Химки. Часть 1: самое ближнее Подмосковье

Mar 12, 2018 18:54



Химки - третий по величине (240 тыс. жителей) город Подмосковья после дутой Балашихи и традиционно крупного Подольска. Впрочем, Подмосковье ли это? Москва лежит перед Химками (граница городов по МКАДу), за Химками (Зеленоград) и внутри Химок (Ленинградское шоссе), а проехать куда-нибудь из Старых Химок в Сходню возможно опять же только через Москву. Но Химки, вместе с тем - это Москва со знаком качества, один из лучших городов России, и если в Реутове 20-этажные человейники наводят тоску, то здесь выглядят приметой роста. Несмотря на пронизанность Москвой и полицентричность, Химки - вполне самодостаточный город.

Ну а с маленьким Пересветом, показанным в прошлой части, Химки роднит то, что там ракетные двигатели и космические корабли испытывают, а здесь - делают. Но о космических заводах и их музеях я расскажу в следующей части, а пока просто погуляем по городу. В компании Татьяны moscow-i-ya и её супруга Михаила.

...Приехав в Химки через несколько дней после "снегопада века", первым делом я заметил, что под ногами - не месиво из скользкого льда, рыхлого снега и едких реагентов, к которому я успел привыкнуть в Москве, а вполне комфортная для ног твёрдая поверхность. Но меня это не удивило: прежде я не раз проезжал здесь по дороге к родственникам в Клин, и из окна автобуса Химки казались городом, в который из Москвы приезжаешь словно из деревни. Татьяна с Михаилом переехали сюда недавно из весьма неплохого районы Москвы, и это был вполне осознанный результат долгих поисков: Химки произвели на Татьяну впечатление города, в котором хотелось бы жить, и за время жизни здесь - не разочаровали. Гулять с Татьяной и Михаилом по Химкам было особенно интересно: город для них уже стал своим, но ещё оставался новым и неизведанным, а дату постройки каждого дома Татьяна помнила наизусть по риэлторским сайтам. В конце прогулки меня пригласили на чай... в квартиру на одном из верхних этажей новенького ЖК "Васко да Гама" (2013). Сверкающий чистотой подъезд, лифт с тихой музыкой (причём репертуар варьируется от советской классики до "Короля и Шута") и вот - дальние виды на два города:

2.


Пересекая по Ленинградке водяной простор между Москвой и Химками, я долго пребывал в уверенгости, что это Москва-река. На самом деле - Химкинское водохранилище, устроенное в 1937 году на речке Химке как часть Канала имени Москвы, ведущего в Дубну. Граница Химок с Москвой проходит не по каналу, а по МКАДу, и на кадре выше не так-то просто понять, где какой город. Группка многоэтажек слева - ещё в Химках, а дымящие трубы за ними уже в Москве и принадлежат ТЭЦ-21 (1963). Не вполне очевидно, что последняя - самая мощная в столице (1800 МВт) и обеспечивает теплом и светом 3 миллиона человек. Просторный Химкинский лесопарк МКАД рассекает надвое, и его безумные развязки вьются на фоне московского района Ховрино:

3.


Правее виднеется Северный порт и многоэтажки Тушина. Где-то за кранами - пристань, с которой увозили "Бураны", собиравшиеся на Тушинском авиазаводе, учиться летать в Жуковский, а справа чернеет подводная лодка "Новосибирский Комсомолец" - там небольшой морской музей (чтоб знали сухопутные крысы московские, что море на свете бывает!), где есть даже такое чудо-техники, как экраноплан "Орлёнок".

4.


Правее - ещё одна башня "Васко да Гамы", которая образует на панораме своеобразную границу - слева Москва, справа - Химки:

5.


Химки устроены чрезвычайно мудрёно, тем более после того, как в их состав включили множество посёлков во главе с городом Сходня. К Химкам вполне могут относиться какие-нибудь районы, промзоны, новостройки за десяток километров от города, не сообщающиеся с ним напрямик. Химки похожи на остров сложной формы со множеством мелких островков вокруг, но базовое деление его центрального "ядра" - на Старые и Новые Химки по разные стороны Ленинградского шоссе. Здесь хорошо видно, что Старые Химки - это по-прежнему уютный, очень зелёный советский район, а Новые Химки - грандиозные бетонные джунгли. В Старых Химках - вокзал и ракетно-космические заводы, а в Новых Химках - лишь бесчисленные соты квартир. Ленинградское шоссе неизменно утягивает либо в Москву, либо в Питер, поэтому друг у друга старохимкинцы и новохимкинцы практически не бывают.

6. запомните эти белые довоенные сталинки в середине кадра - в конце поста я к ним вернусь.


Старые Химки в свою очередь делит практически ровно пополам Октябрьская железная дорога. За ней, я бы сказал - Старые-старые Химки, а тут - Староновые Химки.

7.


Железная дорога ещё и разделяет трёх китов местной промышленности - слева от неё НПО имени Лавочкина (мудрёная межпланетная техника от Луноходов до Радиоастрона), а справа завод "Энергомаш" (лучшие в мире ракетные двигатели, которые даже в Америке покупать не отказываются) и КБ "Факел" (на которое американцы, наоборот, наложили санкции, так как делают на нём ракеты для опять же лучших в мире российских комплексов ПВО). В их мощную промзону, вытянутую параллельно водохранилищу, входит и несколько предприятий поменьше, но вон те грандиозные трубы принадлежат лаборатории огневых испытаний "Энергомаша" и пышут порой густым дымом с оранжевыми парами азотной кислоты.

8.


По рельсам непрерывно снуют старые советские электрички, новенькие "Ласточки", разноцветные (всё ещё!) поезда дальнего следования и скоростные "Сапсаны", за каждым из которых тянется хвост натуральной метели - на Тверь, Новгород и Петербург. Работает линия на пределе своих возможностей, и хотя ехать до Химок с Ленинградского вокзала от 15 до 30 минут, из-за огромного количества отмен и переносов расписание фактически каждый день составляется заново. В роли городских ворот - бетонный фермовый мост длиной 116м, построенный в 1935 году как часть инфраструктуры Канала имени Москвы.

9.


Хотя есть и более экзотический способ приехать в Химки - на троллейбусе, пущенном в 1997 году. Два его маршрута из трёх заканчиваются у метро "Планерная", и таким образом, хотя междугородних троллейбусных линий в бывшем СССР немало (в том числе дальних в Крыму или в Хорезме), этот троллейбус ещё и единственный на шестой части суши межрегиональный!

10.


У Химок не просто подмосковная, а гиперподмосковная история. В Средние века здесь лежала россыпь старых сёл, отфиксированных писцовыми книгами 1573 года, но большинство из них - по окраинам нынешнего города. В 1812 году на Химке-реке стоял французский лагерь Эжена Богарне - правой руки Наполеона. Но едва ли не раньше той войны вокруг старых деревень стали появляться дачи и загородные усадьбы - хоть и восходит название города к балтскому "киминас" ("мох"), явно намекая на болота, а всё же многие в те времена жили на две столицы, и конечно ценили возможность уехать в Петербург, не путаясь в московских переулках. В 1851 году здесь прошла Николаевская железная дорога, и началом собственно Химок можно считать станцию Химскую, от которой сохранился даже путейский дом 1850-х годов. Когда же стальную магистраль дополнила ещё и голубая дорога Канала имени Москвы, Химки начали превращаться в промышленный центр, в 1937 году став рабочим посёлком, а в 1939 - городом.

11.


От станции и начнём прогулку, и сначала пойдём направо - в "более старые" Химки. За типично подмосковным привокзальным рыночком встречает стена, у которой с одной стороны советские мозаики:

12.


А с другой - современная роспись под книжные полки:

13.


Что за книги на них "стоят", догадаться нетрудно - здесь начинается Парк Толстого. Дачи на берегу Химки в разной время снимали как Лев Николаевич, так и Алексей Николаевич, но парк тут назван всё же в честь автора "Войны и Мира". В глубине - Дворец культуры "Родина" (1961), но фотографировал я не столько его, сколько огромные заснеженные туи, совершенно неожиданные близ Москвы. Хотя Химки стоят от столицы к северу, это один из самых тёплых городов Подмосковья, и летом, по словам Татьяны, здесь полное ощущение, что находишься где-то на юге.

14.


Конечно, тут дело даже не в климате, а в каких-то деталях городской среды, к которым мы привыкли именно в южных городах-курортах. Вообще, во всей красе Химки явно можно оценить только летом, вот например фотографии парка Толстого на его официальном сайте. Зимой же - ни Сада Камней, ни динозавров в натуральную величины, ни буйства граффити, ни курортного вида набережной с шезлонгами и лазурными бассейнами, а лишь сугробы выше человеческого роста.

15.


Пол-парка - на высоких холмах с отличными видами на Химкинский мост:

16.


А спустившись к городскому пляжу, не пугайтесь, увидев прямо в тротуаре бегемотов. Впервые такой сюжет воплотили в Тайбэе на площади у городского зоопарка, и без тайваньских бегемотиков теперь не обходится ни одна подборка самых необычных памятников мира. Кому-то идея понравилась и в Химках, да только скульптор не учёл, что зимой снег скрывает гиппопотамов по уши, так что получается какой-то Памятник Ледниковому периоду. Фотографии летней набережной с бегемотами, бульваром, снующими по каналу моторными лодками и белыми громадами круизных теплоходов, смотрите например здесь. Ну а зимой здесь есть лишь то особое очарование, какое бывает у спящих курортов:

17.


Впереди - заградительные ворота Канала имени Москвы 1930-х годов и автомобильный мост трассы М11, платного дублёра Ленинградки, по совместительству - кратчайшего пути в аэропорт Шереметьево через небезызвестный Химкинский лес.

18.


По заснеженной аллее с грозными табличками "Частная собственность! Проход запрещён!" мы вышли к замёрзшей марине. Летом, по словам Татьяны, её вид с лесом мачт на фоне таунхаусов совершенно средиземноморский, но зимой вместо яхт стоял лишь одинокий военный катер:

19.


Выглядел он пустым, а дорожку по причалу натоптали, как мне подумалось, местные мальчишки, для которых это уж точно как минимум линкор! На самом деле военная в нём, кажется, только раскраска, а по сути дела это обычный "Ярославец", самый массовый рабочий катер российских рек. Но ему и не с АУГами сражаться, а спасать от террористов банкетоходы и шлюзы, да и то лишь в случае "не дай бог!".

20.


С борта катера открывается вот такой вид. Хотя репутацию каменных джунглей имеют Новые Химки, самая суровая стройка идёт именно здесь, над мариной и набережной - это ЖК "Маяк", центром которого должна стать 40-этажная круглая башня.

21.


Вырос он вокруг гостиницы "Маяк", теперь ставшей общагой строителей. Однако ещё стоит её ресторан с впечатляющим барельефом:

22.


Но буквально в квартале от водохранилища уже совсем другие Старые Химки, высотной застройкой не тронутые и потому сохранившие дух города советских инженеров:

23.


Их центр - правильный крест улиц Победы и Мира, по которому протянулись три тематические аллеи. Нижняя часть улицы Победы - это Аллея Любви с "проломленными" Скамьями Примирения:

24.


Вторая половина улицы Победы - это Аллея Трудовой славы, посвящённая истории "трёх китов" химкинской индустрии, поэтому её я оставлю на следующую часть. А по улице Мира проходит Аллея Героев, и у перекрёстка с разных сторон улицы Победы глядят друг на друга два памятника Великой Отечественной - новый (2015) с бронзовыми ладонями:

25.


И старый (1965) с Вечным огнём:

26.


Туда пока что и свернём. Кварталом дальше, у перекрёстка с улицей Чкалова - забавный цветник-самолётик:

27.


Здесь можно свернуть вглубь спорткомплекса "Родина", и по дорожке между стадионом и катком...

28.


...выйти к Петропавловской церкви (1822-29, колокольня на 20 лет моложе), оставшейся от села Петровского, также известного как Козлово. Если путейский домик - старейшее здание собственно Химок, то эта церковь - старейшая постройка в черте города.

29.


Рядом, на улице Бурденко - и что-то вроде исторического центра 1930-х годов буквально в пару кварталов. Конструктивистская протохрущёба (1935) стоит напротив проходной "Энергомаша", торцом к Аллее Трудовой Славы улицы Победы.

30.


На улицу Чкалова глядит фасадом мощный послевоенный дом (1950), явно строившийся для заводского начальства. Раскраска балконов, которую легче себе представить где-нибудь в Запорожье, кстати встречается в Химках повсюду.

31.


Другую сторону того же квартала образует пара весьма нетривиальных домов (1935-40):

32.


Причём особенно интересны они со двора, и я даже не рискну их классифицировать по архитектурному стилю - не конструктивизм и не "сталианс", тут аналоги надо искать скорее в иностранном зодчестве тех лет вроде ар-деко, кубизма или новой вещественности.

33.


А особое украшение зданий этой зимой - гирлянды гигантских сосулек:

33а.


Дальше мы  долго шли по улице Грушина, и справа от нас были новостройки, а слева - цеха и заборы. Пейзаж с каждым шагом становился всё запущеннее и мрачнее. В какой-то момент из промзоны показалась проходная (1955) с серпом и молотом на фронтоне. Машноистроительные конструкторское бюро "Факел" имени Петра Грушина из химкинских "трёх китов" самое молодое, и хотя делают здесь тоже ракеты - этим ракетам не в космос летать, а сбивать чужие самолёты. В начале 1950-х годов начинавшие ещё до войны авиаконструкторы Семён Лавочкин и Пётр Грушин довели до ума С-25 "Беркут", первый советский ракетный комплекс ПВО. Вклад Грушина в эту работу был столь велик, что в 1953 году было создано отдельное ОКБ-2 Минавиапрома под его началом, с 1967 года - КБ "Факел", и детищам Грушина в нём стала практически вся линейка советских комплексов ПВО вплоть до вполне современного С-300. Ныне "Факел" входит в концерн "Алмаз-Антей", то есть и к С-400 и С-500 тоже имеет какое-то отношение. Но у проходной, как показалось мне - откровенно пустовато.

34.


"Факел" и новостройки близ него выросли на месте старого села Лобаново, также известного с 1573 года. В конце улицы Грушина обнаружились Самые Старые Химки - квартал мрачных засыпнух, до которых каким-то чудом пока ещё не добрался застройщик. В облике домов на безымянной площади у конечной автобусов есть что-то от Калининградской области. Я даже предположил, что это немецкий городок - в первые годы после войны на "Энергомаше" работали "трофейные" специалисты-ракетчики из Германии. Но нет, квартал построен в конце 1930-х

35.


Его обозжают заезжие блоггеры, и вот этот покосившийся дом я бы назвал самым фотографируемым в Химках. Что в общем и немудрено - хотя по России таких трущоб и немерено, химкинское Лобаново - совсем рядом с Москвой, в пафосном соседстве. И я представляю, как эти покосившиеся стены должны шокировать упивающихся своим неравнодушием хипстеров, чаще видевших Лондон, чем Тверь.

36.


И каждый заезжий блоггер констатирует, что стоять этим домам осталась недолго... в том числе в постах, написанных десяток лет назад.

36а.


За ними - ещё ряд пятиэтажек, а за пятиэтажками начинается Химкинский лес. Туда, видимо, идёт дедушка с лыжами: Химки считаются городом лыжников, и даже в логотипе города буква "Х" изображается в виде пары скрещенных лыж. На практике это значит, что на лыжых трассах в окрестных лесах не протолкнуться, и если вы действительно любите лыжные походы - Химки лучше обходить стороной.

37.


Спортивная тема в Химках вообще популярна, и даже заборы по всему городу украшены такими вот ромбиками с фигурками спортсменов. Здесь на заднем плане стадион, но могла бы быть и пятиэтажка.

37а.


Ещё детали - изукрашенная остановка с химкинским гербом в виде стрельца и порядком озадачивший меня "народный телефон". Уверждается, что он бесплатный, а я под вечер так устал, что мне и в голову не пришло проверить. Между тем, штука потенциально полезная даже в эпоху мобильников - бесплатно звонить из этих будок можно и межгород, а окупают звонки, по задумке химкинской мэрии, рекламные стенды.

38.


А вот детали Химок сугубо архитектурные - сталинок тут очень мало, но они запоминаются своей неизменной тёмной палитрой от коричневого до красного и редкой стильно-сдержанной лепниной.

39.


Но типичный химкинский пейзаж - это скорее что-нибудь такое:

40.


Нынешний центр, где находятся и "Васко да Гама", и место с кадра выше - это район Старых Химок между железной дорогой, Ленинградским шоссе, водохранилищем и промзоной.

41.


В глубине дворов - дом советского лётчика-героя Ивана Фёдорова, в основе - чудом уцелевшая дачка 19 века:

42.


И новодельное здание суда (2012), в котором издалека можно заподозрить конструктивизм:

43.


Площадь на Московской улице официально именуется Центральной, и отмечает её нетиповой коренастый Ильич... тем удивительнее, что поставленный в 1969 году, в эпоху крупносерийных юбилейных истуканов:

44.


Напротив, за частоколом голубых елей - администрация Химок (1956). Более всего она прославилась 28 июля 2010 года, когда во время страстей по Химкинскому лесу ночью её разгромили анархисты. То вообще была забавная эпоха: Мировой кризис всколыхнул болотную стабильность, и многих заставил понять, что позади как сами 1990-е, так и сменившие их тучные годы. Москвичи и петербуржцы катались по глубинкам, заново узнавая родную страну - теперь у них не было денег на отпуск в привычной Европе. Дмитрий Медведев в своём Кремле робко пытался стать настоящим президентом, поэтому завёл себе "блох в свитере, то есть блог в твиттере", дав старт этакой оперетточной "оттепели". 2010-й был годом блоггерских "волн" по любому поводу, и хотя делались эти волны в медленном неповоротливом ЖЖ, в отличие от современных бурлений в стильномодносовременных инстаграммах и фейсбуках они были частью реальной политики. Порой народ побеждал ("Охта-центр"), порой проигрывал (ДТП на Ленинском), а порой просто удовлетворял амбции, следуя новой моде на гражданскую активность и социальное неравнодушие. Идеальной точкой приложения сил и оказались страсти по Химкинскому лесу с медийно улыбающейся Женей Чириковой во главе. Вялотекущая борьба химкинского журналиста Михаила Бекетова против коррумпированных чиновников, под шумок строительства новой трассы вознамерившихся вырубить лес под застройку, началась ещё глубоко в эпоху стабильности, и главным своим противником малочисленные активисты назначили химкинского мэра Владимира Стрельченко, которому привесили ярлык "уголовник". В декабре 2008 Бекетова изувечили нанятые громилы, а месяц спустя в самом центре Москвы случилось резонансное убийство адвоката Станислава Маркелова, который как раз Бекетова и защищал, причём бесплатно... вёл он и другие дела, и вряд ли убийство было связано с Химками, но дело явно принимало очень острый оборот. В течение 2009 года проект трассы М11 (нужной москвичам, вообще-то, как воздух - из-за пробок на Ленинградке в своё время даже мой отец опаздывал на самолёт) изменили, а полосу вырубки сузили с 3 километров до 100 метров - уже не очень-то разгуляться застройщикам. На этом бы всё и успокоилось, если бы на дворе был не 2010-й год: борьба за Химкинский лес стала патентованным благим делом, к ней подключились гринписовцы, анархисты, великоросские националисты, правозащитники, оппозиционные депутаты, городские сумасшедшие, боги журналистики вроде Олега Кашина, рок-звезды уровня Юрия Шевчука, и вот уже за лес, который вряд ли нашёл бы на карте, Медведева отчитывал солист-филантоп группы U2, блистательный Боно... Кульминацией тех событий стал форум оппозиции "Антиселигер", через который, как известно "антипротекает Антиволга", проходивший в Химкинском лесу. Впрочем, сам лес пылу митингов, концертов и форумов как-то выпал из фокуса внимания - Химки просто сделались ареной Большого Праздника Непослушания, и так как участововала в этом деле практически вся оппозиция, любую жертву уличного нападения или "басманного правосудия" можно было смело считать пострадавшими в борьбе с Уголовником из Химок. "Путин - вор! Навальный - бог! Химкинский - лес!" - ёрничал тогда в своём блоге один мой знакомый...

45.


И чем же всё это кончилось? А ничем. Активность в Химках сама собой сошла на нет, а мэра Стрельченко в 2012 году тихо ушли с поста. Митинговый эпицентр переместился на Сахарное Болото, и я хорошо помню его остатки летом 2012 года - с теми же Татьяной и Михаилом я был на одном из последний митингов, и весь протест на наших глазах натурально смыло летним дождём. Грозные "космонавты"-ОМОНовцы в шинелях и шлемах на опустевшей мокрой площади лениво слушали концерт про "стены рухнут", а на обочине стоял небритый хипстер и размахивал белым флагом. Оттепель кончилась, Медведев смирно уступил кресло Путину, а там и вовсе фокус внимания переключился на Pussy Riot, защищать которых кинулся народ от моей знакомой поэтессы до американских авторов "Саут-Парка". Трассу через Химкинский лес благополучно проложили, а сам лес никуда не делся и химкинцы по-прежнему ходят туда гулять и кататься на лыжах. И проходя мимо администрации, мы кажется даже и не вспомнили о событиях того весёлого жаркого лета.

45а.


За мэрией - длинный сквер 50-летия ВЛКСМ, а в нём - памятник комсомольцам (не сфотографировал) и переносная быстровозводимая часовня, яркая примета времён, наступивших после:

46.


В конце - Химкинский муниципальный драматический театр "Наш дом", обустроившийся в 2010-х годах бывшем кинотеатре "Юбилейный" (1967) да за ним грандиозная Химки-Арена. Она не будет принимать ни один из матчей Чемпионата Мира, но именно с Мундиалем связан её звёздный час - ведь главные стадионы Москвы оказались на реконструкции.

47.


Здесь можно было свернуть направо, к усадьбе Белые Столбы уже в Москве, но вплотную к Химкам, или налево - к "Васко да Гаме", тёплому чаю в морозный день и сумрачным панорамам. Я предпочёл второй вариант, решив, что усадьбы и парки лучше смотреть летом, а панорамы неплохи и зимой.

Истиный фасад Химок - это, конечно, Ленинградское шоссе, буйство торговых комплексов вдоль которого поражало меня ещё в "нулевых" годах. Самый впечатляющий из них - "Гранд", который безусловно войдёт в историю как шедевр наивно-безудержного китча тех лет.

48.


Что интересно - широкая, но всё равно тесная Ленинградка не принадлежит Химкам административно, и в основном отгорожена от них шумозащитными экранами. Однако Ленинградка - и бич Химок из-за своей перманентной пробки, ненадолго рассосавшейся с появлением М11 и вновь вернувшейся, когда последнюю сделали платной. У столичных курьеров есть такое понятие, как "химкинский парадокс" - по московским или по областным тарифам считать доставку в Химки, если дальше Химок лежит вполне московский Зеленоград, а пройдя 50 метров от подъезда до обочины, заказчик из области перемещается в Москву? Вдоль шоссе - чёрный от копоти снег и чрезвычайно мощные остановки, построенные в 1964 году вместе с главным терминалом аэропорта Шереметьево.

49.


В бетонные джунгли Новых Химок мы не углублялись. Из интересного там я знаю только парк имени Марии Рубцовой, которая не революционеркой была и не героиней войны, а позднесоветской чиновницей, много сделавшей для развитие города. В парке есть аллея с военной техникой, в том числе местного производства - как зенитная ракета С-75 или самолёт Ла-7 завода Лавочкина. За парком примечателен ещё и дворец детского творчества "Интеграл" 1980-х, на строительство которого пожертвовал 140 тысяч советских рублей из личных сбережний всё тот же Пётр Грушин. Но я видел лишь стену новостроек и советских микрорайонов, вдоль которой на автобусе мы доехали в дальний конец Химок - к распластавшейся на добрый километр "Икее".

50.


Напротив, у пруда со смешным названием Химкинский тапок - корпуса местного делового центра (2007-08). На мой взгляд - действительно красивые, хотя по изначальному замыслу их не 2 должно было быть, а 6.

51.


А там, где Химки вновь сменяются Москвой в её зеленоградском варианте, стоят гигантские Противотанковые Ежи (1966), в обиходе среди химкинцев - просто Монумент. На месте Ежей в октябре 1941 года была отбита немецкая атака и сожжено несколько танков, и это был ближайший к Москве достоверно известный бой Великой Отечественной.

52.


Куда загадочнее выглядит история о прорыве немецких мотоциклистов из 62-го инженерного батальона, о которой я впервые узнал, между прочим, из школьного учебника история. В разных источниках не сходятся даже даты этого прорыва - то ли 16 октября, то ли 30 ноября 1941 года, и тем более не совпадают место действия и ход событий: по самой радикальной версии высокомбильные мотоциклисты-разведчики, разгромив в Химках ополченцев-студентов с одной винтовкой на десятерых беспрепятственно достигли Сокола, и поняв, что штурм мегаполиса - работа не для них, отступили. В других вариантах они добирались до моста через Химкинское водохранилище или до водной станции на Динамо, в каких-то версиях возвращались на свои позиции беспрепятственно, в каких-то уничтожались по дороге, но кажется нигде не утверждается, что этого не было вовсе. В сущности, это был хоть и впечатляющий, но очень мелкий эпизод, и в неразберихе тяжелейших боёв за Москву его вполне могли позабыть. И лишь теперь так странно думать, что немец всё же топтал Москву в её современных (но не тогдашних!) границах. Довершает сюрреализм тех событий тот факт, что оборонял химкинский рубеж не кто-нибудь, а Андрей Власов, позже "прославившийся" совсем в другом ключе. И на одной из тех белых сталинок с кадра №6 располагался его командный пункт, а в 1990-х даже висела мемориальная доска.

53.


А спустя 70 лет народ шутит - "Немцы дошли до Икеи!". И в этой фразе - все Химки...

В следующей части расскажу про "Энергомаш" и НПО имени Лавочкина. И если к первому я наскрёб фотографий из разных музеев, то у второго свой отличный музей, где мне удалось побывать.

БЛИЖНИЙ КОСМОС МОСКВЫ-2018
Моя космическая программа. Оглавление.
О популяризаторах космонавтики (Москва и Питер).
Королёв. Общее.
Королёв. Космические предприятия и их музеи.
Королёв. Подлипки и Юбилейный.
Королёв. Костино, Болшево, Первомайка.
Реутов. На параллельной орбите.
Пересвет. Где учат ракеты летать.
Химки. Город.
Химки. НПО Лавочкина и Энергомаш.
Люберцы. Город.
Люберцы (Томилино). Завод "Звезда" и его музей.
Дзержинский и Николо-Угрешский монастырь.
Москва. Останкино.
Москва. Разное.
Москва. Институты и предприятия.
Москва. Центр Хруничева и Тушинский авиазавод.
Москва. ИКИ и ИМБП.

Химки, дорожное, Подмосковье, судоходные каналы, транспорт, злободневное, автодорожное, Канал имени Москвы

Previous post Next post
Up