Олег провёл нас в магазин за петардами (их, как на зло, оказалось всего пара десятков). Затем мы проехали на АЗС "БАМ" и к красивой стеле "Новая Чара".
После этого продолжили движение в село Чара, до которого приблизительно 20 км по хорошему асфальту. Что удивило, в деревне Чара даже есть свой личный аэропорт! Но с очень ветхим зданием аэровокзала...
Если с трассы Новая Чара - старая Чара посмотреть влево, то даже с такого приличного расстояния уже можно разглядеть вершины барханов, возвышающихся над лесом...
Олег проводил нас к тому самому проводнику туристов, с собственным полноприводным грузовиком в гараже. Мы надеялись, что он перевезет нас через Сакукан и до начала "песков", за символическую плату. Но он наотрез отказался, за любые деньги )), так как недавно какой-то трактор перепахал почти всю дорогу и повредил подтопленный водой бревенчатый мост. Проехать было нереально, с его слов. Стараясь чем-то помочь, он охотно рассказал нам весь маршрут со всеми поворотами, развилками, лужами, болотом и бродом, нарисовав схему палкой во дворе на песке. Его собака старательно помогала ему в этом. ))
Собрался целый консилиум из соседей, и все, в один голос, отговаривали нас от этой затеи, открыто крутя пальцем у виска... Все охотники деревни пытаются выловить медведя-людоеда, гуляющего по ближайшему лесу, а мы собрались туда же... Я тоже присоединился к мнению местных, но все мы так и не смогли отговорить Дениса от этой опасной вылазки... Что ж, если не удалось его переубедить, то придется ехать с ним! Не пускать же одного, без подстраховки... Будь, что будет!.. Постарался по максимуму передать эмоции перед стартом... Реально страшно!
[Нажмите, чтобы прочитать далее...] Деваться некуда, нужно готовиться. Сбросили лишний багаж у проводника, с собой взяли петарды, фотоаппараты, камеру ГоПро, мой охотничий нож и топор, сигнальную мортирку охотника с разноцветными ракетами. Ах да, чуть не забыл - аэрозоль от насекомых... С Богом!
Не буду рассказывать с подробностями до каждой лужи, но пробиться было очень тяжело.
Почти все препятствия старались объехать либо по краю, либо по болотине, либо по лесу с торфяником. Денис попытался с ходу взять в объезд первую огромную лужу и почти сразу увяз наполовину в болоте. Вдвоем, не без труда, нам удалось выдернуть ДР-З, и дальше мы стали продвигаться уже осторожнее, без спешки, чтобы не утопить мотоциклы в этом болотистом лесу...
В другом месте, также на объездных путях, я застрял между тремя близко растущими деревцами, а ведущее колесо буксовало, упершись в скользкие корни. Минут десять пришлось повозиться, но победили-таки...
Вскоре заметили ответвление колеи влево, к реке, до которой оставалось метров 250 по открытой местности. Возможно, нам сюда? По чуть примятому колючему кустарнику, по большим болотным кочкам, пробрались к берегу. Брода нигде не было видно. Зато на нас накинулась туча мошкары...
Ошиблись с поворотом! Поехали назад. Наткнулись на белый большой мешок, как из под сахара. Не завязан. Любопытство распирало - что в нём? Осторожно заглянули внутрь - треть мешка была наполнена большими отрезанными рыбьими головами. Что бы это значило?..
Не придавая большого значения находке, продолжили движение, оставив мешок на том же месте. И уже примерно через 500 метров увидели накатанный колесами вездеходов поворот к реке. Нам точно сюда!
По мелководью выехали на невысокий каменистый островок. Спешились. Осталось преодолеть еще две трети ширины реки.
Вода очень быстрая, прозрачнейшая. Денис не снимая экипа пошел на тот берег. Я снял мотоботы и штаны, обувь оставил около мотоциклов, а штаны поднял повыше, чтобы не намочить в реке, в сланцах вошел в ледяную воду, стремительно текущую с затянутого тучами Кодарского хребта (заметно, что там идет ливень - не перебрался бы он сюда!) Глубина реки, как бы это помягче сказать... почти до пупа )).
Во время форсирования Сакукана я не удержался от соблазна попробовать водицу. Зачерпнув несколько раз рукой, испил - вкусная! Аж зубы заломило от холода... Течением вымывало из под ног мелкую каменную крошку, поэтому меня медленно, но уверенно сносило вниз по реке. Надо было быстрее выбираться на берег... А вот и он!.. Сразу надел сухие штаны, чтобы согреться. До песков необходимо было пройти около двух километров по торфянику и молодому лесу. Так и пошел в сланцах.
Когда мы приближались к зарослям кустарника или лесочку, Денис взрывал петарду - вдруг в засаде сидит медведь. Иногда мы громко кричали, как мне рекомендовали делать буряты: чтобы не застать зверя врасплох - предупредить, что мы идем. А еще они говорили: "Если ты не видишь медведя, то это не значит, что его здесь нет! Он есть!" Медведь очень осторожный и хитрый хищник. Нужно всегда об этом помнить, находясь в лесу. И не забывать, что это мы у него в гостях, а не он у нас...
Через полчаса добрались до первой песчаной кучи, которая медленно, но уверенно наступала на лес, всё больше и больше поглощая его в своей желто-серой массе. Это было заметно невооруженным глазом.
Поднялись на небольшой бархан, здесь лежал капот от старого автомобиля. О его назначении несложно было догадаться - на нём можно кататься с крутых песчаных склонов. Периодически распыляя на себя противомоскитный аэрозоль, мы медленно шли по песку в направлении самого большого бархана. Тяжеловато, однако, идти по рыхлому песку. По относительно неширокой песчаной полосе, возвышающейся над лесом, мы вышли к маленькому озеру, около которого было оборудовано место для отдыха, а также видны глубокие следы вездеходного транспортного средства - здесь оно разворачивалось.
Обойдя озеро слева и поднявшись на песчаный крутой подъем, вышли на первый бархан, и нам открылась во всем своем великолепии Чарская пустыня. Напомню, что ее размеры примерно 5х10 километров. Слева, поодаль, возвышался огромный барханище, тем страннее он смотрелся здесь, посреди сибирской тайги, сопок и болот.
Около часа побродили от бархана к бархану, любуясь невероятным пейзажем, несвойственным для Сибири.
Иногда натыкались на следы гусеничного вездехода - обычному колесному транспорту здесь придётся туго...
Очень хотелось там остаться подольше, но тучи над Кодарским хребтом всё сгущались, а дождь усиливался.
Меня это беспокоило - именно оттуда течет река Сакукан, посреди которой, на невысоком островке, мы оставили свои мотоциклы. Вдруг уровень воды из-за дождя в горах резко поднимется, и река смоет наши моты! Вернемся к ним - а их и след простыл ))... Надо было поторапливаться!
Как бы там ни было, но Чарские Пески были успешно "взяты" - можно поставить жирную галочку в бортовом дневнике...
Возвращаясь к Сакукану, где мы оставили двухколесную технику, я пытался рассмотреть знакомые силуэты еще с максимально возможного расстояния - на месте ли? К моей нескрываемой радости вскоре они стали различимы! Отлично! Уровень воды в реке заметно увеличился, но не настолько, чтобы доставить нам дополнительные проблемы...
Теперь спокойно можно продолжить своё большое путешествие на восток. Чуть не забыл - нам осталось лишь каким-то чудесным образом вернуться по болотистой пятикилометровой медвежьей дороге в Чару живыми и здоровыми и найти там возможность переночевать. По дороге назад я пару раз застревал в болотной жиже задним колесом, но Денис тотчас помогал мне выбраться из "западни". Еще немного мучений, и мы, грязные, промокшие, но довольные, подъехали к дому проводника, где хранились наши, лишние для этого прохвата к "пескам", вещи.
Экскурсовод встретил нас, и непонятно было, чего больше на его лице - радости, от того, что мы вернулись (и не придется нас ехать искать), либо удивления, что мы сделали "ЭТО". А когда мы его спросили про белый мешок с рыбьими головами, который видели рядом с лесом у реки, то он нас предостерёг впредь приближаться к таким находкам - это была приманка для медведя, и он вполне мог сидеть где-то в засаде, наблюдая за нами... Но на тот момент меня уже переполняла радость, что всё завершилось успешно. Я поблагодарил ангела-хранителя, который уже не раз помогал мне в трудную минуту...
После умывания из-под шланга холодной водой и навьючивания багажа мы отправились, по рекомендации местного "Сусанина", к жителю той же деревни - машинисту локомотива в запасе - возможно, он сможет помочь нам с ночлегом. Встретились с этим человеком около продуктового магазина, закупились из расчета на ужин и завтрак, затем переместились к деревянному дому машиниста.
Хозяин радушно предложил нам ночлег и возможность попариться в русской бане, на что мы с удовольствием согласились. Как же это классно, после непростых дневных испытаний, ледяного Сакукана, погреть косточки в парной, иногда выходя для "контраста" практически голышом в огород на сибирскую прохладу!.. Лишь укусы комаров немного портили это удовольствие... После бани был сытный ужин - большое спасибо хозяину! Наши мокрые вещи были развешены где только возможно - и в комнате, и в сенях. Все гаджеты - поставлены на подзарядку. Мы, сытые, чуть уставшие и с очень позитивным настроем на завтрашний день улеглись спать... Завтра будут новые испытания!..
Утром сквозь тучи выглянуло солнце, и это радовало - рано или поздно, но начинаешь уставать от дождливой, ненастной погоды. И сам факт того, что в конкретном месте погода начала улучшаться, совсем не означал, что и в 100-150 километрах отсюда будет то же самое. Но как учат мудрецы и философы, собирался в путь с позитивными мыслями, с надеждой на легкую дорогу, без осложнений. В тот день мы планировали преодолеть 300 км от старой Чары до р.Олёкма (её ширина около 500 метров), автомобильный мост через которую давно отсутствует, а ж/д - находится под охраной. Как преодолеть это водное препятствие - пока ещё не знали, но была уверенность, что справимся. Другие же путешественники как-то проезжали до нас по БАМу!
После утренних сборов поблагодарили машиниста локомотива-пенсионера, приютившего нас, за доброту и заботу и выкатились из деревни.
Местные нас предупредили, что дальше по БАМу заправок не будет долго, ни в Олёкме, ни в Юкталях. До самой Тынды нет АЗС, а это 660 км. Запас топлива в обоих баках у меня всего лишь на 370 км пути. По бездорожью - и того меньше. Где же взять бензин? Кто-то подсказал, что в поселке Юктали частник привозит бензин из Тынды и продаёт в розницу, с наценкой, само собой. Оставалось его там найти, а еще, хорошо бы, чтобы само топливо было в наличии...
Как людям жить на этом отрезке БАМа в 660 км при наличии у них приличного количества машин, но при отсутствии АЗС и автомобильных мостов через непроходимые для авто реки?! И ведь живут как-то! Странный и загадочный всё-таки русский народ! Терпит любые неудобства и наплевательское отношение со стороны властей. Однако, 21-й век на дворе, с его научно-техническим прогрессом и нано-технологиями, с нефте-долларами, якутским золотом, ростом экономики страны! ))) Неужели так трудно построить один раз и надолго надёжный железобетонный мост через реку шириной от 100 до 500 метров? Их надо-то всего штук 5 на весь западный БАМ. Остальные речки - совсем небольшие... Но нет... И так сойдёт, молчат ведь все! Если кто-то захочет увидеть, в каких условиях реально живут люди в нашей богатой стране, нужно заехать в глубинку, в деревни и сёла Забайкалья, Якутии, Магаданской области. Да что там, если от столицы РФ отъехать на пару сотен километров, свернуть с магистрали в сторону - тут тебе отсутствие и асфальтовых дорог между населенными пунктами, и газификации. Многие до сих пор вынуждены топить дровами, при том, что зачастую газовая труба в Европу или Китай пролегает совсем рядом! Вот тебе и "народное" достояние! Хватит о грустном! Вернёмся к старту из Чары и отсутствующему бензину на предстоящем отрезке пути.
Нам пришлось вернуться до Новой Чары и снова заехать на вчерашнюю АЗС БАМ - оба бака лью до полного! Была уверенность, что до п.Юктали точно хватит, а там уже придется искать частника. На заправке нам встретились два туриста из Италии - отец с сыном на одном стареньком туристическом эндуро-моте хотели доехать до Тынды. Одному-то достаточно тяжело на некоторых участках БАМа, а они - вдвоем! Возможно, водитель (сын) - профи? Раз уж нам по пути, предложили ехать вместе - они вроде бы согласились...
Выехали на трассу, повернули в сторону с.Икабья, но даже не доезжая до этой, ближайшей к Чаре деревне, стало ясно - с ино-туристами вместе ехать никак не получится! Их скорость была примерно в два раза ниже нашей... Помахав на прощание им рукой, мы умчались по пыльной дороге в сторону горного пейзажа, начинающегося за Икабьей, и большущей грозовой тучи - скоро опять дождь!
Денис снова вырвался вперед. Дорога красиво извивалась между сопками, наполовину затянутыми слоистым туманом. Проехал небольшое озерцо, окруженное пышной зеленью. Оно было справа, в межгорной ложбине.
Уверен, что в солнечную погоду у этого места отличнейший вид, хоть картины пиши, но тогда начинался дождь, было пасмурно, дорога уходила вверх, на холм, поросший растительностью, как в тундре, - повсюду были мхи и редкие невысокие деревца. По железнодорожной ветке, проложенной от грунтовки в нескольких сотнях метров, пронесся грузовой состав, нарушив своим громыханием мою идиллию с местной, почти нетронутой человеком, природой...
Поднявшись на вершину холма, дорога повернула влево - снова великолепный пейзаж, подпорченный лишь усилившимся дождем - пора одевать защитный костюм. Денис тоже остановился здесь для облачения в непромокаемый комбез. Я сделал несколько фото расположенного вдали, правее от дороги, красивого озера Читканда. Сразу за ним - зеленые сопки.
Пока любовался, налетевший откуда-то ветер частично разогнал тучи, и снова выглянуло солнце! Повторное фото, и затем продолжили движение в сторону деревни Хани, получившую название от одноименной реки, которая теперь всегда будет нам в попутчиках, от озера Читканда до реки Олёкма.
В Чаре нам рассказали, что недоезжая до Хани есть развилка. Наезженная дорога поворачивает влево, а совсем убитая и узкая - уходит правее. Наша как раз та, что хуже. А если повернуть на хороший грейдер, то он приведет к действующему руднику (или карьеру), и расстояние до него около 120 км! При острой нехватке топлива и отсутствии заправок нам нельзя было ошибиться и отмотать лишние 240 км. Целый день тогда пропал бы впустую... В поисках нужного поворота, сначала мы ошибочно свернули на совсем заросшую дорожку, очень скоро заведшую нас в тупик. Не доехали до правильной развилки всего лишь 2 км.
Вернулись, и теперь уже со 100-процентной уверенностью продолжили движение по часто усыпанной колдобинами и ямами дороге, а также средней глубины лужам, которые не составляло особого труда объезжать. Вот только из-за этого снижалась средняя скорость движения!
Ветка БАМа теперь пролегала правее автодороги, а сразу за ней, по межгорью, извивалась река Хани. На влажной дороге отчетливо были видны свежие следы двух мотоциклов на кроссовых колёсах. А вдруг догоним попутчиков?! Забегая вперед скажу сразу, не догнали, так как их путешествие прекратилось в поселке Юктали. Почему - расскажу чуть позже... А тем временем, Денис, окрылённый неведомой мне силой, опять унёсся в точку, а после и вовсе пропал из вида... Дорога же стала намного уже. Вскоре она и вовсе напоминала лесную дорожку. Солнечный свет совсем не пробивался через деревья, поэтому он не мог просушить грунт - лужи стали вдвое глубже... Ехал и старательно всматривался в обочины, чтобы вовремя заметить хозяина этих лесов - медведя, вдруг притаился в засаде в кустах )). Всё думал - что лучше будет сделать, если его увижу: развернуться или набрать скорость и пролететь мимо хищника, воспользовавшись фактором неожиданности? На узкой дороге быстро развернуться нет возможности, поэтому шансы были очень малы. Выход один - газу до отказу! "Психическая" атака ))...
За такими мыслями быстро пролетело время, и я очень скоро въехал в деревню Хани, вид у которой был совсем удручающий, заброшенный, по крайней мере, с этой стороны. Интересный факт: селение Хани относится к Якутии, к Нерюнгринскому району, это единственный Якутский населенный пункт на Западном БАМе, отделенный от остальных населенных пунктов Республики Саха непроходимыми лесами и болотами. По прямой до Нерюнгри от Хани чуть более 200 км. Практически, от озера Читканда и до этого селения автодорога пролегает по границе двух субъектов РФ: Забайкалья и Якутии. Следующий же БАМовский населенный пункт к востоку - посёлок Олёкма - уже относится к Амурской области. Возможно, поэтому у Хани такой "грустный" вид - из-за его изоляции от райцентра и столицы региона...
Дорога вела меня мимо нескольких деревянных строений. На одном из них я разглядел грозную надпись мелом: "Ничего не трогать, я здесь живу! Иначе будете строго наказаны!"
"Хорошо, трогать не буду, лишь сфотографирую!" - ответил мысленно и продолжил движение по дороге, которая вскоре повернула направо, а затем по переезду перепрыгнула железно-дорожную ветку и снова повела влево, к перекосившемуся бревенчатому мосту через реку Хани, который уже традиционно для БАМа не имеет перил и, судя по всему, доживает свой "век": вот-вот развалится под напором бурной реки.
Навстречу по мосту проехал старый ИЖ с коляской, осторожно, без резких движений - высоко с моста падать, если не удержишься на нём. Проводив взглядом встречку (нечасто они здесь попадаются), и я, в свою очередь, въехал на шаткую конструкцию. Успешно форсировав реку, продолжил путь к п.г.т.Олёкма и уже через 2 км уперся в водную преграду, небольшую речку Алтуаль с разрушенным мостом - началось! А затем речка Юс-Кюэль без моста, чуть позже - еще один безымянный ручей, со смытой железной фермой и оторванными бревнами... Деваться было некуда - пришлось использовать традиционный МОТОБАМовский метод преодоления труднопроходимых водных препятствий - альтернативный! Главное - найти въезд на насыпь поудобнее и выбрать оптимальную скорость движения по крупному гравию и шпалам...
Хочется сказать большое спасибо строителям БАМа (Западной его части), которые, как будто специально для нас-мототуристов, заботливо соорудили насыпь под вторую ветку пути, вплотную к первой. Ветку эту (возможно, благодаря Горбачёвской перестройке и её последствиям), так и не проложили, а насыпь осталась. Теперь её используют железнодорожные рабочие, для быстрого доступа на автомобиле к любому участку пути и его обслуживания... Ну, и иногда по насыпи быстро и низко пролетаем мы, мототуристы БАМовцы. В некоторых узких местах путейцы устраивают импровизированные КПП или просто препятствия, перекрыв дорогу своим авто или шпалами, либо натянув толстый электрический кабель электроинструмента. Кто-то прямо требует дань за проезд )), а кто-то начинает выносить мозг: "Какого ... мы тут ездим, "Федералка" же есть!" Всё это для опытного эндуро-мотоциклиста не составляет особых проблем: можно либо "отбрехаться", либо "аккуратно" объехать, в крайнем случае...
Но как же перебраться через охраняемую 500-метровую реку Олёкму?! Решить эту проблему нужно будет уже сегодня, через 70 км после поселка Олёкма...
А вот и он, этот очередной посёлок! Подъехали к перекрестку, вправо - дорога ведёт в закрытый Рудник Олёкминский (и как теперь здесь люди выживают?), влево - в поселок, через ж/д переезд.
Решили поискать магазинчик с едой, проехались по улице, похожей на главную в посёлке. Дома трехэтажные, из белого кирпича. Выглядит всё достойно, если не считать убитую дорогу. Вот и магазин. Припарковались. Взяли по традиционному комплекту провизии - напиток с плюшками. Сели на завалинок - хорошо! Солнце пригревает...
На первом этаже трехэтажки, той, что стояла через дорогу от нас, тоже какой-то магазин. Оттуда выбежали две молодые девчонки. Увидев нас, спешно поедающих сухпай, они рассмеялись. Хоть какое-то им развлечение в этом отдалённом от цивилизации сибирском посёлке!
Мы им задали уже ставший традиционным вопрос про бензин: "Где бы дозаправиться?"- хотя уже знали, что АЗС здесь нет. Но девушки нас обрадовали - сказали, что, возможно, с топливом нам сможет помочь отец одной из них. После созвона с родителем, они нам рассказали, как проехать, и мы, не тратя времени, ринулись туда, к окраине поселка, близ речки Хани.
По слегка заросшей лесной извилистой дорожке мы подъехали к частному дому. Чуть раньше меня прибыл Денис, затем, следом за ним, повернул влево к дому и я. Открылась следующая картина: почти от самого поворота до дома - метров 70. Здесь уже стало просторнее, что-то похожее на вытянутую лужайку перед домом. И, еще по непонятным для меня на тот момент причинам, Денис резко развернулся и на полном газу подлетел ко мне. Остановился юзом и быстро выпалил: "Там огромная собака!" Затем снова открыл газульку на всю и был таков! Только после этого я заметил, что прямо по курсу, примерно в тридцати метрах от меня, стоит огромная собака (похожа на алабая), размером с теленка )). Она слегка опустила голову к земле и пристально смотрела на меня взглядом, не обещающим ничего хорошего. К её ошейнику была закреплена толстая цепь, другой конец которой был одет на стальную проволоку, натянутую во всю длину этой лужайки, от дома, мимо моей левой ступни. Быстро оглянулся назад - оказывается, я стоял почти посередине натянутой проволоки, в пределах которой свободно мог перемещаться этот сторожевой зверь. Пока я оценивал ситуацию, собака стала медленно приближаться ко мне, показывая свои огромные клыки и рыча. За секунды просчитал несколько вариантов. Что лучше: - бросить мот и бежать? - могу не успеть, алабай уже совсем близко, - попытаться быстро развернуться и уехать за Дениской? - место узковатое для разворота, если завалюсь на бок, то в это время могу быть покусан злым животным, на которого даже смотреть было уже страшно, - а если чуть проехать еще вперед, прямо на собаку, тем самым немного сбить ее с толку, а уж затем с виражом на широком месте лужайки уйти быстро в обратку? - вот это был единственный вариант, который мог бы спасти меня от близкого общения с "охранником" этой территории!
Рассчитал манёвр и, стараясь побольше шуметь движком, с подгазовкой, стартанул на собаку - она от такой моей наглости сначала опешила, аж попятилась, а в тот момент, когда я начал разворот влево, с басовитым громким лаем, брызжа слюной, бросилась ко мне, нацелившись, как тогда показалось, на мою правую ногу. Думаю, что вряд ли эндурный бот спас бы ногу от прокусывания, поэтому, как только услышал клацание зубов и лай совсем рядом справа, я поднял ноги вперед и открутил на всю, ручку управления дросселем. Тяжелый мотоцикл с пробуксовкой по грунту набрал скорость и вывез меня на безопасный участок дороги. Уфф, пронесло! Теперь, когда всё позади, стало очень смешно! )) И почему девчонки забыли нас предупредить про собаку?! Оказалось, что мы пролетели, как обычно, нужный поворот и подъехали к дому с "черного хода", со стороны реки. Вернувшись, подкатили теперь уже к главному входу, где нас ждал хозяин, смеясь... Он только что наблюдал всю ситуацию с его собакой и нашим побегом с заднего двора. Действительно - смешно, особенно если смотреть со стороны! )))
Владимир, так зовут хозяина, тоже увлекается мототемой, и его сын гоняет на мотоцикле. А это, по опыту, обычно сближает. Он слил нам почти все свои резервы топлива, которые припас для какой-то поездки. Хотя, куда им там ездить особо? )) И с ценой, кстати, не обидел. Назвал очень демократичный ценник, за что хочу сказать ему большое Спасибо! За его помощь.
Владимир также рассказал нам несколько интересных историй из здешних мест: про рыбалку, про встречи с медведями, про ныряльщиков за полудрагоценными камнями, про лесных людей, точнее, про одного беглого зэка, с которым ему лично довелось встретиться на реке... Но, как говорится, "это всё было давно и - неправда!" ;-) Главной же информацией для нас было то, как переправиться через реку Олёкму... И мы получили от него нужные рекомендации!..
Вариант один (опять альтернативный) - по железнодорожному охраняемому мосту: либо на "бичевозе" с платформой, развозящем ежедневно рабочих по участкам, либо своим ходом, прямо по шпалам. Во втором варианте Владимир настойчиво рекомендовал нам сначала пройти пешком 550 метров по мосту к охранникам (будка охраны только с одной стороны Олёкмы, с восточной, около неё - шлагбаум), с ними договориться, спросить разрешение на проезд, чтобы они проверили по расписанию движения поездов, выбрали "окно" побольше по времени, которого нам хватило бы с запасом, и только после этого заезжать на мост! Понятно, что за проезд охрана по-любому возьмёт мзду...
По слухам, по Олёкминскому мосту иногда пропускают даже грузовики "Урал" частников-коммерсантов, а проезд им обходится примерно в 25 т.руб. в одну сторону... Владимир рассказал один случай, как перегонщики двух ВАЗовских НИВ решили сэкономить и без спроса проскочить по мосту, бесплатно само собой. Они в кустах дождались прохода попутного поезда и сразу за ним, быстро, как только смогли, запрыгнули на шпалы и двинулись на запад по мосту. Либо они замешкались в этот момент, либо очень медленно ехали по мосту (а быстро ехать действительно с непривычки страшновато)... Произошло следующее: сразу за мостом, в паре километров, есть разъезд Тас-Юрях. Напомню, что без таких разъездов на БАМе никак, так как проложена всего одна железнодорожная ветка. Так вот, в момент прохода по мосту попутного товарняка на разъезде уже стоял и ждал своей очереди встречный! Как только первый поезд миновал мост и разъезд, а едет товарняк очень быстро, второму загорелся "зеленый". Он энергично стартовал, выскочил с запасного пути на основную линию и сразу на мост! А там - навстречу две нивы! Гуськом, друг за другом. Как говорится, "здрасьте, вас не ждали!" Водилы машины побросали, сами в рассыпную!.. Так и валялось после этого инцидента очень долго на восточном берегу Олёкмы то, что осталось от этих автомобилей!
Вот после таких рассказов очень не хочется попасть в подобную ситуацию, и настраиваешь себя на то, что ехать через мосты надо очень аккуратно, с ожиданием прохода очередного поезда перед въездом на шпалы, с остановкой двигателя мотоцикла, чуть ли не с прислушиванием к стуку ж/д колесных пар, приложив ухо к рельсу... Но на деле таким образом были преодолены лишь пара мостов, а после - как положено эндуристу, с ходу, газу до "отказу", и не сс... не бояться в общем ))). Исключением были только большие мосты, длиной в несколько сотен метров. Просматривая фильмы-отчеты про БАМ других мотопутешественников, я обратил внимание, что некоторые из них едут друг за другом, гуськом, как те две "Нивы". Считаю, что это очень небезопасно. У всех уровень вождения разный, да и на старуху бывает проруха... Мы сразу установили для себя правило: пока первый мот на мосту, второй на него не заезжает...
После познавательного общения с Владимиром мы поблагодарили его за топливо и рассказ, и выехали из поселка...