Не все люди отдают себе отчет, что под словом Каббала могут пониматься две совершенно разные вещи. Первое значение относится к Тайной Торе, постижения которой удостаиваются очень немногие. Мы в точности не знаем, кого и на каких условиях Всевышний удостоит такого постижения. Например Виленский Гаон удостоился такого постижения в весьма раннем возрасте, как говорят, заслужив это в прошлых жизнях. Но несомненно, что еврей, желающий удостоиться постижения, должен полагать, что он должен неустанно работать над изучением Торы и выполнением заповедей и что только в результате такой работы он может достичь желаемых результатов. Именно об этой части Каббалы Бааль Сулам пишет в своей статье "
Время действовать":
Ибо ни в каких подлинных книгах, написанных доныне, нет ничего кроме скудных намеков, едва-едва достаточных для подготовленного ученика, при условии что ему будут переданы объяснения из уст истинного мудреца-каббалиста.
Это широко известно, и, наверно, поэтому один раввин, когда его спросили, рекомендует ли он читать книги по Каббале, ответил: Я знаю, что Каббала передается из уст в уста, какие еще тут книги могут быть? Действительно, если принять данное определение Каббалы, то непонятно, зачем Бааль Сулам решил
выйти из своего укрытия и составить фундаментальное сочинение про саму душу еврейства и еврейского закона и о первоосновах мудрости Каббалы, и распространить его в народе,
Так вот рабби Йеhуда Ашлаг, да будет благословенна память о святом и праведнике, написал все свои сочинения, потому что существует второе значение слова Каббала. Каббала - это часть внутренней Торы, которая раньше была сокрытой, а теперь раскрыта. Всякий, кто препятствует изучению этой части Торы народом Израиля, мешает народу выполнить ту миссию, с которой он послан на землю, и заслуживает наказания по принципу: лишивший человека слуха возмещает ущерб полностью [и материальный ущерб, и за физические страдания, и за лечение, и за простой, и за унижение, как объясняет Талмуд] (Вавилонский Талмуд, трактат Бава Кама, стр. 85Б. Здесь одним из значений слова слух является понимание глубин Торы и как следствие послушание и выполнение воли Всевышнего). На тех, кто препятствует изучению народом этой части Каббалы, Бааль Сулам обрушился в той же статье "Время действовать". В своем комментарии к ней рав Авраам Мордехай Готлиб пишет:
Наш рав, в основном, имеет в виду тех, кто сочиняют книги и тех, кто учат людей, и тех, кто устанавливают, что изучать, и поскольку они не имеют понятия, как отличить правую руку от левой в вопросах внутренней части Торы, и к тому же не имеют духовных постижений, и не являются людьми очистившимися, так или иначе, все у них абсолютно лживо, и не заслуживают они доверия, и нельзя на них положиться. К тому же, к стыду и позору этих так называемых глав поколения, они претендуют на то, чтобы вести и указывать путь [целому] поколению, что изучать и что не изучать, и как изучать. Ибо в его глазах они - мелкие и низкие люди, претендующие на знание и понимание. И поэтому пробудился он, чтобы приоткрыть мудрость Каббалы, ту часть, которую надлежит раскрыть, чтобы [люди] увидели разницу между подделкой и истиной. Ведь в последних поколениях нужда в этой мудрости очень велика, ибо [люди] этих поколений неспособны [даже] на минимальном уровне придерживаться еврейского образа жизни без Света внутренней части Торы в то время, как в прежних поколениях дело обстояло иначе, поскольку души [людей] были более возвышенными, и вообще реалии были совершенно иными, поэтому они могли придерживаться еврейского образа жизни и без внутренней части Торы. Следовательно этим [последним] поколениям необходима внутренняя часть Торы за недостатком выбора, поскольку они совершенно неспособны увидеть верного направления и обрести силы идти в верном направлении без внутренней части Торы; таким образом становятся понятны предыдущие слова, согласно которым только мудрость Каббалы приведет к Избавлению; поэтому он пробудился, чтобы составить свои сочинения, чтобы массы не были введены в заблуждение шарлатанами и поддельными книгами по Каббале.
(Бааль Сулам, книга
Дарование Торы, примечания рава Готлиба, п. 10 на стр. 6)
Материалы сайта - это в основном переводы еврейских Святых книг, в основном вступительных материалов и комментариев к трудам Рашби и Аризаля (как известно, Святая книга - это результат Б-жественного откровения, и ее автор имеет достаточно большие постижения в духовных мирах). При этом все переводы относятся к открытoй Торе (как и все изданные книги по Каббале, т.к. тайны Торы, как мы уже говорили, передаются из уст в уста). Это очень важный момент. Это значит, что с материалами сайта может ознакомиться каждый, кто хочет. Я заметил, что на сайт все чаще приходят неевреи, говорящие на русском, болгарском, польском и украинском языках. Это закономерно. Однако следует понимать, что материалы по Каббале являются частью системы, называющейся "иудаизм" и включающей молитвы, выполнение заповедей, добрые дела, изучение других частей Торы, в том числе еврейского закона и недельного чтения Торы. Поэтому наибольшую пользу этот сайт может принести евреям. Еврей должен понимать, что если он только изучает Каббалу и игнорирует другие аспекты иудаизма, то к нему, возможно, применима притча, рассказанная Бааль Суламом и приведенная равом Готлибом в комментарии к Дарованию Торы,
п. 6:
Один человек пришел к лекарю, испытывая боли, доставляющие невыносимые страдания. Он жаловался на боли во всех частях своего тела. Лекарь бегло осмотрел его, после чего сказал ему, что есть одно лекарство, которое может ему помочь, и он должен принимать его в больших дозах три раза в день. Этот человек поспешил купить лекарства и стал принимать его. Через три дня, когда его невыносимые боли удвоились, он пришел к лекарю. Он едва мог говорить и спросил у лекаря: какова же польза от твоего лекарства? Спросил его лекарь: разве ты не принимал лекарство три раза в день, как я тебе предписал? Сказал больной: я действительно три раза в день мазал тело лекарством. Сказал ему лекарь: я тебе говорил принимать лекарство внутрь, а ты мажешь тело снаружи. Мораль: Тора и заповеди могут помочь, если человек впитывает их внутрь и начинает по-другому мыслить и чувствовать, им овладевают совсем другие желания и амбиции, меняются его речи, образ поведения, и все это согласно предписаниям Торы. Но если человек принял на себя Тору только внешне, то есть взял из нее несколько внешних предписаний и не обратил свое сердце к тем внутренним изменениям, которых она требует, то он в любом случае не только не исправился, но стал еще более испорченным.
Однако некоторые, включая уважаемых раввинов, делают следующую ошибку. Они берут изречение рава Хаима Виталя: да не скажет человек: «Пойду-ка я позаниматься мудростью Каббалы» до занятий Торой, Мишной и Талмудом, ибо уже говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: Да не войдет человек в Пардес (плодовый сад), не наполнив свое брюхо мясом и вином. (Это изречение приведено Бааль Суламом в
п. 19 Предисловия к Учению о десяти Сфирот). И делают эти люди разные выводы, что сначала нужно позаниматься открытой Торой как минимум пять лет и только в случае неудачи переходить к изучению Каббалы Ашлага или что сначала нужно в совершенстве выполнять заповеди. Ошибка их заключается в том, что рав Хаим Виталь писал об условиях занятий тайной Торой, чего удостаиваются очень немногие, а Каббала Ашлага, изложенная в его книгах, вся относится к открытой Торе и к ней подобные жесткие ограничения неприменимы. Достаточно искренне стремиться выполнить волю Творца и прилагать усилия в этом направлении (т.е. стараться выполнять все то, что предписывает иудаизм). Итак, нет такого, чтобы занятия Каббалой Ашлага были обусловлены успехами в других аспектах иудаизма. Ведь все перечисленное имеет равный статус открытой Торы. Наоборот, занятия Каббалой должны помочь выполнить все остальное. Потому что изречение мудрецов "Свет, заключенный в Торе, возвращает человека на путь истинный" относится прежде всего к Каббале.