:

8.


Буксир бункеруется в Приобье:

9.


Бункеровщик под Салехардом на фоне гор Полярного Урала:

10.


В целом же чем ближе к устью - тем меньше дорог и стало быть тем активнее судоходство. Если на Иртыше другие суда попадались нам раз в полчаса-час, то на просторе Оби видишь их почти постоянно. При этом флот Иртыша и Оби довольно сильно отличается: в Омской области наша "Родина" была единственным пассажирским судном, ниже Тобольска можно повстречать её близнеца "Чернышевского", но в основном иртышский трафик - это грузовые суда. Преимущественно - несамоходные баржи, которые толкает большой пыхтящий буксир:

11.


Чаще всего попадаются советские буксиры ОТА-800 ("Озёрный толкач автоматизированный"), строящиеся с 1970-х годов на пермском судозаводе "Кама", с которого (вернее, его рабочего посёлка) произошёл между прочим и я. В основном они тут принадлежат Иртышскому и Обь-Иртышскому пароходствам. Толкает ОТА с козырным номером на этом кадре универсальные баржи, которые могут возить хоть песок и щебень, хоть машины.

12.


Немногим режде попадаются буксиры РТ-600 ("Речные толкачи"), опять же с 1970-х годов строившиеся на судозаводах в Тюмени и далёком забайкальском Сретенске для сибирских рек вплоть до Чукотки. Ведёт он, если я не ошибаюсь, наливную баржу:

13.


Но больше всего из местных буксиров мне запомнились "длинношеии" БТМки, строившиеся в 1980-х годах десятком разных судозаводов. Выглядят они довольно современно, и я было подумал, что новые:

14.


А наливные баржи разных типов - как нетрудно догадаться, самые характерные "грузовики" Обского бассейна:

15.


Немного зарисовок с буксиров, будь то рабочая лодка на борту (на случай, если например понадобится сходить на берег с рейда):

16.


Или сами речники. Команда у буксира в среднем 9 человек, а скорость дай бог километров 15 в час.

17.


18.


Иногда порожний "грузовик" легко перепутать с паромом - те же баржи и буксир, только на баржах есть навес типа автобусной остановки, где непогоду могут переждать пассажиры, а сами баржи - ровные и с заездом. Надо сказать, только пройдя реку на судне, можно понять, сколько у нас на самом деле паромов - для городского человека они экзотика, а по крайней мере на Иртыше видишь их едва ли не в каждом крупном селе. Причём чаще всего - в работе или при погрузке:

19.


Толкают их чаще всего небольшие буксиры РТ-300, строившиеся опять же десятком судозаводов с 1960-х годов (но большинство сохранишвхися - 1970-80-х):

20.


Впрочем, иногда паромы водит не толкач, а тягач, как бы пришвартованный сбоку к платформе... да, думаю, по чумам на заднем плане ясно, что это не Иртыш, а низовья Оби:

21.


Но само собой, отнюдь не все иртышские суда ведут баржи. Чаще всего (я сфотографировал их штук пять разных) нам попадались вот такие вот катера типа "Путейский", на которых сотрудники пароходств и администраций объезжают и обслуживают речную трассу. "Путейские" 381-го проекта разработаны в Беларуси, строились с 1970 года на верфях в Пинске и подмосковной Кашире, но как видите, пригодились в сибирской стороне:

22.


Ещё один "Путейский" на фоне дебаркадера - на этот раз КС-100д, выпускающийся с советских времён на судозаводе в Костроме скоростной катер с водомётный движетелем, используемый как для служебных разъездов, так и для лесосплава.:

23.


Под Тобольском - прогулочная моторная яхта "Русич", построенная в 2006 году в Новосибирске и видимо заменяющая старинному городу речной трамвайчик:

24.


Больше всего же меня озадачил вот этот катер, на котором, судя по куче рюкзаков на носу, кто-то совершает своё путешествие:

25.


Но частных судов на сибирских реках всё-таки исчезающе мало, роль легковой машины тут играет моторная лодка:

26.


(обратите внимание на правую нижнюю секцию - фотография сделана с борта, ребята сами не поняли, что были на волосок от гибели под корпусом нашего теплохода)

Наряду с советскими "казанками" и "прогрессами" тут попадаются и традиционные деревянные лодки, при виде которых сразу вспоминаешь суровых бородатых казаков, пробиравшихся "встречь солнцу" по студёным рекам:

27.


Сидят в лодка чаще всего, как нетрудно догадаться, рыбаки. Река - не только трасса, но и поле:

28.


Кто не обрадуется при виде Большого Белого Теплохода? Весь путь по Иртышу с берегов нам махали руками и кричали пожелания счастливого пути, и натурально кажется, что здесь все тебе рады! Пассажирка на палубе рассказывала, как в её прошлом рейсе проезжавшие мимо на моторке пьяные рыбаки на радостях кинули на палубу рыбину - и всё бы ничего, но попали этой рыбой аккурат ей по лицу. Говорят, иногда рыбу привозят на теплоход и в тот же вечер подают в буфете.

29.


Но в общем, думаю, флот Иртыша до границы ХМАО не слишком выделяется на фоне других судоходных рек. В Ханты-Мансийске мы с Константином nord-ursus покинули "Родину" и пересели на совсем другое судно - "Метеор":

30.


"Метеоры" и их многочисленная родня вроде "Комет" и "Восходов" (полный обзор здесь) - пожалуй, самые интересная машины постсоветских рек и озёр. И не вполне очевидно, что при всей футуристичности своего облика, они старше тех пыхтящих буксиров: "Метеоры", всего около 300 штук, строились Зеленодольским судозаводом в Татарстане в 1961-91 годах. Скоростные суда на подводных крыльях, способные разгоняться до 60-70км/ч (это скорость автобуса, но в 2-3 раза быстрее большинства судов), а в отдельных экспериментальных случаях и больше 100км/ч, разрабатывались с конца 19 века, первое судно на подводных крыльях испытывал в 1906 году итальянец Энрико Форланини, в последующие годы с этими технологиями экспериментировали несколько стран, в том числе Германия, выходец из которой Ганс фон Шертель после войны перебрался в Швейцарию и основал там компанию "Супрамар", в 1952 году построившей первой в мире коммерческое судно на подводных крыльях. В США 1960-80-х годов на ходу были военные катера на поводных крыльях "Пегас", быстрые и довольно грозные. Словом, мы тут были не единственными и не первыми - но оказались лучшими: у советских судов на подводных крыльях был один "отец" - гениальный инженер Ростислав Алексеев, большую часть жизни работавший в Нижнем Новгороде - о нём я подробнее рассказывал в контексте Чкаловска. Не вполне очевидно, что советские суда на подводных крыльях, в первую очередь "Восходы" (известные в экспортном варианте как "Еврофойл"), эксплуатируются по всему миру, в том числе на своей прародине в Италии, а также в Греции, Нидерландах, не говоря уж про постсоциалистические страны типа Болгарии или Вьетнама. Даже интересно, много ли туристов на Средиземном море, видя там такую штуковину, задумаются, что во-первых её сделали в "страшной отсталой России", а во-вторых - полвека назад?

31.


На Иртыше кроме самого устья, сколь я знаю, "Метеоров" нет, зато на Оби они образуют полноценную "волну" Нижневартовск - Сургут - Ханты-Мансийск - Берёзово - Салехард, на всех отрезках кроме последнего (там через день) курсируя ежедневно. Билет на каждый из этих участков стоит в среднем 1500 +- 300 рублей, и цена не так уж сильно зависит от расстояния. В отличие от медленного и грузного теплохода, "Метеоры" заскакивают в каждую деревню, где оборудован причал, и если "Родина" и "Калашников" напоминают поезда дальнего следования, то это - речные электрички.

32.


У пристани метеор сбрасывает ход, ложась со своим крыльев на брюхо, и встаёт носом против течения. У него есть и похожая на воздушное крыло площадка, на которое подают трап. Команда тут всего три человека, один из которых при швартовке накидывает спасжилет:

33.


Пройдёмся по "Метеору" от носа к корме - от входа видны крутая лестница в кабину (язык не поворачивается назвать её рубкой!) и передний салон. Он самый комфортабельный и панорамный, но билеты сюда продают в последнюю очередь, так как чем меньше нагрузка - тем легче ход:

33а.


С другой стороны - главный салон. Вместимость (по сидячим местам) у "Метеора" как у средних размеров самолёта - до 123 человек, но на практике ещё несколько десятков пассажиров он может взять стоя... хотя это вообще-то неправильно, так как спасжилеты на полках - всё-таки по числу кресел. В главном зале есть буфет (на линии Ханты-Мансийск - Берёзово в нём прямо на ходу пекли очень вкусные пирожки с картошкой, а на линии Берёзово-Салехард продавали кит-каты и твиксы по 100 рублей)...

34.


...и касса, обеличивающая пассажиров с второстепенных причалов. Не продуман у "Метеора" оказалася багажный отсек - на заднем плане видна куча сумок и рюкзаков, которые сложить просто больше негде. Телевизор, к счастью для нас и к огорчению других пассажиров, не работал, а интерьер... если медленные теплоходы я обозвал "музеем 1950-х", то здесь - скорее, "музей 1980-х", когда был построен данный "Метеор":

35.


Дальше можно выйти в курилку - это место мы с Константином быстро прозвали "тарахтельники" - штуковины по бокам ревут и трещат просто адски громко, так что общаться можно лишь криком прямо в ухо. Ветер от движения даже тут сдувает... вообще, парадокс, но хотя "Метеор" едет не быстрее автобуса, постоянно кажется, что скорость его километров так 200 в час. А когда волна - сходство с самолётом достигает апогея: качка "Метеора" похожа на турбулентность.

36.


За тарахтельниками с одной стороны гальюн:

36а.


С другой за обычно запертой дверью - двигатель, над которым они собственно и расположены. Мощность его порядка 2000 л.с., что в 5 раз больше, чем у каждого из двух двигателей "Родины" или "Калашникова". Что двигатель очень мощный - видно невооружённым глазом даже такому профану, как я:

37.


Дальше ещё и третий салон на корме. Он считается худшим - от двигателя здесь постоянный шум и запах соляры, но как уже говорилось, сначала билеты продают именно сюда:

37а.


Спина "Метеора" на фоне ханты-мансийского моста "Красный Дракон":

38.


И кабина, хотя и правильнее её называть рубкой. Сюда, в отличие от рубки "Родины", я так и не сходил - просто некогда было ни мне, ни команде:

39.


Но "Метеоры" - не единственные скоростные суда Оби. Вот например в Приобье попалась одинокая "Ракета" - первое детище Алексеева (1957), строившееся на заводах "Красное Сормово" (Нижний Новгород) и "Море" (Феодосия). Нет, мозг отказывается признавать, что этой штуковине может быть хорошо за полвека (хотя конкретный экземпляр, скорее всего, моложе), и на её волнах могли подскакивать деревянные баржи. Думаю, увидя такое чудо "из-за острова", жителю глухих приречных деревень несложно было поверить, что коммунизм вот-вот наступит. "Ракеты" до сих пор эксплуатируются в Финляндии, а до 1976 года их можно было увидеть на Темзе.

40.


Там же другая легенда советского скоростного флота - "Заря", строившаяся с 1961 года до конца 1980-х в Москве. При её упоминании ценители речного флота восторженно закатывают глаза: штука хотя и не редкая и не слишком комфортабельная, а совершенно уникальная технически - "водяные сани" с водомётным двигателем (вместо винта), касающиеся воды лишь лезвиями "полозьев" и потому обладающие особой проходимостью на мелководьях и камнях вплоть до возможности причаливать к отлогому берегу. Всё остальное, правда, у "Зари", сколь мне известно, очень плохо - ненадёжная, неэкономичная, тряская, шумная, грязная и даже небезопасная. Помнится, давным-давно я хотел уйти на "Заре" из Котласа в Сольвычегодск, но в итоге она сломалась, а я это узнал уже к тому моменту, когда ходивший трижды в день автобус благополучно уехал. Тем не менее, они ещё живут, и в Югре курсируют из Приобья в посёлок Кондинский выше по мелкой реке Конда.

41.


Более продвинутый аналог "Зари" - "Линда", производство которой началось в 1989 году на Зеленодольском судозаводе. По понятным причинам она была уже не столь массова, но в ней были преодолены недостатки "Зорь", да и скорость у "Линды" больше - до 55 км/ч против 45км/ч у "Зари". Точно не помню, по каким они курсируют линиям, но чаще всего попадались мне в Берёзово.

42.


А вот в Ханты-Мансийске повстречался "Югорский" - глиссер на воздушной подушке проекта "Марс-2002", построенный в 2006 году в Нижнем Новгороде. "Подушки" от других судов отличаются тем, что могут ходить и по льду, и круглый год бегают из Ханты-Мансийска в соседние Пырьях, Кышик и Троицу, как этакие водяные ПАЗики. Они значатся и в зимнем расписании, а вот летнее "Северречфлот" уже снял, поэтому какие где суда ходили, на память не скажу.

43.


Но самые современные в Обском бассейне суда можно встретить Салехарде - это скоростные катера А-145, построенный в 2011-12 годах в Зеленодольске: по экономичности, комфорту и даже скорости они превосходят весь советский скоростной флот. Всего их собственно два и построено, и оба здесь - "Рем Вяхирев" (директор "Газпрома" в 1990-е) и, извиняюсь, "Виктор Черномырдин". В Салехард их доставили с изрядным пафосом, но дальше стоит вспомнить афоризмы "как вы лодку назовёте - так она и поплывёт" и "хотели как лучше, а вышло как всегда": их запустили не куда-нибудь, а в Антипаюту, до которой по Обской губе они долетали за 12 часов, в то время как "Калашников" тащился полтора суток. И всё бы ничего, но полярные шторма оказались им не по силам, и даже то волнение, с которым "Калашников" мог справиться, им приходилось пережидать. Говорят, однажды "Черномырдин" застрял так в тихой бухте на 5 дней, само собой не имея на такое время никаких запасов (и выйти купить, как вы наверное понимаете, тоже некуда), после чего на линию вернули старого доброго "Калашникова". Впрочем, с Обской губой вряд ли совладала бы и "Комета", в конфузе виноваты не корабелы, а чиновники, так что оба катера и сейчас в ходу, просто перекинули их на реки выше Салехарда:

44.


А ещё, надо сказать, скоростные суда 1980-2000-х явно проигрывают "Метеорами" и "Ракетам" в плане дизайна - всё-таки там сыграл свою роль гений Ростислава Алексеева.

Но на просторе Оби пассажирские суда встречаются не только скоростные. Вот например классический "Московский", с 1983 года строившийся в Москве, служит прогулочным судом в Салехарде (хотя и плохо представляю речные прогулки на большую часть времени холодной ветреной Оби). "Витязь" же, построенный в единственном экземпляре Аркульским судозаводов в Кировской области в 2000 году, классифицируется как "служебно-разъездное судно повышеной комфортности", то есть видимо на нём обходит свои зоны ответственности начальство "Северречфлота":

45.


На Иртыше же нам попался "Московский" в необычной модификации - служебный водолазный бот "Приобье" (1989, изначально "Агитатор") с выходом на корме:

46.


Вот ещё модификация КС (см. фото №23) на Оби, похожая на плавучую вахтовку:

47.


Небольшой траулер ПТС-8 под Салехардом, приписаный и вовсе к Тобольску. Рыболовные суда ни с чем не спутать внешне, но мы попали в несезон и это был единственный увиденный за две недели пути их образец.

48.


Обстановочное судно "Быстрина" (1987, Тюменский судозавод), своим краном на палубе выставляющее в воду буйки:

49.


И как апофеоз северной экзотики - плавполиклиника "Николай Пирогов" (1993) у причала одного из посёлков, имевшай с 1968 года двух предшественников "Здоровье" и "Здоровье-2". Плавмагазины, плавгоспитали, плавцеркви - важная часть жизни северных рек, для многих посёлков остающихся единственным выходом к внешнему миру.

50.


Ещё одна деталь пейзажа обских низовий - это автопаромы, порой преодолевающие очень внушительные расстояния от посёлков до ближайших дорог или станций. Вот это, например, паром Приобье-Октябрьский, его путь "всего" полсотни километров.

51.


А вот этот автопаром в низовьях Оби, на фоне плоской тундры, судя по вахтовке и трэколу (УАЗ с гигантскими колёсами) идёт откуда-то очень издалека, а его машинам, возможно, предстоит дальньйший путь на железнодорожных плтаформах от Лабытнанги до Сосногорска.

52.


В Обской губе, которая фактически уже полноценное море, часто можно видеть такие вот связки из 2-3 барж и запряжённый в них буксир-тягач "Плотовод", или Р-33, выпускавшийся с 1960-х годов судозаводами в Волгограде, Котласе, Чайковском (на Каме) и сибирских Усть-Куте, Киренске. Как я понимаю, такие связки надёжнее в штормах, но поначалу смотрелись очень непривычно:

53.


Причалы посёлков на Краю Земли снабжены одиноким краном, разгружающим иногда подходящие баржи, и эти краны ещё со старых хроник и советских книжек да собственного детства на Камчатке запомнились мне одним из символов Крайнего Севера:

54.


В следующих частях - собственно, путешествие по рекам, в ходе которого всё это нам попадалось. Начнём с видов Омска.

По ссылкам-превью после поста - аналогичные обзоры из других акваторий.

ДРУГИЕ ПОСТЫ ОБ ЭТОМ ПУТЕШЕСТВИИ - ЗДЕСЬ.

ИРТЫШ и ОБЬ-2015
Холодные берега Югории. Вступление и ссылки на прошлые части.
Теплоходы. "Родина" и "Механик Калашников".
Флот северных рек.
По Иртышу.
Омск с воды.
Омская область.
Тюменская область до Тобольска.
Ночной Тобольск.
Север Тюменской области и Ханты-Мансийск с воды.
Ханты-Мансийск.
По Оби.
Салехард.
Обская губа.

Сибирь, Обь, Ямало-Ненецкий АО, Крайний Север, суда и корабли, Омская область, Югория, речной транспорт, Тюменская область, дорожное, "Вечность пахнет нефтью", Иртыш, Ханты-Мансийский АО, переправы, транспорт, рыбацкое

Previous post Next post
Up