Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть II. Вологда.

Nov 19, 2024 07:07

Глава XXXI. Кремль, он же Архиерейский двор. Подомовой обход. Продолжение.



01. План Архиерейского двора. Южный корпус включает в себя два: Трёхэтажный - ближе к Воскресенскому собору и Двухэтажный - ближе к Юго-западной башне.



Фотографии, помеченные значком «ОКН Вологды» в верхнем углу, взяты здесь. Там же взято и большинство описательного и исторического материала. Авторам проекта большое спасибо!

Что ж, продолжаем.

5. Иосифовский корпус, 1764-1769 г.

Крупнейшее и наиболее эффектное гражданское здание Вологодского кремля, известное также как палаты Иосифа Золотого, построено, вероятно, петербургским зодчим. Надпись на латинском языке на фризе северного фасада сообщала: «Постройка этого дома начата в 1764 г. и при помощи освящающей свыше благодати Святого Духа окончена в 1769 г.». Это старейшая гражданская каменная постройка Вологды, возведённая в стиле барокко.



02. Северный фасад Иосифовского корпуса.



03. Восточный фасад.



04. Восточный и Южный фасады.

Это трёхэтажное прямоугольное в плане здание построено в стиле развитого барокко неизвестным зодчим. Композиция фасада и пропорции здания сходны с боковыми корпусами Екатерининского дворца в Царском Селе, построенного в 1740-х гг. по проекту А. В. Квасова и перестроенного в 1750-х годах Б. Ф. Растрелли. Центральные части главного северного и чуть более скромного южного фасадов выделены богато украшенными ризалитами. Ризалит главного фасада, декорированный рустованными в первом этаже пилястрами, сложными оконными наличниками, завершён вычурным криволинейным разорванным аттиком. На фасадах имеются сложные междуэтажный и венчающий карнизы. Все углы здания и ризалитов рустованы. Нарядность здания подчёркнута полихромной окраской: стены окрашены под красную кирпичную кладку с белыми швами, ризалиты - под «бриллиантовый руст»; пилястры, карнизы и наличники выделены белым цветом.



05. "Бриллиантовый руст", кладка с колоризованными швами, пилястры, карнизы, наличники и балкончик - всё в одном флаконе.

Планировка парадного второго этажа построена в виде круговой анфилады залов. В центре здания на втором этаже расположен высокий двусветный зал со сводчатым потолком, выделенный на северном фасаде окнами с арочными завершениями и дверью с выходом на металлический балкон. Окна здания нескольких типов: как прямоугольные, так и имеющие арочную или лучковую перемычку.



06. Современные интерьеры.



07. Современные интерьеры.



08. Современные интерьеры.



09. Современные интерьеры.

В некоторых помещениях сохранилась вычурная лепная отделка потолков, печи конца XVIII в. с изразцами нескольких типов. Особенно интересны гладкие полихромные изразцы, обрамлённые пышным узором и картушами, расписанные различными жанровыми сценками в сопровождении пояснительных надписей.



10. Изразцовая печь. Современный вид.



11. Она же в 1981 г. Похоже, тогда её ещё топили.



12. Деталь печи. Фото 1981 г.



13. Печной изразец. Фото 1981 г.

В 1790-х гг. при сооружении парадного крыльца в западной части корпуса заложена проездная арка, которая изначально вела сквозь здание на Хозяйственный двор. Образовавшееся сводчатое помещение получило вход с дворового южного фасада и использовалось в хозяйственных целях. Незначительно изменялась внутренняя планировка. В ХХ в. при ремонтах на главном (северном) фасаде оказались утрачены надпись на латинском языке на фризе венчающего карниза и изображение равноконечного креста на аттике.



14. Иосифовский корпус в 1890 г.



15. Он же в 1946 г.



16. Он же в 1950-х.



17. Он же в 1981 г.

В середине 1990-х гг. в здании проведены ремонтно-реставрационные работы, коснувшиеся фасадов, парадной лестницы и анфилады залов второго этажа, приспособленных под проведение торжественных мероприятий, творческих встреч и награждений, под размещение галереи исторического клирового портрета.

Резиденция архиерея располагалась в Иосифовском корпусе вплоть до революции. В Вологодском кремле (архиерейском доме) по приказу деятельного архиепископа Иосифа II был также надстроен для размещения семинарии второй этаж Консисторского корпуса, был заложен и большей частью завершён тёплый Воскресенский собор, приобретены дополнительные колокола для соборной колокольни, был устроен пол из чугунных плит и обновлён иконостас в Софийском соборе. Иосиф (Золотой) похоронен в Софийском соборе. В главном зале Иосифовского корпуса с 2006 г. экспонируется большой (213×151 см) парадный портрет Иосифа, выполненный в 1768 г. художником С. И. Карчевским и другими.



18. Портрет Иосифа II (Золотого) кисти С. И. Крачковского, 1768 г. Представительный, однако, мужчина был его преосвященство. Так и вспоминается анекдот: "Я православный иерей - человек кроткий. Изыди, нечестивец, а то могу и кадилом..." :-)

После революции в здании разместилась подчинявшаяся губернскому отделу народного образования картинная галерея, некогда основанная "Северным кружком любителей изящных искусств" (СКЛИИ). В 1923 году на момент передачи Иосифовского корпуса в составе комплекса Архиерейского дома созданному Вологодскому объединённому музею, в помещениях второго (парадного) этажа здания из восьми залов парадной анфилады экспозиция галереи занимала лишь четыре; ещё два были заняты хранилищем картин и рам, а в двух оставшихся были складированы ящики с предметами Музея церковной старины (бывшего епархиального древлехранилища), до ноября 1922 г. находившимися в здании Свечного завода. Впоследствии в залах второго этажа здания размещалась экспозиция музея, а на первом и третьем этажах разместились фондохранилища и научные отделы, специальные мастерские музея (фотографическая, таксидермическая, столярная), подсобные помещения.

6. Двухэтажный корпус (часть Южного корпуса), 1671-1675 г.

Зимой 1671-1672 гг. в Вологде и прилегающей округе после неурожая был сильный голод. Архиепископ Вологодский и Белозерский Симон в эти годы, рачительно используя имеющиеся ресурсы, построил вокруг строений Архиерейского двора стены и башни с хозяйственными помещениями, в большинстве своём сохранившиеся до нашего времени. Он организовал, как бы мы сказали сегодня, общественные работы. «Ограда каменная состроилась по воле Всесильного Бога в гладное время небольшой казной, и многие православные христиане работали из хлеба, безденежно», - писал позднее Симон в столицу - экий молодец, однако!. Строительство длилось с 1671 по 1675 г. Среди строений в этот период был возведен и двухэтажный корпус.



19. Двухэтажный корпус справа, а на заднем плане - Трёхэтажный корпус.



20. Двухэтажный и Трёхэтажный корпуса. Вид со стороны Кремлёвской площади.



21. Двухэтажный корпус и Юго-западная башня. Вид со стороны Кремлёвской площади.



22. Вид Двухэтажного корпуса со стороны двора.

Двухэтажный каменный прямоугольный в плане корпус расположен в восточной части Архиерейского двора, граничащей с Кремлёвской площадью. С одной стороны он соединен с Трёхэтажным корпусом, с другой - с Юго-Западной башней.

Оштукатуренный и окрашенный в белый цвет корпус делан из большемерного кирпича, имеет плоские перекрытия и три мощных контрфорса с внешней стороны стены. Корпус состоит из одновременно возведённой крепостной стены и ряда смежных с ней помещений, вытянутых вдоль неё примерно на 50 м.

Декор корпуса представлен венчающим и междуэтажным профилированными карнизами, лопатками и пилястрами. Особенно выделяют здание дымовые трубы в виде декоративных башенок, расположенные на кровле вдоль внешней стороны корпуса над крепостной стеной. Корпус имеет односкатную крышу, обращённую внутрь кремля.

Сохранена планировка здания в капитальных стенах, имеются две внутренние лестницы в поперечных стенах. Анфилада помещений корпус сообщается с помещениями соседнего Трёхэтажного корпуса.

В 1871 г. накренившиеся и грозившие обвалиться участки стены здания со стороны нынешней Кремлёвской площади были укреплены высокими контрфорсами, имеющими вид двухэтажных башен, декорированных нишами и фальшокнами. На контрфорсах для усиления их зрительного сходства с корпусом повторены имеющиеся на них междуэтажный и венчающий карнизы.



23. Контрофорсы. Фото 1947 г.

Часть перепланировок была связана с размещением лестниц внутри корпуса и устройством в нём сквозного прохода по обоим этажам, в то время как изначально имелись наружные деревянные крыльца, через которые осуществлялся вход в являвшиеся изолированными помещения как первого, так и второго этажей. Места выходов на утраченные деревянные крыльца заметны по восстановленным при реставрации металлическим входным дверям на уровне второго этажа. Проект реставрации корпуса 1960-х гг. выполнен архитекторами В. С. Баниге и Г. Г. Щапиным. В 1980-1990-х гг. выполнена реставрация с приспособлением части помещений первого этажа для размещения выставочных залов.



24. Двухэтажный корпус в 1950-х.

В ходе реставрационных работ 2020-х гг. предполагается заменить имеющуюся сейчас непрактичную часть второго этажа, трактованную как двухсветное пространство с внутренней галереей вдоль крепостной стены, на третий этаж со служебными помещениями, который расположится внутри существующего объёма здания. Предполагается восстановление одного из наружных деревянных крылец-всходов, ведущего на второй этаж в северной части корпуса.

7. Трёхэтажный корпус (часть Южного корпуса), 1671-1675 г.

Трёхэтажный корпус был построен тогда же, когда и Двухэтажный, и, так же, силами голодающих крестьян, работавших за скудную еду.



25. Трёхэтажный корпус. Вид со стороны Кремлёвской площади.



26. Трёхэтажный корпус. Вид со стороны двора.

Трёхэтажный каменный прямоугольный в плане корпус расположен в восточной части Архиерейского двора, выходящей на Кремлёвскую площадь. С одной стороны он соединен с Воскресенским собором, с другой - с двухэтажным корпусом.

Оштукатуренный и окрашенный в белый цвет корпус сделан из большемерного кирпича, имеет плоские деревянные перекрытия. Корпус состоит из одновременно возведённой крепостной стены и ряда смежных с ней крупных помещений.

Декор корпуса представлен венчающим и междуэтажным профилированными карнизами, гладкими лопатками и пилястрами. Особенно выделяют здание декоративные башенки на высокой "теремной" крыше с переломом, расположенные вдоль внешней стороны корпуса, а также большое «бочкообразное» чердачное окно на крыше с внутренней стороны Архиерейского двора. Входы в здание ведут с первого этажа через неокрашенные деревянные крыльца с тесовыми навесами, стилизованными под древнерусское зодчество.

Сохранена планировка здания в капитальных стенах, внутренняя деревянная лестница в поперечной стене.



27. Трёхэтажный корпус в 1947 г.

Проект реставрации корпуса в 1960-х гг. выполнен и реализован архитекторами В. С. Баниге и Г. Г. Щапиным. В 2020-х гг. планируется новая реставрация здания, в ходе которой предполагается заменить пришедшие в негодность конструкции крыши и декоративного мезонина, крытого «бочкой», заменить инженерные коммуникации, окрасить фасады и отремонтировать интерьеры.



28. Корпус в 1981 г.

Корпус частично был жилым.

Здесь первоначально помещалась учрежденная в 1730 г. славяно-латинская школа (семинария), где было всего 20 учеников. Она занимала весь второй этаж, состоящий из трёх больших палат, разделённых сенями. Сейчас здесь располагается постоянная экспозиция художественного отдела Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, представленная выставками «Древнерусское искусство» и «Народное искусство».

8. Юго-Западная башня, 1671-1675 г.

Построена тогда же, когда и Двухэтажный и Трёхэтажный корпуса, и теми же силами.



29. Юго-западная башня. Вид со двора.



30. Юго-западная башня. Вид с Кремлёвской площади.

Юго-западная башня играет роль доминанты всей южной части Архиерейского двора. Трёхъярусная угловая многоугольная в плане башня является связующим звеном между Западной и Южной стенами. Оштукатуренный и окрашенный в белый цвет объём здания сделан из большемерного кирпича (толщина стен у основания местами достигает 1,8 м, у второго яруса - 1,5 м, третьего яруса - 1,1 м), имеет плоские перекрытия. В центре башни расположены два столба, выполняющие роль опорных элементов.

Декор фасадов представлен венчающим профилированным карнизом с узким парапетом и междуэтажным профилированным карнизом, лопатками. Особенно выделяется высокая коническая кровля башни с переломом, возвышающаяся над внешним углом постройки. Интересны декоративные дымники-башенки на кровле, размещённые с внешней стороны корпуса.

В башню ведут два широких проёма, расположенные со стороны Архиерейского двора. Как оборонительное сооружение башня имеет арочные ниши с бойницами, растёсанными под оконные проёмы в первом ярусе, узкие окна-бойницы второго и третьего ярусов.

Сохранена планировка здания в капитальных стенах, деревянные междуэтажные лестницы.



31. Юго-западная башня в 1890 г.

В XIX в. Юго-западная башня лишилась первоначального завершения и значительных частей стен, на ней было устроено упрощенное односкатное покрытие. На углу здания была возведена небольшая декоративная круглая башенка, не способная, впрочем, восполнить для завершения здания утраченную роль доминанты. В ХХ в. значительная часть поверхностей стен деструктурировалась, деформировалась и требовала вычинки и исправления. Часть оконных проёмов была заложена.



32. Юго-западная башня, 1940-е.



33. Она же в 1981 г.

Здание дважды, в начале 1980-х и в 1990-2000-х гг., реставрировалось с приспособлением к музейной функции. Устроено капитальное перекрытие между первым и вторым ярусами, а находящееся выше помещение превращено в высокий двусветный зал, завершённый открытой сложной каркасной деревянной конструкцией, поддерживающей крышу. В интерьере зала подлинные и восстановленные части стен выделены различающейся покраской. Внутри здания сооружены металлические лестницы с деревянными ступенями, снаружи здания на уровне второго этажа пристроено широкое деревянное крытое гульбище на столбах с ведущей на него деревянной лестницей. В части здания, примыкающей к двухэтажному корпусу, устроено три этажа, разделённых на рабочие кабинеты и занятых вспомогательными техническими помещениями.



34. Современный вид башни.



35. Другой ракурс.

В настоящее время Юго-западная башня кремля - это выставочный, концертный и конференц-зал Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Она оснащена современными техническими средствами, башня может принять до 150 участников конференций и семинаров. До открытия в 2010 г. Музея кружева в здании действовала постоянная выставка выдающихся произведений вологодского кружева. В здании часто проходят выставки, общественно-значимые мероприятия, награждения, концерты.

9. Цифирная школа, она же Оружейная палата 1671-1675 г.

Построена тогда же, когда Двухэтажный и Трёхэтажный корпуса и Юго-западная башня. И тоже силами голодающих. Изначально это был оружейный склад, что и определило второе название башни - Оружейная башня или Оружейная палата.



36. Цифирная школа. Вид от Софийского Собора.

Трёхэтажное каменное почти квадратное в плане здание башни расположено в северо-западной части Архиерейского двора. Башня примыкает с севера к Консисторскому корпусу. Оштукатуренный и окрашенный в белый цвет объём здания (основные габариты: 13,2×11,4 м) сделан из большемерного кирпича, имеет плоские перекрытия и гладкие лопатки, которыми отмечены углы внешних стен здания. Крыша на здании четырёхскатная, невысокая. Сохранена планировка здания в капитальных стенах, деревянные междуэтажные лестницы и перекрытия.



37. Цифирная школа в 1890 г.

В XIX в. Оружейная башня была основательно перестроена и получила вид невыразительного трёхэтажного дома с неровным ритмом растёсанных окон, имеющих местами прямоугольную форму, а местами - лучковое завершение. Завершение стен оказалось частично разобрано. К наружному северо-западному углу здания пристроен массивный ступенчатый контрфорс. Над внешним северо-восточным углом башни в XIX в. возведена эффектная миниатюрная кирпичная башенка с шатровым завершением.



38. Цифирная школа в середине XX в.



39. Она же в 1981 г.



40. И в 2012 г.

В здании размещалась цифирная школа - первое светское учебное заведение Вологды. Она была открыта, видимо, в 1714 г. «По имянным Его Императорского Величества состоявшимся указам в 1714-м и 1716 г. повелено быть во всех епархиях арифметическим школам, и в тех школах велено учить разночинцовых детей арифметики и часть геометрии». Из Московской школы математических и навигационных наук в Вологду был прислан учитель Михайло Литвинов. Однако практические потребности большинства горожан в провинции не требовали применения точных наук, и в 1716 г. от обязательного посещения этих школ были освобождены дети дворян. В 1720 г. к царю поступила челобитная от посадских людей (каргопольцев, устюжан, вологжан и калужан), которые жаловались, что у них насильно берут детей в учение, которые, по их мнению, в школах ничему не учатся: «А дети у нас дома смолоду приучаются сидеть за прилавком и посылаются со старшими по купеческим делам. Если у нас будут забирать детей, то промыслы упадут и в казённых поборах будет остановка». Правительство удовлетворило требования горожан и освободило детей посадских людей от обязательного обучения, что лично меня удивляет - обычно государь Пётр Алексеевич в ответ на такие просьбы велел челобитчиков батогами бить. Известно, что в 1722 г. в школу было принято 57 человек, а в 1724 г. в ней училось 43 школьника. Вологодская цифирная школа была закрыта в 1744 г. за неимением учеников.

После передачи комплекса Архиерейского дома музею в здании размещались квартиры, а затем реставрационные мастерские и фондохранилище. В числе квартировавших здесь сотрудников музея в 1945-1964 гг. была, например, семья Железняков: научный сотрудник музея литератор Владимир Степанович (1904-1984) и художник Нина Витальевна (1915-1986).

И на сегодня всё. Продолжение следует.

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI; Часть I, Глава XVII; Часть I, Глава XVIII; Часть I, Глава XIX; Часть II, Глава I; Часть II, Глава II; Часть II, Глава III; Часть II, Глава IV; Часть II, Глава V, Часть II, Глава VI; Часть II, Глава VII; Часть II, Глава VIII; Часть II, Глава IX; Часть II, Глава X; Часть II, Глава XI; Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII; Часть II, Глава XIV; Часть II, Глава XV; Часть II, Глава XVI; Часть II, Глава XVII; Часть II, Глава XVIII; Часть II, Глава XIX; Часть II, Глава XX; Часть II, Глава XXI; Часть II, Глава XXII; Часть II, Глава XXIII; Часть II, Глава XXIV; Часть II, Глава XXV; Часть II, Глава XXVI; Часть II, Глава XXVII; Часть II, Глава XXVIII; Часть II, Глава XXIX; Часть II, Глава XXX;

Вологда, Архитектура, Чужие картинки, История, Русский Север 2024, Путешествия, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up