"Томос"

Nov 11, 2011 01:15

 
Вот, давно уже хотел составить свой "Томос", объединив в нем результаты всевозможных дискуссий, в которых довелось принять участие. Буду рад любым комментариям и критике.

А пока думаю, что забыл или напутал, и буду править. )

Leave a comment

Comments 37

ot_kuda_to November 11 2011, 16:13:17 UTC
Вячеслав, а подскажите, пожалуйста, о том, что "В Благовещении Она была от первородного греха освобождена Святым Духом" Вы у святителя Игнатия прочитали или у кого-то иного?

Reply

vazlav_s November 11 2011, 20:34:00 UTC
Честно говоря, это для меня открытый вопрос ( ... )

Reply

vazlav_s November 11 2011, 20:35:49 UTC
Простите я на ваш вопрос не ответил.

Из свт.Игнатия практически не читал ничего. Знаю, что он отрицал НЗДМ, но на его тексты я не опираюсь.

Reply


vazlav_s November 12 2011, 20:40:42 UTC
Update 12/11/2011:

22. [Против иконоборцев] Почитаю иконы Христа, Богородицы и святых, воздаю им поклонение согласно сходности подобия, наименования и чести образа и первообраза. Поклонение это не Богопочитательное (существенное, природное поклонение веществу, из которого икона изготовляется), но относительное (осуществляемое в силу безусловного отношения образа к Первообразу). Богопочитательное же поклонение подобает по природе только Богу-Троице. Принимаю исповедание Собора 1092 года, осудившего ересь Льва митрополита Халкидонского, о воипостасности характира/образа, изображаемого на иконах, Христу, и о том, что следует служебное поклонение воздавать подобию Христа, видимому в иконах, а относительное - веществу иконы.

Reply


artemiy1729 November 24 2011, 18:58:35 UTC
Слава, отправил тебе по поводу Томомса сообщение, погляди, дошло ли. А то что-то я опасаюсь, с ЖЖ какие-то сбои в последние времена.

Reply


shvetsov0711 December 16 2011, 15:09:24 UTC
///единосущного Отцу единородного (т.е. единственного) Сына Божия///
А что значит единосущного? Чем единосущие (омоусиос) отличается от подобосущия (омиусиос)?

Reply

vazlav_s December 16 2011, 19:42:22 UTC
Интересный вопрос, спасибо. Вообще, я только недавно подробно заинтересовался доникейским богословием, поэтому пока не успел сформировать для себя ясной картины.

Хотя слово "единосущный" и добавлено в Символе против подобосущников и ариан, в "томос" я его включил просто "автоматически".

Вот что удалось нагуглить достаточно легко (статья Димы Бирюкова, можно скачать в пдф):

http://rhga.ru/science/ioct/byzant/Birjukov/Pages%20197-206%20from%20Antologia%201-2.pdf

Насколько могу понять из приведенных в статье цитат, различие между омоусианами и омиусианами пролегает в ответе на вопрос, обладают ли Ипостаси Троицы тождественной сущностью или только подобной.

Reply

vazlav_s December 16 2011, 19:46:16 UTC
Оттуда же:

"Автор послания не преминул разъяснить, что такое «подобие»: «Подобное (ὅµοιον) не может быть тождественным (ὅµοιον) с тем, чему оно подобно».

Затем приводится несколько странный пример, поясняющий сказанное: как говорится в Писании, Сын сделался «подобным человекам» (Флп. 2, 7), - это значит, что Он был не тождественным всем людям, но именно подобным, что проявляется в том, что Сын хотя и «находился в страстях» (γενέσθαι ἐν τοῖς
πάθε σι) - претерпевал голод, жажду, необходимость во сне, - но опять-таки, согласно сказанному в Писании, Он был «в подобии плоти греховной» (Рим. 8, 3), т. е. - не был в тождестве с плотью греха, через претерпевание страстей не совершал движения ко греху.
Т. е. пример, приведенный в послании, подразумевает, что как Сын по Своему человечеству подобен, но не тождественен человеческой природе, так же по Своему Божеству Он не тождественен Отцу."

Reply

vazlav_s December 16 2011, 19:56:18 UTC
Тут наверное надо учитывать, что в те времена не было принято разделять понятие "сущности" и "ипостаси".

В такой ситуации для подобосущников богословие "единосущия" выглядело бы как савеллианская ересь - тождественность по сущности автоматически выливается в тождественность по ипостаси.

Впрочем и в богословии подобосущников есть проблема: если Сын не тождествен, а подобен Отцу по сущности, то можно придти к троебожию.

Любопытно, но Дмитрий в статье как раз поясняет, как подобосущники этого троебожия избегали: они последовательно исключали из понятия "подобия" все те коннотации, которые позволяют реально разделять подобные вещи в материальном мире.

В целом статья Дмитрия мне на первый взгляд кажется достаточно правдоподобным изложением проблемы.

У вас нет возражений?

Reply


alexandrg December 25 2011, 16:07:40 UTC
Странно. Вы у меня во френдах, но в ленте я Ваших постов не вижу.

Reply

vazlav_s December 25 2011, 18:45:38 UTC
мне уже сообщали об этой проблеме другие френды, к сожалению, я так и не понял в чем дело.

возможно, что-то намудрил с "тонкой" настройкой ЖЖ, хотя вроде и перепроверил все настройки приватности.

Reply


Leave a comment

Up