Церковь Святых Сергия и Вакха в Стамбуле (Малая Айя-София). Сергий и Вакх. Часть 1.

Mar 11, 2018 19:00



Всего 54 фото

Церковь Святых Сергия и Вакха - одна из самых древних сохранившихся церквей Константинополя, послужившая прообразом для базилики Сан-Витале в Равенне (центрический храм) и собора Святой Софии (купольная базилика) (отсюда и второе название - "Малая Айя-София"). По всей видимости Церковь Святых Сергия и Вакха является работой тех же мастеров построивших и Айя-Софию - Исидора Милетского и Антемия Тралльского. По другой версии над храмом работал архитектор Антхемиус из Траллеса, который был больше известен как математик и автор книги о сжигание зеркала "Paradoxographia".

Храм посвящён святым мученикам Сергию и Вакху, поражает не менее сильно чем сама знаменитая Айя-София и это не преувеличение. Церковь будто родная младшая сестра Собора Святой Софии. Она не так величественна из-за своих относительно скромных размеров, но искренне впечатляет и удивляет «живой» доброй чистой глубокой светлой энергетикой. Тебя захватывает волна удивления и радостное понимание что ты находишься в одном из древнейших и удивительных мест византийского Константинополя. И это самое понимание приходит без каких-либо предварительных пояснений для себя. Добирался я, кстати, сюда намеренно и с любопытством - не сверяясь с путеводителем и нашел интуитивно Малую Айя-Софию легко и непринужденно.

Поскольку сама церковь меня так увлекла, я сделал большое количество фотографий как внешне, так и во внутреннем объеме храма. Так что о церкви Сергия и Вакха будет два поста. Один о внешнем облике церкви, истории ее создания, святых Сергии и Вакхе и вторая - внутренние её пространства оставившие сильнейшие впечатления. Несмотря на то что знаменитых золотых византийских мозаик в церкви не сохранилось - их можно вполне себе представить если побывать в церкви Христа Спасителя в Полях монастыря Хора которая относится примерно к тому же периоду что и Малая Айя-София. Так что это погружение в историю православной Византии оказалось очень даже богатым на впечатления, что я и постараюсь передать.

Церковь (сейчас работающая мечеть) расположена в историческом центра Стамбула в районе Султанахмет почти у берега Мраморного моря. Добраться до Малой Айя-Софии, можно не прилагая особых усилий, нужно тоько желание.

Мы сейчас на одном из самых знаковых достопримечательностей Стамбула - исторической площади Султанахмет или месте нахождения знаменитого Константинопольского Ипподрома.
02.



От Площади Ипподром в южной его части миновав Египетский обелиск, Обелиск Константина обходим слева Университет Мармара, что пристроился на бывшей закругленной южной части основы Ипподрома - сфенде - месте зрительских трибун, некогда расположенных полукруглым амфитеатром, повторяющим юго-западный поворот беговой дорожки.
03.


Университет Мармара и Обелиск Константина на площади Султанахмет

Сейчас мы обойдем это здание слева и начнем спускаться по узким улочкам к Мраморному морю. Справа у нас вскоре появятся впечатляющие руины сфенды. Это все что осталось от некогда знаменитого Константинопольского Ипподрома.04.



Осмотрев сфенду, далее берем левее, спускаемся к морю по узким стамбульским улочкам...
05.



...и через 3-4 минуты мы уже на месте - у церкви Святых мучеников Сергия и Вакха.
06.



В этом районе некогда располагались самые фешенебельные дворцы Города, в том числе дома Пульхерии и семейства Фок, а также так называемый дом Дария (по легенде, его владелец был одним из восьми патрициев, которых Константин Великий перевез с собой из Рима). Ничего из этих строений уже давным-давно нет. О величии стоявших здесь дворцов свидетельствуют многочисленные местные подземные цистерны, питавшие их водой (а собственная вода признак богатства). Ни в одну из них сейчас публичного доступа нет.
07.



О церкви святых Сергия и Вакха упоминали многие русские паломники, в том числе Антоний Новгородец: “За подгорием же есть церковь святых мученик Сергия и Вакха: и главы их тут лежат, и рука Сергиева и кровь его”. Александр Дьякон привязывается к другому ориентиру: “Близ Костянтинова дворца царева есть монастырь святаго Сергия и Вакха”.
08.



09.


Мавзолей Хусейна Ага

Церковь была возведена Юстинианом по обету, после страшного истребления собственных сограждан во время восстания Ника. Постройку завершили до 536 года. Шла Персидская война, и это определило посвящение храма: мученик Сергий не мог похвастать особой популярностью в Константинополе, но пользовался большой славой на Востоке. В земной своей жизни он служил в элитных воинских частях, сражавшихся на Восточном фронте империи.

Согласно житию святых мучеников, Сергий и Вакх занимали высокие воинские должности при императоре Максимиане (в изложении святителя Димитрия Ростовского - были сановниками при дворе "царя" Максимиана). Так продолжалось, пока Максимиану не донесли, что они не почитают языческих богов. Император, чтобы удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву "идолам", но они отказались, ответив, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются, после чего император приказал снять с мучеников знаки их воинских отличий, одеть в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Унизив их, император опять призвал Сергия и Вакха и пытался отвратить их от христианской веры, но святые были непреклонны. Тогда Максимиан приказал отослать их к правителю Сирии Антиоху, который люто ненавидел христиан.
10.


Святые мученики Сергий м Вакх

Антиох в своё время получил место правителя благодаря помощи Сергия и Вакха и также просил исповедников оставить христианство. Получив отказ, разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами, после чего он умер, а Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом.
11.


Святой мученик Вакх

Смерть мученика Сергия, согласно житию, наступила в городе, именуемом Ресафа (Димитрий Ростовский в своем житии святых мучеников называет этот город Резафой, или Розафой). Впоследствии он был переименован в Сергиополь. Святые мученики Сергий и Вакх претерпели кончину, по разным источникам, около 300 года, или около 303 года, или в 305 году.
12.


Константинопольский мастер (?), VII век. Киев, Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко.
Из монастыря Св. Екатерины на Синае. Энкаустика, доска; 28,5 × 42 см.

Немного подробностей о страданиях и мучениях Сергия и Вакха за их веру
По приказу Антиоха "... Вакха, обнаживши и разложивши на земле, стали бить беспощадно. Святого били по всему телу столь долгое время, что даже слуги, бившие его, изнемогая от усталости, чередовались друг с другом. От этих побоев тело святого мученика как бы отпало от костей, и кровь из него лилась как вода. Среди таких мучений святой Вакх предал душу свою в руце Господу".
13.


Избиение святого мученика Вакха и усечение главы святого мученика Сергия.
Афон, монастырь Дионисиат, 1547 г. иконописец: Тзортзи (Зорзис) Фука.

"...Тело Христова страдальца Антиох повелел вынести из города и бросить его где-нибудь подальше на съедение зверям и птицам. Но Господь сохранил кости его: некоторые из христиан, скрывавшихся из-за страха к идолослужителям вне города, в пещерах и оврагах, ночью вышли из своих убежищ, взяли тело святого и с честью погребли его в одной из тех пещер, в коей прятались сами...".
14.


Святой мученик Вакх

"...Сергий, сидя в темнице и услыхав о кончине друга своего, сильно опечалился и долго скорбел о разлуке с ним. - Увы мне, брат мой Вакх, - повторял он неоднократно,- теперь нам с тобой нельзя уже воспеть: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс.132:1): оставил ты меня одного. В то время, как святой Сергий так сетовал, в следующую же ночь явился ему во сне святой Вакх, с ликом ангельским, в блиставшей небесным светом одежде. Он сталь утешать его, возвещая ему об уготованном для них на небе воздаянии, и укрепил его к предстоявшему вскоре мученическому подвигу, за который он получит у Христа Господа великую милость и дерзновение...".15.


Святой мученик Вакх

После смерти Вакха Антиох пытался вновь склонить Сергия к отступничеству, но тот отказался. Сергия истязали немилосердно и водили из города в город в железных сапогах с гвоздями, но ему на помощь ночью ялялся ангел и на следующий день раны святого исцелялись, Сергий даже не хромал наутро, чему ужасались его мучители. Сергий отверг все уговоры Антиоха принести языческие жертвы и был обезглавлен.

"...Спустя немного времени христиане города Суры уговорились тайно взять из Розафы тело святого и перенести в свой город. Когда же они ночью подходили к гробнице, от гроба показался огненный столб, высотою своею достигавший до самого неба. Некоторые из воинов, живших в Розафе, видя в полночь огненный столп, освещавший весь их город, пошли вооруженными к тому месту и увидели Сурских граждан объятых ужасом при виде сего огненного явления. Вскоре явление чудесного столпа исчезло. После того Сурские граждане поняли, что святой Сергий не хочет оставлять того места, где пролил кровь свою и положил за Христа душу свою; в честь мученика они поставили только на том месте чудную, каменную гробницу. По распространении христианства, в городе Розафе был выстроен во имя святого мученика Сергия храм...".
16.


Святой мученик Сергий

В летописях отмечали, что "...каждый год, в день памяти святого (7 октября), дикие звери, как бы соблюдая какой-либо закон, выходили из окрестных пустынь и собирались на том месте, где сначала был погребен святой мученик...". Кстати, именно во имя этого святого мученика Сергия и получил в монашестве это имя русский святой Сергий Радонежский так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Мученик Сергий - один из самых почитаемых святых на Христианском Востоке, а особенно в Сирии, где он пострадал за Христа и где находился некогда целый город его имени - Сергиополь. Алый стяг с ликом святого Сергия избрали своим арабские христианские цари из династии Гассанидов. В 529 году император Юстиниан объявил гассанида Хариса ибн Саалабу правителем Сирии и Палестины.
17.


Знамя Гассанидов с изображением лика святого Сергия.

В житийном подлиннике Сергий называется «примикаром», т. е. первым  начальником «гентилийского полка», - состоявшего из союзников (которые назывались: gentilles) римлян, а Вакх - «секондоторием», т.е. вторым начальником  сего полка.

Храм Сергия и Вакха соседствовал с дворцом Гормизды из которого можно было попасть сюда прямо на галерею второго этажа. Дворец Гормизды, выходил к морю и в начале VI в. еще не был частью Большого императорского дворца, а являлся частной резиденцией, построенной некогда для беглого персидского принца. Тут жил Юстиниан, еще до того, как стал императором. Позднее, уже переехав в Большой дворец, он продолжал использовать эти помещения - главным образом в церковно-политических целях.

Видимо, церковь вписывали в свободное пространство между двумя уже стоявшими зданиями - и оттого она в плане представляет какую-то совершенно произвольно трансформируемую конструкцию, в которой нет прямых углов, а внутренний контур искажен по отношению к внешнему.
18.


Реальный план церкви святых Сергия и Вакха в Константинополе.

Часто утверждают, что Сергий и Вакх был рабочей моделью, на которой “обкатывались” архитектурные приемы для Святой Софии. Это неверно: ведь последний должен был сохранять преемственность с предшествующими базиликальными храмами, тогда как Сергий и Вакх изначально строятся вокруг центрального подкупольного пространства.
19.



Кроме того, купол у Софии похож скорее на гладкую полусферу, у Сергия и Вакха - в большей степени напоминает ребристую “раковину”. Она разделена на шестнадцать долей, восемь из которых - плоские и прорезаны окнами, а чередующиеся с ними восемь других, вогнутых, соответствуют углам восьмерика. Это придает куполу (его высота - 16,33 м) волнистое очертание, что хорошо заметно, если глядеть с высоты Первого холма. В целом обращение как с пространством, так и со светом в Сергии и Вакхе было чрезвычайно новаторским.
20.



Осмотрим эту церковь со стороны по-внимательней.
21.



Теперь церковь Сергия и Вакха представляет собой действующую мечеть (основатель ее Хусейн Ага погребен в мавзолее к северу от храма, на фото ниже справа). Войти в мечеть можно либо перед намазом, либо после него.
22.



Апсида церкви.
23.



Купол церкви с северо-востока.
24.



25.



26.


Церковь Сергия и Вакха с северо-востока

Здесь на земле бывшей церкви очень много мусульманских надгробных стел над захоронениями. Выглядит эта картина странно, и воображение отчаянно сопротивляется видимой картине и кажущимся в уме несоответствиям.
27.



Мы сейчас проходим вдоль северной стены церкви.
28.



29.



И сейчас войдем во двор церкви Сергия и Вакха.
30.


Северная стена церкви Сергия и Вакха

Это главный вход в церковь с севера.
31.



32.



Внутренний двор церкви.
33.



34.



35.



Мавзолей Хусейна Ага.
36.



Северные врата и стена церкви изнутри.
37.



38.



В целом здание подверглось минимальным переделкам: например, те окна, которые сейчас находятся по обе стороны от входа, были раньше дверями, как и в Святой Софии.
39.



40.



Южная граница - стена церкви.
41.



В 1742 году во дворе здания был сооружён ритуальный фонтан, а в 1762-м появился минарет полностью перестроенный уже в 1952 году.
42.



43.



44.



Зайдем за границу южной стены. На фото ниже виден двор церкви.
45.



А здесь мы видим справа южную стену церкви (медресе), а слева стену сооруженную вдоль железнодорожного полотна.
46.



А на этом фото - южная стена церкви Сергия и Вакха. Есть версия что церковь святых Петра и Павла смежная с церковью Сергия и Вакха находилась именно с этой южной стороны, а не с северной, а ее фундаменты были уничтожены новым железнодорожным полотном. Об этой церкви и северном варианте расположения чуть ниже.
47.



48.



Купол церкви с северо-запада
49.



Вот как описывает Прокопий этот храм и находившуюся по соседству с севера церковь Петра и Павла (на фото ниже и левее), от которой сохранились лишь фундаменты: “Оба эти храма не обращены друг к другу фасадами, но стоят наискось друг к другу, соединенные между собою. Одинаково каждый из них побеждает свет солнца блеском своих мраморов, одинаково оба они всюду насыщены изобилием золота и могут гордиться количеством приношений. Они являются украшением как всего города, так в не меньшей степени и дворца”. Северная стена Сергия и Вакха - единственное, что осталось от этой “сиамской” постройки. Согласно легенде, под ступенями церкви Петра и Павла Юстиниан нашел пророчество о том, что на Ипподроме произойдет массовая резня, то есть о восстании Ника.50.



Садик с фонтаном напротив фасада церкви, обнесенный одноэтажными строениями с остроконечными печными трубами, представляет собой раннеосманское медресе (на фото ниже справа), но на этом месте располагался когда-то атриум византийской церкви.
51.



Стены медресе с северо-запада.
52.



Вход в медресе с западной стороны.
53.



54.



Итак. первая часть моего рассказа окончена. Теперь перейдем ко второй где также внимательно и с пристрастием осмотрим внутренние пространства этой древнейшей интереснейшей вызывающей удивительные ощущения константинопольской церкви.

Источники:

Сергей Иванов. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. Вокруг Света. 2011.

© Vladimir d’Ar, 2018

Часть вторая. Церковь Святых Сергия и Вакха в Стамбуле (Малая Айя-София). Внутренние пространства.

#сергий и вакх, стамбул, султанахмет, #константинополь, #церковь сергия и вакха, #стамбул, константинополь, церковь сергия и вакха, достопримечательности стамбула, сергий и вакх, #султанахмет, #святые мученики сергий и вакх, святые мученики сергий и вакх, #достопримечательности стамбула

Previous post Next post
Up