Мозаики и фрески Хоры. Нартекс. Богоматерь с Младенцем. Часть 3.

Oct 12, 2017 11:15



Всего 63 фото

Сейчас мы находимся в нартексе Церкви Христа Спасителя в Полях (что такое нартекс в византийской архитектуре смотрите в первой части). Во второй части мы осмотрели южный купол нартекса с изображением Христа Вседержителя и сопутствующие мозаики в пределах купола, подкупольного пространства южного компартимента и кое-что связанное с историей церкви. А сейчас перейдем в противоположную сторону купола в северной части нартекса и начнем осмотр мозаик Богоматери с Младенцем. Напомню, что мы осматриваем эти мозаики таким замысловатым путем потому как пытаемся соблюсти хронологию евангельских событий и упорядочить впечатления зрителя дабы удовольствие от лицезрения не смазывалось сторонними вопросами, - а где эти мозаики находятся вообще пространственно. Именно поэтому мы будем подробно в этой третьей части рассматривать три компартмента с сюжетами истории жизни Богоматери. Ну, а затем уже в четвертой части перейдем к экзонартекс и увидим все, что связано с новозаветными сюжетами о Святым Семействе и Иисусе Христе.

Выступающие ребра зонтичных куполов делят их на узкие сегменты, в которых двумя ярусами размещаются фигуры, исторически и символически раскрывающие тему родословия Христа и Богоматери.
02.



Так выглядит нартекс с севера на юг. Сейчас мы перешли от купола с мозаичными изображениями Христа ко второму куполу с изображениями Богоматери с Младенцем. Этот купол сейчас над нами...
03.



Вы наверное обратили внимание, что стены нартекса в основном не заняты мозиками, а отделаны красивым глубоко-объемным серовато-голубоватым мрамором с редкой фактурой его рисунка. Мраморные плиты состыкованы точно также изящно как и в нартексе Айя-Софии.
04.



Такое ощущение, что зодчий продумывая визуальный эффект от мозаик нартекса стремился сконцентрировать впечатление зрителя именно на высях горних, на Царствии Небесном, на тех краеугольных новозаветных сюжетах на которых зиждется христианство. Поэтому внимание зрителя концентрируется вертикальными порядками.
05.



Под центральной мозаикой Богоматери в медальоне купола изображены шестнадцать царей из дома Давидова и одиннадцать пророков...
06.



По традиции начатой во второй части - начнем осмотр с северного купола и изображенных в его объеме персонажей.
Осмотрим подробно все сектора этого купола.
07.



Как и упоминалось - в первом верхнем ярусе изображены шестнадцать царей из дома Давидова, а во втором, нижнем - одиннадцать ветхозаветных пророков изображения которых правда не очень хорошо видны...
08.



09.



10.



Ну и теперь, крупным планом в центре купола - Богоматерь с Младенцем.
11.



12.



Сюжетам из жизни Богоматери посвящены три из четырех компартиментов (пространственных групп в объеме здания, каким-либо образом выделенных внутри объема) нартекса Хоры (кроме самого южного который мы осмотрели во второй части). В качестве литературной основы декорации здесь было использовано апокрифическое “Протоевангелие Иакова”. Рассказ о Марии прихотливым образом начинается в самом дальнем от зрителя левом верхнем углу нартекса: там в северо-западном парусе северного купола представлена сцена отвержения даров Иоакима.
13.



Отвержение даров Иоакима

Иаков и Анна (родители Богородицы) были бездетной благочестивой зажиточной супружеской парой. В один из иудейских праздников Иаков хотел принести дары для жертвоприношения в Иерусалимском храме, но был остановлен неким Рувимом, сказавшим Иакову, что он не может приносить дары первым, т. к. «не произвел потомства Израилю» (Protev. Jac.1.3).

Мы видим верховного жреца перед алтарем, воздымающего руки в знак отказа принять дары, принесенные в храм бездетными прихожанами. В Протоевангелии (которое в дальнейшем будет цитироваться без ссылок) сказано: “Не надлежит тебе предлагать дар твой, ибо нет у тебя потомства”.
14.



15.



Двигаясь дальше по часовой стрелке, мы оказываемся перед почти полностью утраченной сценой, от которой осталась одна выглядывающая из-за двери служанка (см. фото 14).

Иаким удаляется в пустыню

Затем, в юго-восточном парусе, мы видим Иоакима, который “не хотел в огорчении показаться перед женой своею и удалился в пустыню, и поставив там палатку свою и постился сорок дней и ночей”.
16.



Пророчество ангела Анне.

В люнете восточной стены осталась лишь часть изображения Анны, к которой слетает ангел с известием: “Ты зачнешь и родишь, и будет славен во всем мире род твой”.
17.



18.



19.



В арке северной стороны первого компартимента фрагменты мозаики иконы "Богородица Живоносный Источник" из монастыря Зоодохос Пиги.
20.



21.



22.



23.



Встреча Иоакима и Анны

В восточном софите арки, разделяющей первый (самый дальний от входа) и второй компартименты представлена Встреча Иоакима и Анны, подписанная: “Зачатие Богородицы”.
24.



25.



Рождество Богородицы

История появления на свет Марии завершается в восточном люнете второго компартимента, где можно видеть сцену ее Рождества, которая иллюстрирует следующий простой евангельский текст: “Анна спросила ходившую за ней женщину: Кого я родила? И та ответила: Дочь. И сказала Анна: Возвеселилась душа моя в день сей. И Анна кормила дитя свое и дала ей имя Мария”.
26.


Рождество Богородицы

27.


Рождество Богородицы

На склонах свода второго компартимента размещены две сцены - восточная невероятно трогательно подписана: “Ласкание Богородицы”.
28.



Там Иоаким и Анна лелеют свою дочь, радуются ей. У этого мотива нет никакой опоры в тексте - он ориентируется на общечеловеческий чувственный опыт отцовства и материнства. Удивительно нежная и проникновенная сцена...
29.



Благословление Марии первосвященниками

На западном склоне показано, как Марию благословляют первосвященники...
30.


Благословление Марии первосвященниками

31.


Благословление Марии первосвященниками

32.



Не забыв полюбоваться двумя роскошными павлинами в парусах, перейдем из второго компартимента в третий.
Павлины кстати "обитают" в саду дома Иакима и Анны.
33.



34.



35.



36.



Первые шаги Марии

В восточном софите разделяющей их арки можно увидеть первые шаги Марии, о которых Протоевангелие повествует достаточно подробно и красочно: “И укреплялся младенец ее с каждым днем. Когда исполнилось ей шесть месяцев, мать поставила ее на землю, чтобы видеть, может ли стоять. И сделала она семь шагов и возвратилась в объятия матери своей”.
37.



В такую, как будто из семейного альбома, картину автором неожиданно введена фигура, не имеющая к сюжету как будто бы прямого отношения (фото выше). Это женщина под покрывалом, по-античному вздувшимся под порывом ветра у нее над головой. Подобное изображение нетрудно представить на какой-нибудь позднеантичной иллюстрации. В византийской же мозаике оно явно напоминает древнюю цитату в сложносоставном тексте самого Феодора Метохита. И, да, стоит приглядываться к тому, что составляет фон живописных композиций: на мозаиках Хоры часто появляются архитектурные сооружения (вольные и конструктивно невозможные фантазии), драпировки, наброшенные на здания, занавеси на оконных и дверных проемах.

Отдельные фрагменты мозаичных узоров могут надолго остановить земное скорое внимание и уже внимать не сознанием, но глубоким душевным чувством... В такие моменты время тебя оставляет побыть наедине с самим собой.
38.



В своде центрального, третьего компартимента нартекса разворачивается сцена Введения Богоматери во храм
39.



Введение Богоматери во храм

Создатель иконографической мозаичной программы Хоры не случайно расположил эту сцену над головой всякого входящего в наос, подписав ее: “Святая святых”.
40.


Введение Богоматери во храм

Именно со Святая святых ветхозаветного храма должно было ассоциироваться у прихожан то пространство, в которое они вступали, подобно маленькой Марии: “И первосвященник принял дитя и поцеловал ее, и она дрожала от радости и плясала на ногах своих. И пошли родители ее, дивясь что дитя не обернулось к ним”.
41.

Введение Богоматери во храм. Мария, стоящая перед первосвященником Захарией. Богородица, восседающая под киворием в Святая святых.

Богоматерь изображена в этой композиции дважды: стоящей перед первосвященником Захарией и восседающей под киворием в Святая святых, куда слетает ангел, приносивший ей пищу: “Мария воспитывалась, как голубица, и получала она пищу из рук ангелов”.
42.


Введение Богоматери во храм

Этот мотив повторен еще раз в качестве самостоятельной сцены в восточном софите арки, разделяющей третий и четвертый компартименты.
43.



Мария в Святая Святых

44.



45.



46.



С этого места наше повествование переходит на западную стену и начинает движение назад, на север. Следующая сцена в западном софите той же арки частично утрачена, однако нетрудно понять, что на ней изображалось воспитание Марии при Храме.
47.


Воспитание Марии при Храме

Мария по жребию получает пурпур

В люнете над дверью в экзонартекс показано, как Мария по жребию получает пурпур, чтобы из него прясть завесу для Храма.
48.


Мария по жребию получает пурпур

Согласно апокрифическому Протоевангелию Иакова, Иосиф Обручник стал мужем Марии и отцом Христа по жребию Первосвященника Захарии, которому явился ангел и велел найти мужа и покровителя для Марии среди вдовцов из простого народа. Кому из них Господь явит знамение, тому Дева Мария станет женою, сохраняя девичество.
49.


Мария по жребию получает пурпур

50.



Орнаменты Хоры не менее завораживающи нежели сюжетные линии... В этом смысле Хора несчерпаема! Перед тобой целый Мир, Божественный мир.
51.



52.



Первосвященник Захария, выбирает для Марии мужа по жребию.

53.



Процветший посох Иосифа.

В западном софите следующей поперечной арки изображен первосвященник Захария, выбирающий для Марии мужа по жребию, для чего он возлагает на алтарь посохи претендентов.
54.



А дальше, в западном люнете второго компартимента, мы видим процветший посох Иосифа и его самого, явно смущенного произошедшим событием: “…и Иосиф возражал, говоря: У меня дети и я стар, тогда как она очень молода; я боюсь быть предметом насмешек”.55.



56.



57.



Иосиф, выходящий из Храма вместе с Марией и ведущий ее в свой дом.

Тем не менее в западном софите самой северной поперечной арки Иосиф представлен выходящим из Храма вместе с Марией и ведущим ее в свой дом. Рядом - один из сыновей Иосифа от первого брака.
58.



Благовещение.

В юго-западном парусе купола первого компартимента помещено Благовещение, но не то, о котором нам известно из канонического новозаветного текста, а чуть более раннее Благовещение у колодца, о котором рассказывает Протоевангелие Иакова: “И взяв кувшин, она пошла
зачерпнуть воды, и вот она услышала голос. Мария смотрела направо и налево, чтобы узнать, откуда был этот голос”.
59.

Благовещение

Уход Иосифа на заработки.

Наконец, в западном люнете первого компартимента располагаются последние две сцены этого цикла: в первой Иосиф уходит на заработки.
“И сказал Иосиф: Я оставлю тебя в доме и пойду делать работу мою плотничью, и я возвращусь к тебе”,...60.



...а во второй - возвращается домой через шесть месяцев и, найдя Марию беременной, упрекает ее...
61.



Волшебно! Не правда ли?
62.



63.



Описав полный круг на стенах и сводах нартекса, повествование новозаветных сюжетов плавно перемещается в экзонартекс, куда последуем и мы.

Источники:

Сергей А. Иванов. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. Вокруг Света. 2011.
Википедия.

© Vladimir d’Ar, 2017

Часть первая. Мозаики и фрески Хоры. Церковь Христа Спасителя в Полях. Константинополь.
Часть вторая. Мозаики и фрески Хоры. Нартекс. Христос Вседержитель.
Часть четвертая. Мозаики и фрески Хоры. Экзонартекс. Святое Семейство.
Часть пятая. Мозаики и фрески Хоры. Экзонартекс. Чудеса Иисуса Христа.
Часть шестая. Мозаики и фрески Хоры. Парэккклесий (часовня). Воскресение - Богоматерь-Заступница.
Часть седьмая. Мозаики и фрески Хоры. Парэккклесий (часовня). Захоронения церкви.

#монастырь хора, церковь христа спасителя в полях, #мозаики хоры, монастырь хора, стамбул, #музей карие, #стамбул, мозаики хоры, #церковь христа спасителя в полях, музей карие

Previous post Next post
Up