Часть 2 Так почему же Чейз иллюстрирует смерть Тони таким образом? Вот ключевая цитата из Чейза, которая может облегчить понимание:
«Так можно было сказать гораздо больше, чем изобразив Тони, лежащим лицом в миске с луковыми кольцами и пулей в голове. Или, наоборот, возглавившим нью-йоркскую банду. Как мне кажется, Тони Сопрано был «альтер эго» зрителей. Они радостно наблюдали за тем, как он грабил, убивал, лгал и обманывал. Они приветствовали всё это. А потом они вдруг захотели увидеть его наказанным за всё это. Они захотели «справедливости». Они хотели увидеть его мозги, разбрызганные на стене. Я подумал, что это было бы отвратительно, если честно. Но эти люди всегда хотели крови. Может быть, они были бы счастливы, если бы Тони убили двенадцать других людей. Или двадцать пять. Или, кто знает, если бы он был взорван на Пенсильванском вокзале. У меня вызывает презрение то, как они хотели его крови, после того, как восхищались им восемь лет.
Цитата показывает, что Чейз возражает против изображения смерти Тони (а не против самой идеи его смерти). Это может объяснять и происхождение шаблона с видом от первого лица, и идею показать нам опыт смерти Тони его глазами. У Чейза вызывает отвращение то, что те же люди, которые восхищались Тони, теперь хотят видеть, как его мозги забрызгают стены закусочной. Он сетует на поклонников, болеющих за Тони и в то же самое время желающих увидеть его кровь. Используя вид от первого лица, он не даёт поклонникам ужаснуться зрелищем его кровавого убийства. Что более важно, помещая «нас», зрителей, тех самых людей, которых он называет жалкими за восхищение Тони, на место Тони в момент его смерти, он указывает на всех нас. Показательно в цитате то, что он называет поклонников Тони - его «альтер эго». Чейз не позволяет нам отстраниться от смерти Тони (видя его застреленным и в крови), но даёт нам почувствовать это резкое, дезориентирующее чувство внезапной смерти и небытия. Мы становимся Тони в этот момент, и это становится потрясением для нас, но что более важно, мы заслужили это, укоренившись в этом человеке. Чейз делает заявление о нас самих.
*Обновление: Декабрь 2012. Дэвид Чейз недавно дал интервью Джеку Койлу для Ассошиэйтед Пресс, которое, быть может, на сегодняшний день наиболее показательное его интервью, и где Чейз делает наиболее недвусмысленные заявления об окончательной судьбе Тони и цели, преследуемой созданием финальной сцены:
“Тони имел дело со смертельной опасностью ежедневно. Он раздавал жизнь и смерть. И он не был счастлив. Он получал всё, что хотел, этот парень, но не был счастлив. Всё, что я хотел показать - это идею, как коротка жизнь и как она ценна. Единственный способ, который, как я чувствовал, я мог использовать, это просто всё оборвать”
Как мы уже говорили, Чейз, через шаблон с видом от первого лица, поместил нас на место Тони в момент его смерти. Как уже говорилось здесь, и более подробно в эпилоге к части 1 «Смерть и Дэвид Чейз», внезапное затемнение после демонстрации вида глазами Тони выражает то, что внезапная смерть может настигнуть всех нас: В эту секунду мы здесь, а в следующую нас нет. Мы не всегда получаем шанс сказать «до свидания» и мы не можем даже узнать, что мы мертвы. Тони вместе со зрителем просто «отрывается» от жизни, как будто выдернули вилку (помните, многие из нас подумали сначала, что отошёл кабель, когда увидели финальную сцену).
Чейз продолжает:
“Он (Тони) был крайне замкнутый, несчастливый человек. И наконец, однажды, когда он находится вместе с семьей, он счастлив. Но в этот раз, что бы там ни случилось, мы никогда не увидим результата этого. Всё было оторвано от него и от нас.”
Тут Чейз явно приравнивает Тони и зрителя в финальной сцене, подтверждая, что шаблон с видом от первого лица в финальной сцене используется для того, чтобы поместить зрителя на место Тони в момент его смерти (Это было оторвано от него и от нас»). Тони и «мы» не видят результатов смерти Тони и специфику того, что произошло в Хольстене («Но в этом случае, что бы ни случилось, мы никогда не увидим результат этого. Это было оторвано от него и от нас.»). Из смерти нет выхода. Тони был «оторван» от самой важной вещи в своей жизни: своей семьи (Часть 2 раздела «Что значит смерть Тони?» подробно описывает эту концепцию, окончательный смысл финальной сцены и то, как она связана с пилотным эпизодом). Тони никогда не увидит свою семью ещё раз и никогда не узнает, что случится с ней в будущем. *Конец обновления от 2012 года.
*Обновление от 2013 года: Чейза попросили в Metro New York пролить свет на финальный эпизод. Чейз сказал только:
“Ну, о чём Тони должен был думать, и я думаю, каждый из нас тоже - хотя мы и не можем жить так, как он - это о том, что жизнь действительно коротка. И в этом есть свои плюсы и свои минусы. И что мы не знаем, зачем мы здесь, но мы знаем, что в 20 милях вверху холодно и это холод Вселенной, но здесь у нас есть то, что мы называем любовью и это наша единственная защита, на самом деле, от всего этого холода, и это всё дано на очень короткий период времени, и когда всё это заканчивается, я думаю, вы всегда ошеломлены этим. Это всё, что я хотел сказать.»
Опять же, Чейз повторяет, что финальная сцена была о том, что Тони не в состоянии осознать хрупкость жизни и о том, как возможно мы все не в состоянии понять этого. Чейз снова приравнивает Тони и зрителя, объясняя использование вида от первого лица Тони в финальной сцене. Чейз объясняет, что мы часто «ошеломлены» смертью, и это объясняет, почему Тони был убит внезапно и без предупреждения. Что более важно, Чейз убеждён что любовь - единственное, что может защитить нас от одиночества Вселенной. Именно это - и есть экзистенциальная истина, которую Тони не удалось осознать в последнем сезоне (подробнее эта концепция обсуждена во 2 части раздела «Что значит смерть Тони?»).
*Обновление от 2014 года: Чейз в интервью The Daily Beast от 2014 года, ещё раз подчеркивает смысл финала, хоть и не говорит прямо, что Тони умер. Чейз утверждает, что финальная сцена задаёт «духовный вопрос» а затем спрашивает, что это за вопрос:
[Длинная пауза] Я скажу так: [Духовный] вопрос [который задаёт последняя сцена] таков, как бы это ни было претенциозно: что такое время? Как мы проводим наше действительно очень короткое пребывание здесь? Как мы ведём себя и что мы делаем? И осознание того, что всё кончается слишком быстро, и это очень редко бывает так, как мы думаем. Я думаю, что смерть очень редко приходит к людям так, как они ожидают. И духовный вопрос должен звучать так: «И это всё?»
*Обновление от 2013 года: В статье, которая появилась в Men’s Journal в Декабре 2012, Брайан Хайат, вероятно, первым из журналистов прямо задал Чейзу вопрос об использовании вида от первого лица в финальной сцене и 10 секундах чёрного экрана в конце, как о последнем, что «видит» Тони. Чейз, как обычно, старается не говорить напрямую, что Тони был убит, но признаёт, что использование вида от первого лица в финальной сцене говорит о том, что что-то «случилось» в Хольстене и наконец говорит, что смерть Тони стала результатом решений, которые он выбирал в жизни. Ниже извлечения из соответствующей статьи мистера Хайатта. Интервью не было полностью расшифровано в статье, но я выделил ниже жирным шрифтом прямые цитаты из Чейза:
Чейз знает, что многих людей до сих пор ставит в тупик завершение «Сопрано» тем, как жёстко оно обрывается в черноту. Он недавно пошутил в New York Times что должен был поменять финалы с сериалом «Сайнфелд» - с Джерри и Крамером в закусочной и Тони в тюрьме, но есть растущее понимание того, что финал сериала очень чётко выверен. Последний кадр, абсолютная пустота - это просто один из многих кадров, показанных глазами Тони: Его завалили, возможно этот парень в куртке Members Only.
Чейз подходит очень-очень близко к подтверждению этой теории. «Мы сделали много видов от лица персонажей», говорит он. «Я сделал много кадров с видами от первого лица в этом эпизоде. Люди не уловили этого.» (Посмотрите последнюю серию кадров внимательно: Он формирует шаблон с видом «глазами Тони».) «Единственное, что я хотел бы однозначно сказать об этом, что бы ни случилось, Тони сам это сделал. Это был мир, каким он его видел. Он был ответственен за всё, что с ним происходило, где угодно. Так же, как в начале, он отправился на терапию и он смотрел на статую.» (Отсылка к самому первому виду от первого лица в сериале - ещё одно небольшое подтверждение).
Несмотря на эту, казалось бы, судьбу Тони, Чейз не думает, что мы все сталкиваемся с пустотой в конце. «Я не верю в загробную жизнь и всё такое», говорит он. «Я пытаюсь следовать буддистскому толкованию, согласно которому цветы сложены из «нецветочных» частей. Цветок состоит частично из воды, частично из солнечного света и так или иначе мы все - часть этого. Так я пытаюсь объяснить это себе.»
Как было отмечено выше во втором абзаце цитаты, Чейз ссылается на самый первый кадр первого эпизода: взгляд глазами Тони на женскую статую в приёмной доктора Мелфи. Здесь начинается путешествие Тони. Также обратите внимание, что первый кадр показывает Тони из-под ног статуи, намекая, что Тони «рождается». Первый кадр, показанный глазами Тони, в начале сериала имеет красивую преемственность с последним кадром глазами Тони, символизирующим его смерть.
Первый кадр первого эпизода: Тони поднимает глаза на статую, и Чейз даёт вид глазами Тони.
Последний кадр сериала: Тони поднимает глаза, и Чейз даёт вид глазами Тони.
*Конец обновления от 2013 года.
Некоторые считают, что Дэвид Чейз просто «играл» с аудиторией в финальной сцене. Аргументом тут было то, что Чейз усиливает интригу, но не даёт определённости и таким образом запутывает аудиторию. Этот аргумент не согласуется с тем, как Чейз делал многое в сериале. Чейз, похоже, сам оспаривает эту теорию в первом же после окончания сериала интервью:
“Никто не пытался дерзить, клянусь Богом. Мы делали то, что считали должным. Никто не пытался морочить людям голову и не думал, «Вау, это выведет их из себя». Людям кажется, что вы пытаетесь их запутать, но это не так. Вы пытаетесь развлечь их. Если вы хотите увидеть, то там всё есть.”
Для Чейза, не показать зрителю финал, после всей этой подготовки большой развязки в финальной сцене (или для того, чтобы просто сказать «Жизнь продолжается»), слишком противоречило бы структуре всех шести сезонов. Сериал был сложным и зачастую неоднозначным в своих сюжетах и мотивациях персонажей. Тем не менее, по сценарию, сериал был довольно классическим повествованием. Когда Чейз скатывался в сюжетные двусмысленности, это касалось только периферийных вопросов и там всё равно было логическое завершение, даже если аудитория не в состоянии увидеть его. Взять известного русского Валерия в эпизоде «Pine Barrens», этот эпизод на самом деле был не о нём и его окончательной судьбе, а о портящихся отношениях Полли и Кристофера. Интересно, что после этого эпизода, Чейз ссылается на пропавшего русского трижды на протяжении сериала. Все три сцены подразумевают, что русский так и не появился. Крис упоминает пропавшего русского, что вызывает гнев Полли, который пытается его заткнуть. Полли и Крис рассказывают историю про русского остальным членам команды в начале 5 сезона. Когда Пэтси спрашивает, что случилось с Русским, Крис отвечает «Да хуй его знает.» В одном из последних эпизодов «Chasing It», Тони сообщает Бобби, Полли и Крису, что собирается встретиться со Славой (русский босс и близкий друг Валерия), чтобы забрать какие-то деньги. Логично, что если Валерий выжил, то были бы соответствующие последствия, продиктованные близкими отношениями Валерия с русским боссом Славой. Однако, эти три сцены подсказывают, что Валерий так и не появился и Тони продолжает работать со Славой. Если бы Чейз так стремился создать неопределённость в повествовании, он не стал бы включать эти три сцены. Многие также ссылаются на то, что больше ничего не было показано про того, кто изнасиловал доктора Мелфи, как на пример нездоровой склонности Чейза к недорасказанным историям. Однако там есть развязка, если вы действительно захотите увидеть её. Доктор Мелфи сделала моральный выбор и не попросила Тони отомстить насильнику, после чего история закончилась, и именно об этом и был этот эпизод. Самые важные ответы всегда были в этом сериале. Чейз всегда предпочитал разжевать точку зрения, всегда искусно, но никогда не проясняя всё до финала. Каждый эпизод каждого сезона был как 13 отдельных частей, каждая из который обладала своим сюжетной линией и темой, которые полностью соединялись в окончательную тему сезона так, что всё становилось ясно в конце. Только в ретроспективе зритель мог увидеть, что стрелки указывают путь к развязке (в части 2 этого эссе, вы увидите, почему смерть Тони - это единственный финал, имеющий смысл). Чейзу нет никакого смысла отказываться от этого стиля в последнем сезоне, чтобы просто сказать «жизнь продолжается» или оставить зрителя в подвешенном состоянии. Умер или нет Тони - это не второстепенный вопрос сериала, это не то, что Чейз может оставить в подвешенном состоянии. Чейз решил показать окончательную судьбу Тони хитрым способом, требующим от аудитории небольших усилий, но ответ там всё же есть. Настоящая личность и мотив убийцы, действительно не определены в финале и второстепенны для Чейза. Ниже приведена иллюстрация того, что первые пять сезонов имеют чёткую повествовательную линию, которая приводит к финалу. Каждый сезон имеет главную тему и сюжетные линии, которые раскрываются в конце:
Сезон 1: Основной упор в этом сезоне делается на борьбу Тони за контроль над «семьей» с Дядей Джуниором и отношения Тони с его матерью. Сезон заканчивается победой Тони над Джуниром, после чего Тони становится боссом семьи. Команда Джуниора уничтожена. Тони приходит к мысли, что Ливия не любящая мама, как он думал и пытается убить её в госпитале.
Сезон 2: Две основные сюжетные линии - это две угрозы для Тони Сопрано. Большой Пусси, лучший друг Тони, работает на ФБР и может сдать Тони. Ричи Април, вернувшись из тюрьмы, бросает вызов Тони и начинает роман с сестрой Тони - Дженис. Эти сюжетные линии аккуратно завершены. Ричи убит Дженис, а Пусси убит, когда Тони узнаёт, что он предатель.
Сезон 3: Две основные сюжетные линии связаны с Джеки Априлом Младшим и его попытками попасть в мафию (и попытками Тони уберечь его) и появлением Ральфа Сифаретто - новым геморроем для Тони. К концу сезона Джеки младший убит по распоряжению Тони, и Тони решает (по крайней мере, временно) проблему с долгой враждой с Ральфи.
Сезон 4: Это, возможно, наименее аккуратное завершение из всех сезонов. Тони и Кармела расходятся в финале (хотя их развод был естственным следствием всех отношений в сезоне). Суд над Джуниром заканчивается тем, что присяжные не приходят к единому мнению, и он избегает тюрьмы.
Сезон 5: Долгая междоусобная война в нью-йоркской семье Лупертации - основная тема этого сезона. Появляется двоюродный брат Тони - Тони Бландетто, который ввязывается в войну Нью-Йорка. К концу сезона война Нью-Йорка разрешается, когда Кармайн Младший выдаёт Джонни Сэка, а Тони убивает своего двоюродного брата - Тони Бландетто (чтобы избежать собственной войны с Нью-Йорком). Кроме того, Тони и Кармела снова вместе к концу сезона.
Следовательно, для Чейза накручивать это всё в финальной сцене 6 сезона только для того, чтобы в конце «ничего не случилось» или просто «жизнь продолжалась» - нарушение всей структуры сериала. Почему бы Чейзу и его команде сценаристов не оставить зрителя «самому выбирать собственный финал»? Почему бы Чейзу в заключительных моментах последнего эпизода не показать перспективу суда над Тони? Может быть Чейз не считает, что это важное событие в жизни Тони заслуживает внимания? Ответ прост: предательство Карло и неизбежный судебный процесс над Тони стал спорным вопросом, так как Тони убит. Именно поэтому предстоящее обвинительное заключение снова упоминается в Хольстене. Оно должно отвлечь нас от того, что действительно происходит.
Некоторые считают, что затемнение означает что «зрителя замочили». Этот аргумент также противоречит всей структуре истории. Когда зритель успел стать частью сериала? Это сделало бы завершение каким-то трюком. Это было бы «уловкой», на что и жаловались многие зрители после финала. Неужели Чейз потратил два года, чтобы придумать это?
Некоторые считают, что Чейз просто прокомментировал жанр повествования; что Чейз просто прервал историю, чтобы подорвать саму идею завершения повествования. Это была его смелая критика общепринятых канонов традиционного повествования и отказ от следования ожиданиям и нормам. Это несомненно конфронтационный подход к окончанию сериала и ближе к теории о «аудитории, которую замочили». Это противоречит словам Чейза о том, что финал не был пощёчиной, нанесённой аудитории. Это теория также предполагает, что финал касался Семьи Сопрано, как телевизионного сериала или культурного феномена, а не Семьи Сопрано, как группы персонажей в повествовании. Такое произвольное завершение было бы ничем большим, как выражением подростковой и вызывающей позиции Чейза и идёт вразрез со всем, что делалось до этого. Если мы хотим последовать словам Чейза - «Если вы посмотрите финальный эпизод действительно внимательно, то там всё есть» - то мы должны только следить за повествованием, чтобы понять его смысл. Чтобы думать, что Чейз просто хотел разозлить аудиторию, нужно полностью игнорировать артистизм, глубину, целеустремлённость и творческий подход Чейза и его команды, которые они показывали на протяжении всего сериала. Чейз зафиксировал, как он дирижировал созданием финала несколько лет. Думать, что финальной сценой он просто хотел сказать «идите на хуй» это значит в последний момент перестать ему доверять. Вот отрывок из окончательной редакции книги HBO Sopranos:
“Я видел, что иногда в прессе утверждают: «Это было огромное «идите на хуй» обращённое к аудитории. Мы просто нагадили в душу аудитории. Зачем бы нам желать этого? Зачем нам развлекать людей восемь лет, чтобы потом оставить их с носом? У нас нет презрения к аудитории. На самом деле я думаю, что Семья Сопрано - это единственное шоу, которое дало аудитории определённый кредит в части наличия ума и концентрации внимания. Мы всегда действовали, считая, что люди не нуждаются в том, чтобы их кормили с ложечки, что их инстинкты, чувства и человечность объяснят им, что происходит.”
Эти слова созвучны сказанным ранее: «Если вы посмотрите финальный эпизод действительно внимательно, там есть всё» Стивену Армстронгу в The Times UK. Чейз говорит, что зритель может понять, «что происходит». Это говорит о том, что что-то действительно происходит скрыто, не будучи показанным на экране. *
*Обновление: Декабрь 2012 года. Новый комментарий Чейза для Assosiated Press подтверждает аргументы в предыдущих четырёх абзацах, так как Чейз говорит, чем окончание сериала не было: “Я думаю, что многие люди подумали, что из них делают дураков, что я просто постмодернистски издевался над аудиторией или собирался сказать «Ха-ха-ха. Да это же просто телесериал». Ничто из этого не соответствует действительности.» Новые комментарии Чейза также опровергают теорию о том, что «аудиторию замочили», поскольку он определённо заявляет, что отделяет и Тони и «нас» от повествования. Как только мы оказались на месте Тони в последних кадрах, нас «замочили» вместе с ним. («Всё, чего я хотел - показать идею о том, как коротка жизнь и как она ценна. Единственный способ, который как я чувствовал, я мог использовать, это просто всё оборвать»; «Всё это было оторвано от него и от нас») *Конец обновления от 2012 года.
Многие считают, что Тони остался жив, потому что не осталось никого, кто хотел бы убить его. Это, конечно, спорно. Тони Сопрано прямо или косвенно разрушил множество жизней и у него должны быть десятки врагов. Это может объяснять связь «Парня в куртке Members Only» с Юджином Понтекорво (более подробно я опишу эту концепцию позже в разделе «Что означает смерть Тони?»). Человек, который убил Тони, в титрах указан, как «Человек в куртке Members Only». Первый эпизод последнего сезона озаглавлен «Members Only». Заголовок отсылает к Юджину Понтекорво (члену команды Тони), который носит такую куртку в этом эпизоде. В этом эпизоде Юджин совершает самоубийство, после того, как Тони не позволил ему, после получения наследства в 2 миллиона долларов, переехать с семьёй во Флориду. Юджин мог начать другую жизнь, которую Тони разрушил. Может быть, такова точка зрения Чейза: смерть Тони неизбежна, учитывая все жизни, которые он отнял и все потенциальные мотивы неизвестных убийц. Чейз не интересовала конкретная личность убийцы и его мотив, а только неизбежность преждевременной смерти Тони. Этот аргумент может быть подтверждён Аликом Сахаровым, основным оператором «Семьи Сопрано». Сахаров снял 39 из 86 эпизодов. Ещё важнее то, что он снял финальный эпизод. Слова Сахарова, похоже, опровергают аргумент о том, что «ни у кого не осталось причин убивать Тони», который наиболее актуален, так как напрямую связан с финальной сценой в Хольстене. Следующая цитата взята из интервью Сахарова «Американскому журналу кинематографистов» через две недели после показа финала. Сахаров обсуждает финальную сцену в контексте людей в закусочной, которые могут или не могут представлять угрозу для Тони
“Тони Сопрано вращается в кругу людей, многих из которых он задел косвенно или прямо. Он очень уязвимый персонаж. Его могут завалить где угодно, когда угодно и кто угодно.”
Также стоит отметить слова Бакалы о смерти, как части образа жизни мафии в важнейшей сцене эпизода «Sopranos Home Movies»:
“Такая у нас работа, что это всегда рядом. Наверное, ты ничего не услышишь, когда это случится, верно?»
Многие также считают, что если бы Чейз хотел сказать, что Тони погиб, он бы сообщил точно, кто это сделал и почему. Однако, значительная часть этого сериала всегда была полна сюрпризов. Как бы Чейз совместил эту задачу со сценами убийства Тони? Хуже того, каким разочарованием было бы узнать детали после убийства Тони? Когда Тони умер, шоу закончилось (подробнее об этой концепции в следующем абзаце). Но ещё важнее то, что концепция «никогда не услышишь этого» и то, как исподтишка замочили Тони, была бы нарушена сценами, показывающими заговор с целью убийства Тони.
Возможно, что убийство был совершено по распоряжению Буча. Между Бучем и Тони было соглашение, но когда Фил Леотардо был убит, возможно всё изменилось. Фил был убит на глазах своей семьи и не мог быть похоронен в открытом гробу (его голова была раздавлена внедорожником), это могло быть за гранью допустимого для Нью-Йорка. Буча никогда не смущало убийство Тони, а последний сезон ясно показал, что нью-йоркская семья не испытывает уважения к семье Нью-Джерси. Вполне возможно, что была двойная игра. Буч, возможно, не мог в глазах своих людей позволить Тони убить Фила безнаказанно. Чейз даже намекает на то, что там могла быть двойная игра. Когда Полли позвонил Тони, чтобы сказать, что Карло пропал, он предположил, что может быть Буч забрал его, и капитуляция была уловкой. Позже мы узнаём, что Карло работал на федералов, но идея двойной игры могла принадлежать Полли. Кроме того, с точки зрения расплаты за Фила, для Буча была бы идеальной смерть Тони прямо на глазах его семьи. Это просто означало стать «Боссом всех боссов» и не оставить конкурентов. Нью-Йорк мог дальше работать с остатками семьи Джерси. Мотивы Нью-Йорка могут также объяснять нерешительность MOG в Хольстене; он мог просто дожидаться, пока соберётся вся семья Тони, чтобы видеть его убийство, как и семья Фила была свидетелем его убийства. В любом случае, Чейз оставляет нам массу доказательств того, что Тони был убит и только маленькие зацепки насчёт личности его убийцы. Следовательно, личность убийцы и его возможные мотивы не очень важны для Чейза. Чейз оставил этот момент величайшей загадкой сериала, и, может быть, у самого Чейза нет ответа. Вспомните концепцию «никогда не услышишь этого», Чейз хотел, чтобы мы оказались на месте Тони в момент его смерти. После смерти Тони уже никогда не узнает, кто убил его и почему, а значит и зрители не должны ничего знать об этом.
Некоторые не принимают идею, что Чейз показал нам смерть Тони его глазами, потому что сериал никогда не показывался от лица Тони. Это может быть правдой, но это не исключает Чейза из процесса создания шаблона с видом «от первого лица», чтобы выразить смерть Тони. Опять же, этот сериал в первую очередь о Тони. Через посещения Доктора Мелфи и его сны, мы стали очень близки к Тони и его мыслям. Кроме того, любая сюжетная линия сериала связана с Тони и раскрывает его персонаж в какой-то мере. Фактически, конечно, невозможно Чейзу снимать каждую сцену сериала с точки зрения Тони, и даже в финальная сцене его глазами показана только часть эпизодов. Чейз озвучивает этот момент в своих комментариях к DVD (с Питером Богдановичем) с самого первого эпизода. Самым интригующим здесь выглядит то, что Чейз думал о том, чтобы сделать весь сериал «глазами Тони». Происхождение шаблона с видом «от первого лица» можно проследить от первоначальной концепции сериала. Чейз, рассказывая о сцене в начале первого эпизода, в которой Тони гонится за дегенератом-картёжником на машине, говорит, что сцена должна быть показана глазами Тони, при помощи кадров из-за его плеча. Он объясняет:
“Сначала я думал о том, чтобы сделать весь сериал - это довольно забавно - как и эту сцену, с помощью съемки из-за плеча, с точки зрения Тони.”
Продолжение