Гемара Земли Израиля
Есть две Гемары: одна создана в ешивах Вавилона, а другая - в Земле Израиля. Строго говоря, современное название последней, "Иерусалимский Талмуд", неверно, поскольку после разрушения Второго храма ешив в Иерусалиме не существовало. Тверия была главным местом, где учились раввины вплоть до закрытия школ земли Израиля в четвертом веке.
Главными учителями (ныне называющимися Амораим, комментаторами) Талмуда Земли Израиля являются рабби Йоханан и рабби Аббаhу.
Йоханан (умер в 279 году) был в ранней юности учеником рабби Еhуды hаНаси. Он сделал свою ешиву в Тверии главным местом учебы в Святой Земле и долгое время ошибочно считался редактором Гемары Земли Израиля. Следующее высказывание этого колоритного представителя Амораим типично для него: "Когда египтяне тонули в Красном море, ангелы на Небесах были готовы запеть от радости. Б-г заставил их замолчать словами: 'Мои творения гибнут, а вы готовы петь!'"
Аббаhу из Кесарии был богатым и очень культурным человеком, пользовавшимся огромным влиянием на римские власти. Он был искусным защитником своей веры от христианских атак. Он говорил: "Будь среди преследуемых, а не среди преследователей" Он выдвинул смелую идею последовательных этапов Творения - идею, позже воспринятую еврейскими мистиками, о том, что до возникновения существующей ныне Вселенной некие бесформенные миры явились из потока бытия, а затем исчезли, как искры, вылетающие из раскаленного докрасна железа, по которому бьют молотом.
Притеснения, имевшие место в Земле Израиля под властью первых христианских императоров, привели к уничтожению раввината и закрытию школ в 425 году. Дискуссии, происходившие в этих школах, формально никогда не редактировались. Кажется, Гемара Земли Израиля первоначально охватывала всю Мишну, однако, в силу печальных обстоятельств того времени, значительная ее часть была безвозвратно потеряна.
Ее hалахические части отмечены спокойными и выдержанными дискуссиями свободными от скрытых диалектических построений, которыми характеризуется Вавилонский Талмуд. Ее агада тоже чище, рациональней, хотя и не столь привлекательна и поэтична, как агада из Вавилонии. Талмуд Земли Израиля, будучи написанным на сирийском диалекте малоизвестном более поздним поколениям, был за много веков почти забыт евреями. Его hалахические решения никогда не действительны, если они противоречат Вавилонскому Талмуду. Он был впервые напечатан в Венеции в 1523 году. Классическое "Введение в Иерусалимский Талмуд" Дж. Френкеля вышло в свет в 1859 году. Существует французский перевод Талмуда Земли Израиля, выполненный М. Швабом.
К четвертой части Ко второй части