Всего 23 фото
В этой третьей части моего рассказа о Спасо-Андроньевском монастыре мы подробно остановимся на Трапезной палате и Церкви Архангела Михаила. Итак, продолжим исследование.
О Спасо-Андрониковом монастыре и его истории можно прочитать
в первой части моего рассказа.
02.
Церковь Архангела Михаила и Спасский собор
В начале XVI века настоятелем Спасо-Андроникова монастыря стал духовник великого князя Ивана III архимандрит Митрофан, при котором (в 1504-1506 годах) построили одностолпную Трапезную палату на подклети, третью по величине после кремлевской Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря. Ныне это одна из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек XVI столетия.
03.
Трапезная палата (1504-1506 гг.)
Напротив обители на другом берегу Яузы, на месте, называемом Воронцово поле, Иван III построил свою загородную резиденцию, откуда он мог наведывался к своему духовнику в монастырь. В отличие от белокаменного Спасского собора, палата в 1504-1506 гг. была возведена из кирпича. Вероятно, кирпичи для трапезной палаты Андроникова монастыря делались из добытой неподалеку, в селе Калитниково, глины, которая использовалась также Аристотелем Фиорованти при постройке Успенского собора Московского Кремля и других московских сооружений.
04.
Трапезная палата Спасо-Андроникова монастыря (1504-1506 гг.)
В первом ярусе палаты располагались хозяйственные службы. Второй ярус занимал парадный зал трапезной. Большое пространство зала перекрыто четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на расположенный в центре столп. Такая внутренняя структура, повторяющая выстроенную несколько раньше итальянцем Боном Фрязиным Грановитую палату Московского Кремля, впоследствии станет традиционной для других монастырских трапезных палат XVI в.
05.
Кубическое по композиции здание трапезной завершается высокой четырехскатной кровлей. Наружный декор постройки лаконичен. Наиболее выразителен пояс керамических изразцов с растительным стилизованным орнаментом в верхней части стен (на фото ниже издали).
06.
Расположеная к юго-западу от Спасского собора, Трапезная палата положила начало формированию парадной площади перед его южным фасадом. На нее выходила утраченная ныне лестница, ведшая на второй этаж, композиционно объединявшая трапезную с собором. Западный фасад трапезной, выходящий на Яузу в сторону Воронцова поля, где стоял некогда великокняжеский дворец, выходит на линию монастырских стен. Таким образом, эта постройка открывает архитектурный ансамбль монастыря во внешнее пространство. В настоящее время в помещении трапезной развернута экспозиция Музея древнерусской культуры Андрея Рублева.
Ныне самая высокая постройка на территории монастыря - это Церковь Архангела Михаила.07.
Впервые о церкви Архангела Михаила мы узнаем из жития архиепископа Еласонского Арсения, написанного до 1619 года. Сам Арсений служил архиепископом в Московском Кремле и построил в Москве много зданий. Вероятно, в эпоху Бориса Годунова, т. е. до 1605 года, в Спасо-Андрониковом монастыре он "с великим искусством построил церковь во имя Чуда Архистратига Михаила в Хонех, украсил и восстановил большую трапезу, бывшую ветхою и темною, и нарфикс этой трапезы устроил вне, вверху мраморных колонн, и кругом пробил много окон, прекрасно покрыл ея, и кругом и вверху расписал живописью и лестницу, бывшую ветхою и разрушенную, прекрасно устроил".
В самой церкви и на прилегающей территории археологические раскопки не проводились. По-видимому, судя по косвенным данным, она была деревянная. Очень вероятно, что церковь была построена южнее ныне существующей, как в Кремле, где церковь Архангела Михаила стоит к югу от Соборной площади. В таком случае она образовывала со Спасским собором, братскими кельями и трапезной палатой небольшую площадь, наподобие Соборной площади Московского Кремля. После этого о существовании церкви Архангела Михаила забыли на целое столетие.
08.
Во всех исследованиях о Спасо-Андроникове монастыре церковь Архангела Михаила считается постройкой Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, и датируется 1691-1694, а иногда и 1691-1739 годами. Действительно, 27 января 1689 года, Петр I по настоянию своей матери Натальи Нарышкиной женился на Евдокии Федоровне Лопухиной. Через год, 18 февраля 1690 года у них родился сын Алексей, а 3 октября 1691 года - сын Александр, скончавшийся через 7 месяцев. Исследователи считали, что в годы супружеского согласия Евдокия Лопухина построила нижний храм - церковь Архангела Михаила в честь воина Михаила, столь популярного в России, а на верхнем этаже - церковь святителя Алексия в честь рождения своего сына Алексея. Отсюда и выводили дату постройки церкви - 1691 - 1694 годы. Церковь освятили, правда, спустя многие годы, в 1739 году.09.
Однако, в Российском государственном архиве древних актов имеется письмо Германа Бурутовича, архимандрита Спасо-Андроникова монастыря, адресованное императрице Анне Иоановне. Письмо датировано 1739 годом (возможно отсюда и дата окончания - 1739 год). В этом письме нет ни слова о Лопухиной, в то время, как Анна Ивановна относилась к ней очень дружелюбно и её имя вполне могло быть упомянуто в письме. Зато указан архимандрит Арсений, "по челобитию" которого построена церковь Архангела Михаила и церковь Алексия митрополита. Из письма следует, что каменная церковь Архангела Михаила построена в 1689/1690 году. Следовательно, в 1689 или в 1690 году, а не в 1694, как предполагалось ранее, была построена церковь.
10.
Когда же она заложена и почему в честь Архангела Михаила? В 1688 году в Заяузье вспыхивает большой пожар, который "преиде за Яузские врата и Яузский мост, и за Яузскою рекою от Семеновской слободы в Земляном городе и за Земляным градом к Ондрониеву монастырю, и ямская Рогожская слобода же огнем без остатку все попалено бысть". Вероятно в этот пожар сгорели все деревянные постройки монастыря, в том числе и церковь Архангела Михаила. После пожара в Спасо-Андрониковом монастыре началось обширное строительство: вместо деревянных зданий возводятся каменные, в том числе настоятельские и братские покои, церковь Архангела Михаила.11.
Каменная церковь Архангела Михаила построена по "челобитию архимандрита Арсения с братиею", который в январе 1687 года переведен в Спасо-Андроников монастырь из Ярославского Спасского монастыря. Архиепископ Спасо-Андроникова монастыря Арсений, по-видимому, сразу приступил к постройке. Несомненно ему было известно об Еласонском архиепископе Арсении и, помянуя о нем, он и построил церковь Архангела Михаила. Однако, построенная церковь была не в честь воина Михаила, а в честь его чуда в Хонех, как считал Архиепископ Арсений, поскольку он служил в Московском Архангельском соборе, недалеко от которого располагается Чудов монастырь - в честь чуда Архангела Михаила в Хонех.
Чудо Архангела Михаила в Хонех
В IV веке Архангел Михаил явился воочию для защиты храма в Колоссами-Херотопа (это во Фригии недалеко от города Иераполя где в церкви посвященном Архангелу Михаилу происходили многочисленные исцеления и чудеса; современная Турция, Паммукале) от язычников задумавших совершить уничтожение церкви путем злонамеренного направления на него потоков двух сильных горных рек. По молитве прп. Архипа служившего в храме уже 60 лет Архангел Михаил в решающий момент явился видимым образом на месте предполагаемого слияния рек и одним ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину, куда и устремился весь бурлящий водный поток тем самым обезопасив храм от неминуемого разрушения. Язычники в ужасе разбежались, многие в результате стали христианами. Место, где совершилось это чудо, получило название Хоны (греч.), что означает "отверстие", "расселина". В народе этот праздник получил название Михайлова дня или Михайлова чуда.
12.
Размеры новой церкви, по предположениям И. Красовского, были взяты из размеров Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря. В 1689 или 1690 году строительство было завершено и уже в мае 1691 года в ней похоронена мать Евдокии Лопухиной Устина Богданова. Каменная церковь строилась, очевидно, независимо от Петра I, а церковь Алексия митрополита построена не в честь рождения сына Петра I Алексея, который появился на свет после того, как церковь была построена, а в честь митрополита Алексия, как родоначальника Спасо-Андроникова монастыря. Ведь придел в трапезной появился только в 1714 году - много лет спустя после окончания трапезной и тогда, когда в Москве были популярны храмы в честь Петра и Павла. Лопухина вряд ли могла построить церковь в честь Петра, который не дал бы денег на храм, связанный с нелюбимой женой. Мы знаем, что сразу после смерти своей матери в 1694 году Петр I постриг Лопухину в монахини и сослал в Суздаль в Покровский монастырь. Вероятно много лет спустя, когда было престижно связать построенный храм с Петром I и появилась "петровская" символика в наименованиях церквей.
13.
Но архимандрит Арсений построил не одну церковь во имя Архангела Михаила, а две - одну в честь Архангела Михаила, а вторую в честь митрополита Алексия, причем первую над второй. Вероятно, идея второй церкви появилась потом, после начала строительства церкви Архангела Михаила. Времени для обдумывания было недостаточно и зодчие не совсем удачно продумали вход в церковь - через кровлю трапезной. Но "сдвоенная" церковь обычно именуется как церковь Архангела Михаила. Церковь Архангела Михаила трехэтажная. Это тоже уникальный случай, так как все известные нам храмы были двухэтажными.
14.
Архитектура Церкви Архангела Михаила
Структура церкви Архангела Михаила типична для своего времени: двухэтажное кубическое основание (четверик) завершено восьмигранником (восьмериком), увенчанным небольшой главкой. В наружном декоре активно использованы элементы западноевропейской архитектуры в своеобразной русской интерпретации: колонки с кольцевидным перехватом, разорванные завершения наличников, увенчанных декоративными шарами, капители колонн, напоминающие завершения колонн ионического ордера. Вертикальные членения постройки подчеркнуты колоннами на постаментах, сдвоенными на углах. Характер декора восьмерика отличается некоторой сухостью и иной стилистической ориентацией. Это вызвано перерывом в строительстве храма, связанным как раз с опалой царицы Евдокии Лопухиной. Храм был завершен лишь в 1739 г., тем не менее, архитектурное единство здания было сохранено: грани восьмерика увенчаны стилизованными раковинами - излюбленным мотивом архитектуры нарышкинского стиля конца XVII в.
15.
16.
Зайдем внутрь Архангельской церкви. Сейчас здесь Музей древнерусской культуры имени Андрея Рублева.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Архангельскую церковь собираются реставрировать. Все это конечно же хорошо, но в частности, на входе в храм планируется оборудовать кассу для продажи билетов, киоск-магазин, а в подвальном помещении - как раз неподалеку от захоронений Лопухиных, где томились святитель Серапион и протопоп Аввакум, - будет гардероб и туалет. Конкурсная документация также предусматривает лифт в церкви Архангела Михаила XVII в. и даже строительство на территории монастыря двух ресторанов. Один из них разместится в Настоятельских палатах 1670 г. Стоимость подготовки проекта по "осовремениванию" объектов древнего монастыря, согласно документации, составляет почти 18 млн. рублей. И на все работы уже получено согласование Министерства культуры РФ. "Это первый за всю историю новейшей России конкурс, когда в центре Москвы, в единственном сохранившемся храме XVII в., который строила жена Петра I, будет размещаться ресторан на гробах. Да еще и комплекс туалетов с лифтом. Это просто невозможно", - возмущается историк и активист Сергей Карнаухов.
23.
Церковь Архангела Михаила пристроена к Трапезной палате вплотную. Южная стена церкви построена вровень со стеной трапезной, которая была шире церкви. Это объясняется тем, что с восточной стороны трапезной ко второму этажу существовала дверь, к которой вела, по предположениям И. Красовского, наружная лестница. Сама трапезная находилась на втором этаже, к ней и была пристроена церковь Архангела Михаила. В итоге в церкви образовался цокольный или первый этаж, который и стал местом захоронения потомков Лопухиной (на фото выше). Среди захороненных в Архангельской церкви - Устинья и Феодор, родители царицы Евдокии Лопухиной, племянник царицы генерал-аншеф В.А.Лопухин, убитый в сражении при Гросс-Егерсдорфе (1757), графиня Е.И.Головкина (урожденная кн. Ромодановская, 1702-1791) - двоюродная сестра императрицы Анны Иоанновны и другие. Захоронения уцелели, но в настоящее время залиты бетоном.
Хотелось разместить в этом материале также и историю некрополя Спасо-Андроникова монастыря, но большой объем подготовленного материала по условиям ЖЖ не позволил, а резать исходный текст и удалять фото я посчитал неправильным. Так что о многострадальном монастырском некрополе уже в четвертой части.
Источники:
Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2014. expertmus. Живой журнал.
Вагнер Г.К. Спасо-Андроников монастырь // Спасо-Андроников монастырь. М. С. 25.
Грабарь И.Э. Зарудный и московская архитектура первой четверти XVII века // Русская архитектура первой половины XVIII в. М., 1954. С. 69.
Дмитриевский А. Архиепископ Еласонский и мемуары его по русской истории по рукописям трапезундского сумелийского монастыря. Киев. 1899. С. 208.
Игорь Святославович Красовский (1936-2009). expertmus. Живой Журнал. 2009-11-20.
Именитым москвичам разрешили упокоиться: восстановлено разграбленное кладбище Андрониковского монастыря. 03.02.2017. MK.RU.
Историческое описание Спасо-Андроникова монастыря / Составил архимандрит Сергий. М., 1865. С. 52.
Кириченко Е.И. Михаил Быковский. М., 1988. С. 182, 188-189 (церковь Евграфа).
Летописи последней четверти XVII в. ПСРЛ. Т. XXXI, М., 1968. С. 204.
Материалы Музея древнерусской культуры имени Рублева.
Остановить застройку кладбища, где захоронен великий Андрей Рублев! expertmus. Живой Журнал. 2016-08-01.
Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 327-328.
Материал опубликован по благословению настоятеля Спасского собора Свято-Андроникова монастыря протоиерея Вячеслава.
© Vladimir d’Ar, 2018
Часть 1. Спасо-Андроников монастырь. История обители. Часть 2. Спасо-Андроников монастырь. Спасский собор. Часть 4. Спасо-Андроников монастырь. Некрополь. Часть 5. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре.