аверзия и гумор "негодование" (Критика смыслов как агрессия)

Apr 02, 2018 22:04

Аверзии мельнули у нас в самом начале (агрессия, бегство, затаивание), а потом разбирались аппетенции с соответствующими гуморами ( восторг доминантом, быть среди своих, потребность локвации ...).

Но вот накопился ряд феноменологических наблюдений, где вперёд выходит важная аверзия (и соответствующий гумор).

Начнём со свежего комментария. Сама его длина, ссылки и т.п. указывают на серьёзный разряд гуморальной энергии -- без гуморальной энергии животные не делают ни-че-го.

Какова природа соответствующего гумора?
Укоризненный характер коммента указывает скорее на аверзию. Но какую? Ясно, что тут не подходят ни бегство, ни затаивание. Назвать это полноценной агрессией тоже не получается.

Посмотрим на другой, структурно похожий пример -- на шавок мейнстрима, где об агрессии говорить уже можно. В определении обращалось внимание на удовлетворение гонорита -- но удовлетвориться в этом отношении можно было бы и смехом, однако каноническая шавка проявляет всё-таки род агрессии.

Во всех случаях имеется три "участника":
1) некая "святыня";
2) некто, для кого "святыня" является именно "святыней" -- то есть вызывает какие-то гуморы из аппетентностного ряда: уважение, благововение, восторг, удовлетворение;
3) некто, "святыне" угрожающий или её атакующий -- выражающий неуважение в широком смысле.

***

Тут легко запутаться и накосячить (в смысле приматического нагромождения), поэтому -- чтобы не уподобиться психологам -- нужен ориентир.

В качестве ориентира нужно поискать примордиальные бихевиоральные ситуации с такой же структурой.
"Примордиальные" -- то есть возникающие в жизни высших приматов и не могшие подвергнуться за последнюю пару миллионов лет их эволюции кроме как нюансировке.
Upd определение

Такой примордиальный ориентир, покумекавши, находится (это событие пришлось на сегодняшний послеобеденный отдых):
это бихевиоральный шаблон "демонстрация своей мощи обозначившемуся в зоне видимости врагу".

Конрад Лоренц объяснит, что этот шаблон является производным от простой агрессии -- и "клик" с имевшей место выше по записи регистрацией агрессии у шавок мейнстрима не может вызвать ничего, кроме удовлетворения, впрыскивающего в мозг дозу гуморальной энергии, на волне которой анализ доходит до конца.

Смысл демонстрации понятен: использовать шанс избежать кровопролития.

***

Подумавши, понятно, что "возмущение", "негодование" и т.п. -- это в точности варианты гумора "демонстрация мощи", которые у многоглаголящих сопровождаются разной степенью локвационной активности (эмоция есть, и батарейка локвации [см. запись про локвацию] ею заряжается) в зависимости от индивидуальных особенностей.

Забавно: сначала Эволюция тормозит простую "агрессию", делая из неё "демонстрацию", затем переводит её на уровень локвации -- получается агрессия на уровне второй сигнальной системы, чтобы потом -- уже в Эволюции социальной -- научить приматов сдерживать и её.

***

Теперь понятно, что комментатор, с которого мы начали рассуждения, и шавки мейнстрима находятся на разных ступенях одной эволюционной лестницы.

Ещё чуть помедитировав, можно заметить, что уровень комментатора в плане содержания -- это практически уже уровень Критики смыслов.

И тут "клик" в мозгу Наблюдателя настолько силён (шутка ли -- продолжить анализ классика за рамки чистой бихевиоральности в сферу когнитивную -- "Критика смыслов как агрессия"), что придётся сделать паузу.

критика, гумор, лоренц_ка, аверзия, негодование

Up