Вот тебе и четкий ответ на четвертое и пятое затруднения, приведенные в начале Предисловия [см.
п. 1]. Ибо то, что ты найдешь в словах наших мудрецов, да будет память о них благословенна, а также в Святых Книгах, указывает, что [Тора] передается только тому, чье сердце трепещет и т. д., имеется в виду та часть, что называется Ситрей Тора (тайнами Торы), и представляет собой три первых Сфирот и ступень Рош [см.
п.27], и что они передаются только скромным людям и на известных условиях; ведь ни в каких книгах по Каббале, рукописных и печатных, тебе не найти даже намека на [Ситрей Тора], поскольку это слова, скрытые Древним Старцем, как сказано выше [см.
п.28], в Гемаре. И с другой стороны, сказано: можешь ли ты помыслить, и может ли даже прийти в голову, чтобы все эти знаменитые святые и праведники, величайшие люди народа, лучшие из лучших, например [авторы] Сэфэр Ецира и книги Зоар, и Барайты дэРаби Йишмаэль [Сифра, Введение], и рав hАй Гаон [гаон Пумпедиты, 939 - 1038], и рав Хамай Гаон [псевдоним каббалиста школы рабби Йицхака Слепца (около 1160 - 1235) из Прованса], и рабби Элеазар из Гармизы [Элазар Рокеах (около 1176 - 1238) из Вормса], и другие Ришоним до Рамбана (1194 - 1270), и Бааль hаТурим [рабби Яаков бен Ашер, около 1269 - около 1343], и Бааль hаШульхан Арух [рабби Йосеф Каро, 1488 - 1575], до Гаона миВильна [рава Элияhу бен Шломо Залман, 1720 - 1797] и Гаона миЛяды [рабби Шнеура Залмана из Ляд, 1745 - 1812], и другие праведники, да будет память обо всех них благословенна, от которых явлена нам вся открытая Тора и благодаря которым мы живем, зная, какие поступки мы должны совершать, чтобы снискать милость в глазах Господа, да будет Он восславлен; и ведь все они написали и напечатали книги по Каббалистической Мудрости, и тебе не найти большего раскрытия, чем обретаемое из книги, ведь пишущий ее не знает, какие люди станут читателями его книги; быть может, Б-же упаси, в нее заглянут отъявленные злодеи, а раз так, то тебе не найти большего раскрытия секретов Торы, чем это; [так вот], не дай Б-г помыслить после всего, что оставили после себя эти святые и чистые люди, чтобы они преступили хоть на йоту написанное и разъясненное в Мишне и Гемаре о запрете раскрывать [тайны Торы], как написано в Эйн Доршин (в трактате Хагига) [см.
п.28]. Но из этого неминуемо следует, что все рукописные и печатные книги представляют собой Таамей Тора (вкусы Торы [т.е. открытую Тору]), которые Древний Старец сначала скрывал, а затем раскрыл, согласно смыслу [написанного] «[Не] нёбо ли отведывает вкус пищи» [см.
п.27], о чем уже говорилось, что эти тайны не только не запрещено раскрывать, но наоборот, их раскрывать большая мицва (как сказано выше, в Псахим, лист 119 [см.
п.28]). И награда того, кто знает, как раскрывать, и раскрывающего их, весьма велика, ибо от раскрытия этих Светов многим, и именно многим, зависит приход истинного Избавителя в скором времени и в наши дни. Да будет так.