Утро... Прохладно и сыро. Небо затянуто облачностью. Даже сторожевая собака перестала лаять, - та, которая охраняет вместе со сторожем действующий, двуцветный ж/д мост (одна его половина серо-голубая, другая - коричневая). Стоящий рядом аварийный мост-призрак, по которому нам предстоит форсировать реку, тоже из двух половин, отличающихся друг от друга. Почему так? Возможно, из-за того, что эти половины делали и красили разные команды людей. Одни - из Бурятии, другие - из Забайкалья.
У "моста, которому плохо", со стороны Бурятии шпалы сложены плотно друг к другу и скреплены металлическими площадками, которые кладут под рельсы при строительстве железной дороги. Посередине моста - металлическая платформа, расположенная выше основной части сантиметров на 20.
После середины моста между шпалами есть промежутки. Для скрепления конструкции использованы обычные доски, которые прибиты к шпалам множеством гвоздей. Транспорт, проезжающий по мосту, своими колесами постепенно превращает эти доски в щепки и труху, а гвозди так и продолжают торчать веером во все стороны. Они представляют реальную опасность для резиновых колес, особенно мотоциклетных. Что происходит с мотоциклом, у которого во время движения резко спускает переднее колесо, думаю, всем известно: он становится плохо управляемым и начинает резко рыскать то влево, то вправо. А теперь представьте ширину проезжей поверхности моста размером в одну шпалу и без перил. При проколе колеса вероятность падения с моста в быструю реку очень высока. 15-16 метров - примерно как пятиэтажное здание...
Признаюсь, было немного страшновато. [Нажмите, чтобы прочитать далее...] И чтобы уменьшить этот животный страх, решил пройтись еще раз по мосту пешком, теперь уже при свете дня. Нужно было визуально просканировать мост, найти все потенциально опасные места и построить мысленную траекторию движения. Взял с собой фотоаппарат, поднялся на насыпь и начал движение по мосту. Первая сложность поджидала в центре моста - там металлическое возвышение, как я уже упоминал. Далее - Забайкальская половина, которая в более ветхом состоянии, чем бурятская. В некоторых местах шпалы полуразрушены, либо совсем отсутствуют. На их место приспособлены сподручные средства - бревна, доски и даже боковой диск от деревянной катушки для толстого электрокабеля. В одном таком месте с отсутствующей шпалой проблему решили проще - раздвинули немного соседние, а центральную положили слегка по диагонали )). "Не поскользнуться бы здесь! Хорошо, что сейчас нет дождя, иначе всё было бы намного сложнее", - промелькнула мысль. Но я сразу же её прогнал, чтобы не "накликать" себе лишних проблем - мысли, как известно, материальны...
После изучения моста вернулся в лагерь, быстро перекусил тем, что осталось от ужина, и начал собираться в дальнейший путь. За предстоящий день необходимо добраться до Новой Чары. Там найти ночлег, а утром решать, что делать - предпринять попытку пробиться к Чарским Пескам, которые так нахваливал Денис, либо, при неудачной попытке, - продолжить движение по основному маршруту...
Собрались, выехали на мост. Если ехать по нему не спеша, то по времени займет не более двух минут. Мы же "возились" с этой достопримечательностью не менее получаса. Это и фотографирование с различных ракурсов, и любование окружающими красотами. В итоге каждый из нас проехал по мосту не менее трёх раз, чтобы растянуть удовольствие )).
Недалеко от середины моста на месте рассыпавшейся от времени шпалы я обнаружил железнодорожный костыль! Как будто меня ждал! "Отлично, - подумал я, - возьму с собой, покрашу под золото и повешу на стену в рамочке под стеклом в гараже. Сувенир с БАМа на "долгую память!" Но не тут-то было. Денис опять напомнил мне про то, что с бурятской дороги ничего брать нельзя! Вдруг заговорённый "гвоздик"... Немного огорченный, я всё-таки прислушался к совету "местного": на выезде с моста справа небольшая грунтовая куча, большим камнем я забил в неё свой несостоявшийся "сувенир". А сейчас вот думаю, если поеду туда опять - обязательно откопаю его и увезу домой! )) Или кто-нибудь из друзей привезёт?!
После "прощания" с костылём мы выдвинулись на Куанду. За этим участком забытой всеми дороги никто не ухаживал, скорее всего, лет 20, если не все 30. Очень много ям, трамплинов, торчащих из земли больших, иногда острых камней. По обочинам много мусора, оставшегося от невоспитанных туристов. Часто на краю дороги стали встречаться... грибы! И не какие-то там поганки, а самые настоящие, съедобные! Но нам тогда было не до сбора грибов, да и медведь мог осерчать за внедрение чужаков на его территорию кормёжки. Поэтому быстрыми темпами "зашагали" к ближайшему посёлку - Куанда. От Витимского аварийного моста до этого поселка почти 30 километров, а затем еще 10 км до реки... Там мы хотели найти способ переправиться через водную преграду, через которую уже давно был разрушен стихией автомобильный мост.
Конечно, мы не теряли надежду, что удастся договориться с охраной ж/д моста и "перепрыгнуть" реку по нему, но шансов было мало. В прошлогодних отчетах мототуристов была информация, что в основном охрана никого не пускала, а реку обычно форсировали автотранспортом, по цене примерно 5 тысяч рублей за рейс, при ширине реки метров 150...
Когда мы отъехали от моста-призрака на несколько километров, навстречу попался микроавтобус. В нем было несколько молодых людей, все из Куанды. Один из парней дал контакты своего родственника и пообещал, что тот перевезет нас через реку не дороже, чем за 4 тысячи рублей. Разъехались.
Прежде чем звонить местному перевозчику, мы решили испытать судьбу - вдруг удастся сэкономить... Быстро добрались до ж/д моста. Около будки несколько человек: охрана и дорожные рабочие.
Мы задали прямой вопрос - пропустят ли нас по их охраняемому мосту? На что получили отрицательный ответ. Для большей убедительности они кивнули в сторону нескольких человек, пешком гуляющих по железнодорожной конструкции. "Проверяющие!" - многозначительно сказали они, показав глазами куда-то наверх...
Не уверен, правильно ли мы поняли ситуацию, но, возможно, ночью они смогли бы нам помочь. Понятно, что скорее всего не бесплатно. В этом варианте был минус - на той стороне, кроме леса, пыльной грунтовки и реки Сюльбан за лесной полосой, слева, ничего не было! На ночлег пришлось бы располагаться разве что в домиках путейцев, которые были заботливо построены из шпал поблизости от ж/д ветки БАМа через каждые 20-30 километров...
В любом случае, пока не наступила ночь, у нас было время попытаться поймать попутку на ту сторону, изучить местность и покормить собой тучи мошкары. А она здесь очень злая. На месте укуса иногда появляется кровь, а впоследствии это место сильно отекает и чешется. Не знаю как у других, но у меня со времен проживания на Сахалине осталась хроническая непереносимость холода и укусов комаров и мошкары. Заведомо я приобрел в дорогу спрей от кусающихся насекомых, который, как оказалось, помогал всего лишь первые 10 минут. А после мошкара набрасывалась с еще большей озлобленностью, да так, что лезла в нос, рот, глаза и уши )). Хотелось как можно быстрее перебраться на тот берег и спастись от этих вампирёнышей с помощью мотошлема и обдувающего встречного ветра...
Железнодорожники рассказали нам, как проехать к броду. Там около воды стоял УАЗ буханка и Нива. Сначала была мысль - вдруг они тоже планируют на ту сторону и, возможно, прихватят нас с собой. Но куандинцы сюда приехали порыбачить и набрать домой чистой воды, а на мою просьбу перевезти нас с мотоциклами ответили отказом, сказав, что боятся утопить свои авто. Дно в этом месте очень мягкое, рыхлое - оно из мелкого камня с песком. При вращении колеса закапываются всё глубже и глубже, поэтому в итоге тем водителям самим пришлось бы вызывать тягач из деревни для спасения. Сказали также, что нам сможет помочь только грузовой полноприводный транспорт, по типу ГАЗ-66 или УРАЛа. Именно УРАЛом "переплывали" через Куанду наши мотодрузья в своём мотопрохвате по БАМу пару-тройку лет назад.
Мы опять перед выбором: либо звонить по номеру телефона тех молодых людей из встречного микроавтобуса (и отдать 4 тысячи), либо ждать попутку, вероятность которой предельно мала (за день может не пройти ни одной машины на тот берег), либо... попытаться форсировать реку своим ходом! Последнее предложил Денис, меня же перспектива утопить мотоцикл в быстром течении ледяной реки не радовала. Это был бы однозначный конец моим дальнейшим большим планам на продолжение путешествия на Магадан и Сахалин. Я поэтому был "против" этой затеи и предлагал подождать хотя бы пару часов попутку, а уж после... Чтобы не стоять просто так, ничего не делая, решили изучить дно реки, на глубину и силу течения - уровень воды был почти до сиденья мотоцикла. При этом река оказалась очень холодной и быстрой... После "разведки" Денис решился на "атаку" водной преграды. Что ж, а вдруг получится?!.. И ведь получилось! Перевели мотоцикл руками, с заведенным мотором, на первой передаче, с небольшой пробуксовкой заднего колеса. Чтобы течением мот не стаскивало вниз по реке, делали контр-уклон и я держал мот руками за правое перо передней подвески. Затем те же действия успешно произвели и с моим мотоциклом, хотя он и значительно тяжелее. Ура! Река Куанда форсирована (и сэкономлены денежные средства)! Осталось только перенести экипировку и багаж на этот берег... Босиком идти по камням некомфортно. В какой-то момент оступился на остром камне, чуть не утопил свой тяжелый баул. Вовремя подбежал Денис, помог дотащить сумку... Наконец-то всё благополучно закончилось, лишь сильно ломило от переохлаждения ноги ниже колена, ведь пришлось пять раз пересекать эту ледяную воду...
По нашей ситуации с переправой через Куанду могу сказать, что если бы воды в реке было сантиметров на 10 больше, то мотоциклы неминуемо нахлебались бы. Либо мы не решились бы на форсирование реки.
Какие могу дать рекомендации другим мототуристам при преодолении Куанды?
1. Ни в коем случае не пытаться это делать в одиночку! При кажущейся внешней "пушистости" река легко может смыть вас вместе с мотоциклом на глубину, которая начинается сразу за бродом (испытано на себе). Поэтому без сторонней помощи - никак. Как вариант туристами часто используется для подстраховки длинная веревка, либо обычные человеческие руки. 2. Обязательно изучите дно реки и выберите оптимальную траекторию для движения мотоцикла. Желательно, чтобы она была направлена чуть вверх, против течения, так как вода будет пытаться развернуть мотоцикл вниз по течению, и тогда уже выправить направление будет тяжеловато. 3. Если хотите оставить мотоботы и остальной экип в сухом состоянии, желательно всё лишнее с себя снять, а на ступни надеть сандалии с фиксируемой пяткой - на мой взгляд, самая удобная обувь для форсирования таких речек. Исключается вероятность повреждения ступней о камни, подножки мотоцикла или другие острые предметы, и при этом с ноги не слетят. 4. Есть смысл расспросить местных о ежедневном изменении уровня воды в реке. Зачастую, рано утром уровень воды значительно снижается, так как ночью уменьшается таяние снега в горах. Также не нужно забывать, что во время ливня вода может быстро подниматься на полметра и даже более. Поэтому никогда не оставляйте на ночь мотоциклы или вещи чуть выше уровня реки и не ставьте палатки на берегу горных речек.
И еще пара советов новичкам для БАМа: не ленитесь и всегда останавливайтесь около встречающихся людей (жителей посёлков, дорожных рабочих, автотуристов), чтобы спросить про возможность дозаправки на маршруте вашего следования, про наличие непроходимых участков дороги (размывы, оползни, камнепад, разрушение мостов) и про недавние случаи нападения медведей на человека (хотя эта осведомленность вряд ли сможет помочь при встрече с этим опасным хищником)...
Итак, одно из серьезных БАМовских препятствий осталось позади. Курс на озёра Леприндо и Новую Чару, к сибирской "пустыне"!..
Через 33 км от реки Куанды, на 1603-м километре БАМа, установлен мемориал, посвященный окончанию грандиозной стройки, где 29-го сентября 1984 года встретились западная и восточная комсомольско-молодежные бригады строителей байкало-амурской магистрали, которые долгие 10 лет шли навстречу друг другу. Именно в этом месте было уложено «Золотое звено», сомкнувшее рельсы обоих участков, ознаменовав этим запуск сквозного движения поездов на всём протяжении БАМа. Рядом с мемориалом был построен разъезд Балбухта... О мемориале я узнал от Дениса. Он сказал, что обязательно хочет его увидеть. Но он так спешил к "пескам", что пролетел мимо стелы. Я же не смог проехать мимо, не посетив это насыщенное особой энергетикой место!
Побыв на разъезде минут 10, продолжил путь. И справа и слева начались не очень высокие горные массивы, в низинах между ними течет река Сюльбан и рассыпано множество малых озёр. Очень много зелени - видимо, из-за повышенной влажности в этих местах.
На мой взгляд, это одно из красивейших мест БАМа - на подъезде к горному хребту Кодар и относительно большим озёрам Леприндо. Совсем скоро мы спустились с возвышенности к озеру Малое Леприндо. Здесь отличнейшее место для отдыха и рыбалки, с прекрасным видом на Кодар...
Но рыбачить - не в этот раз! Делаем фото и выдвигаемся дальше, к Большому Леприндо. Почти сразу перед нами большая и глубокая лужа, на её особую глубину указывают несколько жердей, кем-то заботливо воткнутых и связанных около верхушки. Удалось её объехать по болотистой колее справа.
В том месте, где Малое и Большое озера соединяются между собой небольшой речкой, деревянный старый мост через эту речку был полуразрушен, а въезд на него перегорожен световозвращающей красно-белой лентой.
На мотоцикле по мосту можно было бы легко проскочить, но Денис сходу повернул влево по следам авто, которые вывели нас в русло речки, и по нему мы успешно выехали на продолжение автодублера БАМа. В мотоботы набралась холодная вода, но лично меня грело понимание того, что скоро уже приедем-таки в Новую Чару! Будем искать ночлег поуютнее, с возможностью высушивания мото-обуви и одежды.
После Леприндо дорога улучшилась, и мы неплохо разогнали свои моты. Перед объездом аварийного моста одной из речек навстречу нам полз "КАМАЗ" с КУНГом, номера ярославские. Посигналил и остановился. "Наверное, скучно ему, поговорить хочет, чтобы не одичать совсем в этой глуши", - подумал я...
Оказалось, что он - наш "мотобрат" из Ярославля, владелец мотоцикла Хонда Трансальп (у меня тоже был когда-то такой - отличный мот), здесь работает по "вахте". Водитель расспросил нас про состояние маршрута от Иркутска и упомянул, что тоже собирается, при возможности, прокатиться в Магадан! Что ж, пожелали ему удачи, а он - нам, и разъехались. На душе осталось приятное ощущение. Почаще бы такие позитивные встречи на дороге!
Далее была гонка на пределе скоростных возможностей для наших мотоциклов по почти прямолинейной грейдерной дороге. Часто мосточки через пересекающие трассу ручьи отсутствовали, и нужно было быть очень внимательным, чтобы в наступающих сумерках не влететь в овраг. Всё было серое, иногда навстречу проезжали большие самосвалы, поднимая за собой огромный шлейф пыли. Но главные свои три килограмма пыли мне предстояло вдохнуть на трассах "Лена" и "Колыма"...
Еще до наступления темноты мы въехали в Новую Чару, закупились в первом попавшемся магазинчике продуктами для ужина и отправились к ж/д вокзалу - в них часто бывают комнаты отдыха.
Через дорогу от здания вокзала - гостишка. Как оказалось, не очень бюджетная, да и мотоциклы некуда поставить. Поэтому иду к дежурному по ж/д вокзалу. И тут странная ситуация - охранник сказал, что дежурная будет только после 24-00... Да уж, и зачем только так торопились?! )) Всё как обычно... Через одно слово, на букву "ж"...
Вышел на улицу к мотоциклам. Рядом с Денисом стоит какой-то мужчина. Общаются... Вникаю в смысл разговора - местный, по имени Хасан, любезно пригласил нас к себе домой. А мотоциклы предложил поставить в гараж знакомого. Так и сделали. Опять чудесное стечение обстоятельств, почти как в Янчукане с Северомуйском... После небольшой пешей экскурсии по Новой Чаре вернулись в дом, поужинали, приняли горячий душ и затем - заслуженный дневными преодолениями отдых... А на завтра - Чарские Пески! Как оказалось, со слов Дениса, именно и только из-за "песков" он и отправился со мной в эту поездку, а после БАМа, скорее всего, наши пути разойдутся! В Магадан он уже не хочет, поедет по личному плану, в противоположную сторону... А возможно, это даже и к лучшему! Мои приключения перейдут после БАМа на новый виток, на новый уровень... Интересно, как всё сложится?..
Утром после быстрых сборов отправились в гараж за мотоциклами. Пасмурно. Гостеприимный Хасан, не обращая внимания на моё сопротивление, вручил мне новые утепленные носки, в запас, так как мои не успели высохнуть. Поблагодарил его за неожиданную заботу. Через полчаса мы были готовы к выезду из Новой Чары, но сначала нужно было заправиться.
В поисках АЗС случайно пересеклись с местным мотолюбителем - Олегом. Он, узнав наши планы на посещение Чарских Песков, в первую очередь, предупредил о нашествии в эти края большого количества медведей. Не так далеко от Новой Чары свирепствовали лесные пожары. Спасаясь от огня и дыма, звери мигрировали со своих привычных территорий на земли других особей, в Чарский район. Питания им всем, конечно же, не хватало, и они стали выходить из леса в населенные пункты, собираться десятками на городской свалке (на ютуб можете посмотреть видео про медведей на свалке Новой Чары), и даже нападать на людей. В этом районе ввели "чрезвычайную ситуацию" по этой причине. МЧС-ники провели облет окрестностей Чары и насчитали более 70 медведей! Жителям настойчиво не рекомендовали ходить в лес и на реку из-за опасности нападения голодных хищников. По городу и в селах были расклеены вот такие листовки (фото ниже)... Улыбнуло окончание текста - "будьте морально готовы ко встрече с медведем" )))...
Буквально несколько дней назад один из жителей старой Чары пошел с собакой в ближайший от деревни лесок за грибами. И совсем недалеко от грунтовой дороги подвергся нападению медведя. Зверь его сильно поломал, снял скальп и в бессознательном состоянии, истекающим кровью, оставил на какое-то время, завалив ветками. На следующие сутки его чудом нашел местный тракторист, проезжавший мимо. А привела его к своему хозяину именно собака грибника. Пострадавшего в критическом состоянии, в срочном порядке, авиатранспортом отправили в Читу, для реанимации...
И как вы думаете, что это за дорога, на которой медведь напал на грибника? Именно та, по которой мы собирались добраться до местной достопримечательности - Чарских Песков! Что-то мне после таких рассказов сразу расхотелось ехать в "пески". Но Денис настаивал... Местный мотоциклист Олег порекомендовал хотя бы прикупить побольше петард, чтобы иногда ими шуметь по маршруту. Дело в том, что вплотную к самим "пескам" на мотоциклах доехать практически невозможно из-за реки Средний Сакукан и торфяников за ней. Поэтому неминуемо придется идти пешком несколько километров по владениям дикого зверя. Да и до Сакукана по грунтовке не сильно-то разгонишься (напомню, что медведь в беге может достигать скорости 60 км/ч)! На ней сплошь огромные лужи и болотина, глубокая колея и торчащие из дороги бревна, сохранившиеся еще со сталинских времен. Дорога эта вела в один из лагерей, расположенный в 45 км от старой Чары на месторождении ценной руды в горах Кодарского хребта. До Чарских Песков же от деревни не более 8-ми километров, левее этой дороги. А ездят здесь лишь местный предприниматель на гусеничном вездеходе да Чарский проводник-экскурсовод, иногда вывозящий туристические группы по местным экзотическим достопримечательностям на полноприводном бортовом грузовике. И удовольствие это не из дешевых, как мы узнали чуть позже...