Всего или уже? Всё относительно. Если кто-то из вас или ваших друзей узнал здесь что-то новое, что изменило вашу жизнь к лучшему, или подготовило почву для таких изменений - это очень много! Напишите, пож, так ли это?
А я тем временем, в продолжение
предыдущего поста, расскажу немного как проходят занятия йогой у нас.
Конечно, все преподаватели строят процесс по-своему - я говорю только про нас с ребятами, и, надеюсь, коллеги внесут коррективы согласно своему видению.
Первый и очень важный пункт - личная практика преподавателя, причём тут речь не столько об асанах, сколько о более тонких аспектах - дыхательных и более глубоких внутренних практиках, которые развивают определённые психические качества. Искренне считаю, что качество сознания преподавателя напрямую сказывается на успехах учеников и на эффективности процесса - есть достаточно примеров, когда моё "разобранное" состояние тут же отражалось на поведении/настроении ребят, а значит на результате занятия.
99.9% занятий мы начинаем с пропевания мантры Ом. Сила этого звука колоссальна - она настраивает внимание, объединяет, очищает ум от посторонних мыслей и чисто физиологически разогревает тело изнутри, готовит его для работы в асанах. Также используем и другие мантры.
Конечно, асаны - это самая очевидная и видимая часть занятия, за 1- 1,5 часа занятия их делается великое множество - ориентируясь на состояние ребят, асаны подбираются попроще/посложнее, но в любом случае их разнообразие помогает спокойно и основательно проработать все суставы и мышцы тела, и крупные и мелкие, а также дать телу возможность расслабиться и сбросить возникающее или уже накопленное напряжение. Подробнее об асанах и их разнообразии я
писала здесь.
Чем старше дети, тем больше внимания мы уделяем дыханию. Малышей я учу делать вдох и выдох по просьбе, синхронизируя их с определёнными движениями тела. С ребятней постарше делаем очистительные дыхательные упражнения, вроде капалабхати и нади шодханы, осознанное удлиннение вдоха и выдоха, а также сочетание дыхания с внутренним переносом внимания в разные области тела, осознаванием возникающих мыслей и эмоций и прочее подобное. Обучения управлению дыханием - один из самых сложных элементов наших занятий и, как оно часто бывает, труднее всего дыхательные практики даются детям, которым они нужнее всего.
Любимейшая наша часть занятия - концентрация на пламени свечи. Некоторые малыши, правда, поначалу норовят её задуть, но потом привыкают к тому, что именно в горящем огне и есть сила. Со свечой можно делать много всего полезного - рисовать в воздухе разные фигуры, подносить ближе к лицу так, чтобы пламя НЕ качалось и еще всякое интересное и для многих трудное.
С ребятами помладше я иногда использую игрушки, изображающие разные существа и соответствующие разным асанам. С ними легко придумывать всякие игры на внимание, на распознание тактильных ощущений и прочие. Минус игрушек в том, что они часто вызывают очень сильные эмоции, желание схватить и спрятать, бросить - в общем, внимание изнутри выливается наружу, а это всё же не совсем то, чего мы хотим. Поэтому игрушки я использую в "гомеопатических" дозах.
Заканчиваем мы занятия релаксацией и нашими любимыми мантрами.