Учение о десяти Сфирот
Часть вторая
Игулим и Йошер (круги и прямизна)
Глава первая
[Тема вторая] Распространение Ор Эйн Соф (Света Бесконечного) внутрь Халаль (незаполненного пространства)
[Тема третья] Это распространение было постепенным
[Аризаль]. Эйц Хаим (сс. 52 - 53)
2) И вот, когда Ор hаЭйн Соф в виде Кав Яшар (Прямой Линии) распространялся внутрь уже упоминавшегося Халаль, не распространялся Он сразу донизу, а распространялся постепенно; я хочу сказать, как сначала стал распространяться Кав hаОр (Луч Света), а там сразу, в начале Своего распространения в собственно Кав, Он распространился, сделавшись подобным одному Гальгалю (колесу), по всему Игулю (кругу).
Ор Шалом (стр.52)
И вот, когда Ор hаЭйн Соф в виде Кав Яшар (Прямой Линии) распространялся внутрь уже упоминавшегося Халаль, Ор (Свет), который был из него исторгнут, не распространялся Он сразу донизу, до Сфират Мальхут.
Ор Пними
hэй) Кав Яшар (Прямой Линии). Свет распространяется по законам четырех Бхинот [качественно различных элементов] ступени, то есть от Зах [чистого, подобного листу переплавленного металла] к Ав [толстому, грубому, подобному куску необработанной руды с примесями], и останавливается на Бхине Далет [четвертом элементе], называющейся Кав Яшар [Прямой Линией].
Ор Шалом
Свет распространяется и т.д. от Зах к Ав и останавливается на Бхине Далет, называющейся Кав Яшар. Мы учили: «То, что является [доброй] волей высшего, становится законом, обязывающим низшего». Поэтому когда появился Ор hаКав (Свет Линии), уже есть запрет на получение, и поэтому hаБхина Далет называется Мата (Низ), менее значительное, и про то, что наиболее удалено от этого Мата (Низа), говорят, что оно более Зах (чистое), а также Мэала (Верх); выше него то, что удалено от получения. Следовательно Яшар (прямой) означает: распространяющийся от Зах к Ав, в отличие от Игулим (Кругов), где нет Мэала (верха) и Мата (низа), а все они равнозначны. {Как говорилось выше, Мальхут дэЭйн Соф (Бесконечного) получила весь Свет, [предназначенный для того], «чтобы облагодетельствовать Его творения», но пожелала что-то добавить к своему состоянию и улучшить его, не получая - по собственной воле, не испытывая нехватки. А когда нет нехватки, то нет «низа», т.е. менее значительного и все [части] равнозначны. А когда он хочет указать на то, что Бхинат Мата (категория низа) еще отсутствует, он говорит, что Свет светил в Кэлим дэИгулим (буквально: в сосудах кругов) (подобно тому, как материальном мире, у круга нет верха и низа, так и Кэлим дэИгулим - это сосуды, получившие Ор Эйн Соф (Свет Бесконечного) и исторгнувшие его в результате Цимцума (ограничения Света))}.
Ор Пними
Вав) Сразу донизу. Не ошибись, считая, что слова «сразу» и «постепенно», упоминающиеся в этом тексте, означают временную последовательность, ведь духовное выше времени, как известно, но «сразу донизу» означает «без ступенчатого изменения». А «постепенно» означает «нисходя ступенчато»..
Ор Шалом
«Сразу донизу» означает «без ступенчатого изменения». А «постепенно» означает «нисходя ступенчато». Пояснение. До Цимцума, сразу светил очень большой Свет, «заполняющий все сущее». Напротив, позднее, когда обязательно получать только с альтруистической мотивацией, каждый раз раскрывается еще одна ступень, ибо [все] за один раз невозможно сделать с альтруистической мотивацией, но одно за другим: одна ступень обретает альтруистическую мотивацию, за ней дополнительная ступень и так далее. Точно так же человек не способен служить себе и в один миг обрести мотивацию во имя Небес; такая служба продвигается постепенно. Следовательно «сразу» означает «сразу полностью», а «постепенно» означает «каждый раз понемногу».
Ор Пними
А сказать он [т.е. Аризаль] хочет о последовательном нисхождении по известным четырем Бхинот (ступеням), к объяснению которого я приступаю ниже.
Заин) В начале Своего распространения. Объяснить понятие Шореш (Источник, буквально: Корень) распространения, появившегося впервые и называющегося Кав, можно так: чтобы Нээцаль [сосуд, наделяемый Светом; см.
Вступительные Замечания, ч.3, слово Маациль] был новым, в нем должен различаться особый Источник: Он освещает его по-новому в соответствии с его новой формой, и называется Он Сфират hаКэтэр шель Кав.
Ор Шалом (сс. 52 - 53)
Чтобы Нээцаль был новым, ведь сначала Свет освещал Кли (сосуд), называющийся Рацон Лекабэль (желанием получать), а теперь светит через Кав, являющийся новой Бхиной (новым качеством, новой категорией), в нем должен различаться особый Источник: Он освещает его по-новому в соответствии с его новой формой. Пояснение. До Цимцума (удаления Света) «Его желание облагодетельствовать Свои творения» называлось Эйн Соф (Бесконечный), а когда появился Кав (линия), был создан новый Шореш (Источник, буквально: Корень), новое Имя. Это значит, что сначала Высший наделял низшего [Светом], характеризуясь как Эйн Соф, то есть Мальхут не создала Соф и не называлась Мата (низом), менее значительным, а теперь Высший должен наделять Кли (сосуд) в ситуации, когда он создал Соф (предел [получения Света]). И считается, что Он наделяет новый объект {то есть качественно новую сущность} и является новым Источником, от Которого исходит Ор (Свет), называющийся Соф. И это понятно из следующего примера. Творец называется Рофэй Холим (Исцеляющим больных). Следовательно наш Шореш (Источник) - это Рофэй Холим. Если некто сидит (да минует это нас) в тюрьме и желает просить свой Шореш вызволить его оттуда, то что будет, если он скажет: поскольку Ты Рофэй Холим (исцеляешь больных), вызволи меня из тюрьмы?... Но здесь различается новый Источник, который должен наделить новый объект новой благодатью, и этот Источник называется Матир Асурим (Освобождающий узников) [Тэhилим 146, 7]. И об этом пишет [Бааль Сулам]: Шореш, то есть Наделяющий, [Светом Источник] распространения, появившегося впервые и называющегося Кав, при котором низший не получает так, как он получал вначале, а его получение характеризуется словами «Кав уМида» (Мерный Шнур и Отмеренное Количество), то есть [он получает] столько, сколько может [получить] с альтруистической мотивацией. Чтобы Нээцаль был новым, поскольку низший должен обрести что-то новое (пояснение: он должен стать «Кав уМида», как сказано выше), в нем должен различаться особый Источник: Он освещает его по-новому в соответствии с его новой формой, и называется Он Сфират hаКэтэр шель Кав. Ведь так как Кли (сосуд) называется Кав, то Шореш (Источник) называется Кэтэр шель Кав. Таково объяснение слов в начале Своего распространения: в начале раскрытия, называющегося Кэтэр шель Кав.
Ор Пними (стр.52)
И от этого Кэтэра распространяется Ор Эйн Соф к Кав через четыре известные Бхинот (стадии), из которых Бхина Алеф (первая) называется Хохма, а Бхина Бет (вторая) называется Бина, а Бхина Гимэль (третья) называется Зеир Анпин, а Бхина Далет (четвертая) называется Мальхут. И об этом порядке [распространения] говорит рав выше: «распространялся постепенно», так как сначала распространился Кэтэр, затем Хохма, а затем Бина, а затем Зеир Анпин и т.д. (см. список ответов, часть первая, ответ 8, объяснение слов Ахар Ках [после этого, затем; см.
Вступительные Замечания, ч.3, от слова Ахар Ках до конца п.8]).
Ор Пними (стр.53)
Хет) Одному Гальгалю (колесу), по всему Игулю (кругу). Пояснение. Слово Игуль см. в списке ответов на вопросы, часть первая, п. 41.
Вопрос 41 (стр.31)
Что такое Игуль, Игулим (круг, сфера; круги, сферы)?
Ответ (Бааль Сулама) (стр. 36)
Игуль. (Часть 1, Глава 1, Ор Пними Куф). Если четыре Бхинот желания получать не различаются как верх и низ, считают что оно - Игуль (круг) (подобно круглому изображению [сферы относительно ее вертикальных сечений] в материальном мире, в котором не различается верха и низа). А четыре Бхинот поэтому называются Игулим подобными [концентрическим] сферам, находящимся одна внутри другой, которые нельзя различить, [по высоте, говоря, что] одна выше другой.
Ор Шалом
Игуль. Если четыре Бхинот желания получать не различаются как верх и низ, считают что оно - Игуль. Маациль - это Тот, Кто «наделяет», а низший - это тот, кто получает [см.
Вступительные Замечания, ч.3, слово Маациль]. Следовательно получающий называтся низом, менее значительным, поскольку его сущность отличается от сущности Наделяющего, однако в Эйн Соф такого отличия сущностей не различалось и поэтому не было верха и низа. {А то, что низший сделал Цимцум и не хотел получать, произошло не из-за запрета получать, а по той причине, что он хотел улучшить свою ситуацию, как уже говорилось}.
Ор Пними (стр.53)
См. также Часть 1, Глава 1, Ор Пними Куф. А то, как Кав облачается в Игуль, называется Гальгаль (колесо).
Ор Шалом
А то, как Кав облачается в Игуль, называется Гальгаль (колесо). Пояснение. Мы учили, что Ор hаКав должен наделить свободные Кэлим, Свет которых был исторгнут. А эти Кэлим называются Игулим, так как их Свет не был исторгнут потому, что они не могли его получить, но ради Кишут (своего улучшения, буквально: украшения). А поскольку эти Кэлим называются Игулим, то Ор hаКав, распространяющийся в них, называется Гальгаль (колесом). И об этом он (то есть Аризаль) пишет: подобным одному Гальгалю (колесу), по всему Игулю (кругу). Он желает указать на то, что Ор hаКав светит в Клей дэИгулим, и поэтому называет его Гальгаль.