Большой Камень под Большим Краном

Apr 07, 2019 17:25



Если к западу от Владивостока мы в прошлой части упёрлись в границу Северной Кореи, то на восток - всё наши берега. От Емара и Шаморы за Уссурийском заливом хорошо виден город Большой Камень (38 тыс. жителей), открывшийся в 2015 году ЗАТО, которому теперь больше к лицу было бы называться Большой Кран.

По прямой от Владивостока до Большого Камня всего 20 километров, но через Уссурийский залив, в отличие от Амурского, не ходит рейсовых судов. Скоростной катамаран "Владивосток", систершип "Москвы" (см. здесь), которая возила нас на остров Попова, должен был начать курсировать здесь ещё в 2012 году, но так и стоит с тех пор на верфи под арестом из-за каких-то коррупционных дел. Большой Камень с той поры успел потерять статус ЗАТО и прирасти новой грандиозной верфью, а там, глядишь, и скоростную трассу "Владивосток - Находка" доведут до ума. Пока же объезжать эти 20 километров воды по суше - дело на 2-3 часа, через Артём и Шкотово с его сафари-парком. На восточной стороне Залива Петра Великого пейзаж хоть и сохраняет неповторимость Приморья, но всё-таки природа не кажется здесь такой чужой и странной, как на Хасанщине. В селе Романовка левее трассы промелькнула новодельная протестантская церковь, прихожане которой - конечно же, вернувшиеся из депортации корейцы:

2.


А могли быть, в теории, и эстонцы: первое поселение у бухты Большого Камня, возникшее в 1899 году, красноречиво называлось Южная Лифляндия. В 1924 году в её окрестностях были созданы 4 рыболовецких артели (одна из которых имела звучное название "Эрингас" - "Селёдка"), 1929-31 годах слившиеся в колхоз "Новый Мир", дальневосточного предтечу рыболовецких колхозов-миллионеров позднесовесткой Прибалтики. Однако уже к концу 1930-х годов его владения, занимавшие несколько бухт, потеснила очередная Великая Стройка: возрождаемому для неизбежной войны с Японией Тихоокеанскому флоту требовалась верфь, причём гораздо более масштабная, чем старый "Дальзавод" в тесном Золотом Роге. Оптимальным местом для строительства проведённые в 1939-41 годах изыскания назвали бухту Тау-да-Гуши, она же по созвучию Большие Кущи или Большой Кувшин, а в переводе с китайского - Большой Одинокий Камень. Начало стройки задержала Великая Отечественная война, но после неё, когда потенциальным противником был уже не японский флот, а самый могущественный в мире американский, проект требовал срочности. В 1947-56 годах на месте Больших Кущ вырос судозавод всесоюзного масштаба "Звезда", посёлок которого в 1956 году получил название Большой Камень. Одно время он сосуществовал с реальным Большим Камнем посреди бухты - кекуром, похожим на большой пароход с трубой. Но тоннаж судов рос, завод расширялся, и вот 1963 году Тау-да-Гуши был взорван.

1а.


По своей сути "Звезда" Большого Камня стала тихоокеанской сестрой беломорской "Звёздочки" Северодвинска - основной её специализацией было не строительство новых кораблей (этим занималась верфь в Комсомольске-на-Амуре), а обслуживание, ремонт и утилизация атомных подводных лодок. Что интересно, в отличие от Заречного, Звёздного или Байконура (другие ЗАТО, посещённые мной в том году), первоначально закрытость Большого Каменя ограничивалась только погранзоной (куда входил и сам Владивосток). В 1963-2004 годах он был даже центром Шкотовского района, в 1989 году получил статус города. Закрылся от мира Большой Камень на пике разгула демократии - в 1996 году, став этаким неприступным Форт-Ноксом в преступной вольнице Приморья. Да и утилизация АПЛ в те годы была поставлена практически на поток, а что бывает при нарушении техники безопасности, командование Тихоокеанского флота хорошо узнало 10 августа 1985 года в бухте Чажма, когда от взрыва реактора АПЛ 11 человек живьём сгорели дотла, а несколько сотен получили дозу облучения. К концу 2000-х же становилось всё яснее, что в скором времени утилизировать тут станет нечего, и вот для "Звезды" нашлась новая роль. С 2009 года Объединённая судостроительная компания, первоначально вместе с корейской "Дэу", долю которой в 2012 году заняли "Газпромбанк" и "Роснефть", строит в Большом Камне новую верфь под старым названием. Первую очередь завершили совсем недавно, вторую обещают к 2024 году, а на выходе должно получиться то, что не получилось в 1980-х годах в Советской Гавани с её недостроенной "Палладой" - крупнейший судозавод на Шестой части суши. Статус ЗАТО себя благополучно исчерпал и был снят в 2015 году, о чём напоминает пыльный КПП у поворота с находкинской трассы:

3.


От него несколько километров до автовокзала. Он стоит в промзоне на выезде, и большинство рейсов отсюда следует в другой условный ЗАТО - соседнее Фокино:

4.


Собственно город открывает пугающе огромная рубка атомной подводной лодки, поставленная здесь в 2011 году как памятник судоремонтникам "Звезды". Её сняли с субмарины К-434 проекта 667А "Навага", спущенной на воду в 1970 и утилизированной в 2007-м. "Наваги" строились в 1967-74 годах в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре, несли баллистические ракеты Р-27, и в общем морально устарели ещё до развала Тихоокеанского флота. Рубка более современной подлодки смотрелась бы как отрубленная голова на пике, а это - вполне заслуженный свидетель "золотого века" ТОФ:

5.


Вид подлодочной рубки посреди микрорайонов живо напомнил мне Обнинск. Я направился куда глаза глядят, и пейзаж компактного многоэтажного городка радовал глаз. Чистые улицы, уютные дворы, обилие интеллигентных лиц - не верится, что Большой Камень был ЗАТО лишь пару худших десятилетий своей истории:

6.


7.


ЗАТОвским пейзажам добавляет колориту холмистый приморский рельеф:

8.


9.


Дворами я вышел в довольно запущенный парк с необычной "инсталляцией" на ветках:

10.


Над советскими кварталами нависают синие сопки Ливадийского хребта, "фасада" Сихотэ-Алиня на Владивосток. У жителей Приморья чрезвычайно популярны восхождения на Пидан (1333м), его высшую точку. Более того, Пидан слывёт ещё и "энергетическим центром" Приморья, на его склонах есть разрушенные дольмены и менгиры (или скалы, которые за таковые легко принять), да вдобавок стережёт вершину от плохих людей "летучий человек" с перепончатыми крыльями - многих, говорят, преследовал после обильных возлияний, но так никого и не съел. Не знаю, виден ли Пидан конкретно здесь или на заглавном кадре, но ближайшие города к Ливадийским горам - именно Большой Камень и Фокино.

11.


Однако монументальнее всех гор на Большим Камнем нависает КРАН:

12.


У него есть собственное название - "Голиаф". Доставленный сюда в 2017 году из Китая, кран действительно грандиозен: 239 метров в ширину и 139 метров в высоту - для сравнения, более высокие здания в России есть всего в нескольких городах, причём городах явно не малых.

13.


Грузоподъёмность "Голиафа" - 1200 тонн, то есть больше, чем у когда-то несказанно впечатливших меня кранов мёртвого стапеля "0" в украинском Николаеве. На Черноморском судозаводе строились советские авианосцы, но теперь и танкер класса "река-море" для тамошних корабелов прорыв, а главные "изделия" либо сгинули на флотобойнях, либо ушли в Индию и Китай, за исключением печального "Адмирала Кузнецова".

14.


А "Голиаф" на "Звезде" будет строить гражданские суда, но такие, которых никогда не строили прежде ни СССР, ни постсоветская Россия - например, газовозы, супертанкеры или надводные части буровых платформ. Сквозь забор я увидел на стапеле оживление - в сентябре 2018 года здесь как раз шла закладка танкера габарита "Афрамакс" (250х32м) "Санкт-Петербург".

15.


Строительство судов поменьше на обновлённой "Звезде" уже идёт полным ходом, в 2019 году обещают спустить на воду первенца - одного из 4 арктических танкеров снабжения ("Александр Невский", "Святая Мария", "Катерина Великая" и "Владимир Мономах"), заложенных здесь в 2017 году.

16.


Помимо "Голиафа" у "Звезды" есть ещё два козловых крана гпо 320 тонн, 4 башенных крана по 100 тонн, плавучий док для судов до с водоизмещением до 40 тыс. тонн (немногим меньше ПД-50, недавно утопленного под Мурманском), а строится ещё и сухой док размером 485х115 метров. Если всё сделают как задумано, то "Звезда" сможет строить суда дедвейтом до 350 000 тонн, то есть немногим меньше крупнейших в мире. Серийное судостроение такого масштаба в принципе есть всего в нескольких странах, причём безоговорочные его лидеры - ближайшие соседи Южная Корея и Китай.

17.


Проходная и заводоуправление "Звезды" да большой камень как памятник первостроителям Большого Камня (1979). Табличка гласит, что заложен он к 45-летию завода - но точка отсчёта тут не запуск производства (1954), не начало строительства (1947), не закладка его на этом месте (1941), а видимо само решение строить на Дальнем Востоке новую верфь.

18.


В стороне видны и явно более старые краны. Помимо "Звезды" в Большом Камне есть судозавод "Восток" - достроечная площадка верфи в Комсомольске-на-Амуре.

19.


От прибрежной промзоны я вышел на центральную улицу Карла Маркса, у начала которой - пара Домов культуры. Справа - Городской ДК (1959), единственная в Большом Камне сталинка:

20.


Слева куда более масштабный ДК "Звезды" (1973) с мозаикой на фасаде:

20а.


Дома дальше по улице. Невзрачный в целом городок, но очень живой и опрятный:

21.


22.


22а.


Странная стела наподобие въездного знака, но почти в геометрическом центре, и здание администрации за ней:

23.


Пройдя по Маркса чуть дальше, я бы увидел воинский памятник (1985), более всего впечатляющий своим соседством с маяком:

23а. фото с викимапии


Но не подозревая об этом, я свернул в сторону рынка, где даже в стерильный пейзаж бывшего ЗАТО вторгается краснокирпично-стеклопакетно-вывесочная суматоха:

24.


В центре города есть неоконченный храм Апостола Петра, скорее брошенный, чем строящийся - ещё одна иллюстрация крайней нерелигиозности Приморья:

25.


Однако ещё одна достопримечательность Большого Камня - Никольская церковь необычной круглой формы. Дело в том, что с 1991 года она занимает старый резервуар для воды, к которому лишь колоколенку в 2006-07 годах пристроили. Самым странным приспособлением храма при Советах я бы назвал церковь-инкубатор в Калуге (ныне, само собой, действующую), а вот это - безусловно, самый необычный пример обратного процесса!

26.


Народ при церкви дружелюбный и общительный, да и батюшка не без юмора - такие часто получаются из отставных моряков или ветеранов горячих точек:

26а.


Про фотоаппараты в табличке на двери ничего сказано не было, и я заснял церковный зал необычной формы:

27.


Рядом, за гаражами - ещё один маяк, верхний в створе бухты Большого Камня:

28.


Напротив в дымке просматривается Владивосток, его дальний район Емар. Внизу - одно из зданий "Океана", одного из 4 (вместе с черноморскими "Артеком", "Орленком" и "Сменой") детских лагерей всероссийского значения.

29.


Левее и сам город, какие-то районы на сопках типа Луговой или Баляева и неразличимые отсюда заброшенные форты Владивостокской крепости. На его фоне - "Маршал Крылов" (1987), последнее российское судно космической связи, ныне работающее в основном на Минобороны. В ясную погоду наверное были бы прекрасно видны и оба моста.... но здесь мы попрощаемся с Владивостоком.

30.


Ещё через пару десятков километров встречает городок Фокино (23 тыс. жителей), местным более известный как Техас. Или скорее Тихас - по посёлку Тихоокеанский, бывшему главной базой одноимённого флота. В 1980 его с посёлками Дунай и Путятин объединили в город Шкотово-14, лишь в 1994 году получивший название Фокино. Формально он и сейчас числится ЗАТО, но трасса преспокойно прошивает самый его центр с новостройками супермаркетов на выметенных улицах, а фокинские бухты и острова так и кишат туристами из Владивостока от любителей пляжного отдыха до прожжённых диггеров и сталкеров. В пределах Фокино - пожалуй, красивейшее "нехасанские" берега Приморья, и я не знаю, что меня остановило туда ехать - опасения по поводу хотя бы "бумажного" ЗАТО или же невозможность осмотреть всё это за один день.

Так что Техас остаётся на следующий раз, а у нас вперед - Находка!

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-2018
Сахалин и Курилы. Обзор поездки и оглавление №1.
Приморье и Приамурье. Обзор поездки и Оглавление №2.
Дальневосточная кухня (и колорит). Морепродукты.
Дальневосточная кухня (и колорит). Дикоросы и импорт.
Сахалин - см. оглавление №1.
Курилы - см. оглавление №1.
Владивосток
Суда Владивостока.
Виды и МОСТЫ.
Широта крымская, долгота колымская. Общий колорит.
Вокзал и набережная.
Светланская улица.
Дальзавод и конец Светланки.
Центр у Орлиного гнезда.
Центр у Амурского залива.
Миллионка и Японский квартал.
Эгершельд.
Луговая и Чуркин.
От Первой речки до Стеклянного пляжа.
Владивостокская крепость. Музейное.
Владивостокская крепость. Руинное.
Остров Русский. Кампус.
Остров Русский. Океанариум.
Остров Русский. Дальняя часть.
Остров Попова.
Приморье
Живой мир Приморья. Сафари-парк в Шкотово.
Общее о регионе.
Хасанский район. Славянка.
Хасанский район. Мыс Гамова.
Хасанский район. Краскино и Хасан.
Большой Камень.
Находка. Врангель и Бархатная.
Находка. Центр.
Чистоводное.
Кавалерово и Ольга.
Дальнегорск.
Рудная Пристань.
Уссурийск. Центр.
Уссурийск. Разное.
Уссурийск. Утёсное.
Спасск-Дальний.
Приамурье
Хабаровск. Общий колорит.
Хабаровск. Амурский утёс.
Хабаровск. Улица Муравьёва-Амурского.
Хабаровск. Дома и улицы.
Хабаровск. Мост и База КАФ.
Биробиджан.
Благовещенск. Набережная Амура.
Благовещенск. Старый город.
Благовещенск. Промзона Зеи.
Благовещенск. Окраины.
Приграничный Китай
Фуюань. Дорога и китайский колорит.
Фуюань. Город.
Фуюань. Площадь Солнца.

Приморский край, "Атомная быль", Дальний Восток, дорожное, индустриальный гигант

Previous post Next post
Up