Первая часть Спасибо всем, что дождались следующего поста из серии экскурсий на промзону Ульяновска. В этом рассказе - завод ЗАО «АэроКомпозит - Ульяновск» по производству самолётных крыльев для нового лайнера МС-21.
01. Внешне производственный корпус ничем не примечателен
[Spoiler (click to open)] Аэрокомпозит производит не металлические, а композитные крылья - из сухого углеродного материала. Крыло становится легче на 5-10% алюминиевого аналога, а расход топлива снижается на 6-8%. Возрастает крейсерская скорость и высота полёта. Композитный материал прочнее и долговечнее металла, он не подвержен коррозии.
02. Похоже на 3D-принтер: робот печатает деталь из сухой углеродной ленты. Сырьё можно купить только за границей, в России такого не производят.
Затем детали крыла пропитываются пластиком в вакууме.
03. Результат работы - панель крыла.
Airbus и Boeing также используют композитные материалы у себя, которые изготавливаются с помощью препрега: пропитанного пластиком углеродного материала, который выпекается в печи. Препрег стоит дорого, плохо хранится и капризен к температуре.
В Ульяновске используется технология VaRTM - Vacuum assisted resin transfer molding.
Некоторые запчасти Boeing 787 и хвост японского MRJ тоже изготовлены методом VaRTM, но большие по размерам элементы у них не получаются до сих пор. Нам же помогла австрийская компания FACC, поделившаяся секретом.
04. Стенд проверки деталей ультразвуком
05. Производство современное: максимум роботов, компьютеров и автоматики, минимум - людей и человеческого фактора.
06. Некоторые детали крыльев весят по нескольку тонн. Перевозит их вот такой робот
Такое производство требует чистых помещений. Поэтому здесь тщательно очищается воздух от аэрозольных загрязнений и присутствует мощная вентиляция.
07. Размах крыла - 36м
08. Заключительная стадия сборки
09. Небольшое интервью по завершении экскурсии
Ульяновск освоил новые методы самолётостроения, и конкурентосопособен всему остальному миру. Главное теперь - не отставать и держать марку.