Рабби Еhуда Ашлаг. Речь по завершении [книги] Зоар. Публикация восьмая (заключительная)

Jun 28, 2016 03:41


[Продолжение речи]

И таким образом ты сможешь понять, о чем говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна ([Вавилонский Талмуд, трактат] Брахот, стр.7[Б]): «’Величие служения Торы превышает величие ее изучения’, ибо сказано: Здесь Элиша, сын Шафата, ливший воду на руки Элияhу [105], - сказано не ‘учившийся’, а ‘ливший’», что, на первый взгляд, странно - как величие простых действий может превышать величие изучения мудрости и познания?[Читать далее]

hЭарот вэБиюрим

416) Простых действий - например, обливания водой.

[Продолжение речи]

И из сказанного хорошо понятно, что служение, совершаемое им для своего рава собственными руками и собственными силами ради того, чтобы доставить удовольствие своему раву, приводит к его слиянию с равом, т.е. их качественной идентичности; и таким образом он обретает знания и помыслы своего рава согласно смыслу написанного: «Из уст в уста» [106], что означает слияние души с душой; и благодаря этому он удостаивается постичь величие Г-спода, да будет Он восславлен, в такой мере, что альтруистические деяния превращаются в свою противоположность, получение, становясь для него «топливом» достаточным для того, чтобы жертвовать душою своею и силами своими, пока он не удостоится слияния со Святым [Творцом], да будет Он восславлен, как уже говорилось.

hЭарот вэБиюрим

417) И таким образом он обретает знания и помыслы своего рава. Следовательно обливание водой рук своего рава является действием, представляющим все служение своему раву, ибо в то время, когда он его совершает, жертвуя собой, собственными руками и собственными силами, ради того, чтобы доставить удовольствие своему раву, он удостаивается постижения знаний и помыслов своего рава. Ведь мы уже учили, что если его окружение согласно, что его рав - великий человек, то существует возможность служить раву ради того, чтобы доставить ему удовольствие, ибо альтруистические действия превращаются в свою противоположность, наслаждение, как уже говорилось.

[Продолжение речи]

Напротив, изучение Торы у своего рава обязательно совершается ради собственной выгоды и не приводит к слиянию, и оно считается передаваемым из уст в уши.

hЭарот вэБиюрим

418) Понятие «из уст в уши» указывает на оценку мудрости извне, с точки зрения полученного, когда уста рава говорят, а уши ученика слушают. Такой способ - это больше способ оценки усвоения информации, а не способ постижения Б-жественности осязаемым образом. Напротив, понятие из уст в уста, проистекающее из стиха «Из уст в уста говорить буду» [106], указывает на слияние души с душой. Пояснение.  Благодаря тому, что ученик служит раву ради того, чтобы доставить ему удовольствие, что проистекает из осознания им величия рава, альтруистические действия превращаются в свою противоположность, получение, и есть у него «топливо» для самопожертвования, когда он служит раву, и для уничтожения собственного я перед ним; он таким образом становится качественно идентичным  своему раву и может постичь величие Г-спода из постижений рава, не из уст в уши, т.е. не извне, а благодаря слиянию его души с душой рава, духовным способом, метафизически, телепатически, не говоря уже о том, что совершенно не материальным способом.

В материальном мире есть понятие «изо рта в рот», касающееся искусственного дыхания, и точно так же здесь Высший как бы делает низшему искусственное дыхание, передавая ему свои Духовные постижения. А что касается языка Каббалистической мудрости, то известно, что Пэ [107] - это сосуд Мальхут [47], являющийся постигающим сосудом; следовательно из Мальхут рава, т.е. из постигающего сосуда рава, постижения переходят к Мальхут ученика, т.е. в постигающий сосуд ученика; это и есть из уст в уста. Это подобно понятию «взгляд глаз Абы вэИмы [108] друг в друга» ([Учение о десяти Сфирот], часть 7), ибо глаза Абы [27] вглядываются внутрь глаз Имы [109], т.е. сосуд Хохма [28] наделяется Светом  Хохма.

И мы находим это в рассказе о том, что сделал Элиша с сыном шунамитянки, когда он умер, и пришел Элиша и оживил его. И соответствующий стих формулируется следующим образом (Мелахим 2, 4, 34): «И поднялся, и лег на мальчика, и приложил  уста свои к его устам, и глаза свои к его глазам, и ладони свои к его ладоням, и простерся на нем. И потеплело тело мальчика».

А сказал он, что изучение Торы у своего рава обязательно будет ради собственной выгоды, потому, что изучение Торы по своей сути есть действие, являющееся получением, а любое получение должно быть ради собственной выгоды; напротив, служение раву - это альтруистическое действие, и во время его совершения уже существует потенциальная возможность мотивировать его желанием доставить удовольствие своему раву.

[Продолжение речи]

Таким образом, служение приносит ученику помыслы его рава, а обучение - только речения его рава, и достоинства служения выше достоинств обучения в той мере, в какой помыслы его рава важнее речений его рава и в какой «из уст в уста» важнее, чем «из уст в уши». Но все сказанное здесь верно, если служение производится для того, чтобы доставить ему удовольствие, но если служение производится ради собственной выгоды, то служение такого рода неспособно привести его к слиянию со своим равом, и несомненно, обучение у своего рава важнее служения ему.

hЭарот вэБиюрим

419) Ибо если все его служение совершается ради получения, то ему предпочтительней учиться у своего рава, т.к. Свет, заключенный в Торе, может вернуть его на путь истинный [13]; напротив, в служении нет такого Света.

А что касается того, что служение совершается ради получения, то это бывает очень заметно, когда ученики хотят служить великим людям либо из-за того, что они верят, что им таким образом станет лучше в Этом Мире и в Мире Грядущем, либо из-за почестей, которые их окружение оказывает тем, кто совершает служение, либо из-за власти, которую те, кто совершает служение, имеют над остальными людьми благодаря близости к великому человеку. Изредка говорят также о том, что ученик хочет служить раву потому, что он желает обрести от него воистину Духовные тайны, и это также считается служением ради получения. Но чтобы обрести духовные тайны, он должен мотивировать свое служение выгодой рава и любовью к нему, но если его служение совершается только для того, чтобы обрести тайны, то оно мотивируется пользой ученика, и тогда он не сможет обрести ничего.

Необходимо разобраться, откуда ученик знает, что его мотивация состоит в том, чтобы совершать альтруистические действия в отношении своего рава. Ответ. 1) Согласно сказанному здесь, если он видит, что ему известны помыслы его рава и что он обретает знания своего рава, то это знак того, что его намерения чисты. 2) В своих речениях он говорит об этом по-другому: сказано об ученике, что он страстно желает служить своему раву, и служение своему раву для него является жизненно важным удовольствием. Допустим, ему представляется, что если будет служить другой ученик, то рав от этого извлечет больше пользы, и он согласен, чтобы служил другой; тогда считается, что его мотивация на самом деле состоит в том, чтобы принести пользу своему раву, а не самому себе. А если он не согласен, чтобы другой служил, то это знак того, что его мотивация состоит в том, чтобы доставить себе удовольствие, которое он получает от служения великому человеку, а не в том, чтобы совершать альтруистические действия в отношении своего рава.

Вопрос: если простой человек, жертвуя собой, служит своему раву, то как он сможет обрести постижения своего рава, разве он не является простым человеком, который не учился? Ответ. Это напоминает уборщика, которого царь позвал во внутренние покои дворца и показал ему все великолепие своих сокровищ. Т.е., с одной стороны, простой работник действительно видит сокровища во всем великолепии, а с другой стороны, поскольку его понимание ограничено, то ему не понять, что же в точности он видит; так и тут, простой человек сможет обрести постижения своего рава, но не сможет их понять, и его постижение будет ограниченным.

Вопрос: как служение раву относится к женщине? Если женщина также хочет обрести слияние с Г-сподом, что ей делать для того, чтобы достичь такого слияния?

Ответ. По моему скромному мнению, равом женщины должен быть ее муж, и на него возложена вся ее духовная поддержка, и свои дела женщина должна вести со своим мужем, потому что он должен быть центром ее жизни и венцом ее жизни и нет места другому мужчине в ее жизни. И согласно Торе мир женщины должен выглядеть так: «Вся слава дочери царской - внутри» [110]; женщина - хозяйка дома, которая растит своих детей так, чтобы они соблюдали Тору и заповеди, и очи ее вознесены к мужу ее, ибо она должна уважать его, как царя, а он с ее точки зрения должен быть подобным одному из величайших людей своего поколения, любимым, почитаемым и уважаемым.

И злом, по моему мнению, является практика, укоренившаяся в последние годы и состоящая в том, что у женщины есть свой рав и есть у нее с ним дела, и она участвует в уроках рава как обычный ученик на постоянной основе, и задает вопросы, получает ответы, и становится он почитаемым ею за это. И все это не соответствует стандартам скромности и стезям Торы, и уже стали множиться проблемы из-за этого, да избавит нас от них Б-г Милосердный! Но с любым вопросом она должна идти к своему мужу, и если он не знает ответа, он пойдет и выяснит у своих раввинов, а затем принесет ответ к ее домашнему очагу. И наоборот, ее вопросы и просьбы заставят его прилагать усилия, совершенствоваться и учиться, чтобы знать, что надлежит отвечать. И если действительно ее душа жаждет Торы, то в свободное время (после готовки, стирки, глажки, уборки, замены подгузников и т.д.) она должна просить мужа, чтобы он посвятил часть своего времени ей и учил ее. И если ее жажду знаний не удовлетворяет то, что он может ей дать, она может слушать звукозаписи уроков, или изучать Тору по урокам, передаваемым с помощью других средств коммуникации.

И если женщина будет пытаться соединиться и установить связь с праведниками ее поколения, то она будет делать то, что должен делать ее муж. Ибо порядок должен быть таким: у мужчины есть рав или рабби, с помощью которого он прилепляется к Всемогущему, чтобы получать наставления и ходить стезями служения Г-споду. А женщина может получать духовную пищу по необходимости из полученного ее мужем, благодаря ее соединению с ним. А также она сможет учиться и развиваться, используя наставления, которые рабби дал ее мужу, если она захочет.

Вопрос: разве женщине запрещено почитать и ценить кого-то еще кроме ее мужа, разве только ее муж - это единственный праведник поколения и больше нет никого другого? Ответ. Несомненно, ей это позволено и желательно, чтобы она ценила великих людей поколения, но лично она должна поддерживать связь только со своим мужем.

И из этого следует, что в мире, в котором пребывает женщина, на нее возложены две почетных задачи: 1) соединение со своим мужем согласно принципу «И возлюби ближнего своего, как самого себя» [73] во всех его аспектах. И это включает все то, что женщина должна делать в своем доме, ибо в конечном счете это делается для того, чтобы принести пользу ее мужу. И большую часть своей энергии и вдохновения, проистекающих от желания улучшить выполнение заповедей, существующих между человеком и его ближним,  и достичь состояния «И возлюби ближнего своего, как самого себя», она должна направлять на него. 2) Воспитание ее  детей, чтобы они жили, соблюдая Тору и заповеди и в служении Г-споду. И здесь лично от нее требуется большая работа, и при этом она должна быть терпимой и терпеливой и верить в то, что Всевышний управляет каждым человеком в отдельности, ибо в значительной мере можно избежать гнева, плохого настроения, нервотрепки и переживаний, если жить жизнью, наполненной верой в Г-спода, да будет Он восславлен, ради Которого она делала, делает и будет делать все свои дела.

И поэтому действительно очень важно серьезно относиться к вступлению в брак, и поэтому во всех поколениях люди дома Израиля серьезно подходили к выбору женихов для своих дочерей - жених должен показать себя человеком, прилепившимся к Торе, человеком, который много трудится и прилагает большие усилия для работы над своими личными качествами. Ибо тогда все сказанное выше становится более естественным и простым.

Вопрос: что делать, если женщина не замужем?

Ответ. Прежде всего она должна прилагать максимальные усилия для того, чтобы выйти замуж, ибо нехорошо быть человеку одному [111]. И в частности женщине. Ибо из того, что учит Тора, мы видим, что женщина по своей природе всегда должна находиться под чьей-то властью и не должна быть предана самой себе. Например, что касается обетов, мы видим, что женщина должна находиться либо под властью своего отца, либо под властью своего мужа, ибо она нуждается в том, чтобы кто-нибудь имел право отменить ее обет. [112] Естественно, не все в руках человека, но нужно прилагать усилия.

И из-за грехов наших есть много вдов, еще больше разведенных женщин и еще больше женщин, ни разу не бывших замужем. Причина этому, по моему скромному мнению, такова.

Вдов много по той причине, что «И будет, если ты будешь внимательно слушать глас Г-спода Б-га твоего и внимать будешь заповедям Его, то ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я - Г-сподь, целитель твой» [113]. И из этого обещания не делать выводится условие, при котором это будет сделано: ибо если человек не будет слушать глас Г-спода Б-га своего, тогда Г-сподь, да будет Он восславлен, как раз наведет на него недуг, Б-же упаси. И не то, чтобы я, не дай Б-г, сажаю кого-то на скамью подсудимых и грешников, а наоборот: каждый должен обвинять самого себя, ибо из-за его грехов Г-сподь, да будет Он восславлен, несет смерть наиболее праведным людям поколения, которых за грехи поколения она забирает первыми, как известно.

Разведенных женщин много, потому что мы научились стезям других народов, у которых все делается в угоду удовольствиям и вожделениям, и поэтому меняем партнеров направо и налево, Б-же сохрани. Но путь Торы состоит в том, что мужчина должен жить с супругой, а женщина - с супругом, которых назначил им Г-сподь, да будет Он восславлен, и оба должны работать над собой, чтобы исправить свои недостатки и принять другого с любовью. А также, если не удовлетворяются все вожделения, то работать над собой, чтобы довольствоваться  тем, что есть. Разве мы явились в этот мир для того, чтобы удовлетворить все наши вожделения, а не ради противоположной цели?

Многие женщины не выходят замуж также потому, что мы научились стезям других народов, создавших некое подобие отношений мужчины и женщины, который у них называется «любовью», и поклоняются этому подобию всем сердцем. А на самом деле все это себялюбие, как уже говорилось. И поэтому женщины ищут мужчину, чтобы добиться с ним полноты ощущений и «любви». Но все это суета и погоня за ветром [114], ибо позиция иудаизма такова: мужчина должен подбирать подходящую супругу, а женщина - подходящего супруга согласно здравому смыслу, а не пытаться выстраивать отношения на основе чувственного опыта и на преходящем подобии [любви]. Но согласно тому, что я слышал от моего учителя и рава, Адмора, да будет благословенна память о праведнике [88], мужчина должен установить, какими качествами должна обладать его супруга, и женщина должна установить, какими качествами должен обладать ее супруг; и после нескольких встреч они должны оценить ситуацию, и если есть шестьдесят процентов желаемого, то вступить в брак согласно здравому смыслу, как уже говорилось. А высокие чувства и любовь - всего этого можно достичь после свадьбы, а не перед ней.

Ибо брачный союз означает работу над собой, связанную с уничтожением собственного я перед супругом и с [реализацией принципа] «И возлюби ближнего своего, как самого себя» [73] и т.д.; во всяком случае, сначала нужно выбрать супруга по упомянутым выше критериям, а затем, несомненно, появляется, над чем работать, ибо у каждого человека есть недостатки и два человека, которые должны жить вместе, должны уступать друг другу и терпеть все особенности друг друга, и всегда будет оставаться много работы. Так что то, что надо выбирать и проверять самым тщательнейшим образом, не логично. Но после свадьбы по мере работы обоих супругов над собой чувства развиваются и растут, и крепнет любовь с Б-жьей помощью. И когда идут по этой стезе, то действительно возникает любовь к другому, прочная и устойчивая, а не обманчивое подобие мимолетной любви, на самом деле являющееся не любовью, а себялюбием.

Вопрос: и все-таки что делать женщине, у которой нет мужа; как ей изучить все то, что в Торе затрагивает ее обязанности в служении Г-споду? Разве женщине не дозволено участвовать в уроках, которые проводят раввины, или слушать звукозаписи таких уроков или усваивать то, чему учит Тора, с помощью любых других средств коммуникации? Ответ. Слушать звукозаписи или усваивать материал Торы с помощью других средств коммуникации - это, несомненно, легитимные занятия. В конце концов, есть талантливые женщины; они учились сами и стали женами раввинов, которые сами преподают уроки Торы, и это, несомненно, легитимно и хорошо. Задавать hАлахические вопросы по телефону раввину, являющемуся знатоком hАлахи, также допустимо, потому что вообще говоря такие разговоры - краткие и деловые и не переходят на какие-либо личные вопросы. И если такая женщина хочет участвовать в уроках раввина, она может это делать, но не вступая ни в какие личные взаимоотношения. И да поможет нам Г-сподь, да будет Он восславлен, чтобы всегда и везде мы ходили исключительно Его стезями!

[Продолжение речи]

Однако подобно тому, как мы говорили о постижении величия Его, да будет Он восславлен, что окружение [человека] не придает должного значения Ему, да будет Он восславлен, ослабляет оставшегося в одиночестве человека и отдаляет его от постижения величия Его, да будет Он восславлен; несомненно, то же проявляется в отношении его рава, а именно его окружение не придает должного значения его раву и отдаляет от него ученика, делая невозможным надлежащее постижение величия его рава. И поэтому говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: «Сделай себе рава и приобрети себе друга» [99], т.е. человек должен суметь создать для себя новое окружение, чтобы это окружение помогло ему постичь величие своего рава благодаря любви многих людей, воздающих должное его раву, ибо в беседах людей друг с другом о величии их рава каждый из них приобретает ощущение его величия таким образом, что добрые дела, которые он делает для своего рава, должны превратиться в свою противоположность, получение, и в «топливо» в той мере, в какой это приведет его к занятиям Торой и заповедями ради самой Торы.

hЭарот вэБиюрим

420) Т.е. человек должен суметь создать для себя новое окружение. Следовательно человек должен пробудиться и создать для себя надлежащее окружение. Т.е. он должен искать людей, живущих величием его рава, и вообще говоря, необходимо, чтобы они считали, что он должен достичь слияния с Г-сподом, используя все возможности для служения своему раву. И если он неспособен найти таких людей, чтобы они стали его окружением, то следовательно он не может надлежащим образом следовать правилу «Сделай себе рава» [99], одновременно не выполнив правило «Приобрети себе друга» [99]. Ибо то, что ему не приобрести друга, всегда означает, что он не сможет сделать себе рава. Следовательно мишна «Сделай себе рава и приобрети себе друга» объясняется следующим образом: сделай себе рава благодаря тому, что ты приобретешь себе друга, который ценит рава.

421) Чтобы это окружение помогло ему постичь величие своего рава благодаря любви многих людей, воздающих должное его раву. Следовательно порядок [продвижения] снизу вверх таков: 1) любовь к ближним, которые ценят его рава, и это достигается двумя способами, о которых он говорит ниже: человек должен ощущать себя меньшим из них всех и ощущать их великими людьми этого поколения. 2) Благодаря любви к ближним возникает соединение и устанавливается связь с ними, и тогда каждый из общины может усваивать те представления о величии рава, которые есть у его ближних. 3) Обретя надлежащее представление о величии своего рава с помощью своего окружения, он должен начать служить своему раву всеми силами своими и с альтруистической мотивацией. 4) Обретение знаний и помыслов своего рава, относящихся к величию Его, да будет Он восславлен. 5) Служение для того, чтобы доставить удовольствие Г-споду.

И необходимо отметить, что здесь проводится определенная линия, согласно которой, вся причина того, что ты должен приобрести себе друга, состоит в необходимости сделать себе рава, но несомненно, если рава нет, то остается великий принцип «И возлюби ближнего своего, как самого себя» [73].

И необходимо разобраться, почему об обретении рава говорится «сделай», а об обретении друга «приобрети». Адмор, да будет благословенна память о праведнике [88], объясняя это, говорил так: «сделай» - это выше разума, действие без его понимания, т.е. он должен уничтожить свое я перед равом, совершая таким образом действие выше разума; напротив, о друге написано: «приобрети», т.е. любой его контакт с другом должен совершаться в пределах разумного, и таково понятие приобретения, ибо то, что происходит в результате приобретения, понятно и постижимо естественным образом.

[Продолжение речи]

И об этом они говорили: Сорока восемью ступенями обретается Тора - служением мудрецам и обращением за помощью к друзьям [115], ибо помимо того, что он служит своему раву, он нуждается также в помощи, т.е. в альтруистических действиях по отношению к нему друзей, которые должны способствовать постижению им величия его рава, ибо постижение величия всецело зависит от его окружения; ведь в одиночестве человек совершенно не может достичь этого, как уже объяснялось.

hЭарот вэБиюрим

422) Из этого правила вытекает обратное, т.е., с другой стороны, человек должен остерегаться дружбы с людьми, которые не осознают величия его рава и не ценят его. Ибо если он подружится с ними в соответствии с требованием любить ближних, то к нему от них перейдет неуважение к его раву, и он окажется в проигрыше, ибо упустит возможность перенять альтруистическое желание от великого человека.

[Продолжение речи]

Но чтобы постичь величие [его рава], он должен выполнить два условия: 1) слушать, как оценивает [его рава его] окружение и воспринимать это в преувеличенной мере.

hЭарот вэБиюрим

423) Т.е. [восприятие] должно быть желаемого качества.

[Продолжение речи]

2) Его окружение дролжно состоять из большого количества людей согласно написанному: «Во множестве народа - величие царя» [98].

hЭарот вэБиюрим

424) Ибо чем больше людей составляет окружение одного человека, тем сильнее оно на него воздействует. И если тысячи людей ценят рава, то одному человеку легче служить своему раву таким образом, чтобы альтруистическое действие превращалось в свою противоположность: удовольствие и радость.

[Продолжение речи]

И чтобы выполнить первое условие, каждый ученик должен ощутить себя самым маленьким человеком из всех его соучеников, и тогда он сможет воспринять оценку величия от них всех, ибо великий от малого не может воспринять ее так, чтобы она все же произвела на него впечатление, и только на малого оказывает воздействие то, что думает великий.

hЭарот вэБиюрим

425) И соответственно каждый из общины в самом деле должен смотреть на себя как на худшего из всех, и таким образом он может обрести какую-то долю величия рава, которой обладает община.

[Окончание речи]

И стараясь выполнить второе условие, любой ученик должен завышать достоинства каждого из своих соучеников и любить его, как будто это величайший человек поколения, и тогда окружение будет воздействовать на него так, как если бы это было окружение, которое уже обрело надлежащее величие, ибо качественное превосходство важнее количественного.

hЭарот вэБиюрим

426) И отсюда следует, что рабейну Бааль Сулам с самого начала исходил из предположения, что община - маленькая, а не большая, и в ней не состоит «большинство народа», и это потому, что обычно ищущие Г-спода действительно весьма малочисленны; во всяком случае, велика вероятность того, что группа серьезных людей, желающих достичь состояния, в котором они обрели бы альтруистическое желание, уничтожая свое я перед своим равом и укрепляя любовь к ближним, как уже говорилось, - это действительно весьма изолированная группа. И нет никаких шансов, что это будет «большинство народа», т.е. община, включающая многих людей. И поэтому он рекомендует, чтобы человек приписывал своему ближнему значимость, сравнимую с достоинствами величайшего человека поколения, и тогда, если эта группа состоит из десяти величайших людей поколения, то их значимость немыслимо велика, ибо замыслы десяти величайших людей поколения намного превосходят замыслы тысяч простых людей. Следовательно согласно первому условию, человек должен принижать себя, а согласно второму - считать своего ближнего великим, и выполняя эти два условия, он может достичь желаемой цели.

Примечания переводчика
---------------------------------
[105] Здесь Элиша, сын Шафата, ливший воду на руки Элияhу - Мелахим 2, 3, 11.
[106] Из уст в уста говорить буду - Бамидбар 12, 8.
[107] Пэ - название духовной ступени, означающее уста, рот.
[108] Аба вэИма - название духовного объекта, означающее отец и мать, папа и мама.
[109] Има - название духовного объекта, означающее мать, мама.
[110] Вся слава дочери царской - внутри - Тэhилим 45, 14.
[111] Нехорошо быть человеку одному - Бэрэйшит 2, 18.
[112] Ибо из того, что учит Тора, мы видим, что женщина по своей природе всегда должна находиться под чьей-то властью и не должна быть предана самой себе. Например, что касается обетов, мы видим, что женщина должна находиться либо под властью своего отца, либо под властью своего мужа, ибо она нуждается в том, чтобы кто-нибудь имел право отменить ее обет. - см. Бамидбар, глава 30.
[113] И будет, если ты будешь внимательно слушать глас Г-спода Б-га твоего и внимать будешь заповедям Его, то ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я - Г-сподь, целитель твой - Шемот 15, 26, приблизительное цитирование.
[114] Cуета и погоня за ветром - Коhелет 1, 14 и еще в нескольких местах этой книги.
[115] «Сорока восемью ступенями обретается Тора - служением мудрецам и обращением за помощью к друзьям» - изложение сказанного в Мишне, трактат Авот, глава 6, мишна 6. Из сорока восьми вещей, перечисленным там, здесь называются две, идущие одна за другой.
Previous post Next post
Up