дискурсивный интеллект (1) для затравки любопытный пример

Feb 28, 2015 21:41

(2) нейрологические фактоиды

В текстосфере мирового Приматоценоза полно разной длины рассуждансов в духе "Язык и речь: мировая загадка".

Никакой особой загадки тут, конечно, нет, но тема важная.

Мы по касательной это дело затронули многажды (хотя бы текстосфера (4) внешняя память для интеллекта или, вот, срыв интерпретации чаще реализуется в ситуациях, где как-то используются слова).

Отдельный thread начнём очень неожиданным, ясным примером, случившимся вчера на занятиях со школьниками.

Особо одарённый (благодаря развивающим воздействиям мамы -- зоопсихолога по основному образованию, ученицы Зориной -- shìziè zhēn xiăo) шестикласник попал в продвинутую группу юных программеров и начал въезжать в тему списков. Для начала простые списки и простейшие манипуляции с ними, когда новый элемент добавляется в голову списка: то есть простой обход списка просматривает добавленные данные в обратном порядке. Соответственно, для заякоривания списка была заведена указательная переменная с именем first/первый.

У пацана случился заворот мозга по той причине, что слово "первый" применялось в объяснениях в двух разных смыслах: первый по месту в списке и первый по времени добавления.

Общая вечерняя утомлённость усилила эффект, но факт тот, что парень разбирался с заворотом мозга у whiteboard не меньше получаса, и даже после того, как причина заворота была совместными усилиями установлена, понадобилось некоторое время, чтобы мозг юного таланта свыкся с множественностью смыслов простенького прилагательного "первый".

***

Лет пять назад Наблюдатель был озадачен скоростью, с которой некий комбинаторно явно не обделённый доцент ВМК МГУ, забубённый фанат C/С++, выдавал софистические аргументы в онлайн дискуссии по одинокой зелёной линии на знаменитой картинке. Наконец, осозналось, что подменяются значения слов, по которым связывались аргументы, причём победительная уверенность софиста не давала полагать, что он осознаёт подмены.

То есть доцент, как и 12-летка в первом примере, мыслил словоформами, а не смыслами, только гораздо быстрее.

Это отлично согласуется с картинкой слов как (сложных) нейроцепей в неокортексе (см. приматологическую схему ругательства):

Приматологический вывод
Без специальной тренировки рассуждающий мозг жонглирует словоформами как единицами смыслов.
***

Отсюда ещё раз следует важность тренажа приматят письменным переводом в курсах иностранных языков.
Причём оно тем полезней, чем дальше соответствующая культура от родной.

Теперь должно быть понятней, почему оказалась такой успешной императорская классическая гимназия с курсами латыни и древнегреческого, где был неизбежен упор на письменный перевод, как бы ни ворчал Дмитрий Иванович, ещё не имея возможности оценить, какие гуманитарные убоища придут к власти в Наших Гондуrussах и какую устроят тотальную болонизацию образованию с наукой через три поколения после -- и в результате -- уничтожения классической гимназии.

дискурсивный_интеллектус, педагогика, мартышки_гегемоныча

Up