С уважаемым
dmitri_kapustin обсуждаем моносубъектную староникейскую и трехсубъектную новоникейскую триадологические схемы. Дошли до вопроса:
ДК: То есть, Вы полагаете, что субъекта три (нерождённый, рождённый и исшедший). Что именно Вы имеете в виду, когда говорите, что у них одна сущность? Вот, например, солнце: есть "солнечный шар" (сущность), и есть свет (
(
Read more... )
Comments 95
Св.Троица Едина по Сущности, различна по Ипостасям. Это откровение Божие. А познать мы может Бога только настолько, насколько Он Сам Себя нам (т.е. Церкви) открыл. А все остальное - от лукавого.
Reply
К сожалению люди в молитве все равно как-то себе представляют Бога, кто-то как три Субъекта, кто-то как Одного.
Кто-то как Три Эго - кто-то как Одно.
Я держусь точки зрения - Три Субъекта - Одно Эго. Это имеет отношение только к аскетике молитвы, больше ни к чему.
Reply
Reply
http://pagez.ru/lsn/0484.php
Ваш комментарий я мог бы рассматривать как комплимент, но кажется, я его не заслуживаю. Свт.Григорий в отличие от меня очень строго "по-аристотелевски" рассуждает. Он даже говорит, что мы про "три человека" говорим не в собственном смысле. А я-то наоборот, предлагаю встать на точку зрения тех, кто счисляет сущности.
Впрочем, вот это его опровержение, видимо, является близким к моей мысли, как я ее выразил в своем посте:
И говорим еще: Петр разнится от Павла, поколику такая-то ипостась в каждом из них, потому что разнятся между собою чем-либо, обыкновенно составляющим ипостась, а не сущность, каковы например: неимение волос, рост, отечество, сыновство и тому подобное. Ибо явно, что не одно и то же - вид и неделимое, не то же - сущность и ипостась. Слово: ипостась прямо ведет мысль слушателя к тому, чтобы искать чела покрытого рубцами, синего, отца, сына и подобного тому.Однако ( ... )
Reply
Reply
Reply
не знаете греческого и не очень знаете Аристотеля,
поэтому Ваше мужество браться за такое рассуждение
заслуживает уважения.
А не пытались ли Вы подумать о том,имеет ли вообще
смысл пытаться оперировать этими понятиями, которые
для нашей культуры глубоко чужды.
Reply
То, что все эти "дискурсы" уже давно являются мертвыми языками, на которых теперь говорят лишь всякие чудаки, я наверное согласен, но у нас нет адекватной перекладки христианских догматов на современный язык. Современные философы мне не нравятся в этом плане, они привносят в традицию чуждые смыслы.
Мне кажется, греки были настоящими мистиками, и излагали подлинный опыт. Это поддерживает мой интерес к ним.
Reply
и давно думаю над этой темой.
У Гр.Нисского там в этом сочинении есть
очень странные места,эта его попытка противопоставить
обыденный язык языку "ученых", которая в конечном итоге
ничего не доказывает,т.е. он получает одну сущность
(что это такое - сейчас не время обсуждать), но при этом -
как раз - три отдельных существа.
Reply
(что это такое - сейчас не время обсуждать), но при этом -
как раз - три отдельных существа.
а "три существа" он каким термином обозначает?
Reply
можете глянуть сокращенный вариант моей статьи:
http://www.bogoslov.ru/text/2313477.html
Reply
Reply
Но ведь в Боге такое различение не имеет места. Ведь Бог существует не во времени, поэтому рождение и исхождение - это не "исторический факт", это вечная реальность, это то, что происходит в Боге всегда. Поэтому противопоставление "а не что с ней происходит на данный момент" к Богу неприменимо. Значит, по Вашему рассуждению, счислять частные сущности в Боге можно, и их три?
Reply
но акциденция "отношения" не определяет ипостась "саму по себе", а определяет ее относительно другой ипостаси. т.е. по сути это не разделение, а связь ипостасей, совсем как у Августина или Фомы.
вы считаете неубедительным мой вывод, что это не позволяет разделять "частные сущности"?
Reply
То есть, два совершенно одинаковых человека всё равно отличаются друг от друга хотя бы нахождением в пространстве. В Боге этого различия нет, поэтому нет различия сущностей. Так Вы рассуждаете.
То есть, у Вас как бы три солнца, три солнечных круга, но в одном и том же месте. И сущность у них одна, потому что между ними нет различия. А различие ипостасей связано с отношениями между ними.
Но разве нельзя посмотреть на это иначе и сказать, что, поскольку три солнца, то и три солнечных круга, хотя бы и совершенно одинаковых и не различающихся даже местом? То есть, на самом деле три бога (в "обыденном" понимании), но просто мы об этом не хотим говорить, мы это запрещаем на уровне терминологии, но фактически-то это так?
Reply
Reply
Leave a comment