начало и оглавление Короче, художества (мы позорно забыли упомянуть кинохудожества) упорно укрепляют в мозгу зрителей (как хорошо, что Основатель живет без тв уж сорок лет) связь экстерналий с социо-психо-типажем.
Крайнее зловредство.
По внешности можно много, наверное, сказать (хотя Конан Дойль, видимо, тоже промблемку сильно упрощает).
Но вот лично мы в какой-то момент жизни, наобщавшись с деятелями художеств и наслушавшись их суждений, стали на эту связку (морда-характер/ум/...) обращать целенаправленное внимание -- и никакой связи не наблюли:
Милый, чистенький молчел в определённой ситуации оказывается ублюдком.
Интеллигентный на вид пенсионер со шкиперской бородкой -- заковыристым агрессивным долбо(ё)бом.
Симпатичная аккуратная мамаша вдруг материт своего 3-летку на детской площадке так, что на десятом этаже уши вянут.
И наоборот: бомжеватая морда оборачивается Критикующей смыслы личностью.
И т.д. и т.п.
Хотя чаще, конечно, приходится разочаровываться.