И десять Сфирот, о которых говорилось выше, содержат пять больших категорий [духовных объектов], и «да не удалятся они от глаз твоих» [Мишлей 4, 21] и «выпрямят они стези твои» [Мишлей 3, 6] «пред тобою» [Бэрэйшит 33, 12] при изучении этой Мудрости. Категория первая - это Свет Сущности [Творца], представляющий Собой целиком весь Свет из Эйн Соф Барух hУ (из Бесконечного, да будет Он восславлен), находящийся в этом Нээцале (см.
Что такое Маациль); и Он является основой, которой не присуще никакой примеси низшего абсолютно и совершенно. И это называется Хохма дэОр Яшар (Мудростью Прямого Света). Категория вторая - это Ор дэХасадим (Свет Добра и Милосердия), притягиваемый сверху вниз, представляющий Собой Свет, привнесенный при пробуждении Гвурат hаНээцаль (силы преодоления Нээцаля) Бхины Бет (второй ступени), и это [пробуждение] есть Свет Бины, Тот, что она притянула, как уже говорилось. Категория третья. Это Высший Свет дэХасадим, [распространяющийся] снизу вверх благодаря Зивугу дэhАкаа (соединению в результате противодействия), о котором уже говорилось, и этот [Свет] называется Ор Хозер (Возвращающимся Светом), поднимающимся и распространяющимся по инициативе одного только Нээцаля по той причине, что [Нээцаль] воспрепятствовал [Его получению], как уже говорилось. Категория четвертая - это Ор Гвура Илаа (Свет Высшей силы преодоления). То есть Бхина Бет, а именно Авиют Бины, которую она обрела в результате осуществляемого ею преодоления, как уже говорилось. Категория пятая. Это Гвура Татаа (низшая сила преодоления), то есть Бхина Далет, являющаяся преодолением желания, сформировавшегося в Свете Хасадим и привнесенного со стороны Нээцаля, как уже говорилось, и называющаяся Кли Мальхут дэОр Яшар (сосудом Мальхут Прямого Света); и эта сила есть суть сосуда десяти Сфирот, как уже говорилось, и запомни это.
Ор Барух
Привнесенного со стороны Нээцаля. С целью ограничить Свет Хохма, называющийся Бхиной Алеф (первой ступенью), в котором не привнесено ничего от Нээцаля. И вот он хочет здесь сообщить нам о родстве и различии между Гвура Илаа (Высшей силы преодоления), когда [сосуд] притянул [Свет] Хасадим при привнесении Нээцаля, и тем Светом, что уже притягивается по инициативе привнесенного Нээцаля; и вдобавок [сосуд] обрел способность преодоления Света Хохма. {И здесь это называется [Светом] Хохма, притягиваемым в сосуд Мальхут, получающий ради получения}; и этот [Свет] Хохма притягивается в в сосуд Мальхут, получающий ради получения.
Ор Шалом
Категория первая - это Свет Сущности [Творца], представляющий Собой целиком весь Свет из Эйн Соф Барух hУ (из Бесконечного, да будет Он восславлен), находящийся в этом Нээцале; пояснение: в Сфире Хохма раскрылась Благодать, заключенная в Его желании наделять. И Он является основой, которой не присуще никакой примеси низшего абсолютно и совершенно. Мы уже учили, что такое Сфират hаХохма, а здесь мы вкратце повторим это: Его желание облагодетельствовать Свои творения создало сущее из ничего, сосуд, и наделило его Светом. И необходимо понимать, что Свет и сосуд раскрылись одновременно и ни одно из них не предшествовало другому. А причина этого заключается в том, что сосуд, то есть стремление и страстное желание получать, еще не знал, чего желать; поэтому он родился вместе со Светом. Так объясняется, что такое Сфират hаХохма. Из этого понятно, что в этой Сфире обошлось без помощи низшего, и только Высший дал как Свет, так и желание. Напротив, кто был причиной того, что должен был быть притянут Свет Хасадим? Низший. Поскольку низший пробудился и возжелал стать качественно идентичным [Дающему], Благодать распространилась в этот сосуд. И это есть Категория вторая.
Категория третья. Это ... Свет Хасадим ... И этот [Свет] называется Ор Хозер (Возвращающимся Светом). Мы учили, что Ор Хозер поднимается снизу вверх, то есть его источник - это то, что находится внизу, в низшем. Следовательно источник как Света, так и сосуда, находится в низшем. Иначе обстоит дело с Категорией второй: Свет Хасадим притягивался сверху вниз, но причиной этого был низший.
Итак, пять Категорий таковы: Категория первая: для [Сфиры] Хохма характерно, что как Свет, так и сосуд появляются со стороны Маациля. Категория вторая: для [Сфиры] Бина характерно, что Свет появляется со стороны Маациля, а сосуд появляется со стороны низшего. То есть, поскольку низший, называющийся Гвура Илаа (Высшая сила преодоления), желает стать качественно идентичным [Дающему], свыше появляется Свет Хасадим. Категория третья: Ор Хозер (Возвращающийся Свет): как Свет, так и сосуд появляются со стороны низшего, ведь Ор Хозер поднимается снизу вверх. Категория четвертая: «Ор шель Гвура Илаа» (Свет Высшей силы преодоления): что означает «Гвура Илаа»? Силу преодоления Бины для того, чтобы стать качественно идентичным [Дающему]. Категория пятая: «Гвура Татаа» (низшая сила преодоления), существовавшая для того, чтобы создать сосуд.
И необходимо различать, что Гвура Илаа, существовала в Свете, появившемся со стороны Маациля, при отсутствии пробуждения низшего. Как написано: Хохма в конце своего существования совершила преодоление. Напротив, объектом Гвура Татаа был «Свет Хасадим, привнесенный со стороны Нээцаля».
[Конец Ор Шалом]
И знай, что Масах (экран), находящийся в сосуде Мальхут, есть источник тьмы, и означает это, что он способен задерживать Высший Свет, чтобы Он не распространялся в Бхину Далет. И он является также источником труда ради получения вознаграждения, ибо труд представляет собой недобровольное действие, так как работающий [на хозяина дома, что является синонимом работодателя, см. р. Барух Ашлаг,
Тайное и явное в служении Г-споду] хорошо себя чувствует только в состоянии покоя, но поскольку хозяин дома платит ему вознаграждение, он уничтожает свое желание по желанию хозяина дома. И знай, что здесь, в Этом Мире, нет ни одного объекта и ни одной движущей силы, которые не коренились бы в Высших мирах, так, чтобы оттуда не распространялись ветви к низшим мирам. Пока они не будут восприняты нами и не раскроются нам в Этом Мире. И вот ты видишь, что вся работа и весь труд коренятся в Масахе, находящемся в сосуде Мальхут, задерживающей Высший Свет, Который услаждает ее, поскольку Маациль желает доставлять наслаждение, как уже говорилось, а все, что является Замыслом Маациля, есть закон обязательный и непреложный для Нээцаля; ведь ясно, что Он не нуждается в инструментах действия, так как Замысел Его, да будет Он восславлен, завершает [дело]; и вместе с тем, [Мальхут] выбирает для себя не получать Высший Свет, чтобы не становиться качественно отличным [от Него], как уже говорилось; см. в Паним Масбирот, ветвь первая. И следовательно величина присущей Масаху силы, препятствующей [проникновению Света], равна количеству затраченного труда. А вознаграждение, которое хозяин дома дает работнику, коренится в Ор Хозер (Возвращающемся Свете), появляющемся благодаря Зивугу дэhАкаа (соединению в результате противодействия), ибо благодаря тому, что Масах становится источником Ор Хозер, [Мальхут] возвращается, чтобы стать [Сфирой] Кэтэр как этих десяти Сфирот дэОр Хозер, так и Ор Яшар (прямого Света), и, как еще будет объяснено, причиной всего, произошедшего с [Мальхут], является действие, препятствующее [проникновению Света], как уже говорилось.
Ор Шалом
И знай, что Масах (экран), находящийся в сосуде Мальхут, ... благодаря тому, что она воспрепятствовала [проникновению Света], как уже говорилось. Цимцум (запрет) означает, что низший не совершает никакого действия и не хочет получать. Масах (экран) означает, что низший действует и поэтому получает вознаграждение. Определением слова «вознаграждение» является исполнение желание низшего. А в духовном его награда - это качественное сходство [с Маацилем]. И необходимо знать, что качественное сходство заключает в себе две вещи: 1. То, что он не получает, а совершает альтруистические действия, как Маациль. 2. Как Маациль испытывает удовольствие, так и он должен испытывать удовольствие. Поэтому в Масахе заключены две вещи: он совершает альтруистические действия, а также получает удовольствие. Однако вознаграждение - это не удовольствие, ведь он испытывал удовольствие до Цимцума, но первая составляющая качественного сходства есть его награда. То есть то, что он совершает альтруистические действия.
И дадим этому более подробное объяснение: вознаграждение означает, что его можно обрести, только заработав. Возникает вопрос: что это за вознаграждение, ради обретения которого нужно работать? И необходимо понять, что в Шефа (Б-жественной Благодати) нет недостатка, так как «больше, чем теленок хочет сосать, корова хочет кормить» [Вавилонский Талмуд, трактат Псахим, стр. 112А]. А не достает обретения сосуда способного получать Шефа. После Цимцума этот сосуд называется «hаКавана бэаль Мэнат леhаШпиа» (альтруистической мотивацией); поэтому мы учили, что все процессы в Духовном заключаются в обретении сосуда с альтруистической мотивацией.
[Конец Ор Шалом]
Объясняется исходя из сказанного выше, что все десять Сфирот представляют собой не что иное, как один сосуд, называющийся Мальхут, но на пути ее окончательного формирования различимы три ее Источника, то есть три ступени. [Это] Хохма, Бина и Зеир Анпин, которые происходят друг из друга, о чем уже говорилось. И знай, что эта Мальхут заключена еще в Ор Эйн Соф Барух hУ (в Свете Бесконечного, да будет Он восславлен), предшествующем Цимцуму (запрету [получать Свет]), и называется она Мальхут дэЭйн Соф. То, что в ней был наложен первый Цимцум, как написано в Паним Масбирот, ветвь первая, произошло из-за того, что благодаря ее качественной идентичности Маацилю, ее желание возвысилось, [отдалившись] от [желания] получать в Бхину Далет, и тогда распространился к ней от Эйн Соф Барух hУ Ор hаКав (Свет, [отмеренный тонкой] линией, луч Света), ибо Ор hаКав составляет весь Свет, притягиваемый в пяти мирах, называемых Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира и Асия; так как весь этот Свет называется Именем Кав согласно смыслу [выражения] Кав hаМида (мерный шнур, линия обмера) [Йирмеяhу 31, 38], поскольку в мирах Он притягивается в мере и в количестве, строго определенных для каждого мира, соразмерно сосуду Мальхут соответствующего мира, что подробно описывается в Паним [Масбирот].
А вышеназванные пять миров - это и есть Кэтэр и четыре Бхинот (ступени), которые, как известно заключены в десяти Сфирот, причем мир Адам Кадмон - это мир Кэтэр, мир Ацилут - это мир Хохмы, мир Брия - это мир Бины, мир Ецира - это мир Зеир Анпина, и мир Асия - это мир Мальхут, но в каждом мире без исключения есть десять Сфирот, и каждая без исключения Сфира из десяти Сфирот мира также состоит из десяти Сфирот, что описывается в Паним [Масбирот].
А происходит их разделение на пять упомянутых выше миров потому, что сначала сосуд Мальхут должен был быть включен в каждую Сфиру без исключения, вплоть до Кэтэр, и так и случилось. При первом распространении АХАП (Озэн, Хотэм, Пэ - уха, носа и рта) дэАдам Кадмон, когда она была включена в ЗОН (Зеир Анпин и Нукву). И при втором распространении АХАП она была включена в Бину. И в мире Никудим она была включена в Хохму. И в мире Ацилут она была включена в Кэтэр.
Ор Шалом
А происходит их разделение на пять ... миров ... И в мире Ацилут она была включена в Кэтэр. Вопрос здесь такой: если мы говорим, что у нас есть только пять Бхинот (ступеней) КАХАБ ТУМ (Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут), а также мы говорим, что КАХАБ Зеир Анпин называются Светом без сосуда и лишь Мальхут называется сосудом, если так, то как же эти пять Бхинот разделяются на пять миров, разве не существует только один-единственный сосуд?! Эту трудность он разрешает в [этом фрагменте] «А происходит их разделение».
Итак, когда Мальхут находится на своем месте, ей присущ уровень Кэтэр. А затем, когда Мальхут очищается и восходит к Бхине Гимэль, то есть к сосуду Зеир Анпина, светит уровень Хохма. А затем она поднимается к сосуду Бины и ей присущ уровень САГ. А затем она поднимается к сосуду дэХохма и ей присущ уровень Зеир Анпин, и эта ступень существовала в мире Никудим. А затем она была включена в сосуд Кэтэр, называющийся Авиют дэШорэш ([нулевое] эгоистическое желание Истояника), и тогда светит только уровень Нэфэш, и произошло это в мире Ацилут
[Конец Ор Шалом]
И благодаря тому, что Мальхут была включена в каждую без исключения Сфиру и с момента, когда это произошло, берет свое начало Олам hаТикун (Мир Исправления), ибо Рош (голова) этих [Сфирот] - это упомянутый выше мир Ацилут, то есть там Ор Эйн Соф Барух hУ (Свет Бесконечного, да будет Он восславлен) облачается в Бхину Алеф. А затем Ор Эйн Соф Барух hУ, облачаясь в Бхину Бет, Бара (Он создал) мир Брия. А затем, облачаясь в Бхину Гимэль, Он Яцар (создал) мир Ецира. А затем, облачаясь в Бхину Далет, Он Бара (создал) мир Асия. И в Паним [Масбирот] будет подробно разъяснено, как все эти [миры] появляются один из другого, в строго определенной последовательности и взаимосвязи.