/продолжение, начало здесь -
http://vasia-tapkin.livejournal.com/67281.html /
На первый, поверхностный взгляд стороннего наблюдателя, эМПерийные «православные» действительно представляются неким таким «монолитом», прошедшим через все исторические бури и сумевшим сохранить свою, полученную ещё в 10-м веке от Византии Традицию практически неприкосновенной.
Но это только на ПЕРВЫЙ взгляд…
Если же попытаться «копнуть» поглубже, то необходимо будет признать, что на самом-то деле от Традиции в полном смысле этого слова, осталась только и исключительно пустая оболочка, а именно:
На организационном уровне:
1. пятиуровневая структура управления клерикальными подразделениями
2. системы внутреннего распределения материальных благ:
· «вотчинная»
· постановка «на кормление»
3. литургическая и прочие богослужебные практики
На персональном уровне:
1. «базовый набор» различных, вполне притом средневековых, мифологем, а также выстроенные на этой «базе» -
· «параллельные» реальности мировоззренческие конструкты
· формируемые этими конструктами стереотипы восприятия
· определяемые этими стереотипами поведенческие реакции
2. жёсткое статуирование социально-духовного ИДЕАЛА в отдалённом прошлом («Царьград», «Святая Русь», «незримый град Китеж» и т.п. мифологемы)
3. заметно алармистски окрашенный общий психологический настрой
Конечно, все эти феномены имели место быть, как во времена преподобного Сергия Радонежского, так и во времена преподобного Амвросия Оптинского, но правда состоит в том, что (в отличие от нынешней ситуации) в их время Традиция содержала в себе не только и исключительно ФОРМЫ, но и была наполнена вполне АДЕКВАТНЫМ реалиям той цивилизационной модели СОДЕРЖАНИЕМ (т.е. адекватно воспринимаемым и реально «усваиваемым» Благовестием Христовым), которое (вкупе с усилиями самого человека по стяжеванию Святого Духа) в состоянии было, из некоего боярского сына Варфоломея (равно как и из умирающего семинариста Саши Гренкова), воздвигнуть светильники веры Христовой для всей Православной Церкви.
Сейчас же СОДЕРЖАНИЕМ хоть сколько-нибудь АДЕКВАТНЫМ реалиям нынешней цивилизационной модели, сия «традиция» попросту - НЕ ОБЛАДАЕТ, и посему, собственно говоря, реально НИКАКОЙ подлинной Традицией более и - НЕ ЯВЛЯЕТСЯ.
Она превратилась, в имитацию, спектакль, наконец, в просто НИКАК не соотносящийся с реальностью (пускай даже и низшего, презентационного уровня) - симулякр.
Поясняю: НОВЫЙ преподобный Сергий сейчас не является в НАШЕМ МИРЕ вовсе не силу того, что «оскуде преподобный» (как хорошо известно, из той же Псалтири (Пс 11), он «оскуде» вот уже более 3000 лет как, т.е. довольно-таки давно), а именно в силу полной БЕССМЫСЛЕННОСТИ подобного «явления».
В нынешнем всеобщем ГВАЛТЕ, его просто никто НЕ УСЛЫШИТ…
Да, и из любого «прихода» (или там, к примеру, монастыря) попросту сходу вышибут, в силу абсолютной его иноприродности нынешним эМПерийным реалиям.
Вот смотрите, 1-й ли век христианства «на дворе» или 19-й (или даже местами и до середины 20-го), разница в жизненном укладе подавляющего большинства людей, и определяемым этим самым укладом - МИРОВОСПРИЯТИЕМ (т.е. способом восприятия окружающей их действительности), по большому счёту, не ОЧЕНЬ-ТО и существенная.
Но вот, скажем, между 1908 и 2008 годами, эта разница уже просто ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ.
Явись сейчас даже и тот же самый, святой праведный Иоанн Кронштадский, чья огненная проповедь, всего-то 100 лет назад звучала на ВСЮ ИМПЕРИЮ … ну … (ежели бы он, конечно, каким-либо образом ПОЛНОСТЬЮ оглох и ослеп насчет всяких там особо мерзопакостных эМПерийных «закидонов») … отвели бы ему пару часов в неделю, к примеру, на том же «Спасе», вещал бы он там себе чего-нибудь про «свою жизнь во Христе», на десять тыщщ малоадекватных тётенек и все дела.
Ну, и что бы так уж особо изменилось?
Остальные десятки миллионов тётенек ТОЧНО ТАК ЖЕ смотрели бы себе в это время, какой-нибудь сериал. А десятки миллионов дяденек, к примеру - футбол.
Ну, и для чего тогда нужен НОВЫЙ святой праведный Иоанн Кронштадский, когда тот же самый протопресвитер Димитрий Смирнов с этим делом, вполне себе неплохо справляется?
И ведь дело-то вовсе не в том, что сей Дима Смирнов в чём-то уступает Ване Сергиеву, нет, ДЕЛО именно в СПОСОБНОСТИ ОКРУЖАЮЩИХ - УСЛЫШАТЬ их.
«Стяжи Дух Мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи» - говорил преподобный Серафим Саровский.
Правильно!
В его время ЛЮБОЙ святой Божий человек, это как огромная «подстанция», питающая проходящей через него самого божественной «энергией» (благодатью и т.п.), целые «районы» ТЕХ, КТО ЖЕЛАЛ ЭТУ благодать восприять.
И в той, тогдашней всеобщей «тишине» подобных желающих было отнюдь немало.
Ну, а далее уже и сами они светили в своей собственной жизни маленькими «фонариками», и пусть хотя бы немного, но рассеивали всеобщие потёмки мира сего.
А что же происходит сейчас?
/продолжение
http://vasia-tapkin.livejournal.com/72258.html /