начало и оглавление Как работает концепт "образование как услуга" в России, хорошо известно.
В Китае учителя-шифу (shifu = мастер/учитель/господин)
потенциальные ученики просят взять их в учение на коленях:
клятвенно заверяя в своей преданности:
"Стать учеником" означает, по Конфуцию, войти в семью мастера-отца в качестве сына -- и брата:
приняв соответствующие обязанности:
но и получив при этом право на отеческий совет:
За привилегию такого квази-родства -- в отличие от родства реального -- надо, конечно, платить:
(Конфуцию ученики платили связками сушеного мяса.)
Но и мастер, в свою очередь, по-отечески заботится об учениках, уделяя им при случае из своих доходов:
Понятно, что схема "я заплатил -- дай мне диплом" тут никаким боком не катит.
***
Поучительно сравнить китайскую схему шифу+ученики со структурой Пугалко+дроиды, где отношения в чём-то похожи на китайские: дроиды ходят за Пугалком с открытыми ртами, а он их одаряет всевозможными премиями.
Но важны именно отличия -- ведь именно по не бросающимся в глаза деталям отличают подделку от оригинала.
В чём отличия? На ум сразу приходят два:
1.
В отличие от китайского шифу, Пугалко раздаёт дроидам отнюдь не свои деньги и квартиры -- как и они ему из своего кармана не платят.
Зато вместе они образуют устойчивую (благодаря обратной связи: чем больше дроидов, тем круче Пугалко в глазах благонамеренных профанов, тем больше он может сшибить бананов, тем преданнее дроиды) структуру, которая -- в условиях
Второго Начала и доминирования в научной текстосфере
лажевых пузырей -- сшибает бананы ну просто
а(х)уенно эффективно.
2.
В боевых искусствах невозможно победить с помощью гипотез; гипотезы проверяются мастерами в спарринге за закрытыми дверями.
Мастер должен демонстрировать ученикам своё ловкое мастерство совершенно конкретно (что отчасти связано с реальной платой за обучение, а отчасти с природой предмета):
побеждая наглядно и безусловно:
.
Пугалко же впечатляет своих дроидов (а также всех остальных, кому
нравится поддаваться этому впечатлению, от Мish'ы до нашей Наташи) исключительно косвенно --
фанерой и могучими
экстерналиями (
ором,
челюстью,
наглостью) -- не имея ни одной безусловной "победы" над сколько-нибудь серьёзным "соперником" (т.наз. "эффект Рубакова" не предлагать; мы статью
смотрели, атрибутом "безусловный" там не пахнет).
***
Все кадры из второго фильма про легендарного Ип Мана, см. в конце записи
про китайское отношение к интеллектуальной собственности.