В
“Томосе”, который приведен в этом ЖЖ качестве моего вероисповедания, есть пункт 24:
[24.Против философов-персоналистов] Отрицаю учение об отождествлении ипостаси и "самосознания" (оно же "самость" или "эго")... Исповедую, что самосознание всякого разумного существа - это его природная энергия. При этом применительно ко Христу, так как Его
(
Read more... )
Comments 110
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
(The comment has been removed)
(The comment has been removed)
То, что не Бог Отце надел личину - это понятно из того, что Он не воплотился, и что Он и Христос разные Лица.
Но вот например Гефсиманском молении Христос говорит от лица человечества Отцу "Я", "да будет воля Твоя а не Моя". Под "Моя" понимается человеческая воля Христа, под "Твоя" - Божественная воля Отца.
Вам не нравится такое толкование, приведенное свт.Григорием Богословом? А какое вам нравится?
Reply
Зачем такое искусственное толкование? Ведь у Христа есть Своё человеческое знание, и Он обращается к Отцу как к Богу. То есть, человеческое сознание Христа и божественное "сознание" Отца реально различны, и буквальное понимание евангельского текста вполне уместно. (Извините, если я по невнимательности не понял Вашу мысль).
Reply
У меня возникает проблема с взаимопониманием с собеседниками, когда мы говорим про вот это "божественное сознание Отца". Оно общее с Сыном, или иначе, является ли "оно" энергией Божества, или нет? Мне кажется - да.
Если я тут ошибаюсь, готов это пересмотреть, но это связано с необходимостью ответить на приведенные в конце второй части вопросы.
Reply
(The comment has been removed)
Как раз психологического докетизма я и пытаюсь избежать. Психика Христа должна быть полноценной, самодвижной по человечеству. Иначе мы получим моноэнергизм и монофелитство.
Reply
(The comment has been removed)
Вот у Дамаскина выше (в заглавном посте) сказано: "ум Христов действует, сознавая, что Он - ум Божий". Если над этим подумать, то можно составить какое-то понимание, как мог вести Себя Христос в бытовых ситуациях.
Вопрос об усвоении возникает у Св.Отцов только узко-специфически в связи с молитвенным обращением Христа к Отцу. Видимо, у них была потребность в полемике против ариан и прочих еретиков, доказывающих исходя из данных мест Св.Писания, что Христос - не Бог, раз молится Отцу.
Reply
Reply
А что такое савеллианство, по-Вашему?
Reply
Reply
Reply
По отношению к творению энергия одна и три тропоса осуществления единой энергии (Отец действует отечески, Сын действует сыновне, Дух действует духовно).
В самой же Троице не по отношению к творению две энергии действующих ипостасей:
1) порождение, принадлежащее Отцу и
2) изведение, принадлежащее Отцу (и Сыну).
Reply
Leave a comment