К персоналистам. О том что не три Бога. (Начало).

Jun 20, 2012 00:52


В “Томосе”, который приведен в этом ЖЖ качестве моего вероисповедания, есть пункт 24:

[24.Против философов-персоналистов] Отрицаю учение об отождествлении ипостаси и "самосознания" (оно же "самость" или "эго")... Исповедую, что самосознание всякого разумного существа - это его природная энергия. При этом применительно ко Христу, так как Его ( Read more... )

преп.Максим Исповедник, персонализм, свт.Григорий Богослов, преп.Иоанн Дамаскин

Leave a comment

Comments 110

(The comment has been removed)

vazlav_s June 20 2012, 06:01:31 UTC
Про Праксея можно продробнее со ссылкой? Если Церковь что-то внятно осудила по этому поводу, я конечно рад буду вернуться к написанному ( ... )

Reply

(The comment has been removed)

(The comment has been removed)


(The comment has been removed)

vazlav_s June 20 2012, 06:06:39 UTC
Или говоря тоже самое более понятными словами Бог Отец просто надел человеческую личину и ломал комедию делая вид что он и Иисусу Христос двое а не один

То, что не Бог Отце надел личину - это понятно из того, что Он не воплотился, и что Он и Христос разные Лица.

Но вот например Гефсиманском молении Христос говорит от лица человечества Отцу "Я", "да будет воля Твоя а не Моя". Под "Моя" понимается человеческая воля Христа, под "Твоя" - Божественная воля Отца.

Вам не нравится такое толкование, приведенное свт.Григорием Богословом? А какое вам нравится?

Reply

dmitri_kapustin June 20 2012, 08:01:41 UTC
--Таким образом и эти места не говорят, на мой взгляд о разделенности сознания Христа и Отца, а наоборот, объясняются Св.Отцами через нераздельное соединение Их “сознания”, а изображение диалога - это своеобразная мистерия, в которой Христос усваивает Себе наше лицо и говорит от нашего имени то, что к Нему не имеет отношения

Зачем такое искусственное толкование? Ведь у Христа есть Своё человеческое знание, и Он обращается к Отцу как к Богу. То есть, человеческое сознание Христа и божественное "сознание" Отца реально различны, и буквальное понимание евангельского текста вполне уместно. (Извините, если я по невнимательности не понял Вашу мысль).

Reply

vazlav_s June 20 2012, 08:34:27 UTC
///человеческое сознание Христа и божественное "сознание" Отца реально различны, и буквальное понимание евангельского текста вполне уместно. (Извините, если я по невнимательности не понял Вашу мысль).///

У меня возникает проблема с взаимопониманием с собеседниками, когда мы говорим про вот это "божественное сознание Отца". Оно общее с Сыном, или иначе, является ли "оно" энергией Божества, или нет? Мне кажется - да.

Если я тут ошибаюсь, готов это пересмотреть, но это связано с необходимостью ответить на приведенные в конце второй части вопросы.

Reply


(The comment has been removed)

vazlav_s June 20 2012, 06:07:33 UTC
Пояснить сможете?)

Как раз психологического докетизма я и пытаюсь избежать. Психика Христа должна быть полноценной, самодвижной по человечеству. Иначе мы получим моноэнергизм и монофелитство.

Reply

(The comment has been removed)

Re: Пояснить сможете?) vazlav_s June 22 2012, 20:15:56 UTC
Ну, не "все человеческие эмоции оказались человеческим усвоением", а конкретные ситуации, типа молитвы у могилы Лазаря. Однако вместе с тем Христос, например, веселился на свадьбе в Кане Галилейской чисто "по человечески", Сам за Себя, а не потому, что давал нам назидательный пример.

Вот у Дамаскина выше (в заглавном посте) сказано: "ум Христов действует, сознавая, что Он - ум Божий". Если над этим подумать, то можно составить какое-то понимание, как мог вести Себя Христос в бытовых ситуациях.

Вопрос об усвоении возникает у Св.Отцов только узко-специфически в связи с молитвенным обращением Христа к Отцу. Видимо, у них была потребность в полемике против ариан и прочих еретиков, доказывающих исходя из данных мест Св.Писания, что Христос - не Бог, раз молится Отцу.

Reply


krutitsy June 20 2012, 18:29:04 UTC
Вячеслав, в целом Ваша интенция мне кажется верной, но чувствуется некоторая двусмысленность, проистекающая, на мой взгляд, из того, что понятие "сознание" определено не очень четко ( ... )

Reply

dmitri_kapustin June 21 2012, 04:50:07 UTC
--привкус савелианства

А что такое савеллианство, по-Вашему?

Reply

krutitsy June 21 2012, 07:56:15 UTC
Фантазийное только, а и не реальное различение Лиц Троицы.

Reply

dmitri_kapustin June 21 2012, 17:37:18 UTC
Если исповедуется, что Бог (Отец) отличается от Своего Логоса (по аналогии с различием сущности и энергии у паламитов), то это уже не савеллианство?

Reply


ioann22 July 7 2012, 20:16:31 UTC
/У Троицы как мы знаем из учения Православной Церкви одна энергия/

По отношению к творению энергия одна и три тропоса осуществления единой энергии (Отец действует отечески, Сын действует сыновне, Дух действует духовно).

В самой же Троице не по отношению к творению две энергии действующих ипостасей:

1) порождение, принадлежащее Отцу и
2) изведение, принадлежащее Отцу (и Сыну).

Reply


Leave a comment

Up