Приматический Элемент -- определение и оглавление Триумф Альфа Зеро доставил впечатления, которые на фоне Приматологического Проекта (и
понимания, накопленного в школьном возрасте) отлились в такое наблюдение:
Шахматная доска -- двумерная геометрическая структура, которую приматический мозг, воспринимающий её через свой мощный зрительный аппарат, на подсознании снабжает концептом расстояния. Но этот концепт только частично отражён в правилах игры -- локальные ходы короля, коня, пешки. Для слонов, ладей, ферзей расстояние роли не играет. Но приматический мозг -- чем он менее опытен в этой игре, тем сильнее -- опирается на концепт расстояния при построении планов. Количественно это можно выразить, наверное, в том, что приматический мозг чаще, чем это диктуется правилами игры, выбирает комбинации с меньшими суммарными дистанциями, которые проходят фигуры, а также, возможно, комбинации более, так сказать, планарные.
Upd 2018-02-19 "Плохо видит доску" -- это как раз про "зевки" угроз из другого угла доски.
Формулировки шахматных эвристик для игроков-приматов тоже tend to формулироваться в геометрических терминах ("борьба за центр" etc.).
Во всяком случае комбинации больших мастеров, где фигурируют большие скачки какого-нибудь ферзя через всю доску, хотя основной экшн относительно локализован (атака на короля и т.п.),
tend to, по впечатлению, получать восклицательные знаки именно для таких, для глаза хаотичных ходов.
Альфа Зеро, с другой стороны, зрением не обладает, геометрию не воспринимает вообще, все ходы на любое расстояние для неё равноценны, -- и никаких эвристик, сформулированных человеками, в неё не закладывалось. Оттого, скажем, даже понятие центра для неё изначально "плывёт" в зависимости от конфигурации фигур. Оно "плывёт" и у мастеров, но белковым мастерам нужно тренировкой и опытом преодолевать геометрическую инерцию, у искусственного же интеллекта такой инерции нет изначально.
Тот же
Сергей Шипов нередко говорит о "чисто компьютерных" ходах -- это как раз, по ощущению, ходы, неестественные для глаза или скрытые от него находящейся на поверхности восприятия "мусорной" информацией о геометрии доски, близости клеток и т.п.
Вот, возникла годная формулировка: "мусорная" информация о геометрии доски порождает паразитное
подсвечивание нейроцепей, которое tends to вызывать у белковых шахматистов
срыв интерпретации позиции и снижение оптимальности решений.
В сущности, механизм тот же, что и, скажем, с
Пугалкиными
экстерналиями, которые, впрочем, гораздо сильнее, чем геометрия какой-то шахматной доски, срывают в мозгах аудитории интерпретацию его до оскомины банальных, глубоко профанированных высказываний, замещая все возможные впечатления одним --
восторгом.