I. Храмы Северных и Центральных районов страны
Если конструкция основного объёма церкви в принципе мало подвержена территориальным изменениям: клеть или восьмерик с ярусами, или без них, имеющие боковые прирубы, или их отсутствие - вот и всё разнообразие, то другие конструктивные части храма имеют большие территориальные различия, которые вызваны как различиями в традициях плотницких школ, так и природно-климатическими условиями местности, такие как произрастание различных древесных пород, более тёплыми зимами и продолжительными дождливыми периодами.
Мы начнём с рассмотрения устройства конструкции храма с Северных (Европейская часть) и Центральных районов нашеё необъятной Родины.
Типы завершений храмов и часовен
Любая церковь состоит не только из сруба основного объёма. В одной клети или в восьмерике служить Господу никто не сможет. Необходимо, чтобы над церковном срубом имелась кровля, было специально выделенное помещение (чаще всего - прируб) для алтаря, трапезная, притвор и крыльцо, а так же другие необходимые пристройки (прирубы) к основному объёму храма. Обо всём этом наш следующий рассказ.
Кровля церкви является наряду с алтарём наиважнейшей составной частью храма, как с точки зрения архитектурного облика постройки, так и с точки зрения Церкви - именно она несёт на себе кресты храма, которые должны наглядно напоминать людям, что храмы предназначены для прославления распятого Иисуса Христа.
Очень важным элементом, который определяет внешний вид церкви, является форма и покрытие кровли. Всю совокупность конструкции завершений русских деревянных церквей можно подразделить на шесть основных типов покрытий:
- Скатные покрытия;
- Шатровые покрытия;
- Кубоватые покрытия;
- Купольные покрытия;
- Бочкообразные покрытия;
- Многоглавые покрытия.
При ярусных завершениях главным определяющем типом покрытия храма всегда будет верхнее завершение, которое несёт церковный крест. При этом нижние ярусы такого сложного покрытия храма являются к главному второстепенными и, следовательно, рассматриваются в качестве подтипа к основному покрытию.
1. Скатные покрытия
К этому типу, как видно из названия, относятся завершения храмов имеющие только скатные кровли. Скатные покрытия ставились на клетские храмы и, главным образом, на простые храмы, хотя есть случаи, когда на ярусных так же были установлены скатные покрытия. В зависимости от построения покрытия основного объёма храма этот тип состоит из трёх подтипов:
А. Двускатные завершения храмов
Самой простой формой покрытия над четвериком является двускатная кровля. Такая церковь отличалась от обычной избы только главкой с крестом. Невысокие кровли делали по принципу безгвоздевых самцово-слеговых, с потоками и курицами. Позднее от куриц и потоков отказались, и тёс стали крепить к слегам гвоздями. При этом концы тесин украшали резными пиками. Они позволяли кровельным тесинам быстрее высыхать, а кроме того, создавали красивый ажурный край кровли.
В зависимости от крутизны скатов кровли двускатные покрытия подразделяются на простые и клинчатые кровли, а по типу построения выделяются каскадные кровли
1. Простой двускатный тип - самый древний в русском деревянном зодчестве. Он был освоен русскими плотниками ещё задолго до постройки первой церкви. По этому типу крылись наши русские избы. Самой древней сохранившейся церковью в России считается небольшой храм Воскрешения Лазаря, первоначально построенный в Муромском Успенском монастыре Пудожского района Карелии, на восточном берегу Онежского озера.
Датировка церкви концом XIV века опирается на монастырское предание о погребении прп. Лазаря Муромского за алтарем церкви в 1391 году, но в документах это событие не подтверждено. Самое раннее упоминание о Лазаревской церкви относится к середине XV века. На сегодняшний день датировка храма однозначного подтверждения в документах не имеет, но исходя из конструктивных особенностей сруба, можно сказать, что наиболее вероятным временем постройки церкви является конец XIV - первая половина XV веков.
В 1886 году по решению Московского отделения Императорского Археологического общества на средства местного лесопромышленника А. Н. Русанова над Лазаревской церковью был построен деревянный футляр-реликварий. В 1960 году древнейший из сохранившихся деревянных храмов России реставратором Александром Викторовичем Ополовниковым был разобран, извлечён из футляра и перевезён в музей на о. Кижи.
* * *
Примером храма с простым двускатным типом завершения может также служить церковь Троицы Живоначальной Рёконьской пустыни.
В лесах и болотах Тихвинской низменности, среди непроходимых дорог, почти на границе Новгородской и Ленинградской областей находится уникальный комплекс монастырских построек - Рёконьская Троицкая мужская пустынь. Обитель входит в число старейших Русских монастырей. Она основана во вт. пол. XVI века, а в 1764 году упразднена; возобновлена в 1860 году. Здесь до 1917 года находилась древняя чудотворная икона Святой Троицы, известная с XIII века.
Небольшая деревянная клетская Троицкая церковь, состоящая первоначально из двух прямоугольных срубов: алтаря и основного объёма, была построена в 1672-1676 годах в Рёконьской пустыни. Трапезная пристроена к церкви значительно позднее. С южной стороны храма, у трапезной, было устроено небольшое крыльцо, служившее одновременно и звонницей.
Следует заметить, при сравнении Троицкой церкви с храмом Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, обе были первыми храмами, построенными при основании обителей. Они имеют близкие размеры и похожую объемную композицию. Обе первоначально состояли из двух срубов. Однако между ними почти триста лет. Это говорит об устойчивой традиции строительства клетских церквей.
Рёконьская пустынь была закрыта в 1920-х годах, в 1979 году её Троицкую деревянную церковь перевезли в музей деревянного зодчества «Витославлицы», расположенный на южной окраине Великого Новгорода и отреставрировали.
2. Клинчатые кровли нашли широкое применение для создания более выразительного образа простого клетского храма. Это обычное двускатное покрытие с высокой остроконечной кровлей в форме клина. Такие покрытия ставят либо на более пологую полицу, либо постройка обходится без неё.
Простейший, но тем не менее очень притягательный храм стоит на Петропавловской (второе, более позднее, название - Левитана) 50-ти метровой горе в городе Плёс Ивановской области. Это церковь Воскресения Христова, первоначально построенная в 1699-1700 годах в селе Билюково Юрьевского уезда Владимирской губернии (ныне - Ильинский район Ивановской области).
С 1833 года своего причта церковь не имела, а была приписана к приходу Троицкого храма ближайшего села Аньково. В кон. XIX века западный притвор храма расширили и поставили над ним шатровую колокольню, которая была разобрана в 1930-х годах.
Церковь Воскресения Христова была перевезена в 1982 году из села Билюково в город Плёс и поставлена на Петропавловскую гору, на то место, где раньше стоял деревянный храм ап. Петра и Павла XVII века, сгоревший в 1903 году.
Плёс - один из древнейших русских городов на Волге. Впервые город упомянут в Новгородской первой летописи под 1141 годом. Это один из красивейших городков Верхневолжья. Он расположен на холмах южных отрогов галичско - чухломской моренной гряды, на правом берегу Волги.
Храм является памятником древнерусского деревянного зодчества, одним из редких примеров церквей клетского типа, рубленных «в лапу», без полиц и галереи. Пятистенный алтарь храма покрыт высокой тёсовой кровлей. Церковь имеет короткую по длине трапезную, равную по ширине и высоте основному объёму, которая объединена в общий объём двускатной крышей. С запада к храму пристроен невысокий притвор, также под клинчатой крышей. Над основным объёмом храма возвышается одна главка, стоящая на постаменте и покрытая лемехом. Интерьер храма, имевший тябловый иконостас в настоящее время утрачен. Сейчас храм действующий, имеет новый иконостас, установленный в 2013 году.
* * *
Примером клинчатого храма с полицами может служить церковь Положения Ризы Господней, первоначально построенная в селе Бородавы Кирилловского района Вологодской области.
Храм Ризоположения построен по благословению архиепископа Ростовского, Ярославского и Белозерского Иоасафа (кн. Оболенский Савва-Исаак Михайлович) «при великом князе Иване Васильевиче и при сыне его великом князе Иване Ивановиче в лето 6994 на память Покрова пресвятые Богородицы». Поэтому точной датой освящение храма является 1 октября 1485 года. На этот же год указывают клировые записи 1498 года.
Церковь стояла на высоком мысу при впадении реки Бородавы в Шексну. Село Бородава до 1789 года входила в состав монастырских владений Ферапонтова мужского монастыря, село было главным перевалочным пунктом монастыря, поэтому строительство церкви в большом торговом селе у монастырской пристани являлось насущной необходимостью.
Постройка представляет собой небольшой клетский храм под клинчатой кровлей. Она относится к достаточно редкому типу храма без отдельного алтарного прируба. Здание церкви состоит из двух срубов, собственно храма и трапезной. Трапезная несколько шире храма и выступает за пределы его стен. Алтарь не прирублен к храму, а объединён с ним в общую клеть, при этом высота храмовой части сруба значительно выше алтарной, высота которой совпадает с высотой трапезной. Разновысокие кровли обогащают силуэт церкви и делают простую двухсрубную композицию храма гораздо более сложной. В интерьере алтарь отделён от моленного помещения преградой из деревянных брусьев с пазами и досок. Эта преграда является первоначальной конструкцией иконостаса.
Верхняя часть стен сруба с южной и северной стороны имеет повалы, на которые положены полицы. Вдоль южной и западной стены трапезной, одновременно с строительством храма была устроена открытая галерея с крыльцом, накрытая односкатной кровлей. Окладные венцы срубов поставлены на валуны.
Срубы храма и трапезной рублены в «русский угол» из соснового леса. Бревна подобраны настолько тщательно, что не видно ни одного сучка, размер каждого бревна почти не меняется по всей длине.
В XIX веке храм избежал крупных «благолепных» подновлений. Церковь была обшита тёсом, а к трапезной с запада пристроили дощатый притвор.
В 1919 году церковь получила охранное свидетельство как уникальный памятник истории и культуры. В 1955 году храм исследовал и обмерил архитектор Борис Васильевич Гнедовский, который подготовил научный отчет о состоянии церкви и проект ее реставрации. В 1957 году церковь Ризоположения разобрали и перевезли на территорию Кирилло-Белозёрского музея-заповедника. Сборку и реставрацию церкви выполнила в 1960 году бригада плотников Вологодской специальной научно-реставрационной мастерской под руководством архитектора Е. Криулина.
3. Каскадные двускатные кровли характерны для клетских церквей северо-западных земель России (юго-западная часть бывшей Олонецкой губернии). Каждый скат состоял из двух или трех ступеней. Самый древний из сохранившихся церквей этого типа - храм Георгия Победоносца, построенный в первой четверти XVI века, до сих пор стоит на Юксовском погосте, находящийся у д. Родионово Подпорожского района Ленинградской области. До 1917 года Юксовский погост относился Лодейнопольскому уезду Олонецкой губернии.
Храм великомученика Георгия Победоносца стоит на восточном берегу Юксовского озера в живописной местности Свирско-Оятской возвышенности. По народному преданию, сам св. Георгий (в народе - Егорий Храбрый) повелел возвести на этом месте церковь. А пока плотики рубили храм, рыбаки с озера видели лучезарное свечение на берегу.
Юксовский погост впервые упоминается в 1137 году. Первый храм до нас не дошёл. Ныне стоящая на погосте Георгиевская церковь построена в 1522 году и неоднократно перестраивалась на протяжении XVI-XVII столетий. До 1917 года в приходе было 25 деревень, сейчас сохранилось только 6, из которых 2 жилые. Наличие большого прихода определило высотно-пространственную композицию храма.
Георгиевский храм состоит из высокого сруба основного объёма и двух меньших по высоте равновеликих прирубов: алтаря и трапезной, которые вторят центральному основному объёму.
Характерной особенностью храма является каскадная клинчатая кровля: под свесом основной кровли устраивается дополнительный скат с тем же уклоном. Над притвором и алтарем кровля имеет два яруса, а над центральным срубом - три. Стены срубов под скатами сделаны с повалами. Такое устройство кровли подчеркивает вертикальную устремленность храма.
Постройка церкви имеет крытую висячую галерею, охватывающая храм и трапезную с трёх сторон и имеющая с западной стороны крыльцо на два всхода. Первоначальная узкая галерея с односкатной кровлей была сделана на выпусках и парила над землей. Всё это визуально скрадывало массивность огромного храма и создавало его легкий и динамичный образ. К сожалению, этот эффект был в значительной степени утерян при позднейших переделках храма. В 1877 году храм был обшит тёсом.
Интерьер церкви украшен пропильной резьбой, в которой соседствуют наряду христианскими и языческие символы: православный крест и изображение Солнца-ярилы.
4. Клинчатые кровли поставленные по поперечной оси храма. В поисках придания нового художественного облика клетскому храму русские плотники попытались поставить клинчатую двускатную кровлю ни как обычно вдоль храма, а поперёк его, тем самым, щипец фасада приходился на северную и южную боковые стороны. Такая уникальная церковь Троицы Живоначальной была построена в 1633 году в Троице-Благовещенской Синозерской пустыни. Об этой обители мы будем говорить в следующей главе «
Монастыри», а сейчас нас интересует его главный храм. К сожалению, вся Синозерская пустынь, основанная преподобномучеником Евфросином Синозерским, сгорела в ХХ веке и к 1961 году от неё ни одной постройки не сохранилось. 26 декабря 2019 года решением Священного Синода монастырь был официально открыт. С этих пор начала возрождаться старая обитель. Было решено: все храмы обители воссоздать на старых местах и в прежнем облике. Исключением явился храм Петра и Павла, который сгорел ещё в 1847 году и его внешний облик не сохранился. Воссоздание обители было поручено Петербургскому архитектору-реставратору Евгению Павловичу Варакину.
В 2019 - 2022 годах была воссоздана летняя деревянная церковь Троицы Живоначальной, первоначально построенная в 1633 году, сгоревшая 3 августа 1960 года.
Строящаяся Троицкая церковь (вид с юго-запада) и проект храма архитектора-реставратора Е.П. Варакина (восточный фасад). Фото 2020 г.
Троицкий храм двухэтажный. На нижнем этаже находится престол в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, на верхнем - Троицы Живоначальной, алтарь которого смещён к западу относительно алтаря Благовещенского храма. Как уже ранее было сказано, клинчатая кровля, несущая две небольшие главки, в этом храме поставлена по поперечной оси. Другая, более традиционная для северных деревянных церквей особенность постройки - соединение храма с колокольней висячем крытым переходом.
5. Храмы с парными клинчатыми кровлями - интересные клетские церкви с двумя параллельно стоящими высокими клинчатыми кровлями и полицами с внешней стороны. Такой храм, к примеру, с 1776 года (по др. данным - с 1684 г.) стоял на Осиновском погосте, что на правом берегу Северной Двины, чуть ниже впадения в неё реки Ваги.
Введенская церковь в первоначальном виде и обшитая тёсом.
Это церковь была освящена в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и имела северный придел свт. Николая Мирликийского. С запада к основному объёму примыкала трапезная, потолок которой поддерживался двумя украшенными резьбой столбами. Дверь из паперти в трапезную была украшена резным наличником (порталом). Обшивка стен тёсом - поздняя, по всей видимости, 1901 года, когда храм в последний раз обновлялся. С запада церковь имела высокое крыльцо на два всхода.
До 1917 года погост находился в Шенкурском уезде Архангельской губернии. На погосте находился тройник: вместе с Введенской церковью, к юго-востоку от неё, стояла деревянная шатровая Крестовоздвиженская церковь, построенная вскоре после 1762 года. К западу от храмов находилась невысокая колокольня. Весь погост был обнесён рубленной оградой с красиво выполненными воротами.
После 1917 года храмы были закрыты, и вскоре разобраны. Сейчас на месте погоста стоит деревня Осиново Виноградовского муниципального округа Архангельской области.
Б. Четырёхскатные завершения храмов
Такие виды крыш над храмами строились в сравнительно в небольших приходах средней полосы России и в Южных районах страны, а также на кладбищах и в дальних деревнях прихода в качестве приписных. Со вт. пол. ХIХ века этот тип постепенно стал «перебираться» на Север. Широкого распространения в среде клетских церквей они не получили, потому что такое покрытие красивым могло быть только на квадратном в плане срубе, вместительность которого была невелика.
Примером такого типа построек может служить церковь святителя Николая Чудотворца в Ольгинском монастыре, расположенном у истока великой русской реки Волги.
Первоначально храм был построен в 1867 году в селе Святое, но в связи с постройкой в селе каменной церкви, деревянный храм в 1907 году перевезли село Волговерховье, где тогда создавался Ольгинский женский монастырь, который был основан в 1909 году из общины, открытой в 1907 году. Собрал Никольскую церковь местный крестьянин Василий Забелкин из деревни Зенцово Хотошинской волости Осташковского уезда под наблюдением Тверского архитектора Виктора Ивановича Назарина. Она была освящена 27 июля 1908 года.
Одноглавый храм с квадратным в плане срубом, рубленным «в лапу», имеет четырёхскатную каскадную кровлю со слуховыми окнами и обшит выкрашенным тёсом. Барабан главки декоративно украшен аркатурой. С востока храм имеет пятистенный алтарный прируб, а с запада - притвор с крыльцом.
В 1924 году Ольгинский женский монастырь был упразднён. В 1994 году впервые после закрытия Ольгинского монастыря на истоке Волги, архиепископом Тверским Виктором была совершена Божественная литургия, положившая началу служения литургии и в последующие годы. 28 декабря 1999 года после перерыва Патриарх Московский и всея Руси Алексий II определил открыть на истоке реки Волги женский монастырь для возрождения в нём монашеской жизни.
Отсюда, с Валдайской возвышенности, освящённая Церковью, начинает свой разбег по России река Волга. 3690 километров (3530 км - с учётом спрямления русла реки водохранилищами) предстоит ей пройти по нашей родной земле, чтобы закончить свой путь на Каспийском море.
* * *
Интересна церковь Николая Чудотворца с высоким четырёхскатным «колпаком», построенная в 1717 году в селе Новинки Устюженского района Вологодской области. До 1927 года село находилось в Устюженском уезде Новгородской губернии.
Эта небольшая церквушка давала яркое представление об архитектуре первых шатровых завершений на клетских храмах, так как они вряд ли могли сильно отличаться от скатных завершений клетских церквей. Резкого скачка к шатру в начальном историческом периоде быть не могло; говоря иначе, не могли сразу появиться высокие восьмерики «от пошвы», равно как не могли появиться сразу и высокие шатровые завершения на них. Надо полагать, что первоначально четырёхскатные завершения робко поднялись над клетью церкви, причём его шатер вначале также не имел большой высоты и походил скорее на «колпак».
В 1987 году в целях лучшей сохранности церковь была перевезена в соседний посёлок Даниловское и поставлена к югу от территории музея-усадьбы Батюшковых и А. И. Куприна. Однако на новом месте церковь простояла недолго: в 1996 году она сгорела.
В. Восьмискатные завершения храмов (крещатые прямоскатные покрытия)
В русском деревянном зодчестве щипцовое завершение боковых (северного и южного) фасадов не часто применялось - всё же это был удел каменного зодчества, однако и в среде деревянных храмов нет-нет да и появлялись клетские храмы с восьмискатным завершением.
Такой тип завершений, конечно, пришёл из каменного зодчества. В зависимости от подтипа клетского храма (простой или ярусный), на котором установлено щипцовое завершение, церкви с этим покрытием выглядят совершенно по-разному, как, пожалуй, не в одном типе завершений.
1. Восьмискатные завершения простых клетских храмов в русском деревянном зодчестве применялись не часто. Плотники, создавая свои неповторимые творения, всегда стремились к постройке добавить что-то отличающее её от других. Но возможно было и влияние заказчика, который, подсмотрев где-нибудь в Новгороде
каменную архитектуру храмов, решил воплотить у себя в вотчине такую же, но в дереве. Так или иначе, в русском деревянном зодчестве появляются постройки с восьмискатными кровлями, близкими по архитектуре каменным храмам, но, естественно, со своей деревянной «спецификой».
Примером такого храма могла бы служить церковь Николая Чудотворца, стоявшая до 1937 года в п. Уемский Приморского района Архангельской области.
Рисунок архитектора В. В. Суслова, 1880-е гг. и храм в 1920-1930-х в селе Уйма.
Старинное село Уйма расположено на правом берегу Северной Двины, на её протоке Уемлянка по Петербургско-Московскому тракту в 16 верстах от Архангельска. До 1917 года Уйма была волостным центром Архангельского уезда. Самое раннее упоминание о приходском храме содержится в храмозданной грамоте митрополита Новгородского Макария от 7 января 7161 (1653) года.
В XIX - нач. ХХ веках в селе стояли две церкви: деревянная Никольская, построенная в 1708-1709 годах и стоящая через дорогу каменная церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы с приделом праведного Прокопия Устюжского, построенная между 1789 и 1798 годами на месте предшествующего деревянного храма.
Клетскую Никольскую церковь с щипцовым завершением фасадов и с пятистенным алтарным прирубом сначала окружала с трёх сторон крытая висячая галерея. Из галереи в отверстия, сделанные в стенах, был виден интерьер церкви.
Во вт. пол. XIX века Никольский храм обследовал академик архитектуры Владимир Васильевич Суслов. Его зарисовки помогают установить, каким был храм в его время. С течением времени, из-за отсутствия надлежащего ремонта, галерея была разобрана, сама церковь осела и стояла в запустении около 20 лет, пока в 1885 году не был произведён капитальный ремонт. При этом церковь была обшита снаружи тёсом, окрашена и покрыта железом.
Внутри храма был установлен новый иконостас, сделан новый пол, окрашены стены. Начали разобрать храм в 1937 году, но его полуразрушенные стены простояли до окончания Великой Отечественной войны, сейчас на его месте установлен поклонный крест.
2. Восьмискатные завершения ярусных клетских храмов. Если восьмискатные завершения на простых клетских храмах вызывают чувство присутствие влияния каменного зодчества, то эти же завершения на ярусных храмах, напротив, всецело принадлежат деревянному зодчеству.
Об ярком примере ярусного клетского храма Рождества Иоанна Предтечи с щипцовым завершением фасадов, стоящем в селе Ширково Пеновского района Тверской области мы уже рассказали во II части этой главы. Теперь остановимся на недавно (2014-2019 годах) отреставрированном храме Богоявления Господня в Палтоге.
Палтогский погост и его приходские деревни стоят на северных склонах Мегорской гряды в 17 километрах по Санкт-Петербургскому тракту к западу от Вытегры. До 1922 года погост административно находился Вытегорском уезде Олонецкой губернии.
Палтогский погост основан новгородцами не позже начала XVI века. Первые сведения о погосте относятся к 1521 году. Современная деревня Палтога была образована 27 июня 2001 года в результате объединения деревень Акулово, Аристово, Васюково, Казаково, Коробейниково, Кузнецово, Палтогский Перевоз, Рухтиново, Семёново, Сухарево, Тронино, Угольщина, Чебаково и Яшково.
Деревянный двуярусный клетский храм с двумя престолами, стоящий на Палтогском погосте был построен в 1733 году. Это достаточно традиционный по планировке храм. К центральному четверику основного объёма с запада прирублена равная ему по ширине трапезная с более узким притвором под одной двускатной кровлей, а с востока двухчастный восьмистенный алтарный прируб, который первоначально был перекрыт двумя бочками, а позднее единой пятискатной тесовой кровлей с главкой. Все срубы поставлены на подклет. Основной объем храма типа «четверик на четверике» образует двухъярусную композицию. Нижний четверик имеет восьмискатное покрытие с бочками на месте щипцов. Каждая бочка увенчана главкой на круглом барабане. Верхний четверик перекрыт крещатой бочкой с полицами, на которой поставлена крупная центральная главка. Скаты кровель тесовые. Бочки, барабаны и главки покрыты городчатым лемехом.
Стены обоих четвериков, трапезной и притвора срублены «в обло», стены алтаря - «в лапу». Изнутри бревна протёсаны в «круглый угол».
В 1796 году храм был полностью перебран и поставлен на каменный фундамент. В интерьере появилось расписное «небо». В 1821 году тёсовую кровлю бочек заменили на железную. В 1843 году на церкви сделали тёсовую обшивку и выкрасили её в белый цвет. В 1855-1858 годах главы и кровлю между ними покрыли жестью, и покрасили зеленый цвет.
С 1810 года на погосте стоит каменный Знаменский храм, построенный на месте предшествующей одноименной деревянной церкви.
Первое обследование храма в Палтоге выполнил архитектор и реставратор памятников древнерусского зодчества Пётр Дмитрович Барановский, который совершил экспедицию по Обонежью в 1926 году с целью учёта и изучения памятников деревянной архитектуры севера и принятия мер к их охране. Он произвел схематичный обмер, сфотографировал памятник и подготовил доклад. Следующая экспедиция по обследованию Обонежских церквей по заданию Академии Архитектуры состоялась в 1947 году. Были выполнены обмеры и фотофиксация, составлен акт обследования технического состояния церкви. В 1977 году под руководством архитектора А. С. Сорокина было проведено исследование архитектуры Богоявленской церкви.
В конце 1980-х годов начались работы по реставрации храма. Было восстановлено лемеховое покрытие глав, частично снята обшивка стен. Однако вскоре финансирование работ прекратилось. В результате в 2009 году произошло обрушение верхнего яруса храма. С 2014 года Архитектурно-реставрационным центром «Заонежье» началась реставрация церкви методом полной переборки, но из-за административных и финансовых проблем в 2016 году все работы были свёрнуты. В начале 2019 года реставрация Богоявленской церкви была закончена фирмой «Нагель».
Продолжение главы следует.
Фото из интернета.
___
О Г Л А В Л Е Н И Е___