«Независимая газета», 13.02.1999 / приложение «Коллекция НГ» №3
Виктория Шохина
Под знаком Родиона Раскольникова
О фильме Олеси Фокиной "Избранник", показанном ВГТРК
ПОСЛЕ долгих перипетий и сложных рокировок фильм Олеси Фокиной "Избранник" мы наконец увидели.
Первая его часть, "Вложение цели", и вторая, "Математик", прошли 10 февраля, третья - "Осень патриарха" - 11 февраля. Фильм этот стоял в сетке вещания канала 4 декабря 1998 года, но по просьбе Александра Солженицына был снят буквально в последнюю минуту.
Название фильма воспринимается в контексте эпиграфа к нему: "Все были в тревоге и не понимали друг друга; всякий думал, что в нем одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что - добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе (...) В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. /.../ Все и все погибало /.../ Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса".
Это последний сон Родиона Раскольникова, уже на каторге. Возможно, последний барьер перед его очищением, перед воскресением Лазаря, так сказать (согласно распространенной интерпретации). С другой стороны, это и развитие его же любимой идеи о разных человеческих разрядах: первый разряд - "материал", люди обыкновенные, "они и обязаны быть послушными". Второй разряд - немногие необыкновенные люди, избранные; такой человек, "если ему надо для своей идеи перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь /.../, то он внутри себя, по совести, может /.../ дать себе решение перешагнуть /.../ и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует". Вот путеводная нота этого фильма об Александре Солженицыне.
"Вложение цели" - так определяет сам Солженицын свою судьбу, так обозначает исполнение через себя замысла Божьего.
От "Узла" Сокурова и от сериала "Жизнь Солженицына", снятого НТВ, фильм "Избранник" отличается прежде всего тем, что режиссер не следовал воле своего героя и показывал его не только изнутри, но и извне.
Люди знаменитые часто фильтруют свои биографии. Случай Солженицына отличается от прочих подобных случаев главным образом тем, что он сильно пережал, излагая свою версию происходившего с ним и вокруг него в книгах "Бодался теленок с дубом" и "Угодило зернышко промеж двух жерновов". Книги эти настолько страстны и пристрастны, что закономерна потребность в ревизии. Любой нормальный читатель увидит в солженицынской версии собственной жизни много такого, что автор на самом деле предпочел бы скрыть, затушевать и т.п. Или, по крайней мере, не собирался выставлять на обозрение. Сокуров, что называется, поверил своему герою на слово, попадая в мощное поле его воздействия. Поэтому "Узел" однообразен, в центре - герой, все прочее - круги по воде. "Жизнь Солженицына" Леонида Парфенова со товарищи гораздо интереснее за счет исторической полифонии (см. об этом: "НГ" от 11.12.98.).
Олеся Фокина выбрала третий путь. В "Избраннике" линия жизни Солженицына властно пересекает линии жизни других людей. И порой не самым счастливым для них образом.
Здесь, в отличие от двух предыдущих фильмов, присутствует, например, первая жена героя, Наталья Решетовская, которая не только разводилась с ним, но и помогала ему - печатала его рукописи, тот же "Архипелаг ГУЛАГ". Есть здесь и любопытный с точки зрения женской психологии комментарий второй жены, Натальи Дмитриевны, которая объясняет, что первая жена, Наталья Алексеевна, не понимала, что живет с великим человеком...
Присутствует и тень Елизаветы Дмитриевны Воронянской - Кью, как звали ее близкие. Есть такой женский тип, который всегда ищет и находит гениев и служит гению истово. Прочитав в "Новом мире" про Ивана Денисовича, Кью написала автору восторженное письмо, и автор не поленился, поехал в Ленинград, разыскал ее - человека, готового служить. "Я любил прийти в эту щель, отдохнуть, перекусить, позабавиться, наблюдая перепады настроений..." - воспоминания Солженицына читает Валерий Приемыхов.
У гения болели ноги, рассказывает Зоя Томашевская, и Кью, скопив денег, купила для него ковер, отослала подарок почтой. По почте же получила его обратно с холодно-назидательным письмом: "Всякий подарок пытается формировать нашу жизнь и сознание и влиять на нашу волю. Вот почему я вообще их отвергаю. Очень не люблю". Ответ безутешной Кью: "Выкупаю дары своего сердца, шваркнутые мне в физиономию"... Но "поди загаси светильник, рассердись на солнце! И останешься вотьмах..." ("Станьте солнцем, - говорил Порфирий Петрович Раскольникову. - Солнцу прежде всего надо быть солнцем").
Лейтмотив фильма - песня слепой девушки: "Спи, моя радость, усни". Солженицын сидит, полуприкрыв глаза, и тогда возникают как бы очертания его главных тем - война, расстрелы, энкавэдэшник с наганом, колючая проволока, трупы... трупы...
Рукопись "Архипелага ГУЛАГ" Солженицын переправил на Запад, а экземпляры, остававшиеся в Советском Союзе, велел уничтожить. Кью, объясняет Зоя Томашевская, не могла, это было для нее нечто личное, "как часть своей жизни". "Да обманула она!" - с неподражаемыми (раскольниковскими) интонациями произносит Приемыхов фразу из "Теленка".
После пяти дней допросов в КГБ пожилая женщина, с больными ногами, рассказала о тайнике, а потом повесилась. Точные обстоятельства ее смерти, впрочем, до сих пор неизвестны; неизвестно, где ее могила - на запрос авторов фильма ФСБ промолчала... Лошади в реке... "Лошади умеют плавать. Но не хорошо, не далеко".
Рассказывает в фильме Зоя Томашевская и о своей матери - Ирине Медведевой-Томашевской. Именно она объявила когда-то громко: Шолохов - вор, а "Тихий Дон" написал есаул Федор Крюков... Женщина сильная и властная, Ирина Томашевская тем не менее попала под обаяние и влияние Солженицына, подчинилась ему. После обысков она 27 октября 73-го года покончила жизнь самоубийством. А в 74-м высланный на Запад Солженицын опубликовал со своим предисловием работу Медведевой-Томашевской "Стремя "Тихого Дона" под именем "литератора Д.". И заказал по ней панихиду в женевской церкви...
Другой сюжет, вряд ли понравившийся Солженицыну, связан с Варламом Шаламовым. Цитируется знаменитое письмо, в котором Шаламов называет Солженицына "дельцом". И еще вот это: "Запрещаю писателю Солженицыну знакомиться с моим архивом". Когда-то Шаламов попросил отнести в "Новый мир" его "Колымские рассказы" и стихи. Солженицын стихи передал (Твардовскому они не показались), а рассказы почему-то так и не показал...
Участвующий в фильме Жорж Нива говорит, что спор между Шаламовым и Солженицыным - это "главный спор нашего XX века". Потому что для Шаламова - лагерь только растление, а для Солженицына - путь восхождения духа. "Мажорный писатель" - так определяет Солженицына Нива. "Оптимист".
И наконец, тема "Нового мира". Несколько раз возникает фотография - у гроба Твардовского Владимир Лакшин, Мария Илларионовна Твардовская, Александр Солженицын... "Можно гибнуть по-разному. "Новый мир" погиб без красоты... на коленях", - считает герой. Но он же сказал однажды с ледяным спокойствием: "Нехай умирает, кто дурной..." Так оно и случилось. Дурные гибли, умный выживал. "Как ты мудро ведешь меня, Господи"...
"Я смолчал" - это про 1968 год. "С этого момента дополнительный груз на моих плечах".
Еще узелок: генерал Петр Григоренко, выйдя из психушки, вступился за "Новый мир" и написал Солженицыну жесткое письмо, объясняя, что без Твардовского и без "Нового мира" ему вырваться не удалось бы...
"Матрена, - читает автор свой знаменитый рассказ, - смешная, по-глупому работала на других бесплатно". Матренами он любовался с дистанции.
Солженицын, заговоривший о ГУЛАГе, был не единственным и не первым. "Математика меня спасла", - обронил он как-то. "Быть может, это и разгадка его точной судьбы", - комментируют авторы фильма.
Вот он на Западе. Стоит на крыльце вместе с другом - Генрихом Беллем. Лихие, настойчивые синкопы "Битлов": "You don"t know how lucky you are boys / Back in the U.S.S.R" - неожиданный саунтрек для такого фильма. Он заставляет вскинуться, сосредоточиться, посмотреть на ситуацию сквозь наслоения мифа.
"Жаждущим правды он оставил единственный завет: жить не по лжи! За эту роскошь платили сполна: мордовскими лагерями, психушками... Тогда казалось: не напрасно", - голос за кадром.
Кадр, повторяющийся не единожды: лауреат Нобелевской премии во фраке, в черной машине - барин.
Закольцовывается тема подарков: режиссер Фокина дарит герою букетик его любимых ландышей - он возвращает подарок, как вернул когда-то ковер Воронянской. Фокина просит сварить картошку, как он делает это обычно. Видно, однако, что отношения между героем и режиссером уже идут вразнос: "Олеся! Вы невозможный человек... Я хочу жить, а не сниматься". Картошку варить не захотел, чтобы не выглядеть позером. Меж тем в сокуровском "Узле" долго изображал творческий процесс...
В последней части самый щемящий момент - рассказ Ермолая Солженицына про брата Митю, сына Натальи Дмитриевны от первого брака: "Митя был для меня богом... Митю я любил, как никого в жизни не любил".
Солженицын вернулся. "Я ощущаю себя сейчас, что я живу среди своих". Вскоре Фокиной: "Соберите все. Мы рассчитались с вами..."
Контрапункт: линия людей обыкновенных и линия людей необыкновенных. Закрытые ворота дома в Троице-Лыкове. Рука тянется к звонку и замирает. Он вернулся, но мы не узнали друг друга.
Избранник.
(С) "Коллекция НГ" (КоНГ), электронная версия приложения к "НГ" (ЭВКоНГ). Номер 003 (23) от 13 февраля 1999 г., суббота. Полоса 4. Перепечатка за рубежом допускается по соглашению с редакцией. Ссылка на "КНГ" и ЭВКоНГ обязательна. Справки по адресу evng@ng.ru
Оригинал: «Независимая газета», 13.02.1999 / приложение «Коллекция НГ» №3
См. также:
-
Виктория Шохина. О фильме Олеси Фокиной "Избранник", показанном ВГТРК //
elibrary.com.ua voiks ПОСЛЕ долгих перипетий и сложных рокировок фильм Олеси Фокиной "Избранник" мы наконец увидели.
Первая его часть, "Вложение цели", и вторая, "Математик", прошли 10 февраля, третья - "Осень патриарха" - 11 февраля. Фильм этот стоял в сетке вещания канала 4 декабря 1998 года, но по просьбе Александра Солженицына был снят буквально в последнюю минуту. <...>
Солженицын вернулся. "Я ощущаю себя сейчас, что я живу среди своих". Вскоре Фокиной: "Соберите все. Мы рассчитались с вами..."
Контрапункт: линия людей обыкновенных и линия людей необыкновенных. Закрытые ворота дома в Троице-Лыкове. Рука тянется к звонку и замирает. Он вернулся, но мы не узнали друг друга.
Избранник.
-
Документальный фильм "Избранник" (1998) //
voiks Историко-биографическое повествование о А.И Солженицыне в 3-х фильмах: Фильм первый - «Вложенная цель»; фильм второй - «Математик»; фильм третий - «Осень патриарха». Филь поставлен к 80-летию писателя. По требованию Фонда Солженицына и супруги писателя Натальи Дмитриевны Солженицыной фильм запрещен к демонстрации.
-
Шиповальников, Виктор Георгиевич //
Википедия Скриншот Отец Виктор Георгиевич Шиповальников (10 февраля (28 января) 1915, Архангельск - 27 декабря 2007[1], посёлок Кратово[2]) - священник Русской православной церкви, протоиерей. <...>
Знакомство с А. И. Солженицыным
Был ключарём Борисоглебского собора в Рязани. В это время старшая дочь о. Виктора, Лиза, училась в школе у учителя Солженицына[18]. Вероятно, с этого началось знакомство о. Виктора с писателем. В «Архипелаге ГУЛАГ» А. И. Солженицын пять раз ссылается на рассказы отца Виктора[1]. Включён писателем в число свидетелей «Архипелага ГУЛАГ», тех, «чьи рассказы, письма, мемуары и поправки использованы при создании этой книги»[19]:10. А. И. Солженицын перечисляет отца Виктора и среди его тайных помощников, так называемых «невидимок». По словам Солженицына, отец Виктор Шиповальников отказался выступить против него в «Журнале Московской Патриархии» после высылки писателя из СССР, за что претерпел гонения[20]:41.
- 09.03.2017
Алексей Шиповальников: «Отец с самого детства жил в ощущении ГУЛАГа вокруг» //
www.pravmir.ru voiks Сын выдающегося пастыря XX века - о детстве и юности во времена гонений
- 15.03.2017
Алексей Шиповальников: «Верь Богу - и будешь улыбаться» //
www.pravmir.ru voiks Сын выдающегося пастыря XX века продолжает вспоминать о своей жизни и жизни своей семьи
Отец Виктор, Мария Борисовна, Алеша и Лиза. Из архива Елизаветы Викторовны Шиповальниковой
- 07.12.2018
Олеся Фокина. Три года рядом с Солженицыным //
voiks К столетнему юбилею писателя режиссер-документалист сняла по заказу Первого канала фильм «Век Солженицына»
- 26.09.2019
Документальный фильм «Век Солженицына» Олеси Фокиной в Тургеневской библиотеке города Москвы //
voiks Приглашаем всех желающих на уникальный кинопоказ документального фильма «ВЕК СОЛЖЕНИЦЫНА», получившего Приз “Present” за лучший неигровой фильм фестиваля “L‘Europe autour de L’Europe”(«Европа вокруг Европы») во Франции в 2019 году.и представленный также во внеконкурсной специальной программе «Мастера - пульс Евразии» XV Севастопольского Международного фестиваля документальных фильмов и телепрограмм «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ» в мае 2019 года.
-
Узел. Беседы с Солженицыным д.ф. //
voiks
- 11.12.2019
Эпитафия лжецу (2018) //
voiks