Выступая 10 апреля в Пекине на торжественном заседании, посвященном 5-й годовщине вступления в силу “Положения о религиозных делах”, заместитель председателя госсовета Хуэй Лянъюй потребовал усилить учебную работу в среде руководства религиозных общин и рядовых верующих для лучшего подчинения их повседневной деятельности законам и постановлениям властей.
При содействии управлений по делам религии, отметил высокопоставленный чиновник, религиозным общинам надлежит укрепить внутреннее управление, включая формулировки внутренних правил и уставов, а также обеспечить тщательную регистрацию священнослужителей и стандартизацию религиозного образования. "Мы надеемся, что все религиозные группы смогут в своей повседневной работе четко следовать данным положениям, а также сумеют укрепить правовую сознательность среди последователей религии, чтобы они были законопослушными гражданами", -
цитирует его Синьхуа.
Подчеркнув стремление усилить подготовку чиновников в сфере контроля за религиозной деятельностью, Хуэй Лянъюй сообщил, что правительство намерено внести улучшения в “Положение о религиозных делах”, а также усилить его применение, но при этом не стал давать никаких подробностей относительно этих планов.
Днем ранее, 9 апреля, Хуэй Лянъюй призвал расширить усилия по надзору за пожертвованиями и управлению благотворительными программами, обеспечив проверку персонала благотворительных организаций на предмет соответствия занимаемой должности. Выступая на встрече с награжденными премией “China Charity Award” за 2009 год, которую министерство гражданской администрации присуждает с 2005 года отдельным лицам, организациям и проектам в этой сфере, он также указал на необходимость укрепить законодательство и регулирующие постановления правительства, чтобы растить благотворительные организации на уровне простых людей и поощрять взносы на их счета.
Как объявило министерство гражданской администрации 8 апреля, премии за благотворительную работу за 2009 год удостоены 17 частных лиц и 15 внутренних и иностранных предприятий, а также 20 благотворительных проектов. За 2009 год Китай
получил благотворительные пожертвования на сумму более 33 млрд юаней (4,83 млрд долларов) - в основном на проекты, связанные с образованием, гуманитарной помощью жертвам стихийных бедствий и социальным обслуживанием.
Приведенные выше комментарии высокопоставленного чиновника свидетельствуют о дальнейшем развитии усилий однопартийного режима по ужесточению
контроля за повседневной жизнью религиозных общин, которым зарубежные доноры доверяют гораздо больше, чем любым организациям, учрежденным по инициативе партийных групп в учреждениях и корпорациях материкового Китая. Практика тотального контроля над людьми, их местопребыванием и деятельностью, на утверждение которой было изначально нацелено вступившее в силу 1 марта 2005 года “Положение о религиозных делах”, реализуется через назначение на религиозные посты кандидатов, одобренных партийными чиновниками, и плотное отслеживание пожертвований “на веру”.
Наиболее
известный документ, базирующийся на статье 27 “Положения о религиозных делах”, касается признания реинкарнаций тибетских лам, самым влиятельным из которых является Далай-лама, только с одобрения чиновников управления по делам религии. 21 марта в Лхасе прошла редкая церемония присвоения девяти ламам степени геше лхарампа, которую возглавил начальник тибетского отделения общества китайских буддистов Чжукан Тудэнкэчжу - тот самый "живой будда", который в сентябре 2007 года
приезжал в Москву и Элисту пропагандировать директиву №5 государственного управления по делам религии КНР по “управлению реинкарнациями живых будд в тибетском буддизме”. Церемония, подвергнувшаяся запрету после 1988 года, когда ее проведение было отмечено акцией протеста, была возобновлена только с внедрением нового “Положения о религиозных делах”. Как
утверждается, после 2005 года степень геше лхарампа - высшая из четырех ученых степеней в тибетской системе духовного образования (геше) - присвоена 40 тибетским ламам, чьи кандидатуры вне всяких сомнений прошли через фильтры управления по делам религии.
Далее, назначенный партийными чиновниками 11-м Панчен-ламой тибетский юноша, хотя и пребывает по-прежнему в пекинском монастыре Юнхэгун, в последнее время все чаще используется в пропаганде как персонаж, представляющий “реальный” Тибет. В феврале официальная пресса активно
раскручивала тему назначения столь молодого религиозного деятеля на пост заместителя председателя общества китайских буддистов и включения его в состав высшего совещательного органа - всекитайского комитета народного политического консультативного совета Китая. 1 апреля он
появился в официальном отчете об открытии музея тибетской культуры, созданного на базе всекитайского центра изучения тибетологии (CTRC) в Пекине, расхваливая экспозицию как отражение “правды о прошлом и настоящем Тибета”. Как
подчеркивает госагентство, стенды музея, открытого 28 марта, в так называемый “день освобождения крепостных Тибета”, демонстрируют историческую принадлежность Тибета Китаю со времен правившей 800 лет назад династии Цин, эксплуатацию крепостных, и то, как они были “освобождены” 50 лет назад.
19 марта госуправление по делам религии КНР
объявило о введении с 2011 года правил, требующих строгой отчетности по финансовой деятельности религиозных учреждений, подчеркнув, что общины верующих вправе расходовать средства только на религиозные и благотворительные цели. При этом буквально на пару дней раньше газета Global Times, процитировав относящееся к религиозным общинам указание председателя КНР Ху Цзиньтао об “опоре на собственные силы”,
пояснила, что монастыри должны зарабатывать деньги, расширяя торговлю благовониями, открывая магазины и рестораны.
В той же заметке Global Times, посвященной второму по величине даосскому монастырю Пекина Юминьгуань (Youminguan), который принадлежит к распространенной на севере Китая школе Цюаньчжэнь, появились весьма суровые суждения в отношении даосских общин на юге Китая, относящихся к школе Чжэнъи (высший духовный наставник которой после 1949 года пребывает на Тайване). Отмечая, что эта школа благодаря совершению ритуалов оказалась ближе к обществу, англоязычное издание редакции рупора компартии Жэньминь жибао цитирует обвинения 22-летнего верующего, который посетил известных учителей школы Чжэнъи в южных провинциях Цзянсу, Цзянси и Хунань. Как говорит Юань Нинцзе (Yuan Ningjie), он встретил "безнравственных священнослужителей и жуликов, которые подвергают сомнению наследие даосизма". Подобно неисполнительным китайским чиновникам, добавляет он, впадая в разврат с женщинами и коррупцию, эти даосские священнослужители "порочат историю даосизма".
Ему вторит другой молодой мирянин из Пекина - 27-летний Тао Гуаньцзин (Tao Guanjing). По его словам, "школа Чжэнъи перестала искать духовные цели и превратилась в вид занятости". "Мой учитель из южного Китая называет это 'делать бизнес'", - добавляет он, тогда как священнослужители носят даосские одежды только в рабочие часы в монастырях, "но снимают их вне службы".
Юань Нинцзе указывает также на присущее даосским учителям стремление к "индивидуальности", которое препятствует созданию общей подчиненности. Но с 2008 года все даосские священнослужители должны получать в местных отделениях всекитайской ассоциации последователей даосизма (
"патриотическое" даосистское общество) удостоверения, где указывается имя и религиозная принадлежность клирика.
А в ноябре 2009 года в столице провинции Хубэй с небывалым размахом прошла церемония назначения 52-летней “кадровой работницы” религиозного фронта на пост настоятеля даосского монастыря. На эту церемонию были приглашены, как сообщала партийная пресса, около тысячи зарубежных последователей даосизма из Малайзии, Франции, Испании и Египта. Возможно, это лишь отдельные шаги по пути к принудительному объединению
даосских школ в рамках единой лестницы власти.
Заместитель председателя госсовета КНР Хуэй Лянъюй и председатель всекитайской ассоциации последователей даосизма Жэнь Фажун (Ren Farong) перед торжественным собранием по случаю 5-й годовщины вступления в силу "Положения о религиозных делах". Пекин, 10 апреля 2010