Сегодня исполнилось 94 года Льву Александровичу Вознесенскому, с которым я имею удовольствие быть знакомым.
Глубоко порядочный и очень интересный в общении человек с непростой судьбой сейчас в основном занимается восстановлением памяти о своём отце и дяде, расстрелянным по Ленинградскому делу (я, собственно, и познакомился с Л.А. Вознесенским, когда собирал материалы о Н.А. Вознесенском), но он и сам прожил очень интересную жизнь - работал в журнале "Коммунист", был консультантом отдела пропаганды ЦК КПСС при Яковлеве (до ссылки последнего в Канаду), а с 1974 года работал на Центральном телевидении СССР первым политическим обозревателем по вопросам внутренней жизни.
О нём есть книга, правда не очень удачная и охватывающая только период сидения в лагере
https://vas-s-al.livejournal.com/846600.html Лев Александрович - представитель той части советского общества, которая, сохраняя приверженность идеалам социализма, поддержала начало перестройки т.к. считала необходимым поворот к "социализму с человеческим лицом".
Довольно много людей поддержало Горбачева на этапе 1985-87 годов и отошло от него впоследствии. Например, я выкладывал книгу Г.Л. Смирнова, он тоже из этой группы
https://vas-s-al.livejournal.com/844063.html .
В исторической памяти эти люди оказались между "молотом и наковальней" - чужие для ностальгирующих, у которых "в СССР всё было хорошо" и чужие для либералов, для которых энтузиасты типа Вознесенского послужили своего рода трамплином.
Я вижу трагизм этих людей в том, что они из лучших побуждений помогли разрушению того, чем дорожили. "Не ведали, что творят".
Тем интереснее стараться понять, как все-таки они представляли себе ситуацию, как они её видели, а точнее не видели.
Это позволяет нам подняться на уровень обобщений и попробовать выделить те "ментальные выверты", которые сделали возможной эту коллективную слепоту.
У Георгия Лукича в книге меня привлекло почти религиозное отношение к цитатам Ленина и "правильным" формулировкам. Он, будучи руководителем института Марксизма-Ленинизма, кучу энергии потратил на полемику о том, как правильно или неправильно интерпретировать Ленина. В ситуации, когда на мой взгляд основной проблемой было активное целенаправленное разрушение старой экономической системы, главное внимание уделялось тому, чтобы найти правильные слова для очередного пленума. Конечно, слова важны, "у нас - разведчики, у них - шпионы", но у Смирнова этот упор на слова в ущерб явлениям произвел на меня удручающее впечатление.
У Вознесенского же я нашёл продолжение другой угрожающей тенденции, о которой мельком писал в "Открытом письме"
https://vas-s-al.livejournal.com/881923.htmlУ советских обществоведов в ходе вульгаризации марксизма как самостоятельный субъект появилась "историческая необходимость", которая сама по себе является силой, влекущей народы всего мира к коммунизму. Нам же остаётся спокойно ждать, пока эта "историческая необходимость" сделает свою работу. Эта крайняя форма детерминизма, граничащая с фатализмом, не только вела к пассивности, но и притупляла бдительность, т.к. зачем отслеживать ситуацию, если счастливый финал неизбежен?
Думаю, что этот же паттерн мышления сыграл на руку радикализму реформаторов. Приученные думать в категориях "одной столбовой дороги развития" люди просто сменили знак, и стали доказывать историческую правоту капитализма также истово, как ранее коммунизма.
Как коммунизм неизбежно наступит в силу непреложных законов исторического развития, так и капитализм является единственным путем развития для всего мира, и пытающиеся с него свернуть работают против прогресса, а потому исторически обречены.
Этот фатализм в каком-то смысле даже успокаивал: косяки СССР можно было оправдать не результатами деятельности граждан СССР или руководителей страны, а кармическим воздаянием за отклонение от своего Дао, предначертанного жизненного пути, которым только и должно следовать всем странам.
Если вы хоть немного читали перестроечную литературу, то должны помнить, как популярны там были заголовки в стиле "Иного не дано".
Почему я отрефлексировал этот ментальный выверт, читая Вознесенского?
Он в 2007 году выпустил книгу под названием "Социальная справедливость - миф или путеводная звезда", представляющую собой довольно тривиальную публицистику, что социальная справедливость - это хорошо, это может быть национальной идеей, и как здорово было бы, если бы она у нас была.
Интерес представляют не рассуждения "за всё хорошее", а последняя глава "От стратегии - к тактике достижения цели", проясняющая, как автор мыслит себе, с чего это вдруг те олигархи и чиновники, которых он ругает за "пир во время чумы", должны вдруг одуматься и начать жить по социальной справедливости, а тот народ, который все эти годы пребывает в состоянии раскола, должен вдруг сплотиться вокруг этой идеи?
"Не очередная ли это утопия", - спрашивает сам себя Л.А. Вознесенский.
И отвечает: "Нет, если исходить из опыта западных стран, показавшего, что в той или иной мере достигнутая социальная (классовая) солидарность возникает только на базе движения к социальной справедливости. Альтернатива этому - классовая же борьба в открытой и жесткой форме со всеми вытекающими отсюда последствиями.
<...> На каких же принципах может быть построен компромисс между столь различными слоями современного российского общества? На разумных.
Во-первых, всем, желающим заглянуть в завтрашний день, очевидно, что в сложившихся сейчас условиях, подчеркнем еще раз, никаких бурных общенародных революционных событий, если власть их вольно или невольно не спровоцирует, произойти не может, а вот эволюционное развитие в сторону общества социальной справедливости возможно, необходимо и исторически неизбежно.
<...> Но тогда есть прямой рациональный смысл каждой политической (государству, партиям и другим общественным организациям) и экономической (государственным же и частным предприятиям, фирмам, объединениям и т.п.) силе включиться в этот процесс, чтобы выражать по ходу его свои интересы и соответствующим образом влиять на него, а не оставаться на обочине событий с неизбежными в таком случае потерями".
Вот оно!
Процесс движения к социализму неизбежен, как приход зимы! И как зиму нельзя отменить, к ней можно только готовиться или не готовиться, так и всем социальным группам разумно поучаствовать в процессе наступления социализма (= общества социальной справедливости), чтобы не остаться на обочине событий и не встретить зиму без реагентов и снегоуборочной техники.
Лев Александрович - очень хороший человек. Думаю, большинство людей, поддержавших перестройку, были хорошими людьми. Для них мысль, что социальная справедливость - это хорошо, была аксиомой. Но, к сожалению, советское обществоведение вырастило их с уверенностью, что аксиомами является и целый ряд других утверждений, которые оказались не аксиомами, а молитвами.
Нам урок.
Л.А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ - МИФ ИЛИ ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА?
МОСКВА 2007
В брошюре Л.А. Вознесенского, в течение многих лет занимавшегося широким кругом проблем движения советского общества к справедливости, социальная справедливость рассматривается как единственно возможная и жизненно необходимая современной России ее высшая цель, как национальная идея, реальная ориентация на которую только и способна объединить население и вывести нашу страну на путь возрождения и процветания.
Адресована брошюра тем, кто заинтересован в исторических судьбах России и ее народа.
https://yadi.sk/d/KdxkQZzn-KW2ow К экономическим методам управления
По следам телепередач «Перестройка: проблемы и решения»
Беседы политического обозревателя Центрального телевидения по вопросам внутренней жизни СССР Льва Александровича Вознесенского с руководителями министерств и ведомств, учеными- экономистами
Москва
Издательство политической литературы 1989
В основу брошюры положены материалы телевизионных передач цикла «Перестройка: проблемы и решения», посвященных радикальной реформе управления экономикой. Участники передач, постоянным ведущим которых является политический обозреватель Центрального телевидения Л. А. Вознесенский,- руководители министерств и ведомств, крупные ученые - обсуждают острые проблемы перестройки хозяйственного механизма.
Рассчитана на массового читателя, интересующегося проблемами перестройки хозяйственной жизни. Содержание:
От издательства 4
Экономическую науку - на службу перестройке. Беседа с директором Института экономики Академии наук СССР, академиком Л. И. Абалкиным 5
Все начинается с планирования. Беседа с заместителем председателя Государственного планового комитета СССР, доктором технических наук Г. Б. Строгановым 14
Хозрасчет и научно-технический прогресс. Беседа с заместителем Председателя Совета Министров СССР, председателем Государственного комитета СССР по науке и технике, доктором технических наук Б. Л. Толстых 28
Не просить, а покупать. Беседа с заместителем Председателя Совета Министров СССР, председателем Государственного комитета СССР по материально-техническому снабжению Л. А. Ворониным 36
На путях оздоровления финансовой системы. Беседа с министром финансов СССР Б. И. Гостевым 45
Проблема, волнующая всех и каждого. Беседа с председателем Государственного комитета СССР по ценам, доктором экономических наук В. С. Павловым 56
Зарплата должна быть заработана. Беседа с председателем Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам И. И. Гладким 68
Грозит ли советскому человеку безработица? Беседа с председателем ВЦСПС С. А. Шалаевым 75
В начале пути: успехи, трудности, перспективы. Беседа с первым заместителем заведующего Социально-экономическим отделом ЦК КПСС, доктором экономических наук В. П. Можиным 85
Другого пути у нас нет 93 (Sic!)
https://yadi.sk/d/n05NwHvTY_8zJQ