Всего 36 фото
Этой статьей я начну рассказ о знаменитых византийских мозаиках Хоры. Я слышал о них, интересовался, просматривал целый ряд материалов в ЖЖ по теме, но реальность превзошла все мои мыслимые ожидания. Назвать их иначе, чем Чудо и Откровение уже не могу. Мозаики и фрески Хоры поразили, восхитили; подобные эпитеты можно еще долго повторять, не испытывая трудности с их многообразием. Мы приступим к подробному осмотру мозаик и фресок начиная со второй части. А сейчас я постараюсь поведать об истории монастыря Хора, церкви Христа Спасителя в Полях, его архитектуре, откуда и каким образом были созданы эти мозаики, фрески, как они уцелели, кто явился инициатором их появления и много чего еще. Этот монастырь, а точнее церковь Хора являют собой уникальный пример чудесного спасения шедевров, миновавших жестокое горнило человеческой Истории в котором безвозвратно исчезли бесчисленные и удивительные произведения византийской духовной культуры.
Мной поставлена для себя практически невыполнимая задача: донести в визуальном виде до широкой интересующейся византийской культурой аудитории - максимально возможное количество уцелевших мозаик и фресок Хоры. Более того, я попытался сопроводить свой рассказа не только фото рядом, но использовать информационные источники для вовлечения читателя в контекст этих поразительных произведений искусства. Таким образом, тем кто не побывал в этой церкви в Хоре предоставляется возможность осмотра не только того, что пожелает выложить автор, но и максимально возможно детального лицезрения. Тем этот большой подробный материал о мозаиках и фресках Хоры и будет отличаться от других подобных. Кроме того, для меня откровением оказался факт, что эта церковь в настоящее время вообще не доступна для фотографирования вовне. Более того в центральный объем (наос) попасть невозможно и, все потому, что сейчас турецкой стороной осуществляется масштабные восстановительные работы фасадов церкви и также реставрационные в центральном объеме. Именно поэтому я использую в первой части моего рассказа некоторые сторонние фото и планы. Первая часть моего репортажа является некоей вводной частью, исходной позицией, стартом повествования о Хоре. Ну, вот, пожалуй, и всё для начала. Как мы помним, автор перед тем как добраться до этого музея прошел и отснял значительную часть
крепостных стен Феодосия и, вот сейчас, мы направляемся с вами к Музею Джами-Карие (Хоры) по узкой улочке, что так и называется Kariye Cami Sk...
Сейчас мы идем к музею Джами-Карие, что совсем рядом с крепостными стенами древнего Константинополя.
На дальнем плане в зелени и находится монастырь Хора (фото ниже).
02.
Представляете мое разочарование! Церковь полностью и со всех сторон закрыта лесами, строительными полотнищами, да еще и накрыта сверху огромной капитальной металлической крышей. Однако именно по этой квадратной крыше можно легко найти Музей Карие на карте Стамбула недалеко от древних стен Константинополя.
03.
Ну, поскольку первого эффектного лицезрения церкви Христа Спасителя в Полях у нас не вышло - приступим сразу к рассказу о его непростой, но затейливой истории, а также и человеческих судьбах тесно связанных с этим чудесным византийским храмом.
Вход в церковь сейчас с запада - именно оттуда мы добрались наконец до храма. Напротив входа находится большое кебаб-кафе, где я буду потом обедать, было, кстати, очень сытно и вкусно...и, недорого)
04.
История
На этом месте когда-то находился монастырь Хора, построенный очень давно. По крайней мере упоминания о нем относятся уже к IV веку. Монастырь находился тогда за пределами старых стен Константина, фактически в пригороде Константинополя. Хора и переводится с греческого как “обитель за пределами города” или "в полях". Монастырь основал то ли дядя императрицы Феодоры (правда имелся ли у нее дядя, неизвестно), то ли, что более вероятно - генерал Крисп, зять тирана Фоки, произведенный им в эпархи Города. Он перешел на сторону восставшего против Фоки Ираклия и помог тому свергнуть тестя, однако вместо благодарности был заточен Ираклием в Хору.
В 557 г. в результате землетрясения Хора была практически полностью разрушена и восстановлена повелением императора Юстиниана (построившим кстати непревзойденную
Айя-Софию), пожертвовавшего большие средства на ее восстановление. В результате монастырь расширил свои границы, при нем были открыты больница и богадельня. Главную церковь монастыря украсили тогда фресками и мозаикой.
05.
Некоторые фото как это, к сожалению, не мои
Монастырь получил уже третью жизнь в XI веке, когда произошло переселение императорского двора во Влахернский дворец, который находился как мы знаем совсем недалеко от этого места. Многое было перестроено, в т.ч. и главная церковь. Внутри ее украсили камнем, многочисленными превосходными мозаиками и фресками, созданными в XIV веке. Это время нас и интересует, поскольку основные, а главное редчайшие шедевры византийского искусства мозаики, что мы будем осматривать созданы именно в этот период времени.
Для того чтобы представлять где мы находимся, что рассматриваем и исследуем необходимо представлять все это на плане. Скажу пару слов об особенностях византийской архитектуры, некоторых терминах которые будут постоянно встречаться в тексте всех этих материалов о мозаиках и фресках Хоры. Заимствовав формы античной архитектуры, византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V века выработало, преимущественно для храмоздательства, тип сооружений, по плану и всей конструктивной системе существенно отличающийся от типа древнехристианских базилик. Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Византийцы первыми удачным образом разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и вообще четырёхугольного плана при помощи так называемых парусов.
Подобная система постройки применялась преимущественно в храмах, представлявших в общем плане соединение пяти квадратов в виде равноконечного (так называемого греческого) креста: над средним квадратом находился купол, в боковых квадратах - открывающиеся в это среднее пространство ниши; квадраты же, занимающие собой промежутки между оконечностями креста, представляли придаточные части, обыкновенно более низкие, чем сам крест. Наконец, к восточной стороне храма пристраивалась полукруглая апсида для алтаря, а к западной - притвор - нартекс (от греч. шкатулка) - пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя проходная часть античного храма).
06.
Нартекс может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. В "нашем случае" нартекс с двумя характерными стрельчатыми куполами находится с западной стороны (над выделенным на плане церкви зеленым цветом экзонартексом).
07.
Нартекс. Южная сторона.
Экзонартекс же (выделен на плане зеленым) (от греч. вне и шкатулка) - внешняя открытая паперть, нечто вроде открытого «вестибюля», «сеней» использовавшиеся в раннее время архитектуры византийских христианских церквей. Основное отличие от собственно нартекса в том, что экзонартекс является внешним «вестибюлем»-притвором, тогда как нартекс - внутренним. Основная функция экзонартекса - связь улицы и атриума храма. В экзонартексах при богослужении стояли оглашенные (готовящиеся к крещению, но не крещёные), воссоединяемые с церковью, кающиеся и бесноватые. В византийских и древнерусских храмах экзонартекс, наряду с нартексом, служил для совершения различных вспомогательных богослужений, здесь собиралась процессия перед входом в храм, совершалась лития, крещение, а также некоторые другие богослужения, в том числе и заупокойные молитвы.
08.
Экзонартекс
Нао́с (от греч. храм, святилище) - центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся. Что касается других архитектурных терминов - поясню детали уже по ходу повествования.
Итак, тех, кто входил в храм с запада...
09.
... встречал образ Христа Пантократора (Вседержителя) над центральным проходом из экзонартекса в нартекс.
10.
Напротив него (над входом в экзонартекс с улицы) - мозаика Богоматерь "Воплощение" с образом Младенца Христа во чреве. Обе фигуры снабжены надписями, обыгрывающими слово “Хора”: “Прибежище живых” (у Христа) и “Вместилище невместимого” (у Богоматери).
11.
Вообще же, экзонартекс Хоры посвящен Христу, а нартекс - Богородице. Причем изображения расположены так, что образ Христа всегда встречает входящего в храм, а образ Богоматери его провожает, ибо во внешнем физическом мире именно она считалась главной заступницей.
По центральной оси нартекса, перед проходом в основное помещение храма (наос), находится еще один мозаичный образ Христа (на фото ниже), снабженный тем же эпитетом “Хора”. Спаситель изображен здесь с коленопреклоненным Феодором Метохитом (в восточном полосатом головном уборе слева и ниже на мозаике), препoдносящим ему маленькую модель церкви Хоры Фигура подписана: “Ктитор, логофет геникона Феодор Метохит”. Об этом человеке стоит рассказать подробнее, что мы и сделаем вскоре.
Вход в наос из нартекса, как вход в Царствие Небесное, охраняют апостолы Петр и Павел - один с ключами, другой с книгой.
12.
И соответственно напротив (над входом из экзонартекса в нартекс) - "Путешествие Марии в Вифлеем".
13.
Кстати охрана неоднократно и жестко всех предупреждает о запрете фотосъемки со вспышкой. Поэтому все фото сделаны без ее применения. Таким образом там где освещения было скудным, а таких участков достаточно много, фотосъемка осуществлялась с высокими показателями ISO.
Монастырь резко вырос в своем значении, когда по соседству обосновалась императорская резиденция - высокопоставленные лица часто дожидались тут приема во Влахернском дворце. Здесь подолгу бывали Иоанн Векк, Афанасий и другие патриархи. Сюда же они собирали епископов для совещаний. Иногда император не принимал подолгу, и они пребывали в Хоре неделями. Именно из-за такого соседства около 1315 года за восстановление храма взялся Феодор Метохит.
14.
Феодор был сыном опального вельможи, сосланного в Никею, и рисковал остаться провинциальным эрудитом, не попадись он на глаза императору Андронику II в 1290 году кто, совершая поездку по империи, заметил этого красноречивого и талантливого юношу. Потом у счастливчика была дипломатическая карьера, за которой последовал пост великого логофета - аналога поста премьер-министра. Метохит стал несметно богат, выдал дочь замуж за императорского племянника и сделался самым влиятельным человеком в Империи. Под руководством Метохита подвергся переделке центральный купол Хоры, а в остальном главное здание осталось прежним, получив лишь мозаики, мраморную отделку и новые полы. Зато оба нартекса и все остальные пристройки были возведены с нуля. Реконструкция завершилась весной 1321 года. В начале 1302-1320/1321 годах по его заказу и были созданы знаменитые сейчас мозаики и фрески.
15.
Церковь Христа Спасителя в Полях
Время тогда было тревожное, оппозиция всесильному вельможе росла, тем более - его собственные сыновья приняли участие в одном из мятежей против императора. В 1328 году Андроник III захватил Город. Эта смена власти ударила по Метохиту в первую очередь. Как писал современник, - “тот, кто всем казался самым богатым после императора, мгновенно сделался нищим". Оказавшись в ссылке, Феодор очень переживал за судьбу своего самого любимого детища, монастыря Хоры, и в своих письмах увещевал его иноков не расхищать монастырского имущества, но из письма ясно, что разграбление уже шло полным ходом. Детище Метохита - библиотека также была расхищена. Упокоился Феодор Метохит в монастыре Хора. Мы еще впоследствии осмотрим его могилу в крипте церкви.
На восточной стене нартекса, справа от входа в наос, находится Деисус: огромные мозаичные фигуры Христа и предстоящей перед ним в молитве Богоматери.
16.
На той же композиции в нижней ее части представлены два человека, изображения которых, по средневековой традиции, выполнены в другом масштабе.
17.
Слева, рядом с Богоматерью, - мужчина в императорском облачении и короне (согласно надписи, это “сын высочайшего императора Алексея Комнина, Исаак Багрянородный”), справа, рядом с Христом, - женщина, одетая в черный монашеский клобук (“… Андроника Палеолога, госпожа монголов, инокиня Меланья”).
Если сильно не углубляться в историю - Иисак Комнин (родился 16 января 1093 года - умер после 1152 года) - третий сын византийского императора Алексея I Комнина (пр. 1081-1118 гг.) и Ирины Дукини. После смерти отца, в борьбе за престол поддержал своего брата Иоанна, за что позже получил титул севастократора. Однако позже отношения между ними окончательно испортились, и Исааку пришлось покинуть Византию на несколько лет. После смерти Иоанна в 1143 году, младший брат попытался отнять престол у его сына Мануила
18.
Удалившись от политики, севастократор начал отстраивать старый монастырь Хора, в котором собирался обрести вечный покой. Но потом он передумал и решил основать для этих целей новую обитель, в честь Богородицы Космосотиры (Мироспасительницы) - далеко за городом, на пустом месте. Спустя несколько лет, по воле своего племянника Исаак отправился в монастырь Киновия на склоне лет прославившись меценатством и благотворительностью. Останки Исаака оказались в монастыре Хора, которому он также уделял свое большое внимание, но позже были перенесены в монастырь Космосотейра.
Теперь обратимся ко второму историческому персонажу, представленному на мозаике с Христом и молящейся Богоматерью. Меланья - это монашеское имя Марии Палеологини, незаконной дочери Михаила VIII, единокровной сестры императора Андроника II. В 1265 г., в возрасте всего двенадцати лет, она была послана отцом в империю монголов, чтобы выйти замуж за великого хана Хулагу. Однако тот умер до ее приезда, и Мария сделалась женой его сына, Абаки. Условием этого брака было крещение хана, который взял имя Николай. Когда Абака был убит собственным братом Ахметом, Мария Монгольская вернулась в Константинополь. Император Михаил хотел использовать дочь еще для одной брачно-дипломатической комбинации, выдав ее за хана Харабанду, но в 1307 г. этот брак по каким-то причинам расстроился. Тогда Мария приняла постриг под именем Меланьи. Она получила известность в регионе как защитница христиан под именем Деспина-хатун.
19.
Хотя монастырь Хоры был мужским, высокопоставленные дамы имели право здесь молиться в специально отведенных для них местах. В частности, Меланье была выделена как раз южная часть нартекса где и находится мозаика. Здесь она могла слушать литургию и принимать причастие (в Византии женщины делали и то и другое отдельно от мужчин). Не исключено, что там же она и похоронена, хотя раскопок под полом в этом месте никогда не проводили.
Наос
К иным сценам и сюжетам в храме мы вернемся позже - в других частях моего рассказа, а пока скажем пару слов о наосе. Большинство мозаик здесь погибло - уцелели два мозаичных образа, обрамлявшие алтарь - Христа (фото 21) и Богоматери (фото 23). В настоящее время доступа в наос нет, о чем крупными буквами оповещено на табличке размещенной на двери в наос. Своих фото наоса у меня по понятным причинам нет, но поскольку надо немного рассказать о центральном объеме церкви - используем дружественный источник.
20.
Большинство мозаик наоса как я уже упоминал к несчастью погибло - уцелели два мозаичных образа, обрамлявшие алтарь - Христа и Богоматери.
21.
Христос держит Евангелие, открытое на словах: “Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я упокою вас” (Мф. 11: 28).
22.
23.
На западной стене наоса над проходом в нартекс - традиционное Успение Богоматери.
24.
Усопшая покоится на ложе, над которым стоит Христос во славе, в окружении ангелов. В руках он держит спеленатую детскую фигурку - символическое изображение души Богоматери. К ложу со всех сторон склоняются апостолы, святители и скорбящие жены. Кроме того, в наосе сохранился рельефный фриз, идущий по верху стены, и другие остатки рельефного декора, а в оконных проемах читаются кое-какие надписи, например, “логофет геникона” (Метохит и здесь не забыл упомянуть самого себя).
25.
Успение Пресвятой Богородицы
Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города - икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Кахрие-Джами. Таким образом бесценные мозаики во многом впоследствии уцелели. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.
В заключение еще буквально несколько фото внутреннего объема Церкви Христа Спасителя в Полях для инициирования интереса. Более подробно мы с вами рассмотрим их в других последующих частях моего рассказа о мозаиках Хоры.
26.
Христос Вседержитель
27.
28.
Богоматерь с младенцем
Фрески крипты церкви Христа Спасителя в Полях.
29.
30.
31.
Еще несколько фото Церкви Христа Спасителя в Полях на свету, правда не совсем в приглядном виде, но все равно это будет информативно в любом случае.
32.
Вид церкви с севера
33.
Вид с запада
34.
Кебаб-кафе у музея Джами-Карие
35.
Вид с юга
36.
Итак, вводный исходный материал выложен. Теперь мы можем приступить к подробному и захватывающему (предвкушаю его и для себя тоже) осмотру мозаик и фресок монастыря Хора.
Источники:
Сергей А. Иванов. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. Вокруг Света. 2011.
Википедия.
Фото № 20-25 использованы по любезному разрешению
ein_arzt © Vladimir d’Ar, 2017
Часть вторая. Мозаики и фрески Хоры. Нартекс. Христос Вседержитель. Часть третья. Мозаики и фрески Хоры. Нартекс. Богоматерь с Младенцем. Часть четвертая. Мозаики и фрески Хоры. Экзонартекс. Святое Семейство. Часть пятая. Мозаики и фрески Хоры. Экзонартекс. Чудеса Иисуса Христа. Часть шестая. Мозаики и фрески Хоры. Парэккклесий (часовня). Воскресение - Богоматерь-Заступница. Часть седьмая. Мозаики и фрески Хоры. Парэккклесий (часовня). Захоронения церкви.