[Вступительные замечания к переводимым главам из Талмуд Эсэр hаСфирот (окончание)]
К первой части Вступительных Замечаний
Ко второй части Вступительных Замечаний 7. [Объяснение некоторых терминов]
Талмуд Эсер hаСфирот. Часть первая. hИстаклут Пнимит. Список вопросов к объяснению слов (с.31)
27) Что такое Маациль.
Объяснение слов. Ответы на вопросы. (с.34)
27) Маациль. Любая причина по отношению к стадии, вытекающей из нее, называется Маациль. Кроме того имя Маациль заключает в Себе hаМшахат hаОр (притяжение Света [сосудом] ), а также Кли [сосуд], получающий Свет.
Ор Шалом
27) Маациль. Кроме того имя Маациль заключает в Себе hаМшахат hаОр (притяжение Света [сосудом] ), а также Кли [сосуд], получающий Свет. Каков источник сосуда? Ответ: «Его желание облагодетельствовать Свои творения» создало сосуд, то есть создало ощущение нехватки, чтобы возжелало оно получить наслаждение и удовольствие. Следовательно Маациль создал сосуд, и кроме того Он дал ему Свет; поэтому как Свет, так и сосуд заключены в имени «Маациль». [См. также ниже, первый Ор Шалом к Тэрэм и Ахар Ках (с.34).]
[Кроме того, в Ор Шалом к объяснению слова Игуль (с.36) Рабаш пишет:] Маациль - это Тот, Кто «наделяет», а низший - это тот, кто получает.
[Таким образом, Бааль Сулам характеризует Маациль как систему, заключающую в себя два объекта, и полагает, что читатель сам разберется, что в тексте, включая Ор Шалом, сопровождающий слова Ахар Ках, эти два объекта называются: Маациль - причина, Тот, Кто наделяет Светом; и Нээцаль - следствие, сосуд, который Маациль наделяет Светом.
Происхождение этих слов. Глагол с корнем ацаль (алеф-цади-ламед) пять раз встречается в Танахе. Причем значение этого глагола ближе к тому, что пишут выше Бааль Сулам и Рабаш, в тех трех случаях, когда этот глагол встречается в Пятикнижии. В Бэрэйшит 27, 36, Эйсав спрашивает Йицхака, а не выделил ли он благословения для него. В Бамидбар 11, стихи 17 и 25, Всевышний отделяет от духа Моше для семидесяти старейшин (этот эпизод упоминается Рабашем в Ор Шалом к Ахар Ках).
В ТЭС вместо глагола ацаль спряжения Каль используется однокоренной глагол hээциль спряжения hиф’иль, а также страдательный форма нээцаль спряжения ниф'аль. Маациль - это причастие настоящего времени глагола hээциль (в грамматическом значении существительного); Нээцаль - это причастие настоящего времени глагола нээцаль (также в грамматическом значении существительного).
Согласно объяснениям Бааль Сулама и Рабаша, вероятно, правильно заключить, что семантика существительных Маациль и Нээцаль и глаголов hээциль и нээцаль содержит три идеи: 1) Маациль - причина, а Нээцаль - следствие; 2) Маациль содержит в себе и Нээцаль, и Свет; 3) Маациль наделяет Нээцаль Б-жественным Светом. Поскольку третья идея восходит к Пятикнижию, именно она прежде всего передается в настоящем переводе и пояснениях (глаголы переводятся «наделять Светом» и «быть наделяемым Светом», а существительные не переводятся, но поясняются в скобках).]
Список вопросов к объяснению слов (с.31)
25) Что такое Кли (сосуд).
Объяснение слов. Ответы на вопросы. (с.34)
25) Кли (сосуд). (Часть первая. Глава первая. Ор Пними. Вав [перевод помещен в конце
первой публикации и в начале
второй]). Желание получать, имеющееся в Нээцале - это его Кли (сосуд).
Ор Шалом
25) Кли (сосуд). Желание получать, имеющееся в Нээцале - это его Кли (сосуд). Когда человек чего-то страстно желает, это его Кли (сосуд), а внутри него заключен объект его желания. Если он желает денег, то у него есть сосуд [желания получить] деньги; если он устремляется к Торе, то у него есть сосуд [стремления] к Торе, и посредством своего желания он способен получать наслаждение. А если у человека нет желания к какой-то вещи, то нет у него этой вещи.
Список вопросов к объяснению слов (с.31)
1) Что такое Ор (Свет).
Объяснение слов. Ответы на вопросы. (с.32)
1) Ор (Свет). (Часть первая. hИстаклут Пнимит. П.18) То есть все получаемое в мирах, что характеризуется как «Еш миЕш» (существующее, произошедшее из существующего) и включающее все кроме Хомера (материала) Кэлим (сосудов). См. пп.2 и 24.
Ор Шалом
1) Ор (Свет). Ор (Свет) в духовном означает все получаемое в мирах, что характеризуется как «Еш миЕш» (существующее, произошедшее из существующего) и включающее все кроме Хомера (материала) Кэлим (сосудов), характеризующихся как «Еш мэАйин» (существующее, произошедшее из ничего). Комментарий. Здесь он объясняет слово «Ор» (Свет) противопоставляя Его Его противоположности. Все вещи, получаемые «Еш миЕш», то есть пребывающие в Творце, называются Ор (Свет) и Шефа (Благодать). Но то, что не пребывает в Творце, называется Кэлим (сосуды) и представляет собой Хисарон (ощущение нехватки), отсутствующий в Творце, но сотворенный в творении.
Список вопросов к объяснению слов (с.31)
2) Что такое Ор уКли (Свет и сосуд).
Объяснение слов. Ответы на вопросы. (с.32)
2) Ор уКли (Свет и сосуд). (Часть первая. Ор Пними. Вав) Желание получать, имеющееся в Нээцале, называется Кли (сосудом), а Шефа (Благодать), который он получает, называется Ор (Свет).
Ор Шалом
2) Ор уКли (Свет и сосуд). Желание получать наслаждение, имеющееся в Нээцале, называется Кли (сосудом).
Список вопросов к объяснению слов (с.31)
14) Что такое hитПаштут (распространение).
Объяснение слов. Ответы на вопросы. (с.33)
14) hитПаштут (распространение). (
Часть первая. Глава первая Ор Пними. Алеф). Когда Ор выходит из Клаль Маациль (целостности Маациля [Того, Кто наделяет Светом]) и приходит к Бхинат Нээцаль [к сосуду, наделяемому Светом], это называется именем hитПаштут hаОр (распространение Света). А на самом деле, с hаОр hаЭльон (Высшим Светом) из-за этого ничего не происходит подобно тому, как при зажигании свечи от свечи от первой из них ничего не убывает, но hитПаштут так называют в смысле получения Нээцалем.
Ор Шалом
14) hитПаштут (распространение). В материальном мире мы понимаем это так, что некоторый объект переместился в другое место, но как объяснить это понятие в применении к духовности? Ответ: Когда Ор выходит из Клаль Маациль (целостности Маациля) и приходит к Бхинат Нээцаль, это называется именем hитПаштут hаОр (распространение Света). Следовательно hитПаштут означает раскрытие hаОр и постижение его низшим. А на самом деле, с hаОр hаЭльон (Высшим Светом) из-за этого ничего не происходит, как в притче о самолете (в Ответе 10): если самолет летит низко, то тот, кто внизу, видит его, но сам самолет от этого совсем не увеличивается и не уменьшается в размерах. Мораль: низшему кажется, что Свет нисходит, когда он сам поднимается. То есть когда низший постигает hиШтавут hаЦура и становится [качественно] близким [к Творцу], тогда он видит Высшего, а когда он находится в состоянии Шинуй Цура [отличается от Творца], что называется hитРахкут (отдалением), он не видит Высшего (и нет здесь совершенно ничего общего с пространственными отношениями материального мира).
Список вопросов к объяснению слов (с.31)
11) Что такое Борэ (Творец).
Объяснение слов. Ответы на вопросы. (сс.32-33)
11) Борэ (Творец). (Часть первая. hИстаклут Пнимит 18) В Имени Борэ (Творец) содержится исключительно идея о создании нового, то есть о созидании «Еш мэАйин» (существующего из ничего), являющегося исключительно материалом Кэлим (сосудов), определяемого как «желание получать», и имеющегося в любом объекте; и его ни в коем случае не было в Сущности Его, да будет Он восславлен, до Сотворения.
Ор Шалом
11) Борэ (Творец). В Имени Борэ (Творец) содержится исключительно идея о создании нового и т.д., определяемого как «желание получать» и т.д.; и его ни в коем случае не было в Сущности Его, да будет Он восславлен, до Сотворения. Слово Сотворение касается новой вещи, которой не было вначале, и об этом сказано (Ешаяhу 45,7): «Йоцер Ор (Преображающий Свет) и т.д. уВорэ Ра (и Сотворяющий зло)». И комментирует Рамбан: Йоцер объясняется однокоренным словом Ецира (преображение); сначала Свет имел некоторую форму, а затем, чтобы низшие могли получить Его, Его форма была изменена. Следовательно Свет существовал всегда, и лишь принял новую форму. Творение, напротив, называется «Еш мэАйин» (существующее, созданное из ничего), то есть сначала не было ни ощущения нехватки, ни зла, ни тьмы, а являются они новым творением, которое сотворил Борэ (Творец).
Список вопросов к объяснению слов (с.31)
24) Что такое Йоцер (Преображающий [Свет]).
Объяснение слов. Ответы на вопросы. (с.34)
24) Йоцер (Преображающий [Свет]). (Часть первая. hИстаклут Пнимит 18) В Имени Йоцер содержится исключительно идея наделения миров Светом, объединяющая все сущее кроме материала Кэлим (сосудов). См. выше пп. 11 и 10 [это относится к книге ТЭС, в этом тексте см. п.11 выше и п.10 ниже].
Ор Шалом
24) Йоцер (Преображающий [Свет]). Рамбан говорит, что смысл слова Йоцер можно объяснить с помощью родственного слова Циюр (создание образа); и это указывает на то, что Святой [Творец], да будет Он восславлен, создал образ «Еш миЕш» (существующий из существующего). То есть то, что до этого реально существовало, [творение] получило, когда изменился образ. Пояснение. До появления творения, Свет уже реально существовал таким, каким Он пребывает в Целостности Творца {и в таком виде Он непостижим}, [а стал] Свет [постижим], когда уменьшился, то есть Святой [Творец], да будет Он восславлен, создал образ Света таким, чтобы низший мог получить Его.
Объединяющая все сущее, то есть весь существующий Свет.
Список вопросов к объяснению слов (с.31)
10) Что такое Эхад (Единый).
Объяснение слов. Ответы на вопросы. (с.32)
10) Эхад (Единый). (Часть первая. Глава вторая. Ор Пними. Алеф). Ор Эльон (Высший Свет), распространяющийся от Ацмуто Йитбарах (Сущности Его, да будет Он восславлен), является Эхад (Единым) и Пашут (Простым [т. е. не делимым на составные части; или по-другому: Обнаженным, то есть не скрытым «одеждами», через которые воспринимают Его неисправленные творения]), подобно Ацмуто и подобно Ему в Эйн Соф Барух hУ (в Бесконечном, да будет Он восславлен [т.е. в мире ближайшем к Ацмуто]), а также подобным Ему даже в мире Асия [т.е. в мире, наиболее удаленном от Ацмуто], без какого-либо изменения или добавления формы, Б-же упаси; и поэтому Он называется Эхад (Единым).
Ор Шалом
10) Эхад (Единый). Ор Эльон (Высший Свет) и т.д. является Эхад (Единым) и Пашут (Простым [т. е. не делимым на составные части; или по-другому: Обнаженным, то есть не скрытым «одеждами», через которые воспринимают Его неисправленные творения]) и т.д. и подобно Ему в Эйн Соф Барух hУ (в Бесконечном, да будет Он восславлен [т.е. в мире ближайшем к Ацмуто]), а также подобным Ему даже в мире Асия [т.е. в мире, наиболее удаленном от Ацмуто], без какого-либо изменения или добавления формы. Пояснение. Все открывшиеся откровения, многочисленные миры и состояния есть характеристики того, что постигли Кэлим (сосуды), того, сколько Кэлим восприняли от Борэ (Творца), но в Нем Самом нет изменений. И я однажды рассказывал такую притчу об этом. Самолет летит в воздухе, на высоте пятидесяти миль от поверхности земли, а десять человек стоят и наблюдают за ним в бинокли. Но бинокли у них разного качества, поэтому один из них утверждает, что размер самолета - один метр, а другой утверждает, что его размер - полметра, а третий, возможно, утверждает, что его размер - два метра и т.д., каждый получает другой результат измерения. 1) Ни один из них не лжет! Все они говорят правду, соответствующую тому, что они видят. 2) Несмотря на то, что они докладывают разные результаты измерений, все эти результаты относятся к одному самолету. 3) Сам самолет не меняется от того, что они докладывают разные результаты измерений. Мораль: Все множества [проявлений] и имена, используемые в речи [людей] представляют собой меры и способы восприятия при постижении Гадлут hаБорэ (величия Творца). И об этом говорится, что Он Эхад (Един). То есть как среди величайших миров, так и среди мельчайших существ, нет никого, кроме Борэ Эхад (Единого Творца).
Список вопросов к объяснению слов (с.31)
8) Что такое Ахар Ках (после этого, затем)?
Объяснение слов. Ответы на вопросы. (с.32)
8) Ахар Ках (после этого, затем) (Часть 1, hИстаклут Пнимит 34). То есть будучи следствием, вызванным предыдущей Бхиной (стадией). См. п. 20
Ор Шалом
8) Ахар Ках. Там, где существует время, принято говорить Ахшав (сейчас) и Ахар Ках (затем), но в духовном не существует времени, а если так, то как объясняется выражение Ахар Ках? Ответ: то есть будучи следствием, вызванным предыдущей Бхиной (стадией). Пояснение. В духовном причина называется началом (или вначале, и тот, и другой перевод подходят в равной степени), прежде, перед. Ахар Ках (затем) означает то, что проистекает от причины, то есть следствие. Например, сначала создается Хисарон (нехватка), а затем становится возможным получать Милуй (наполнение)
.
Список вопросов к объяснению слов (с.31)
20) Что такое Тэрэм (прежде, перед) и Ахар Ках (после этого, затем)?
Объяснение слов. Ответы на вопросы. (с.34)
20) Тэрэм и Ахар Ках (прежде, перед и после этого, затем) (Часть 1, hИстаклут Пнимит 34). Когда говорят о причинно-следственных отношениях в Нээцалим [сосудах, наделяемых Светом], причину выражают словом Тэрэм (прежде, перед), а следствие этой причины выражают словами Ахар Ках (после этого, затем). См. п. 16.
Ор Шалом
20) Тэрэм и Ахар Ках. Когда говорят о причинно-следственных отношениях в Нээцалим, то говоря Нээцалим, имеют в виду не материальных Нээцалим (тех, кого освещают светом, питают, наделяют, на кого оказывают воздействие), а духовных. То есть Высший называется Маациль, а низший называется Нээцаль. Например Моше и Еhошуа по отношению друг к другу называются соответственно Маациль и Нээцаль. Как написано: «А Еhошуа, сын Нуна, преисполнился духом мудрости, ибо возложил Моше свои руки на него» (Дварим 34, 9); или как написано о семидесяти старейшинах: «И взял Он от духа, что был на нем [Моше] [и дал семидесяти старейшинам]» (Бамидбар 11, 25). А в духовном первый мир наделил {т.е. создал} второй мир, называющийся Нээцаль.
Причину выражают словом Тэрэм, а следствие этой причины выражают словами Ахар Ках. Например мы учили: «перед» тем, как произошел Цимцум (Свет удалился), не было место для сокрытий и сокрытого, потому что светил Свет, а «затем», когда произошел Цимцум, было создано сокрытое и Свет не светил. Следовательно причиной было то, что Свет был исторгнут, а следствием - то, что возникла темнота (16)
hЭарот вэБэюрим [Замечания и пояснения, стр.50]
(16) Слова нашего господина, учителя и рава (то есть рава Баруха Ашлага), да будет память о нем благословенна, несколько трудны для понимания, так как он объясняет слова Тэрэм и Ахар Ках как до Цимцума и после Цимцума, а когда дает пояснение словам Причина и Следствие, говорит об исторжении Света, о темноте, возникшей после этого, и, на первый взгляд, эти слова не согласуются!? Но необходимо понять, что здесь дважды встречаются причнно-следственные пары.
Первый раз. 1. Первая причина - это свечение Света в сосуд, когда Он «заполнял все сущее». 2. Это свечение вызвало то, что сосуд страстно возжелал hИштавут hаЦура (стать подобным Творцу) и поэтому ограничил себя [исторгнув Свет]. Следовательно Цимцум есть следствие свечения Ор Эйн Соф (Света Бесконечного).
Второй раз. 1. Когда сосуд ограничил себя, тогда Высший Свет был исторгнут. 2. В результате исторжения Света, у сосуда появилось ощущение темноты. Следовательно причиной является исторжение Света, а следствием - ощущение темноты.
Список вопросов к объяснению слов (с.31)
16) Что такое Зман (время)?
Объяснение слов. Ответы на вопросы. (с.33)
16) Зман (время). (Часть 1, hИстаклут Пнимит 34). Это некоторая совокупность Бхинот (стадий), эволюционирующих от одной к другой и сплетающихся друг с другом в порядке от причины к следствию, например новые дни и года.
Ор Шалом
16) Зман (время). Это некоторая совокупность Бхинот и т.д., например новые дни и года. Примеры.
1. Ибур (зародыш) в духовном существует двенадцать месяцев. Возникает вопрос: разве в духовном есть время?. А объясняется это так: чтобы Ибур достиг совершенства, в нем сначала должны произойти двенадцать обновлений, и они называются двенадцатью месяцами.
2. Семь дней Творения. Это понятие также вызывает затруднение: разве в духовном есть время, а если нет, как объяснить, что Святой [Творец], да будет Он восславлен, сотворил мир за шесть дней? Разве не было возможным сотворить его за один день или за одно мгновение? Но у каждого духовного корня есть ветвь в материальном. А стих «Ибо говорил я: мир устроен [с помощью] Хэсэд (милосердием)» [Тэhилим 89, 3] означает, что мир начинается с Хэсэд; поэтому высшая Сфира Хэсэд создала полный день, день первый. Высшая Сфира Гвура создала день второй и так далее, а от Сфиры Мальхут произошел Шабат. {И об этом написано: «И в день седьмой прекратил работу и отдыхал» [Шемот 31, 17]. То есть [как сказано в книге Зоар про] Мальхут «Нет у нее своего и нет [совсем] ничего», она не должна работать, но все, что светило за шесть дней, светит в Шабат, который есть Мальхут}.
Следовательно каждый духовный корень порождает материальное время. Когда высшие Сфирот нисходят и достигают материального мира, ими порождается день. То есть они раскрываются внизу как день.
День состоит из двенадцати часов, и то же касается ночи; это также происходит из духовного. Пояснение. Каждая ступень мира Ацилут состоит из двенадцати Бхинот. (Это с Б-жьей помощью будет объяснено в следующих частях). А из этого понятно, что двенадцать Бхинот дэЗеир Анпин называются днем, а двенадцать Бхинот дэМальхут называются ночью. И это объясняется так: поскольку Мальхут есть Бхина сосудов получения, на которые был наложен запрет, и невозможно получать в них Свет, поэтому она называется Хошех (тьма). А когда Мальхут получает с альтруистической мотивацией, то она светит, но должна облачиться в Хасадим. Ведь написано, что «Милость Б-жья - весь день» [Тэhилим 52, 3], то есть день называется Хэсэд (милость). Это слово «день» значит: ситуация, в которой дано наслаждаться от Него; с другой стороны, ситуация, в которой не дано наслаждаться от Него, называется «ночь» {например люди говорят: «Мир - тьма вокруг меня» [Вавилонский Талмуд, Авода Зара, стр. 8а]}. Из этого понятно, что ночь в духовном - это, когда светит Ор Хохма, но без Хасадим, и поэтому невозможно пользоваться Ор Хохма. [О светах Ор Хохма и Ор Хасадим рассказывается позже, начиная с
Части первой, Главы первой, Ор Пними, hэй)]. А так как каждая Бхина состоит из двенадцати ступеней, они считаются двенадцатью ночными часами. Затем пробуждают Хэсэд, ибо «Милость Б-жья - весь день», тогда светит Ор hаХасадим, и поэтому такие обстоятельства называются днем, так как уже дано наслаждаться от Ор Хохма. А так как каждая Бхина состоит из двенадцати ступеней, они считаются двенадцатью дневными часами.
[8. Добавление. Термин Сфира.
Адмор Гранирер в книге Маво леХохмат hаКабала пишет, что слово Сфира означает «свечение» подобно родстввенному слову Сапир (сапфир), встречающемуся в Шемот 24, 10: И узрели они Б-га Израиля, и под ногами Его словно изделие кирпича сапфирового и как само небо по чистоте.
Подобно сапфиру, светящемуся ярким голубым светом, Сфира, структурный элемент духовного мира и человеческой души, напоминает светофильтр, цветное стекло, которое пропускает узкую полосу спектра белого света и, превращая белый свет например в красный, синий или зеленый, само светится этим светом. Именно так Сфира пропускает небольшую часть Света Г-сподня и как бы светится этим Светом (использовано объяснение Эли Лапида)]
К первой части Вступительных Замечаний
Ко второй части Вступительных Замечаний