Предлагаю вашему вниманию перевод статьи Кена Роквелла
Composition.
Почему вам стоит прочитать эту статью?
Во-первых, композиция - это одна из трех
самых важных вещей в фотографии (по моему скромному мнению).
Во-вторых, статей о композиции сейчас очень мало. Все в основном пишут "как я обрабатываю изображения".
В-третьих, В данной статье все изложено просто и популярно. С одной стороны это не заумный трехтомник по живописи, а с другой - не ширпотреб про золотое сечение. Нужно понять суть, и тогда правила образуются в голове сами.
Статья не есть истина в последней инстанции, скорее только один из взглядов на композицию. Но это взгляд точно имеет право на жизнь. Ознакомьтесь со статьей Сергея Дегтярева
про ретушь лишних деталей. Там по сути рассматриваются те же принципы построения композиции.
Как всегда здоровая критика только приветствуется.
Сам перевод под катом. Спасибо за внимание!
Композиция: Простота, Секс и Равновесие.
Что такое композиция?
Композиция - это расположение элементов в кадре. Именно с помощью композиции мы привлекаем внимание к кадру и заставляем зрителя изучать его снова и снова.
Как сказал Edward Weston "Композиция - это самый мощный способ видения"
В своей основе, композиция это не что иное как SEX (Simplification and EXclusion Упрощение и исключение, далее СЕКС), а затем нахождение равновесия в том, что осталось. Повторяйте это, пока не получите самый простой и в то же время сильный снимок. СЕКСа в фотографии никогда не бывает много. Чем проще снимок, тем он лучше и выразительнее.
Много всякой фигни в кадре - это плохо. Хорошее изображение, которое как бы говорит "Возьми меня!" - и есть наилучший возможный вариант.
В процессе построения кадра не надо много думать и анализировать. Все должно работать на подсознательном уровне. Просто думайте о СЕКСе каждый день. Упрощай, исключай, уравновесь оставшееся.
Предметы в кадре надо организовать так, чтобы сюжет имел смысл для постороннего человека - для любого, кто не был с вами в тот момент. Композиция должна действовать на подсознание, и чем сильнее она это делает - тем лучше.
Композиция - это не детали и не сюжет. Это то, что ваше подсознание выделяет при просмотре независимо от вашей воли.
Посему, цель композиции - зацепить самые низы нашего подсознания. Именно они отвечают за "вау" эффект, которого мы и добиваемся.
Эффект этот достигается путем правильного расположения самых больших, самых масштабных элементов снимка. Чем проще и прямолинейнее - тем лучше. Чем больше мы включаем в кадр, тем хуже он становится и наоборот.
Когда я строю кадр, я стараюсь отстраниться от всего и видеть только основные формы и фигуры. А затем мне остается только расположить их в правильном порядке.
На заглавном фото с туалетом небо - это не небо, а большая синяя фигура. Туалет -это не туалет, а темное пятно, которое уравновешивает ряд столбиков. Ряд столбиков - это не ряд столбиков, а линия, которая ведет наш взгляд снизу вправо и вверх, внутрь изображения.
Свет автомобильных фар, освещающий середину ряда столбиков, это не просто свет фар. Это визуальный прием, который направляет взгляд в центр изображения и заставляет его возвращаться туда снова и снова. Беседка справа - не беседка.Это самая маленькая из последовательности уменьшающихся треугольных фигур - крыша туалета, гора, беседка.
Когда я делал это снимок, я не думал о всех этих деталях. Я думал о СЕКСе и равновесии.
СЕКС - это приближение (движение ближе к объекту съемки) с целью упрощения и исключения ненужного мусора по краям и углам изображения.
Равновесие означает, что когда мы максимально упростили изображение, то двигаем объективом, чтобы уравновесить вещи в кадре. Я сделал этот снимок очень быстро без всяких раздумий, когда выходил из микроавтобуса. Сзади тоже выходили люди, поэтому времени на раздумья не было.
В наши дни композиция часто понимается фотографами неправильно. Композиция - это первичная организация самых крупных объектов изображения. Именно базовые очертания, цвета, контрасты формируют хорошее изображение - такое на котором наш взгляд остановится.
Композиция и кадрирование
Что такое композиция мы сказали выше. Кадрирование же - это просто перемещение объектива в пространстве - влево-вправо, вверх-вниз итд.
Кадрирование практически никак не связано с композицией, но к сожалению не многие фотографы это осознают. Кадрирование никак не может поменять связи между объектами в кадре.
Кадрирование - это просто. Кадрировать можно и после съемки, с помощью инструмента crop.
Композиция - это очень сложно. Это то, что делает (или не делает) фотографию хорошей. Композиция есть организация элементов в кадре по отношению друг к другу. Единственный способ поменять этот порядок - это изменить местоположение камеры.
Хотите сделать гору на переднем плане больше? Подойдите ближе, надев широкоугольный объектив.
Хотите сделать гору на заднем плане больше? Сделайте шаг назад и увеличьте фокусное расстояние.
Хотите удачного расположения двух объектов? Двигайтесь относительно их.
Хотите найти удачную композицию? Двигайтесь, а не просто поворачивайте объектив в разные стороны. Сперва найдите оптимальное положение камеры и только потом уже думайте о кадрировании.
Никогда не путайте композицию с кадрированием. Чтобы получить хорошее изображение нужно залезать вверх, спускаться вниз, ползать по земле итд. Просто направлять камеру в разные стороны, оставаясь на месте - путь к плохим фотографиям.
Пример упрощения в фотографии
Даже небольшое упрощение делает снимок гораздо лучше. Очень маленькая но лишняя деталь может сильно отвлекать.
Я просто шел и увидел красные стулья на фоне зеленой травы. Сделал снимок, особо не думая.
Но чуть позже я все же подумал и обратил внимание на лишние детали - кусок дорожки слева, розовый галстук, валяющийся на земле справа, а также треугольные флажки на заднем плане.
Сместившись на пару дюймов, я сделал второй снимок.
Посмотрите, насколько более выразительным стало изображение! Убрав лишь немного лишнего, мы сделали снимок гораздо более сильным.
Если вы не видите разницы, посмотрите сначала на более простое изображение, а затем на более хаотичное. Вы увидите насколько слабее выглядит хаотичное изображение.
Композиция и ваша девушка
Кадирование - это размещение границ вашего кадра внутри композиции. На кадрирование влияет фокусное расстояние объектива и то, куда он направлен. Перспектива - это положение вашей камеры в пространстве. Перспективу определяют точка где вы находитесь и высота камеры над уровнем земли. При зуммировании (увеличении фокусного расстояния) перспектива не меняется. Она меняется, когда вы меняете местоположение, либо опускаете/поднимаете камеру. Со штативом вы часто ограничены, потому что снимаете на одной высоте, которая не всегда является оптимальной.
Представьте, что у вас в комнате беспорядок. По всей комнате разбросаны носки, журналы, объективы, двигатель от мотоцикла, что там еще? Композиция - это когда ваша девушка приходит и наводит порядок у вас в комнате.
Этот беспорядок очень понятен и логичен для меня самого, но для девушки (да и просто для любого вошедшего в комнату) это выглядит странно. Да, я знаю где что в этой куче лежит и могу быстро все найти. Но другой человек ничего здесь не найдет, ему тут ничего не понятно. Девушка приходит и устанавливает порядок, понятный ей. Только тогда она тоже сможет что-то здесь отыскать.
Да, я сейчас о композиции. Большинство мужчин ненавидит ее, может поэтому большинство наших фото - кусок говна?
Фотография должна быть понятна любому, кто взглянет на нее. Никто не будет разбираться что и где на вашем фото. Так же как никто не будет разбираться почему у вас рубашки раскиданы по всей комнате. Никому не будет дела до ваших рубашек, ровно как и до ваших фотографий - до тех пор пока вы не приведете их в порядок.
Множество любителей озабочены различными техническими тонкостями, но никогда не обращают внимание на хаос в своих фотографиях.
Это все равно что думать, что покупка мебели избавит вас от беспорядка в комнате.
Большинство людей останавливаются в самом удобном месте и начинают фотографировать. Мы крутим кольцо зума, крутим камерой влево-вправо - и все! Мы думаем, что всегда можем исправить все недочеты в Фотошопе или Лайтруме, или на худой конец склеить HDR. Так же как
и думаем убраться в своей комнате когда-нибудь потом.
НЕЕЕЕЕТ!!!!!!!!!!!
Вы можете убраться в комнате на следующей неделе, но вы не исправите композицию после того как закроется затвор камеры!
Фотошоп может сделать вещи темнее/светлее, может вырезать ненужную часть фотографии. Но сдвинуть какой-либо предмет будет очень и очень сложно. В принципе это возможно с помощью слоев и масок, но тени вы так не сдвинете. Придется переносить попиксельно!
Знаете что? Я работал в Голливуде, где делают такие вещи в постобработке каждый день. Так вот, единственный способ переместить источник света - это сделать новый снимок, либо заново отрендерить кусок изображения и обновить коэффициенты, отвечающие за освещение. Оно вам надо?
Единственный способ повлиять на композицию - это посмотреть в видоискатель и поменять ее до того, как сработает затвор.
Чтобы изменить перспективу попробуйте немного походить по месту, где находитесь. При этом взаимное расположение объектов будет меняться.
Вы можете менять размеры объектов друг относительно друга, подойдя ближе и уменьшив фокусное расстояние объектива (при этом кадрирование будет прежним). При этом объекты на переднем плане станут больше, а на заднем - меньше. Именно для этого и стоит использовать зум - для упорядочения объектов друг относительно друга.
Правильное расположение объектов как раз и составляет суть композиции. Как говорил Анри Карте-Брессон "Вся разница в миллиметре". Это относится и к положению вашей камеры.
Так что композиция - это как порядок в доме. У некоторых есть природный дар видеть это, у женщин например. Но у многих этого таланта нет. У меня точно нет. До того как я женился, моя квартира была похожа на сраную мусорку.
Чтобы мои фото "работали", я сам должен очень много работать. Результат всецело зависит от композиции и совсем не зависит от оборудования.
Композиция в фотографии подобна дизайну в интерьере: каждая вещь должна быть на своем месте. Дизайнер проектирует интерьер, а вы должны так же спроектировать ваш кадр.
Нужно ли учиться этому? Конечно нужно! У некоторых есть талант, но у многих его нет.
Художникам сложнее - им нужно сначала нарисовать все у себя в голове. Фотографам в этом плане повезло - мы просто ходим и смотрим в видоискатель камеры.
Ваш снимок, как и вещи у вас в доме, выглядит хорошо только тогда, когда вы приложили усилия и навели порядок, выразив все максимально просто и емко.
Фотография не должна быть похожа на неубранную комнату. В хорошем снимке все на своих местах, и человек, который видит этот снимок впервые, может сразу понять что к чему.
Я не люблю когда люди присылают мне фото с непродуманной композицией и при этом задают вопрос "Это хорошее фото?".
Ключевое слово здесь "непродуманной". Человек не думал о композиции, когда делал снимок. И не важно, что снимок резкий и с правильной экспозицией (сегодня большинство камер умеют это делать автоматически). Значение имеет только то, насколько тщательно продумана композиция.
В таких случаях я всегда нахожу, что ответить, но при этом думаю "Что за раздолбай! Почему он думает, что кому-то будет дело до его фотографии, когда ему самому нет дела до нее во время съемки? Зачем сделано это фото? Я вам что, экстрасенс?"
Когда я говорю что я не экстрасенс, я не имею в виду, что не вижу кошку на фото с кошкой или ребенка на фото с ребенком.
Я вижу кошку, и что? Какое мне дело до нее?
Когда я спрашиваю "зачем сделано это фото?", я подразумеваю "это фото передает радость?", "это фото передает эйфорию?", "заставляет ли это это фото меня улыбнуться?", "заставляет ли оно наложить в штаны от изображенной красоты?" Чем выделяется эта фотография? Там смешной жест? У кошки во рту счет на 500 баксов? Там показан уникальный вид, который я никогда не видел? А может тут где-то есть панчлайн (смешное, остроумное окончание фразы, анекдота)?
Спросите себя - что в этой фотографии заставит зрителя потратить драгоценное время на просмотр? Если ничего, то это очередной кусок говна. Человечество не зря изобрело кнопку Delete. Нажмите ее.
Хорошие фото вознаграждаются просмотрами. Плохие фото только отнимают у людей время.
Если вы не знаете зачем вы фотографируете, ваши фото скорее всего относятся ко второй категории.
Как говорил Galen Rowell - если вы фотографируете бездумно, то сделаете хорошее фото только случайно.
Но о чем же надо думать? За ответом на этот вопрос люди и ходят в художественные школы. И поэтому у многих знаменитых фотографов было образование в области искусства. Вы можете записаться на курсы рисования или композиции в ближайшей художественной школе.
Композиция - это баланс. Баланс между темным и светлым, теплым и холодным, большим и маленьким итд
Немаловажный аспект композиции - это последовательность, в которой наш глаз рассматривает фотографию. Наш взгляд падает прежде всего на самые яркие и контрастные участки и начинает от них свой дальнейший путь. Не включайте в кадр линий, которые уводят взгляд из фотографии. Притемните края фотографии если взгляд уходит из нее, но помните, что взгляд можно направить и внутрь снимка. Мы в США читаем слева направо, в других странах могут читать иначе. Желательно не уводить взгляд зрителя за пределы изображения. В этом может помочь затемнение углов и выделение светом наиболее значимых областей.
Думайте о композиции при съемке. Забудьте об оборудовании. Я и сам могу весь день писать статьи о камерах и объективах, но при съемке
не думаю об этом. Все, что для меня важно при съемке - это расположение объектов, их равновесие в моем видоискателе. Я даже стараюсь расфокусировать свой взгляд, чтобы обращать внимание только на самые основные формы в кадре.
Хорошая композиция действует на подсознательном уровне. Основные цвета, тени и света мы увидим даже на очень маленьком изображении.
Резкость мало связана с композицией, скорее наоборот уводит в сторону от самого главного.
Еще раз повторюсь: самые главные объекты в изображении - это те, что видны даже на маленьком превью. Если ваша картинка не выглядит хорошо сильно уменьшенной - это не достаточно хорошая картинка.
Поэтому концентрируйтесь на превью при построении композиции. Возможно маленький видоискатель - это не очень удобно, но он помогает увидеть основные элементы изображения. С большим видоискателем вы бы стали рассматривать листья на деревьях вместо этого.
В широкоформатных камерах изображение получается перевернутым. Это еще больше абстрагирует фотографа от реальности, а следовательно еще больше побуждает думать о правильной композиции. Спросите любого художника - часто они переворачивают холст, чтобы увидеть осталась ли композиция цельной, когда контекст изменился.
Композиция - это главное в фотографии. Решающее значение имеют базовые цвета и формы, а сам сюжет второстепенен.
Пример СЕКСа и Равновесия
Мы уже поняли, что композиция - это оптимальная организация элементов изображения. Легко сказать, но сложно осуществить. Итак, мы пришли на точку съемки. Как же построить идеальную композицию?
Композиция в фотографии сложнее композиции в живописи тем, что помимо выделения основных элементов, необходимо убрать отвлекающие (лишние). Я использую простую технику. Я постоянно повторяю про себя "Упрощай", "Упрощай", "Упрощай", и даже когда казалось бы добился наилучшего результата, стараюсь все равно упростить еще больше.
Композиция - это превращение хаоса в порядок. Звучит хорошо. Но как быть на практике? Давайте найдем хаос и сделаем с ним что-нибудь!
Ниже будет приведена серия фотографий, на которых я покажу как осуществить SEX и баланс в реальном мире.
Я зашел в сортир, в котором каждый раз новое граффити, и делаю первый снимок.
Многие ограничились бы таким снимком. Но за этим снимком ничего не стоит. Просто сортир где-то в Калифорнии, снятый в авто режиме.
Во-первых, снимок слишком темный, потому что камера сделала замер экспозиции по светлой плитке. Для дальнейших снимков я установил поправку экспозиции +2/3. Спросите себя - что в этом снимке привлечет наше внимание? О чем этот снимок? (Если вы считаете, что ни о чем, то просто посмейтесь надо мной и продолжайте читать дальше). Почему я захотел сделать этот снимок?
Я хотел сфотографировать граффити, а не всю комнату целиком, как на первом фото.
Заставив себя упрощать, я делаю второй снимок, который уже ближе к реальной цели съемки - граффити.
Гораздо лучше, но все еще нет равновесия. Видите что в правой нижней части снимка? А видите черную линию слева внизу? Это все отвлекающие элементы. Глаз зрителя фокусируется на правом нижнем углу. Более того, я обрезал красную надпись внизу, и это раздражает при просмотре.
Зрителю хочется увидеть эту надпись целиком, но он не может этого сделать, так как она обрезана.
Поэтому приближай, упрощай и удостоверься что поймал равновесие. Также убедись, что не "поломал кадр", когда важный элемент оказался обрезанным.
Этот снимок гораздо лучше первых двух. В идеале, я бы еще затемнил верхний левый угол. Он слишком броский и яркий и уводит взгляд из кадра. Я бы затемнил углы и немного осветлил центр, чтобы привлечь взгляд поближе к центру и подальше от краев.
Но снимок можно сделать еще лучше. Давайте подойдем еще ближе и посмотрим что получится.
Уже лучше, но у нас появился отвлекающий элемент - ручка в правом нижнем углу. Нужно подойти еще ближе, чтобы убрать ее.
Теперь у нас все сбалансировано и нет отвлекающих элементов. Вы сразу понимаете о чем это фото, посмотрев даже мельком. Да, здесь не хватает резкости, но тем не менее 90% картинки уже есть.
Два самых главных элемента изображения - красная надпись внизу и черные буквы вверху смотрятся уравновешенно и не обрезаны по краям. Те надписи, что расположены слева и справа не являются главными, поэтому их обрезка не бросается в глаза. (Вот в этой части художнику было бы легче, он просто не стал бы рисовать их).
И теперь мы можем добавить резкости изображению.
Резкость совсем незначительно улучшает композицию, а в некоторых случаях может наоборот слишком отвлекать.
В нашем случае резкость как раз отвлекает от нашей оптимальной композиции, проявляя текстуры и царапины на двери.
Наша композиция сбалансирована, но картинка выглядит плоской. Давайте же добавим акцента ключевым областям, осветлив их и затемнив менее важные области.
Для этого я использовал корректирующие слои в фотошопе, но вам не обязательно использовать именно фотошоп, так как выборочное осветление/затемнение доступно в большинстве редакторов изображений. Знаете почему Ansel Adams стал тем, кем он стал? Он просто умел правильно расставлять акценты при предпечатной подготовке изображений.
Не надо повторять за мной один в один. Здесь я выделил области настолько сильно, что обработка стала видна зрителю. Выборочное осветление теряет свой эффект, когда зрителю видно, что область осветлили. В идеале изображение должно выглядеть так, как будто вы ничего не делали с ним.
Данный пример достаточно схематичен. Но, я надеюсь, он показывает основные этапы, через которые вы должны пройти, чтобы получить хороший снимок.
Когда у вас получится один снимок, повторяйте это и для последующих!
Ниже - еще 2 снимка из той же комнаты, сделанные с интервалом в 2 секунды (я хотел успеть пока никто не вошел)
На самом деле я не делал "плохие" снимки в начале съемки. Я их сфотографировал уже потом, когда мой сынишка захотел пипи. Я тогда подумал, что пока есть время сделаю пару снимков "До" для иллюстрации.
Если вы будете упражняться, то просто не сможете делать плохих снимков. Голос в вашей голове будет постоянно твердить вам о СЕКСЕ.
Можно добавить акценты элементам на фотографии в raw-конвертере или в фотошопе (как было показано раньше), но лучше всего это делать во
время съемки.
Если уж я смог "настрелять" фотографии из примера за 60 секунд, то вы и подавно сможете сделать хороший снимок за 5 минут (а именно столько времени у вас будет чтобы поймать хороший свет)
Вы сможете делать хорошие снимки где угодно и с любой камерой. Вот почему я не устаю повторять, что камера не имеет значения. Проводим базовую настройку камеры, находим оптимальную композицию - и получаем отличные фотографии с любой камерой. Обратное тоже верно: если вы пренебрегаете правилами композицией, то даже самая современная и дорогая камера вам не поможет.