Часть 1Внимательный взгляд на эту сцену показывает, как именно Тони могут замочить и развеивает ещё одну популярную теорию о завершении сериала: что сцена показывает паранойю Тони и то, как он проведёт остаток своей жизни. На самом деле, сцена указывает прямо на противоположное: Тони слишком расслаблен и чувствует себя слишком комфортно. Во-первых, Тони выбирает столик в центре ресторана, оставляя свою спину открытой, что позволяет «Человеку в куртке Members Only» легко убить его сзади. Тони подымает взгляд, когда звонит колокольчик, не потому, что он беспокоится, а потому, что он ждёт свою семью. Тони начинает изучать песни в музыкальном автомате после того, как вошла первая женщина и «дальнобойщик в кепке USA». На самом деле, «дальнобойщик в кепке USA» задерживается у двери, но следующим кадром мы видим Тони, внимание которого вернулось к музыкальному автомату. Режиссура и монтаж явно указывают, что остальные крупные планы посетителей сняты просто от третьего лица, и это подчёркивает, что эти посетители не должны привлечь внимание Тони. Показан крупным планом «дальнобойщик в кепке USA», помешивающий свой кофе и читающий газету (он не выглядит опасным или интересующимся Тони или кем-то ещё в закусочной). Он ни разу не показан смотрящим в сторону Тони и ни разу не показан после этого кадра. Что более важно, Тони ни разу не показан смотрящим на него. Кадр с «дальнобойщиком в кепке USA», помешивающим кофе, вставлен прямо между кадрами с Тони, смотрящим вниз. Таким образом, Тони не может «приглядываться» к нему (что ещё раз опровергает теорию о «паранойе Тони»). Тони не «приглядывается» к седому мужчине с бойскаутом, потому что они сидят за левым плечом Тони, а Тони ни разу не показан оборачивающимся, чтобы посмотреть на них. Смеющаяся молодая парочка сидит слева напротив Тони, то есть справа-позади от Кармелы. Парочка ни разу не показана глядящей на Тони, как и наоборот. С другой стороны, седой мужчина с бойскаутом и молодая влюблённая парочка и не могут представлять серьёзную угрозу Тони. Тони ни буквально, ни в переносном смысле не «озирается по сторонам», как верят многие фанаты.
Монтаж Чейзом этой сцены и его режиссура поведения MOG и Тони подтверждает эту точку зрения. MOG входит прямо перед Тони-младшим. Взгляд Тони фокусируется на Тони-младшем, не обращая внимания на MOG. В следующем кадре, когда они вошли в закусочную, Чейз ещё раз показывает, к чему привлечено внимание Тони, когда он показан смеющимся при виде своего сына. «Человек в куртке Members Only» никак не отмечен Тони. Однако он отмечен нами, потому что это единственный посетитель, показанный за дверью до звонка колокольчика и потому что он входит перед Тони-младшим. Первый крупный план MOG, глядящего на Тони, показан сразу после Тони, глядящего вниз и держащего руку Тони-младшего. Сразу после MOG, смотрящего на Тони, Чейз не показывает Тони, смотрящего на него. Вместо этого, Чейз даёт средний план через плечо Тони, как Тони-младший изучает меню, в то время как MOG показан на фоне расфокусированным в центре кадра. Точно этот же самый кадр повторяется несколько раз, пока Тони-младший говорит, и MOG всё время виден на стуле прямо в поле зрения Тони, но при этом ни разу не привлекает его внимания, пока он разговаривает с Тони-младшим (для подтверждения этого момента, MOG всё время виден вне фокуса камеры). MOG показывается ещё раз, после чего Чейз показывает Тони, глядящего в своё меню. И снова MOG не привлекает внимания Тони. Чейз даёт шесть фрагментов с Тони (только с его лицом в кадре), глядящим вниз в меню (можно подумать, Тони изучал Святое Писание!!). Это не считая множества кадров Тони, глядящего в своё меню в кадрах, включающих также Кармелу и Тони младшего. Режиссура и монтаж этой сцены показывают, что Тони не проявляет достаточной осторожности. Есть множество кадров, как Тони смеётся и на его лице счастье, а не паранойя. Наконец, есть крупный план MOG, встающего со стула. Он проходит мимо стола Тони, и Тони в конце смотрит на него, но его внимание быстро возвращается к меню, когда MOG входит в уборную позади Тони. Тони бросает быстрый взгляд на MOG позади себя, но когда тот входит в уборную, сразу возвращается к своему меню. На следующих кадрах два молодых негра изучают десерты, а Тони при этом показан смотрящим в своё меню. Тони ни разу не посмотрел на них, что ещё раз развеивает миф о том, что Тони приглядывается ко всем и что он параноик. Монтаж сцены внушает прямо противоположное. Чейз в интервью давал ещё больше информации об этом: Тони не подозревает, что MOG дважды посмотрел на него, перед тем, как пойти в уборную. Если бы Тони знал это, разве он вернулся бы так быстро к своему меню, когда MOG прошёл в уборную? Сцена позволяет понять, как не слишком осторожного Тони могут завалить. Теория «Тони - параноик» - это заблуждение, на самом деле это зритель параноик, потому что из всех кадров, показывающих остальных посетителей, только MOG смотрит на Тони. Кроме того, для зрителя это самая последняя сцена, а для Тони, он просто ужинает со своей семьёй. Следовательно, это зритель проецирует свои чувства на Тони, в то время как доказательства в самой сцене, по существу, показывают, что Тони расслаблен. Даже слова Чейза, кажется, опровергают теорию о «паранойе Тони». В книге “HBO Ultimate Edition Sopranos” Чейз говорит, что много лет у него была идея о финале, после чего говорится:
“Насколько я помню [финал], там просто Тони со своей семьёй ужинают в закусочной и туда приходит парень. Вы видите там довольно многое»
Слова Чейза указывают на одну угрозу, а не на множество угроз, символизирующих паранойю Тони*
*[Как мы обсудим в Части 2: Что означает смерть Тони?, наиболее значимым акцентом Чейза является то, что Тони потерял всё, что для него было действительно значимо, когда был убит. Создавая эту сюжетную линию, Чейз показывает Тони в редкие счастливые моменты с его семьей. «Паранойя» или болезнь Тони полностью опровергается окончанием сцены].
Последовательность этих трёх кадров показывает, что Тони ни разу не видит MOG, глядящим прямо на него. Кадр, снятый через плечо (кадр №3) показывает MOG на фоне, глядящего на Тони, но то, что он не в фокусе, указывает на то, что Тони не видит его:
MOG оглядывается ещё раз, и Чейз показывает Тони, с улыбкой смотрящего вниз:
Тони не «оглядывается по сторонам», и только MOG представляет собой потенциальную угрозу. Эти бойскауты или молодая влюблённая парочка точно не выглядят угрожающе:
«Человек в кепке USA» занят своими делами
Молодые чёрные парни не показаны, как угроза. Нет классического вида «от лица Тони», и между двумя кадрами Тони смотрит вниз. Тони совершенно точно не параноик.
Чейз показывает множество кадров с Тони, просто смотрящим вниз. Тони показан держащим за руку Тони-младшего:
Тони счастлив, так как находится рядом со своим сыном. Чейз показывает редкий счастливый момент, когда Тони со своей семьёй, и эта сцена показывает всё то, что Тони потерял, когда был убит.
Кроме того, по логике повествования, бессмысленно, если Чейз, который за несколько лет до выхода планировал, каким будет финал, использует финальную сцену только для того, чтобы просто показать: «вот так Тони проживёт остаток своей жизни». Зрители и так знают, что Тони всегда вынужден оглядываться по сторонам. Зрители знали это с самого начала (ведь Тони - босс мафии!). Чейз мог бы создать последовательность сцен “глазами Тони», чтобы передать эту мысль в любом из 86 эпизодов. Гораздо более осмысленно, если сцены “глазами Тони» должны поместить зрителя на место Тони точно в момент его смерти. Не забывайте, Тони Сопрано - это главный персонаж и зритель следит за ним все эти годы. Мы оказывались внутри его головы во время многих его снов и тесно познакомились с его личными особенностями и страхами во время его визитов к доктору Мэлфи. Есть смысл показать зрителю глазами Тони момент его смерти. Когда Тони мёртв, шоу окончено. Если Тони умирает, это должно стать последним моментом сериала. Сериал заканчивается там, где заканчивается сознание Тони.
Итак, последний кадр сериала показан «глазами Тони». Тони ничего не слышит, т.к. выстрел сделан с близкого расстояния, а пуля движется быстрее скорости звука (т.е. пуля попала в его мозг быстрее, чем мозг смог обработать звук). Тони не услышит, как это произошло. Нет шансов среагировать. Пуля разрушила мозг и наступила немедленная смерть. Только чернота и пустота. Хуже всего, что его семья была там и была свидетелем его убийства. Зритель пережил смерть «глазами Тони», и это было неприятно. При дальнейшем рассмотрении мы видим, что Чейз умышленно вставил этот момент в концепцию «ничего не услышишь, когда это случится», которую внушал зрителю все 9 финальных эпизодов. *
*Последнее замечание насчёт последовательности видов от первого лица/затемнения. Сразу после выхода финала в эфир, блоги в интернете наполнились множеством постов недовольных зрителей, в которых они писали, что увидели Мэдоу, проходящую через дверь перед затемнением. Возникает вопрос о том, что у Чейза две различные версии финальной сцены, показанные по всей стране. Одна с лицом Тони, последним, что мы видим перед затемнением, а другая с Мэдоу, входящей в Хольстен перед этим известным затемнением. Сейчас мы знаем, что была показана только одна версия. Конечно, кто-нибудь записал бы эту альтернативную версию, если бы она существовала. Есть простое объяснение этих расхождений, и это всё связано с последовательностью видов от первого лица, описанной выше. Шаблон с видом от первого лица приводит к тому, что зритель ожидает увидеть, кто входит через дверь, глазами Тони. Когда прозвенел колокольчик, Тони поднял глаза. Наш мозг, подготовленный Чейзом, думает, что сейчас мы увидим Мэдоу. В каком-то смысле это рефлекс, как у собаки Павлова. Тот факт, что многие думали, что на последнем кадре была Мэдоу, это дань Дэвиду Чейзу и эффективности его шаблона с видом от первого лица.
Переместившись «внутрь Тони» в последней сцене, мы узнаём, что Тони так и не услышал выстрела. Однако, Чейз уже рассказал нам, чего ожидать от смерти «от первого лица». Наиболее чётко - в исходной сцене в эпизоде «Sopranos Home Movies» и потом повторяясь в виде флэшбэка в конце предпоследнего эпизода «The Blue Comet». В «Sopranos Home Movies» Тони говорит Бакале о том, что большинство боссов мафии мертвы или в тюрьме. Бакала, имея в виду смерть в мафии, спрашивает Тони «Ты ведь ничего не услышишь, когда это случится, верно?» В завершающей сцене «Синей кометы», Тони вспоминает этот момент в виде флэшбэка. В сериале редко используются флэшбэки, так что, похоже, этому придается большое значение. Чейз приводит финал «Made In America» в соответствие с этим флэшбэком. Бакала задаёт вопрос, на которой Тони теперь может дать ответ: Тони ничего не услышит, когда это случится. Слова Бакалы подтверждаются опытом Тони в момент его смерти.
В эпизоде “Stage 5» также предвосхищается смерть Тони, а концепция «ничего не услышишь» связывается с убийством Джерри Торчиано. Джерри сидит с Сильвио в ресторане. Оба персонажа сидят за столиком вместе со своими «гумар» (любовницы женатых мафиози). В какой-то момент, Чейз показывает нам через плечо одной из любовниц, Сильвио, разговаривающего с ней. Торчиано вообще не видно в кадре, так как Сильвио заполняет весь экран. Внезапно, звук обрезается и слышен звон, под который кровь брызгает на Сильвио, пока он продолжает разговаривать с любовницей, казалось бы не замечая крови. Сцена замедляется на несколько секунд. Сильвио смотрит вниз и видит кровь на себе и как кажется, удивлён, дезориентирован и смущён (Сильвио, в отличие от нас, слышал выстрелы). Наконец, Сильвио поднимает глаза, и Чейз показывает стрелка, стреляющего в сторону головы Джерри, после чего звук возвращается. Обе любовницы зажимают уши при звуках выстрелов (обрезанный звук и низкий звон, возможно, изображает ощущения слушателей, оглушённых близкими выстрелами). Здесь Чейз позволяет зрителю увидеть сцену за обеденным столиком глазами любовницы Сильвио. Что более важно, Сильвио ничего не услышал и не увидел, когда это случилось. Эта сцена сопоставляет вид «глазами Тони» в Хольстене и другое неожиданное убийство в ресторане, при котором ни жертва, ни кто-либо другой «ничего не слышит, когда это случилось». Позднее, Сильвио, рассказывая Тони об убийстве Торчиано, говорит «охуенно страшно то, что я не понял, что что-то случилось, до выстрела. Пиздец, как странно». Эти слова созвучны словам Бакалы «ничего не услышишь, когда это случится». Казалось бы, сцена, где Сильвио делится своим опытом с Тони, не имеет особого значения: мы и так знаем, что Сильвио ничего не знал, пока не прозвучал выстрел, мы и так видели эту сцену. Цель Чейза - через слова Сильвио, обращённые к Тони (так же, как Бакала говорит с Тони) - вбить в голову зрителя концепцию «ничего не услышишь», которая сработает в финальной сцене. Обратите внимание, что слова Сильвио предвещают реакцию зрителей на финальную сцену: поклонники сериала не узнают, что случится, до выстрела в Хольстене. Чейз в интервью Бретту Мартину подтверждает значение сцены с Торчиано:
Вопрос: Они все тратят время впустую? Есть головоломки, которые нужно решить? [в конце]
Чейз: Там нет эзотерических тайн. Нет Кода Да Винчи. Всё, что относится к этому эпизоду, было в этом эпизоде. И ещё это было в предыдущем эпизоде и в том, который перед ним, и во всем этом сезоне и так далее. Там были признаки приближающегося конца. Помните, как был убит Джерри Торчиано? Сильвио не знал, что пистолет выстрелит, пока Джерри не начал падать на пол. Вот так это происходит: это уже произошло к тому моменту, когда ты это замечаешь.
Вопрос: Вы хотите сказать … ?
Чейз: Я ничего не хочу сказать. Я тут не пытаюсь скромничать. Просто я думаю, что объяснение этого, сделает это менее интересным.
Затем, из интервью для радио «Эйр Америка», данного Ричарду Белзеру 14 апреля 2008.
Ричард Белзер: Я работал со Стивом Скириппа (Бакала) в последнее время. Мы судили шоу “Last Coming Standing” для NBC и говорили о многом, и он сказал, что слышал обо всех этих теориях насчёт сериала, которые не имеют ничего общего с вашими намерениями и тем, о чём думали актёры. Как небольшие подсказки на пути, например, когда Тони и Стив в лодке на озере, и они говорят «ты никогда не узнаешь, как это случится» или «ты никогда не узнаешь, что тебя замочат».
Дэвид Чейз: Это было частью финала.
Ричард Белзер: О, действительно? Понимаете о чём я? Было что-то в предыдущих эпизодах, что подсказывало бы, что будет в этом?
Дэвид Чейз: Там это было и была стрельба, свидетелем которой был Сильвио. Ну, он не был просто свидетелем, но он обедал вместе с парой проституток и парнем, которого завалили и был некий наглядный материал, своего рода иллюстрация к словам Тони для Бакалы «ты ничего не узнаешь, когда это случится» или «ты не узнаешь, когда тебя замочат». Это об этом.
Ричард Белзер: Это то, что сказал Джон Кеннеди.
Концепция «никогда не услышишь этого» выражается Чейзом на протяжении всего финального эпизода. Фил был убит почти так же, как Тони. Фил застрелен в голову и, как можно предположить, «ничего не услышал, когда это случилось». Уязвимость Тони со стороны спины (MOG стреляет в Тони именно со спины) для того, чтобы обозначить это «ничего не услышишь, когда это случится», последовательно демонстрируется в эпизоде «Made In America». Чейз делает это в двух отдельных сценах. Первая сцена - встреча с Нью-Йорком, в которой нью-йоркский босс «Джордж» является посредником. Джордж предлагает Тони воду, которая находится позади него. В ответ на это Тони резко разворачивается, чтобы посмотреть, что находится сзади, как будто чувствует себя уязвимым. В одной из первых сцен с Тони и Джуниором, Тони смотрит прямо на Джуниора. Прямо позади Тони (за его правым плечом, где потом окажется MOG) санитар дважды просит Тони пропустить его и повышает голос (Тони не слышит его). Наконец, Тони оглядывается и, похоже, удивлён, увидев там санитара. Далее, во вполне безопасном семейном доме, Кармела спрашивает Тони, достаточно ли он осторожен; Тони смотрит в сторону и ничего не отвечает. В предшествующем эпизоде «Blue comet» Тони говорит Сильвио, что «глаза должны быть на затылке», когда речь заходит о возможной мести Фила команде Тони. К сожалению, Тони не следует своему собственному совету в Хольстене.
Чейз также делает ненужным явный показ убийства Тони, используя «вид от первого лица» в предшествующих убийствах Фила Леотардо и Джерри Торчиано. При убийстве Торчиано, Чейз показывает нам вид от лица свидетеля, сидящего за столом (см. выше). Это показывает, что должны были пережить Тони-младший и Кармела в финальной сцене. За несколько секунд до выстрела в Фила, камера оказывается позади него, там где должен находиться убийца. Рука Уолдена (убийцы) с пистолетом появляется в кадре и Фил умирает от выстрела в голову. Выстрел показан глазами убийцы, и что-то подобное должен видеть «Человек в куртке Members Only» в финальной сцене. После этого, жена Фила с запозданием реагирует на его убийство (она начинает кричать примерно через одну-две секунды после того, как он падает на землю? хотя она, казалось бы, должна была увидеть ствол, направленный ему в голову до выстрела), точно так же и Сильвио не сразу реагирует на убийство Торчиано, и мы не сразу реагируем на убийство Тони. Наконец, последняя сцена даёт нам окончательный вид от первого лица - вид глазами жертвы - Тони. В каком-то смысле Чейз уже показал нам всё: мы уже знаем, как его убийство будет выглядеть в глазах Кармелы, Тони-младшего и MOG.
Бакала спрашивает Тони о смерти в мафии: «Наверное, ты ничего не услышишь, если это случится, верно?»
Сильвио не слышит выстрела, пока на него не брызгает кровь. Последовательность кадров такова:
Сильвио «не услышал ничего» в сцене, на которую Чейз ссылается, как на связанную с финалом:
Click to view
Финальный момент эпизода «Blue comet». На 2:16 у Тони зловещий флэшбэк к словам Бакалы «Наверное, ты никогда не услышишь, когда это случится, верно?»
Click to view
Фила завалили в последнем эпизоде. Как и Тони, он (предположительно) так и не услышит выстрела в свою голову и умрёт на глазах своей семьи. Также можно отметить замедленную реакцию его жены на его убийство:
Click to view
В следующих трёх кадрах, Чейз показывает нам странную сцену, в которой Джордж предлагает Тони воды. Вода находится позади Тони и Тони резко оборачивается, как будто чувствует себя уязвимым. В финальной сцене, Тони не так осторожен.
В следующих кадрах Тони не услышал, как санитар позади него, просил пропустить его. Тони выглядит удивлённым, увидев его. Это последняя сцена перед Хольстеном.
Продолжение