Многоуважаемый Александр Александрович немножко удивил нас, когда не смог ответить на вопрос "а что производят детские сады?" (
тыц).
Вопрос был задан кем-то (похоже, в спазме остроумия) вслед его же, ААА рассуждениям о том, что даже хреновые из наших университетов производят нечто важное (возможно, точнее было бы сказать расширенно ВОСпроизводят) -- а именно, "ценности" (слово в кавычках не для иронии, а для грядущей
приматологической деконструкции) в виде т.наз. "среднего класса" -- людей, мозг которых "оснащён" определённым набором образцов поведения/потребления/... -- в отличие, скажем, от обычного сантехника-пиволюба или сельского самогоноварителя без в.о. [или
тупорылого с макаровым --Upd 2014-09-30].
Удивил -- потому что:
Вся система образования, от детского сада до аспирантуры, занимается -- наряду -- и даже до -- утилитарного обучения и профподготовки -- воспроизводством ценностей как части
когнитивной оснастки новеньких многоглаголящих.
(Чего, кстати, недоучки из родного Правительства в дым не понимают в силу своей
гуманитарной убоищности.
Тут нужно различать явное понимание и имплицитное "ощущение".
Понимания явного -- как у ААА -- может и не быть, но соответствующее ощущение есть у большого слоя образованных или ценящих образованность людей, включая даже и некоторых физтехов.)
Контекст, о котором следовало бы помнить -- уже упоминавшийся в связи со
спецификой молодых учёных фундаментальный
биогенетический закон: онтогенез (=развитие индивидуального организма) идёт, повторяя в общих чертах этапы филогенеза (=развития вида).
Дарвин-Геккель-Мюллер говорили о чисто биологическом развитии организма.
Удобно ввести понятие
когнитивной оснастки организма, на которую законы развития тоже распространяются.
("Ценности" -- это некая особая часть когнитивной оснастки.
[Upd 2014-08-22:
определение])
Очень грубо говоря, ребенок 3 лет -- это уровень шимпанзе.
Детский сад берёт такого приматёнка и активно соучаствует в когнитивной оснастке его мозга до начала обучения чтению.
Какую оснастку вправляет в мозг приматёнка детский сад?
Понятно, что употреблять то же слово "ценности", что и в рассуждениях ААА о слабых университетах, не вполне хорошо, но другого мы пока не придумали.
[Upd 2013-09-13: уже придумали:
протоценности]
Возьмём, например, такой детсадовский стишок:
... буквы. Жили-не тужили,
Потому что все дружили.
Но однажды дело встало
из-за страшного скандала
...
... только "яяяяя".
...
Потому что буква Я --
В азбуке последняя!
В школьном туалете урок закрепляется на новом уровне -- в четыре слова.
Понятно, что тут речь о той самой проблеме обуздания
гонорита, решение которой ставит в центр своего внимания
Конфуцианство, и которая
позорно не решается в Наших Гондуrussах.
***
Или из французского опыта (
Французские дети не плюются едой):
По мнению французских экспертов, умение воспринимать отказ -- такой же важный шаг в развитии, как и обучение сну.
Дети осознают, что в мире есть и другие люди, и у этих людей есть потребности, которые не менее важны, чем их собственные.
Один французский психолог пишет, что обучение терпению должно начинаться в возрасте трёх-шести месяцев.
Только вместо англосакского
be considerate, по-французски это выражается традиционным родительским увещеванием sois sage!
***
Можно сказать, что детский сад производит протоценности, представляющие собой самые первые шаги, так сказать, элементарные меры (подготовки), среди прочего, и обуздания внутреннего примата.
Элементарные -- но и самые фундаментальные.
Кстати, обучение
строиться парами -- из той же оперы про обуздание гонорита.
***
У китайцев есть корпус конфуцианских (и не только конфуцианских) заповедей, внедряемых с младых ногтей.
У японцев есть аналогичный корпус "идеологических" текстов для начальной школы.
Есть ли что-то аналогичное в Наших Гондуrussах? При коммунизме что-то было. А сейчас?
***
что производят детские сады (2) М.Гаспаров о "детских ценностях" что производят тюрьмы