Предисловие к Талмуду рабби Джозефа Германа Герца, 1

Mar 19, 2012 05:31

Талмуд является произведением, созданным в Израиле, земле Танаха, и в Месопотамии, колыбели цивилизации. Талмудическая литература берет свое начало со времени Вавилонского изгнания в шестом веке до нашей эры, еще до того, как возникла Римская республика. Когда тысячу лет спустя, в 500 году нашей эры Вавилонский Талмуд принял свою окончательную форму и состав, Западная Римская империя перестала существовать. Это тысячелетие начинается падением Вавилона как мировой державы, охватывает подъем, упадок и падение Персии, Греции и Рима и является свидетелем распространения христианства и исчезновения язычества в странах Запада и Ближнего Востока.

I

Зарождение.

Вавилонское изгнание - это ключевой период в истории человечества, и особенно это касается народа Израиля. Во время этого изгнания народ Израиля нашел себя. Он не только заново открыл Тору и сделал ее законом жизни, но под ее влиянием начали свое существование новые религиозные институты такие, как синагога, т.е. молитва общины без священника и ритуала, что стало одним из самых далекоидущих достижений всей истории религии.

Устный Закон

Во время воссоздания еврейского государства, в 444 г. до н.э., софер (т.е. писец) Эзра формально объявил Тору гражданским и религиозным законом нового государства. Он принес с собой весь переданный из уст в уста материал, которому его учили в изгнании, и решал все новые проблемы, с которыми сталкивалась борющаяся община, в том же духе, как это делалось, когда была создана синагога. Его последователи, так же, как он, называвшиеся софэрим (писцами) и известные также как Мужи Великого Собрания продолжили его работу. Их учения и постановления прошли проверку практикой народных масс и приняли форму hалахи, что буквально означает "проторенная дорога", ясное религиозное предписание, по какому пути сыну Израиля надлежит идти. Когда Мужей Великого Собрания не стало, их заменил Синедрион Иерусалима. Все эти поколения получали наслаждение от Закона Г-сподня, и о Его Законе размышляли они днем и ночью. Когда их мысль следовала стихам Танаха, это называлось Мидраш, а исследование различных заповедей называлось Мишна. Возникли учебные заведения, целью которых было систематическое распространение нового учения, а также тщательное собирание знаний, переходящих из поколения в поколение, хранимых с незапамятных времен и касающихся надлежащего соблюдения заповедей Торы. Это движение за интенсивное изучение Танаха не избежало сопротивления. Аристократическая и бюрократическая часть населения, позже известная как саддукеи, без колебаний объявила каждый закон, не оговоренный особо в Торе, опасным и наказуемым нововведением. Оппозиция саддукеев только дала дополнительные силы для распространения Устного Закона писцам, позже известным как фарисеи. Они искали не что иное, как полное и неисчерпаемое откровение, сообщенное Б-гом. В первом приближении, знание содержания этого откровения, считали они, должно было обретаться из письменного текста Пятикнижия, но откровение как таковое, истинная Тора, была заключена в смысле этого письменного текста, в Б-жественной мысли, открывающейся в нем, богатство которой с небывалой детализацией было раскрыто последующими поколениями преданных делу учителей. "Кроме прямой связи, обретаемой через молитву, - говорит Герфорд - изучение Торы было способом установления ближайшего контакта с Б-гом; это можно было бы назвать фарисейским видением Б-жественной Благодати. Чтобы изучать Тору, нужно было мыслить Б-жьими мыслями вслед за Ним, как сказал Кеплер".

Мишна

Продукт лихорадочной деятельности фарисейских школ угрожал стать непосильным для памяти, не вооруженной никакими вспомогательными средствами. Ибо все это учение было устным и не было записано. Первым попытался систематизировать дошедшие до него знания hИлель в первом веке до нашей эры. Он известен больше всех мудрецов, и особенно за то, что сформулировал золотое правило: "То, что ненавистно тебе, ближнему своему не причиняй; в этом вся Тора, а остальное - комментарий". Он был - сама кротость и гуманность: "Люби мир и добивайся мира, люби тех, кто вокруг тебя, и приближай их к Торе" был его девиз. Он сделал широко известными семь правил толкования Торы, например правила логического вывода и применения аналогий, что позволило облегчить выявление внутреннего смысла священных книг; кроме того он разделил всю массу дошедшего до него материала, составлявшего в его время Устный Закон, на шесть основных разделов, и это деление было принято всеми его последователями.

Авторство

Из 150 Таннаим или «учителей», которых можно назвать архитекторами величественного духовного здания известного в своей окончательной форме как Мишна, кроме hИлеля можно назвать еще троих. Это Йоханан бен Заккай, рабби Акива и рабби Еhуда hаНаси. Йоханан бен Заккай был младшим из учеников hИлеля. Своей ешивой в Явне он спас иудаизм от кораблекрушения, вызванного римскими разрушениями, потрясшими еврейскую нацию в 70-м году. Явне стал сборным пунктом еврейского образования и центром еврейской духовной жизни. Как почти все раввины, Йоханан бен Заккай зарабатывал себе на хлеб ручным трудом. Иудаизм, считал он, смог пережить свой политический организм, а милосердие и любовь людей пришли на замену жертвоприношению. Он провозглашал, что «доброе сердце» - это самое важное в жизни.

В следующем поколении рабби Акива стал автором собрания дошедших до него законов, из которых выросла Мишна. Он был величайшим из раввинов своего времени и последующих времен, человеком, к которому, как рассказывает легенда, однажды даже Моше на миг возревновал, когда перед взором рабби Акивы промелькнуло отдаленное будущее. Его острый и проницательный интеллект позволял ему находить в Танахе обоснование любого положения устного Закона. Романтика озаряет ранний период жизни этого великого раввина и мистика. В 132 году он умер мученической смертью за своего Б-га и народ. В день, когда умер Акива, родился рабби Еhуда hаНаси, которого также называли просто Рабби. Он был потомком hИлеля в седьмом поколении и человеком необычайных способностей, широчайшей культуры и высокой нравственности. Будучи патриархом, духовным правителем поколения, он поставил себе целью обеспечить единство соблюдения законов Торы созданием единого кодекса, пользующегося непререкаемым авторитетом. Как следствие, он заново рассмотрел полное собрание установлений, накопившихся за столетия, тщательно анализируя их и систематизируя, сокращая и усиливая их звучание и очень часто включая мнения ранних учителей точно в той форме, в какой они дошли до него. Таким образом, Мишна не была отлита в одной форме. Она имеет разнородный состав. Возможно, поэтому она вытеснила все соперничающие собрания переданных из уст в уста законов и вскоре завоевала авторитет канона.

Деление на разделы

Мы не знаем точно, в каком году Рабби нанес последние мазки на свою работу. В поздний период своей жизни он подверг Мишну полной переработке, по-видимому,  это произошло в 220 г. н.э. В этой, заключительной, форме Мишна состоит из шести разделов:
  1. Зераим, законы сельского хозяйства, состоит из 11 трактатов, первый из которых (Брахот) имеет дело с молитвой.
  2. Моэд, законы, касающиеся праздников и постов, состоит из 12 трактатов.
  3. Нашим, 7 трактатов, имеющих дело с законами, относящимися к женщине и семейной жизни.
  4. Незикин, трактаты по гражданской и уголовной юриспруденции (включая Пиркей Авот).
  5. Кодашим, 11 трактатов о законах, связанных со Святилищем, и законах, касающихся пищи.
  6. Таhарот, 12 трактатов по законам о чистом и нечистом.

Всего 63 трактата. Каждый трактат (масехта) в свою очередь делится на пераким (главы), общее число которых 523.

Датировка

Что касается точного времени, когда Мишна была записана, среди выдающихся еврейских авторитетов последних девяти столетий царят разногласия. Шерира Гаон, Раши, Луццато, Рапопорт и Грец считают, что Рабби систематизировал Мишну в своем собственном уме, без помощи пера и пергамента, изложил ее в своей ешиве в той же форме и в том же составе, в каком она пребывает по сей день, и таким образом, передал ее из уст в уста своим ученикам. Те же, в свою очередь, изложили ее последующим поколениям. Она с большой точностью сохранилась в устах людей вплоть до того времени, когда значение ешив уменьшилось и у учителей тех дней возникла необходимость предать накопленный поколениями материал бумаге, и произошло это где-то в восьмом или девятом столетии. С этим мнением не соглашаются другие авторитеты, не менее выдающиеся, которые утверждают, что сам Рабби полностью записал всю Мишну. Среди них Еhуда hаЛеви, Маймонид и Абарбанель; Вайс, Гейгер и Френкель.

Язык

Языком Мишны является новый иврит, естественное развитие библейского иврита, живая речь, а не искусственный язык (подобный средневековой латыни), как некоторые утверждали. Его словарь и идиоматика несут на себе печать применения в разговорной речи. Поскольку он является записью высказываний и устных споров людей из народа по поводу многих различных аспектов их жизнедеятельности, в нем содержится существенная примесь арамейской, греческой и латинской терминологии.

Текст

Старейшие рукописные копии Мишны находятся в Парме (13-й век), Кембридже (говорят, что на этой версии основан Иерусалимский Талмуд) и в Нью-Йорке (огласованные фрагменты, 10-й или 11-й век). Первое печатное издание вышло в свет в Неаполе (1492 год) с комментарием Маймонида. Текущие издания по сей день снабжаются коментариями Овадии из Бертиноро, 15-го века, и Йомтова Липмана Хеллера, 17-го века. Мишна часто переводилась, последняя английская версия принадлежит канонику Дэнби. Однако критическое издание Мишны является задачей будущего.

Ко второй части                                                                             К Введению р. Злотовица

Previous post Next post
Up