Первый вариант: 2016-07-15, 09:58.
Второй вариант переделан в общеприматологическом духе выявления элементарных механизмов ("
приматического низа") интеллектуса.
Воспоминание о юношестве заставило осознать необходимость сделать экспликацию понятию "экспликация".
Экспликация (феномена, ситуации, обстоятельств) -- это осознанное и целенаправленно отчётливое выражение (феномена etc.) в символьной форме (в виде текста, схемы и т.п.).
Это нечто немножко более сильное, чем простая фиксация в словах, символах или схемах. Простой фиксацией является, например, первичный акт локвации -- структурированное сотрясение воздуха органами рта в ответ на предъявление релизера в условиях ещё не забытого, поддержанного гуморальным выбросом впечатления от какого-либо обстоятельства -- такой акт есть элементарный и одновременно примордиальный акт фиксации/отображения/шифровки реальности в виде текста, причём акт, непосредственно привязанный к целям внутристайной коммуникации. Такой акт не предполагает никакого осознания, а стремление к отчётливости ограничивается непосредственной целью.
Об экспликации, on the other hand, имеет смысл говорить в контексте Интеллектуса-2: экспликация -- его первый и затем повторяющийся шаг [>>
Основной цикл ...].
***
Экспликация как часть процессов Интеллектуса-2 подразумевает и обеспечивает:
(1) трансляцию продукта экспликации "наружу" из, хм, мыслящего мозга;
(2) дальнейшее разглядывание этого продукта (=поиск корреляций);
(3) дальнейшую комбинаторику с вовлечением выявленных экспликацией обстоятельств;
(4) дальнейшее
Накопление понимания.
Можно сказать, что
Накопление понимания имеет субстратом цепочку экспликаций.
***
Не следует путать экспликацию как
оснóвный механизм Интеллектуса-2 со, скажем, доказательством или определением -- продуктами the процесса. Хотя это две стороны одной медали.
Экспликация не ограничивается выражением феномена в готовых терминах (как это имеет место в случае первичного акта локвации), но создаёт в случае необходимости новые. Этот процесс не всегда осознан: выражение может ограничиться подбором подходящей метафоры. Но и о полноценной экспликации говорить тогда нельзя.
Зато можно сказать, что всевозможные метафоры, более или менее спонтанно рождающиеся в локвацирующем энцефалоне как результат обнаружения корреляций при недостатке "штатных" выразительных средств, -- это начальные шаги в процессе создания тезауруса, адекватного эксплицируемому феномену.
***
Бывает ситуация, обычно временная, когда экспликация произошла для себя -- слово найдено, но на внешнем носителе ещё не выражено. Но через
аркуатный пучок слово должно проциркулировать.
Со схемкой немножко по-другому: пока она не начёркана хотя бы на салфетке, об экспликации говорить трудно.
Всё-таки у слов в мозге многоглаголящих особая роль.
***
Недоразвитая форма экспликации -- это объяснение. Опять же, рождается из коммуникативных нужд стаи.
С другой стороны, в контексте равзитого интеллектуса, объяснение другому -- это:
1) способ выявить неявные предположения, которые затем сохраняются в объясняющем мозгу;
2) тренаж объясняющего мозга в экспликации, наращивающего таким образом свой интеллектус.
О втором пункте, в отличие от первого, вспоминают пореже (if at all).
***
Тренаж в точном понимании условия задачи, необходимый детишкам, -- это простой частный случай тренажа способности экспликации.
В выражении "применим самый мощный метод решения задач -- метод пристального разглядывания" речь об экспликации и её настоящей роли в
интеллектуальных процессах.
В свете этого выражения постоянно фиксируемые жалобы и стенания по поводу рождающегося Тезауруса Высшей Приматологии заставляют вспомнить о
Числах.
(Процитированное выражение вонзилось в мозг будущего Наблюдателя на втором курсе, на одном из первых семинаров по теормеху из уст аспиранта, имя которого, увы, забылось.)
**
Если по одну сторону от экспликации находится "объяснение", то по другую -- "доказательство", "модель" и "теория"...........................