В пользу
сформулированного нами ранее обобщения говорит, например, тот факт, что аналогичное развитие получил культ "героев-управляющих" в Китае:
Этот вариант развития можно сформулировать так:
Управляющие территорией => Духи местности [=> Духи стихий].
Вероятно, этот путь развития религиозного сознания настолько типичен, что был повторен в Китае как минимум дважды, ведь ко времени, когда появились "герои-управляющие", способные превращаться в духов-хранителей местности, некоторые представления о духах местности [и духах стихий] уже существовали.
Прочие мотивы, характерные для эльфийского комплекса, такие как: красота (у женщин) и мудрость (у мужчин), тайные знания (у всех), наведение мороков, владение сокрытыми жилищами, склонность к утонченному искусству, музыке, песням и танцам, причастность к древним временам, оборотничество, мотив "волшебной жены" и т.п., также имеют место:
Там же.
Следует также заметить, что в случае с "героем-управляющим" мы видим
ещё один мотив, весьма типичный для Китая.
Ведь чтобы стать управляющим, герою в Китае нужно долго учиться классической китайской науке и сдать многочисленные экзамены.
Таким образом, мотив i76a в нашем случае выглядит примерно так:
"После тридцати лет трудолюбивый студент превращается в честного чиновника, тот через двадцать лет становится героем-управляющим, тот после смерти назначается духом-хранителем местности."
Этот мотив настолько пронизан конфуцианской этикой, что возникает подозрение, уж не имеет ли i76a китайское происхождение?
Poll