предыдущий пункт следующий пункт И таким образом считается, что мир Ецира, отделяемый и наделяемый Светом посредством мира Брия, находится при этом на ступени Нуквы [мира] Ацилут, будучи низшей ступенью по отношению к миру Брия, который при этом является ступенью Зеир Анпин [мира] Ацилут, а низшей по отношению к Зеир Анпину является ступень Нуквы. Однако не все десять Сфирот мира Ецира являются ступенью Нуква [мира] Ацилут, а одни только четыре первых [Сфирот мира] Ецира. А причина заключается в том, что Нукве присущи два положения, а именно Паним бэПаним и Ахор бэАхор, ибо, когда она находится в [положении] Паним бэПаним с Зеир Анпином, ее высота равна Зеир Анпину, а когда она находится в [положении] Ахор бэАхор, она охватывает только четыре Сфирот Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод дэЗеир Анпин. А поскольку тогда всем мирам было присуще только [положение] Ахор бэАхор, то ступень Нуквы составляли одни только четыре Сфирот, и поэтому у мира Ецира также на месте Нуквы [мира] Ацилут не было ничего кроме его четырех первых Сфирот, а остальные шесть нижних [Сфирот мира] Ецира находились в [месте] шести первых Сфирот теперешнего мира Брия. Т.е. соответствующего свойствам места Брия, Ецира, Асия, характерным для первой отличительной особенности и упомянутым выше (в
п. 145), ибо туда упали миры Брия, Ецира, Асия после прегрешения Адама hаРишон, и там находится место их устойчивого состояния теперь.
Ор Шалом
Нукве присущи два положения, т.е. Парцуфу Мальхут. А именно Паним бэПаним и Ахор бэАхор, ибо, когда она находится в [положении] Паним бэПаним с Зеир Анпином, ее высота равна Зеир Анпину, и это положение называется “двумя большими светилами” [
Бэрэйшит 1, 16, см. также в комментарии Сулам к книге Зоар,
фрагмент Цветы]. (это несколько затруднительно: разве состояние двух больших светил еще не называется Ахораим?). (См. в Ор Шалом к
п. 150, начиная со слов “В положении Паним бэПаним”). А когда она находится в [положении] Ахор бэАхор, она охватывает только четыре Сфирот Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод дэЗеир Анпин, расположенные от его Хазэ и ниже. И необходимо разобраться, разве [Парцуф] Йисраэль Сава уТвуна также не пребывает от Хазэ Абы вэИмы и ниже, почему же мы не говорим, что у него есть только четыре Сфирот? И чтобы это понять, необходимо разобраться, почему у Мальхут нет ничего кроме четырех Сфирот. И нужно знать, что структура Мальхут создается только с помощью Цимцум Бет, и Мальхут дэЗеир Анпин, поднявшаяся к Хазэ дэЗеир Анпин, является Источником Парцуфа Мальхут. Мальхут ступени Ор Яшар представляет собой ступень получающего ради получения, на которую был наложен Цимцум. Поэтому Мальхут пользуется всеми ступенями только в той мере, в какой позволяют Масах и Авиют, порождающие Ор Хозер. А Парцуф нуждается в том, чтобы был у него Ор Яшар, а если так, то как же создается Парцуф Мальхут? Начало было положено в мире Нэкудим, и об этом сказано: “Сначала сотворил Он мир с помощью Атрибута Суда, увидел, что не может мир устоять”, т.е что Парцуф Мальхут не может появиться, “поэтому Он объединил Атрибут Милосердия с Атрибутом Суда” [
Бэрэйшит Рабба, конец части 12], и благодаря этому смог появиться Парцуф Мальхут и таким образом, чтобы у него были сосуды Ор Яшар.
И он объясняет [это] нам таким образом: Мальхут дэЗеир Анпин поднялась к Бина деГуфа, т.е. к Тифэрэт; поэтому Нэцах, hОд, Есод, Мальхут дэЗеир Анпин располагаются ниже нее, т.е. считаются находящимися в сфере ее власти. И это называется Цимцум Бет. Затем, благодаря Зивугу АБ САГ, а также исправлениям, Мальхут, пребывавшая в Тифэрэт, вернулась и низошла на свое место, и уже стало можно пользоваться этими Нэцах, hОд, Есод, Мальхут, поскольку они уже очистились от Цимцума, наложенного в Мальхут. А раз нет исчезновения в Духовном, то мы учим, что Мальхут все еще пребывает в Хазэ и Нэцах, hОд, Есод все еще пребывают ниже Мальхут, но Цимцум низошел с них. Поэтому Мальхут может пользоваться этими Нэцах, hОд, Есод и теперь получает имя “отделенная Нуква”.
Точно так же этот процесс характеризуется словами “Мальхут Высшего становится Кэтэром низшего”, т.е. то, что сначала было Сиюмом, теперь стало Кэтэром Парцуфа Мальхут, а Нэцах, hОд, Есод, очистившиеся от Цимцума, разделились в девяти местах и являются десятью Сфирот Парцуфа Мальхут. Следовательно вся ее структура начинается только от Хазэ дэЗеир Анпин и располагается ниже его Хазэ.
Мы видим, что нет никакой связи между этим процессом и [Парцуфами] Йисраэль Сава уТвуна и Аба вэИма, и из первого мы не можем вывести второе.
А поскольку тогда всем мирам было присуще только [положение] Ахор бэАхор … И необходимо разобраться в следующем: если они находились в положении Ахор бэАхор, то как они могли родить? Разве ребенок рожает? Но имеется в виду Ахор бэАхор ступени Мохин дэХая.
Соответствующего свойствам места Брия, Ецира, Асия. Необходимо различать два понятия: 1. Место Брия, Ецира, Асия, о котором говорилось выше, в
п. 145. 2. Миры Брия, Ецира, Асия, поднимающиеся и опускающиеся. И ясно, что он хочет объяснить, как может быть, чтобы шесть нижних Сфирот [мира] Ецира пребывали в месте Брия, разве [мир] Брия не пребывал в месте Зеир Анпина? Поэтому он различает существование места Брия, Ецира, Асия, возникшего сразу же после наложения Цимцума, и существование миров Брия, Ецира, Асия, облекших это “место” после прегрешения Адама hаРишон. Раз так, то говоря, что шесть нижних [Сфирот мира] Ецира находились в месте шести первых Сфирот [мира] Брия, он имеет в виду место Брия.
Итак, здесь, говоря о второй отличительной особенности, он хочет объяснить нам, что такое высота уровня трех миров Брия, Ецира, Асия. Таким образом, понятно, что когда мир Брия пребывает в месте Зеир Анпина, то им обретена ступень Руах [мира] Ацилут, а миром Ецира, четыре первых Сфирот которого пребывают в месте Мальхут, обретена Нэфэш [мира] Ацилут.
предыдущий пункт следующий пункт