11.2. БАМ. От р.Янчуй до р.Витим

Mar 29, 2018 01:21

Навигация по другим частям отчета здесь: https://vladimirkostrov.livejournal.com/

Часть 11.2.

Иркутск - Жигалово - Окунайский - Северобайкальск - Новый Уоян - Янчукан - Северомуйск - Таксимо - р.Витим - Куанда - Новая Чара - Чарские Пески - Хани - Олёкма - Тас-Юрях - р.Олёкма - Юктали - Лопча - Ларба - Хорогочи - Кувыкта - Тында



... Мы попрощались с водителем неисправной Скании, оставив его в одиноком ожидании помощи около моста через р.Янчуй, с пробуксовкой стартанув в песчаный подъем...



К наступлению темноты быстро пролетели 35 км и свернули в населенный пункт Янчукан. Нужно было пополнить запасы продовольствия и чуть передохнуть. Когда-то, в советские времена, в этом поселке жизнь била ключом, судя по наличию 5-6 многоэтажек. Но сейчас всё выглядело серым и убогим. Заметно, что "федералы" не сильно поддерживают финансово "убыточные" БАМовские поселки, которые выживают лишь благодаря наличию оживленной ж/д ветки поблизости...



На первом этаже одной из пятиэтажек - магазин "Продукты". Нам сюда. Здесь нас встретила очень приветливая продавщица. Настолько, что мне расхотелось продолжать путь до Северомуйска, до которого оставалось ехать чуть менее 70 км. В чем выражалась её приветливость? Во всём! Я уже почти забыл, что бывают настолько отзывчивые люди. Диалог был таким:
- Здравствуйте, чем можете накормить уставших путешественников? - спрашиваю.
- Могу предложить горячий чай, - отвечает.
- А к чаю что-нибудь посущественнее?
- Давайте отварю пельмени.
- Упаковка большая, мы столько не съедим!
- Я вам отсыплю половину пачки.
- А, возможно, у вас и на ночлег можно определиться? На дворе уже почти ночь.
- Да, я договорюсь в администрации, и вас разместят совсем недорого.
- А куда мотоциклы? На улице их оставлять нельзя!
- Вы их можете поставить в мой личный гараж!

... Я не верил, что так бывает... Практически все проблемы в раз решились с помощью этой милой девушки. Может, есть какой-то подвох?! Спрашиваю, улыбаясь: "Вы замужем?" На что получаю утвердительный ответ. Всё, все мои сомнения рассеяны. Хочу остаться здесь, в Янчукане, на ужин и ночлег!..

Радостный, поспешил на улицу, чтобы сообщить попутчику про то, что вопрос ужина, ночлега и стоянки мотов волшебным образом решён!

Отвечает: "Я на сегодня запланировал доехать до Северомуйска, поэтому нужно ехать дальше! Немного осталось...".

Какой бы смайлик подобрать, чтобы выразить мои эмоции в тот момент! )) Напомню, что уже наступила ночь, а преодолеть нам нужно было горный хребет по грунтовке, к тому же погода заметно испортилась... А что нас ждёт в Северомуйске? Удастся ли найти ночлег? Или будем ставить палатки в лесу, на окраине, и всю ночь трястись, не придет ли мишка в гости?! Да уж...
[Нажмите, чтобы прочитать далее...]

Тем временем Денис закончил свой перекус и выдвинулся в сторону выезда из посёлка, обронив в мою сторону что-то похожее на "Догоняй!"

Хорошее настроение моментально улетучилось. Что делать? Если останусь здесь один, то получится, как будто я бросил своего напарника... Это неправильно, с любой стороны. Вдруг с ним что-то произойдет в дороге - век себя буду этим упрекать... Нехотя, но принимаю решение продолжить движение на восток... А как бы поступили Вы?..
Возвращаюсь в магазин, рассказываю доброй продавщице про сложившуюся ситуацию, благодарю её за бескорыстное стремление помочь "диким" мотопутешественникам. Закончил с перекусом и ринулся догонять "компаньона" по БАМу.

Как только выехал из населенного пункта, начался дождь. Очень кстати! )) Остались бы в Янчукане, сидели бы сейчас в теплой комнате, попивали бы чай или грелись бы под горячим душем! А после - сон в приятной мягкой кроватке... Вместо этого, пришлось трястись два часа по мокрой грейдерной дороге под холодным дождем. При приближении к перевалу, железная дорога, вдоль которой мы едем от посёлка Окунайского, начала сильно петлять, иногда приходилось ее пересекать под ж/д мостами на высоких опорах. Под одним из мостов сохранилось небольшое сухое пятно грунта. Остановился на нем. Кругом лес, высокие холмы. Дениску нигде не видно. Достал навигатор, чтобы попытаться сориентироваться на местности. Кажется, всё верно, но автодорога тоже очень сильно стала извиваться, поэтому закрались сомнения. Темень была полная, из-за дождя и тумана видимость минимальная. Что же будет на вершине хребта?! Иногда мысленно ругал своего попутчика за безбашенность и недальновидность. И только в очередной раз вспомнил его, стоя под мостом, как из-за встречного поворота появилась знакомая "сузучья" фара. Оказывается, он тоже засомневался в правильности выбранного направления. И вернулся. Сказал, что на дороге какая-то большая грунтовая насыпь, как будто дорожники специально преградили ею проезд...

Находились мы на северо-западной стороне Северомуйского хребта. Чуть отдохнув, поехали опять вверх. Неподалеку от той кучи на дороге нашли наезженный колесами грузовиков маршрут объезда ремонтируемого участка. Еще минут 10, и мы благополучно преодолели самую верхнюю точку хребта. Со спуском погода заметно начала улучшаться, и к стеле Северомуйска дождь совсем прекратился. А вот и сам рабочий посёлок...



Это был самый тяжелый для строителей участок БАМа - Северомуйский хребет. Именно здесь находится самый длинный, на постсоветском пространстве, ж/д тоннель. Его протяженность 15343 м. Во время строительства проходчики наткнулись на горную подземную реку. Катастрофа была неизбежна. Погибло большое количество людей...



Недалеко от выхода из тоннеля, с юго-восточной стороны перевала, расположен мемориал, напоминающий о той трагедии... Как оказалось, совсем недавно в Северомуйск пришла еще одна беда - почти половина поселка была в короткий промежуток времени уничтожена пожаром. Множество людей остались без крыши над головой. Кто-то перебрался в уцелевшие гаражи или сараи, а кто-то поселился в палатках у здания администрации, в надежде, что оттуда придет помощь...

Спускаясь с горы в посёлок, всего этого мы еще не знали. Я думал лишь о том, чтобы поскорее найти место для ночлега, желательно в тепле. Ехал ведущим, выбрал направление в сторону предполагаемого центра, полагался на свою интуицию. Время было уже за полночь. Улицы пустые. Куда повернуть? Увидел вдали слева подсвеченное здание, похожее на клуб. Двинули к нему. Предположил, что там могут быть люди, которые подскажут про варианты ночлега в посёлке.

Около клуба стоял автомобиль, похожий на милицейский УАЗ. Рядом суетились какие-то люди и громко кричали. Вечеринка в сельском клубе, видимо, удалась! )) Из чувства предосторожности мы остановились поодаль. Необходимо было осмотреться, чтобы не нарваться на неприятности. Нам они сейчас ни к чему...

Я увидел идущего по дороге в нашу сторону молодого человека. Вроде бы трезвый. Хорошо! Завёл с ним разговор. Имя парня - Руслан, местный. Из реальных вариантов ночлега он только смог предложить остановиться у него, в частном секторе, в деревянном гараже. От Руслана мы и узнали о страшном пожаре, уничтожившем половину посёлка. Его дом тоже сгорел, живёт теперь в гараже. Отопления, само собой, в нем нет, но для обогрева гостеприимный парень предложил электрокамин... Вариант похуже Янчуканского, но тоже не самый плохой. Всевышний услышал-таки мои просьбы, мысленно неоднократно озвученные с высоты горного перевала, - помог нам сегодня с ночлегом еще раз... Через 20 минут мы уже закатили мотоциклы во двор Руслана, расположились в неожиданно уютном, но холодном, гараже, вскипятили чайник и затем, сидя в советских глубоких креслах с высокой спинкой, смачно потягивали бодрящий напиток, слушая рассказы про местную нелегкую жизнь бамовцев-погорельцев...



Утро было солнечное, но не безоблачное совсем. Еще вчера, после Янчукана, я обратил внимание на новый посторонний металлический звук, источник которого был в районе соединения багажника с подрамником. Возможно, открутился болт?! Вышел во двор. После быстрого осмотра мотоцикла обнаружил причину стуков - лопнула трубка подрамника слева, чуть ниже крепежного болта багажника. На кочках и трамплинах трубки разъезжались и издавали громкие звуки. При этом они еще и перетерли тонкую трубку, по которой подавалось масло в форсунку автосмазчика приводной цепи. Необходимо срочно устранять проблему. Руслан подсказал, что чисто случайно, прямо за забором его участка, у соседа, есть сварочный аппарат. "Рояль в кустах!" )) Сосед как раз был дома и безо всяких "но" и "если" согласился помочь. Через часа полтора трубка была заварена, масляный шланг восстановлен.



От денежной благодарности сосед отказался - сказал, что достаточно слова "Спасибо!" "Я помог Вам, а Вы поможете кому-то еще!" Вот такой круговорот помощи в путешествиях!



Мы поблагодарили Руслана и его соседа за посильную помощь, сделали фото на память, затем под укусами злой сибирской мошки навьючили моты, водрузились на них сами и выкатились в направлении поселка Таксимо. И снова - пыльный убитый грейдер, иногда переходящий в голимый песок. Некоторые мосты были разрушены и нам приходилось переезжать ручьи и маленькие речки в брод. Благо - что здесь не было затяжных ливней, и глубина воды небольшая.









Иногда встречались бурятские места поклонения Богам. Выглядит это всё не совсем обычно для жителя европейской части России... Это и оставленные вещи у дороги, пища, детские игрушки, летночки на столбах и деревьях. Очень часто видел железнодорожные оранжевые жилетки со световозвращающими полосками, висящие высоко на ветках деревьев, растущих около дороги.







Красивое озеро Лапро, рыбаки удят рыбу, плавают дикие утки... Вот только плохо, что полно комаров и мошкары... А в целом - отличное место для БАМовского пикника...













В относительно большом посёлке Таксимо мы заправились до "полного", затем не сразу, но всё-таки нашли выезд в направлении Чары и достаточно быстро "поскакали" по супесчаному грунту в намеченном направлении. Денис, уже традиционно, молча рванул вперед.





Мы планировали остановиться на ночлег в Куанде. Но как всё сложится, пока не знали...

Еще до Куанды предстояло преодолеть одну из достопримечательностей БАМа - Куандинский (Витимский) мост через реку Витим. Это бывший железнодорожный мост протяженностью около 550 м., который местные переделали своими силами в автомобильный, просто набросав поперек больших железных пролетов старые шпалы, - это и была вся ширина моста. Два раза мост, его деревянные детали, по каким-то причинам уничтожался пожаром. Но каждый раз его снова восстанавливали. Вид у него удручающий, от него веет опасностью. Перила отсутствуют. Из шпал торчат сотни изогнутых гвоздей. Радует, что большинство - шляпками вверх. Многие шпалы полуразрушены, между ними зияют большие сквозные дыры, через которые видно стремительное течение Витима. Расстояние до воды около 16 м. - высота пятиэтажного здания. Задача - проехать мост максимально быстро, для адреналина )) , при этом не потерять равновесие, не въехать колесом в дыру между шпалами и не проколоть колесо гвоздями (это может стать причиной падения с моста в реку). Также необходимо приехать к мосту засветло, чтобы увидеть всю "красоту" того места и, конечно же, пофотографировать.





Еще прошлой зимой и предпрошлой, когда планировал это путешествие, я просматривал фильмы на ютуб о поездках по БАМу. На меня оказали наибольшее впечатление именно Куандинский мост через реку Витим, а также преодоление реки Олёкма и прохождение глубоких бродов, луж, высоких железнодорожных насыпей. Тоже захотелось испытать себя в этих условиях. Смогу ли?! И вот я здесь, перед этой своеобразной "меккой" туристов по Западному БАМу, в каких то 60-ти километрах. Нужно было успеть до наступления темноты - очень не хотелось проехать мост ночью, не прочувствовав всей атмосферы, не оставив на память фото... Но, как назло, "весёлых", полуразрушенных мостов стало намного больше. Дорога - с множеством ям и трамплинов, иногда - с большими лужами. Всё это снижало скорость движения.

Примерно на полпути от Таксимо до р.Витим - развилка. Основная дорога идет прямо, ответвление уходит вправо под 90 градусов и ныряет под железную дорогу. Останавливаюсь, чтобы сориентироваться. Навигатор не доставал. Зная, что Денис едет со значительным опережением меня, начал рассматривать следы от кроссовых покрышек DR-Z400. Их было отчетливо видно, и они вели прямо. Тогда и мне туда!

Дорога стала намного уже, еловый лес вдоль нее был выгоревшим, чёрным - неприятная картинка в багровых лучах садящегося за горизонт солнца. Навстречу проехала Нива-коротыш. Можно было бы, конечно, спросить, правильно ли еду, но меня же ведут следы мотоцикла "напарника". Дорога стала более гравийной, с колеёй. Заднее колесо сильно мотало из стороны в сторону. Следов другого мота уже не было видно, но предположил, что это из-за крупного гравия. Пытаясь успеть к реке Витим до темна, гоню на пределе. Через минут 15 от развилки дорогу преграждает широкая река, на том берегу - жилое поселение. Я подъехал к краю обрыва. Странно... Моста нет!.. И тут я вспомнил эпизод из фильма-отчёта про БАМ, коллеги по мототуризму - BOB4IKa, где их группа также приехала на это место и даже необдуманно вызвала паром с противоположного берега. А после оказалось, что им туда не надо! Соответственно, и мне тоже ))! Река эта не Витим, а Муя! А на том берегу - деревня-отшельник Усть-Муя! И это был тупиковый отрезок дороги длиной в 21 км. Туда-обратно, соответственно, - в два раза больше...








Теперь уже точно не успею засветло к р.Витим. Очередная подстава со стороны моего "попутчика". Позже я выяснил, что он действительно проехал прямо несколько километров, своими следами сбив меня с толку. Он погнался за той самой Нивой, которая промчалась мне навстречу, осыпав меня щебнем. Спросил водилу про правильную дорогу, после развернулся и ушел по развилке вправо... А что бы сделали Вы? Напишите в комментариях...

Я бы точно остановился на развилке и дождался своего компаньона! Но... Получилось так, как получилось... Пишу подробно, потому что с новыми километрами БАМа такие "мелочи" накапливались, и мне это стало давить на нервы (встречный грейдер, Янчукан, подстава с тупиком Усть-Муя)... Что дальше? ))) Читайте следующую часть! Будет интересно ;-) ...

Отмотав еще раз те же 21 км, но в обратную сторону, я повернул налево, под ж/д ветку и в гордом одиночестве продолжил своё путешествие по БАМу. Снова гнилые и полуразваленные мосты и броды... На одном из мостов мне явно была нужна помощь "напарника"... Но от Таксимо я уже ехал один. Спешившись, прошелся по ветхой "конструкции" пешком. Шатающиеся шпалы были набросаны продольно, между ними - много больших щелей. До воды - метров 5-7, не пятиэтажка, конечно, но тоже мало приятного - свалиться в ледяную воду с мотоциклом.



Выбрав оптимальную траекторию, перевел свой гружёный мотоцикл руками через мост, с заведенным двигателем, на первой передаче. Затем вернулся за рюкзаком, набачной сумкой и большим баулом, который обычно располагался на сиденье, позади меня...



Продолжил движение. Препятствие пройдено - это радовало... Солнце уже завалилось за лес, но небо пока еще было озарено светом. Старался перемещаться быстро, но аккуратно. Проехал приличный участок с трамплинами, лужами и большими камнями.





Затем по щебеночной насыпи, вероятно, бывшей когда-то "подушкой" для железной дороги, выехал к цели сегодняшнего вечера - мосту через реку Витим, "мосту, которому плохо", "несуществующему мосту", "мосту-призраку" - так его называют местные и железнодорожники...







Спешился перед самым въездом на мост. Справа из кустов выбежал Дениска. Сказал, что уже разведал удобное место для ночлега, именно там обычно останавливаются туристы, не успевшие доехать до Куанды, либо Таксимо, а также сплавщики по реке на рафтах - здесь были разбросаны каркасы их плотов и жерди. Я спустился в объезд с насыпи, припарковал мот, соорудил из тонких бревен, которых здесь было множество, заградительный забор на въезде к нашему лагерю, чтобы какой-нибудь пьяный случайно не въехал. Поставили палатки, развели костер, приготовили ужин из консервов.











После ужина совершили ознакомительную пешую прогулку по аварийному мосту через Витим. Утром будем его форсировать... А сейчас - пора отдыхать! Справа по ж/д мосту с громким шумом то и дело проходили длинные грузовые составы. Оба въезда на тот мост были огорожены и находились под охраной сторожа и большой собаки, похожей на "кавказца". Она иногда басовито на кого-то лаяла. В промежутках между лаем и шумом от поездов тишина наполнялась разноголосым писком комаров. У сторожевых будок - мощные прожекторы, свет от ближайшего из которых достаточно ярко освещал нашу полянку и синий столб-стелу, стоящий неподалёку: Бурятия - БАМ - 1974 - 1984...



Через триста метров, прямо посередине реки, Бурятия закончится и начнется новый субъект РФ - Забайкальский край... Стараюсь прогнать сумбурные мысли. Каким будет завтрашний день? Ощущение, как если, чуть не дочитав интереснейший приключенческий роман, откладываешь книгу и ложишься спать...
Продолжение здесь: https://vladimirkostrov.livejournal.com/5775.html


Все права защищены © 2018 http://vladimirkostrov.livejournal.com

xr650l, Усть-Муя, moto, ler, mototrevels, БАЙКАЛ, samaramoto, vovapilot, БАМ, vova_pilot, adventure, vladimir kostrov, Витим, Тоннель, enduro, Мост, magadan, Пилот, МотоПробег, Путешествие, Колыма, Северомуйск, Бурятия, trip, Янчукан, Маршрут, Иркутск, extreme, honda, Тольятти, Куандинский

Previous post Next post
Up