Всего 40 фото
В этой части мы подробно остановимся на Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря. Речь пойдет как об истории храма, так и о всей возможной информации имеющей к нему отношение. А уже в третьей части мы остановимся на Трапезной палате и Церкви Архангела Михаила. История монастырского некрополя будет в четвертой части. Ну а теперь, продолжим наш рассказ уже именно о Спасском соборе.
Как мы помним, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря - старейший из сохранившихся в Москве. Место для постройки храма выбрали примерно там, где сын великого владимиро-суздальского князя Георгия (Юрия II) Владимир Георгиевич в 1238 г. встретил войска Батыя во время его январского похода на Москву. На этом же месте митрополит Киприан позднее по преданию встретил Дмитрия Донского, возвращавшегося с Куликовской битвы.
02.
Собор был построен в дереве в 1357 году, но в 1368 году сгорел при пожаре. Заново и уже в камне его отстроили в период между 1390 - 1427 годов, затем множество раз перестраивали, но после реставрации 60-х годов прошлого века собору вернули его первоначальный образ XV века.
Вывод о существовании более раннего каменного храма ("из плинфы"), позже перестроенного, основывается, в частности, на находках в позднейших перекладках стен собора белокаменных блоков вторичного использования с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. Однако наиболее вероятно, что собор был всё же выстроен между 1410 и 1427 годами при игумене Александре.
03.
Вид на территорию монастыря с паперти Архангельской церкви
Существуют источники ("Книга степенная царского родословия", Пахомий Логофет), которые позволяют утверждать, что в росписи собора в начале XV века принимал участие Андрей Рублев. Житие преподобного Никона сообщает, что Андрей Рублев и Даниил Черный с их иконописной артелью отправились в Москву расписывать новый каменный собор Спас-Андроникова монастыря после того, как закончили в 1424 году иконописные труды в соборе Троицкого монастыря. Можно считать, что в Андроников монастырь они отправились в 1425 г., а роспись закончили в 1427 г. (Это по Буракову. По Вагнеру же всё наоборот - из Спасо-Андроникова монастыря в 1425 г. они едут в Троицкий собор.)
В 1427 г. Андрей Рублев скончался и был похоронен в Андрониевском монастыре. Так что участие в росписи Спасского собора было, по всей видимости, последней работой великого мастера. Росписи были уничтожены в конце XVIII века при реставрации, за исключением фрагментов растительного орнамента на откосах окон. Мы их ещё увидим.
04.
05.
Спас Нерукотворный
06.
Во время реставрации 1763-1779 гг. к собору пристроили крытую паперть.
В 1812 году от сильного пожара сгорел иконостас и обрушился барабан с главой.
07.
Апсиды Спасского собора
В 1846-1850 году собор был значительно переделан по проекту П.А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера - святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырехскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.
08.
В 1874 году Е.В. Молчанов вложил капитал в строительство церкви в честь своего небесного покровителя - мученика Евграфа. В нижнем ярусе храма была устроена семейная усыпальница Молчановых. К настоящему времени следов церкви Евграфа не осталось. Вероятно, ее разобрали при ликвидации монастырского кладбища. Мы её еще увидим на старых фото при рассмотрении темы монастырского некрополя.
После революции здания Андрониковского монастыря были переданы в ведение Чрезвычайной Комиссии. До 1922 года здесь содержались заключенные, в 1922-1928 гг. в монастыре располагалась колония для беспризорных. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода "Серп и Молот", в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там также располагались учреждения Наркомата обороны. С 1959 года в монастыре располагается Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
09.
Спасский собор в советское время
В 1950-1960 гг. собор был отреставрирован архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским и М.Д. Циперовичем. Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит П.Д. Барановскому и Г.Ф. Сенатову; большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы П.Н. Максимова и Б.А. Огнева. Зимой 1989 года собор Образа Спаса Нерукотворного передали в ведение Московской патриархии.
10.
Архитектура Спасского собора
Спасский собор представляет собой одноглавый четырехстолпный белокаменный храм на высоком подклете. Его фасады традиционно разделены на три части.
11.
С востока расположен троечастный алтарь, по центру других фасадов расположены перспективные порталы. Древние окна на всю высоту сохранились только в средней апсиде, где была утрачена лишь часть их наружных откосов при переоблицовке стены.
12.
В боковых делениях северного, западного и южного фасадов верхние части окон восстанавливаются по уцелевшим с внутренней стороны стен перемычкам.
13.
Северный портал Спасского собора
Перспективные порталы не сохранились и были восстановлены при реконструкции 1950-1960-х годов. Они сделаны по аналогии с порталами Звенигородского Успенского собора, причем габаритная ширина обрамления взята по археологическим данным, а остальные размеры - сооответственно пропорциональному отношению их к ширине портала.
14.
Северный портал Спасского собора
Перспективные порталы собора завершались килевидными архивольтами и были украшены каннелюрированными "дыньками". Ко всем трем порталам вели белокаменные лестницы-всходы, также подчеркивавшие стройность силуэта храма.
Здесь вид Северного портала покрупнее и под углом.
15.
Лестницы ведущие к порталам также восстановлены при реставрации.
16.
Южный портал Спасского собора
Собор Спасо-Андроникова монастыря резко отличается от других своим усложненным построением: углы его четверика значительно понижены и крестообразный объем со сводами, скрытыми за килевидными центральными закомарами, четко выделен.
17.
Территория бывшего монастырского некрополя
Этот объем несет четырехгранный постамент с трехлопастным завершением каждой грани, на котором стоит восьмигранник, увенчанный главой на стройном барабане. Пропорции барабана восстанавливались из соотношения высоты барабана к его нижнему диаметру, свойственному раннемосковскому зодчеству (оно близко к единице). Барабан, прорезанный восемью окнами, завершается восемью окнами, завершается полусферическим сводом и шлемовидной главой, сделанной непосредственно по куполу.
18.
Переходы от "креста" к постаменту смягчены постановкой убывающих по величине снизу вверх килевидных кокошников.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Изнутри эта композиция образована ступенчато-повышенными подпружными арками, следовательно она не декоративна, а конструктивна. Построение композиции здания таково, что все эти понижения и повышения объемов, полуокружности и четверть окружности кокошников-закомар находятся в полном подчинении центральной оси постройки. Именно эта пирамидально поднимающаяся уступами вертикаль и является главным элементом художественного облика собора.
Той же идее подчинен и интерьер храма. Его пространство не загромождено хорами. Оно логично нарастает от более низких углов к ступенчато повышенным средним сводам, а от них к еще более повышенным подкупольным аркам и, наконец, устремляется в подкупольный световой барабан.
25.
26.
Широко расставленные подкупольные столбы (они соответствуют наружным лопаткам) не мешают воспринимать это пространство целиком, где бы мы ни встали.
27.
28.
Пространство равномерно освещено, так как окна размещены в трех регистрах: в стенах основного четверика, в центральных закомарах и в барабане. Все это сообщает интерьеру дух рациональной организованности и ясности, а если учесть отсутствие княжеских хоров, то и "демократичности".29.
30.
Иконостас Спасского собора
Так интерьер Спасского собора выглядел до революции.
31.
Иконостас Спасского собора
32.
Придел преподобного Андроника где находились его мощи
33.
Рака со святыми мощами святых Андроника и Саввы
В росписи собора принимал участие Андрей Рублев как уже упоминалось. К сожалению, от рублевской росписи сохранились очень небольшие фрагменты - на косяках алтарных окон. К тому же это не фигурная роспись, а чисто орнаментальная.
34.
По голубому (ныне почерневшему) фону идут один за другим крупные, светлые, четко нарисованные круги с самым разнообразным орнаментальным заполнением в виде "розеток", но не обычного растительно-цветочного типа, а скорее полугеометрического. То это пересекающиеся круги, то опирающиеся на окружность маленькие полукруги или "лунницы", то замысловатые гребенчатые формы. В эти стилизованные мотивы введены и реальные, например трилистник, листья, напоминающие мать-и-мачеху, наконец, длинные тонкие усики. Но и они останавливают внимание не столько своей естественностью, сколько фантастичностью рисунка.
35.
Близкие мотивы присутствовали в узоре майоликовых плиток, некогда устилавших пол собора (балканская традиция).
В отличие от других сохранившихся храмов конца XIV-первой трети XV века (звенигородский Успенский собор "на Городке", собор Саввино-Сторожевского монастыря, Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре), собор Спасо-Андроникова монастыря не имеет орнаментальных поясов. Капители лопаток, импосты порталов, архивольты закомар и кокошников имеют профили, состоящие из набора простых обломов, что в сочетании с аттическим профилем цоколя создает впечатление цельности декора.
36.
Размеры Спасского собора и соотношения между его частями повлияли на определение параметров позднейших монастырских строений. Например, внутренний размер трапезной палаты равен ширине Спасского собора по наружным стенам, ширина Святых ворот - размеру подкупольного звена храма, протяженность южной монастырской стены соответствует его шести длинам и т. д.
37.
По археологическим данным, фундаменты Спасского собора имеют глубину около 1,8 м от уровня современной дневной поверхности и около 3,5 м от уровня пола храма, сложены на известково-песчаном растворе из рваных и груботесаных блоков известняка с выравнивающими слоями щебня. Возможно, храм имел каменную алтарную преграду (если верна информация о том, что раскопки открыли остатки ее фундамента)32. Но окончательно прояснить этот вопрос могут только новые археологические исследования.
В 1993 году в раскопе под алтарем Спасского собора Андроникова монастыря при проведении строительных работ по устройству фундамента для престола археологи обнаружили древний престол и две пары параллельных захоронений. Два гроба находились ближе к фундаменту северной стороны апсиды, а две выдолбленные из дуба колоды - ближе к фундаменту южной стороны. "По свидетельству очевидцев, о том, что найденные останки - мощи святых, говорило сопровождавшее открытие чудесное явление - благоухание, которое то появлялось, то исчезало".
Помимо останков в захоронениях сохранились плетеный параман (плат с изображением Креста Господня, орудий Его страстей и черепа Адама, носимый монахами на груди), плесницы (погребальная обувь) из кожи, кожаный пояс с металлической пряжкой. Все эти находки можно отнести к концу XIV-первой четверти XV века.38.
Настоятель Спасского собора отец Вячеслав в раскопе под алтарем
"Во время археологических работ 4 января 1994 года раскоп посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, поклонился святыням. Можно было предположить, что имело место обретение мощей четырех первых настоятелей обители - преподобных Андроника и Саввы, Александра и Ефрема. Но подтверждений этого найти не удалось. Пока ясно одно: здесь погребены монахи, святые подвижники...".
39.
Посещение 4 января 1994 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II археологического раскопа под алтарем Спасского собора, где были обнаружены мощи
В феврале-мае 2003 года в северо-западном секторе раскопа открылось еще одно захоронение. Специалисты пришли к выводу: это останки двух мужчин, приблизительно 50-ти и 70-ти лет; погребение является перезахоронением монахов. Место обретения останков - на северо-запад от алтаря - вполне укладывается в теорию П.Д. Барановского о расположении могил святых иконописцев Андрея Рублева и Даниила. По благословению Патриарха Алексия II все обретенные мощи переложены в новые ковчеги и помещены в алтаре храма.
40.
Спасский собор Андроникова монастыря - шедевр не только русской, но и мировой архитектуры. Для творческого мышления создателей собора характерен смелый отказ от кубичности, превращение архитектурной композиции в своеобразную шатровую "сень". Ширина собора составляет примерно половину его высоты. Высота цоколя три раза укладывается в портале, пять раз в четверике (по центральной части) и двенадцать раз в общей высоте собора. Более дробные членения, в свою очередь, также подчиняются определенным взаимоотношениям. Искусство русских зодчих и заключалось в умении воплотить в камне гармонию тварного мира.
Источники:
Т.В. Барсегян (Куксинская). Московский Спасо-Андроников монастырь. Издательство МГУ. 2013.
Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских. Московский рабочий.1991.
Г.К. Вагнер. Спасо-Андроников монастырь.// Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. Стр. 9-32.
П.Н. Максимов. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. // Архитектурные памятники Москвы XV - XVII века. Новые исследования. М. 1947. Стр.8-32.
Б.А. Огнев. Вариант реконструкции Спасского собора Андроникова монастыря. // Памятники культуры. Исследования и реставрация. Вып. 1. М., 1959, стр. 72-82.
Памятники архитектуры Москвы. Юго-восточная и южная часть территории между садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала) М., 2000. Стр. 43-45.Сайт православного прихода Храма Спаса Нерукотворного Образа в Анрониковом монастыре.
Материал опубликован по благословению настоятеля Спасского собора Свято-Андроникова монастыря протоиерея Вячеслава.
© Vladimir d’Ar, 2018
Часть 1. Спасо-Андроников монастырь. История обители. Часть 3. Спасо-Андроников монастырь. Трапезная палата, Церковь Архангела Михаила. Часть 4. Спасо-Андроников монастырь. Некрополь. Часть 5. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре.