На днях жители Лхасы заметили, что город буквально наводнили тысячи солдат вооруженной милиции, но по какому поводу было предпринято такое усиление мер безопасности, оставалось только гадать. “Некоторые считают, что войска введены в город в связи с протестными самосожжениями в городе Нгаба провинции Амдо”, отметил в разговоре с Radio Free Asia (RFA) местный тибетец, тогда как другие полагают, что власти нервничают из-за нового движения солидарности, возникшего в среде тибетцев в изгнании.
Подразделения военных вошли в город вечером 18 октября и взяли под контроль все важные перекрестки, улицы вокруг монастыря Джоканг и дворца Потала. Солдаты "тщательно обыскивают" тибетцев, чья одежда и прически указывают на принадлежность к населению восточных регионов - Кхам и Амдо, “задают вопросы о месте проживания, рождения, причинах пребывания в Лхасе”. Солдаты проверяют мобильные телефоны, “просматривают, нет ли фотографий Далай-ламы или Кармапы, ищут тибетские песни или любой другой политически чувствительный контент”. По самому малейшему поводу тибетцев отправляют в изолятор в Такце (Tagtse) за пределами Лхасы, либо сажают для дальнейшего расследования в главный центр временного содержания в Лхасе, добавил собеседник RFA. По словам другого тибетца, это усиление должно было продолжаться до 22 октября.
Конечно, в первую очередь вспоминается о глобальной акции 19 октября, которая была организована центральной тибетской администрацией в знак солидарности с теми, кто совершил самосожжения в тибетском регионе провинции Сычуань, и теми, кто находится в заключении только за то, что открыто высказался об ущемлении прав тибетцев. Но с учетом репрессивной политики Пекина публичные манифестации внутри Тибета не предполагались. Но за этим усиленным патрулированием в Лхасе вполне может скрываться другая, более прозаичная, причина.
Едва ли стоит сомневаться в стремлении местных чиновников “обеспечить стабильность” во время мероприятия, на которое приехал чиновник “единого фронта”, отвечающий за “патриотическую” работу на встречах с посланниками Далай-ламы (напомним, что формальное участие в переговорах с “раскольниками” из Дхарамсалы компартия считает неприемлемым).
Как
сообщает Синьхуа, утром 20 октября в 27 км от Лхасы официально открыт институт тибетского буддизма, строительство которого
началось еще в октябре 2008 года. Среди 600 человек, собранных на церемонию, были 150 курсантов первого набора, руководители “патриотических” буддистских структур, партбосс Лхасы Цинь Ичжи (Qin Yizhi), зампред правительства ТАР Хао Пэн.
Несмотря на усиленную охрану, 11-й Эртни Чоэлки-кялбо, которого тибетцы называют не иначе, как “лже-панчен”, предпочел ограничиться поздравительным посланием, о содержании которого Синьхуа умалчивает. С наставлениями выступили китайские чиновники, в том числе заместитель заведующего отделом единого фронта Чжу Вэйцюнь, который потребовал утверждать “стандартное” понимание буддийских рукописей с целью “эффективно препятствовать проникновению в религиозные круги раскольников”. Надо добиться “нормального порядка” в тибетском буддизме путем “укрупнения политического калибра” молодых монахов, подчеркнул он.
Хао Пэн, которого цитирует только официальный
сайт ТАР на китайском языке, велел шире внедрять в процесс обучения основы партийной политики в сфере религии, давать монахам и монахиням “нормальное образование”, чтобы “решительно противостоять проникновению и саботажу со стороны клики Далай-ламы”. Надо вырастить новое поколение “политически благонадежных” представителей религии, способное “вести большинство религиозных людей по пути преданности руководящей роли китайской компартии, преданности социалистическому строю, преданности системе региональной автономии, преданности китайским характеристикам”, а также “самоотверженно охранять гармонию и стабильность в религиозной сфере”.
Назначенный начальником нового учебного заведения Чжукан Тудэнкэчжу не выступал, но заверил через журналистов, что институт осуществит реформу изучения рукописей в соответствии со “стандартным” пониманием. Он пообещал также “улучшить механизм присвоения степеней в тибетском буддизме, а также активно приспосабливать тибетский буддизм к социалистическому строю”. Как отмечает Синьхуа, в институте, куда наняты 13 “хорошо проверенных” местных лам, предусмотрены три программы обучения, одна из которых специально разработана для подготовки “живых будд”. Студентам предстоит от двух до четырех лет отдать изучению партийных материалов в сфере законодательства и обществоведения.
Следует пояснить, что под “раскольническими идеями” в партийном новоязе подразумевается отход от сплоченности вокруг партийной верхушки, а “стандартным” является толкование буддийских традиций, изложенное в учебниках, одобренных госуправлением по делам религии. Осенью 2007-го Чжукан Тудэнкэчжу, председатель районного отделения Китайского буддистского общества, как
известно, приезжал в Москву и Элисту, чтобы попытаться убедить российских буддистов в том, что им следует признать авторитет компартии в подборе перерождений для тибетских тулку.
Комплекс института в городском поселении Недансян (Nyetang) уезда Цюйшуй (Quxu), входящем в административные границы Лхасы, занимает площадь 268 му (около 17,9 га) и в его сооружение вложено 103 млн юаней (около 16,1 млн долларов). Такие данные приводит Синьхуа, тогда как в
заметке пропагандистского сайта Tibet.cn даются цифры поточнее и поменьше: 262,48 му и 99,33 млн юаней. Впрочем, если речь идет о распиле на “патриотическом” проекте, лишний миллион в отчетах может возникнуть всегда - в этом и состоит главный интерес местных чиновников.
Партийная верхушка в Пекине с готовностью выделяет значительные средства на идеологическое воспитание тибетского народа. На днях стало известно, что власти ТАР планируют направить более 20 тысяч китайских чиновников в тибетские деревни для “реформирования умов” местного населения. Как
сообщил сайту Phayul член тибетского парламента в изгнании Бава Калсанг Гьялцен, эти чиновники в течение года должны развивать там “патриотические” настроения. По его словам, намечено также распределить по всем тибетским деревням огромное количество китайских флагов и портретов партийных лидеров. "Обычно тибетцы помещают фотографии китайских руководителей на алтари и стены, когда в деревню приезжает какой-нибудь китайский чиновник, а затем снимают", пояснил Бава Калсанг Гьялцен, но теперь надзор за этим ужесточится.
Очевидно, новая инициатива связана с завершившимся 18 октября в Пекине пленумом компартии, на котором говорилось о реформе культурной системы и пропаганде богатства социалистической культуры на низовом уровне. В соответствии с указаниями пленума, в тибетских деревнях создаются и укрупняются ансамбли художественной самодеятельности, которые должны проводить партийную пропаганду и “культурное воспитание масс”.
В своих поездках по ТАР китайские чиновники, как правило, раздают одни и те же общие указания: “укреплять сплоченность” и веру в то, что партия “держит ключ к разрешению этнических проблем”. Именно такие фразы
упоминались в связи с совещаниями, которые провели с “кадровыми сотрудниками” местного уровня в Нагчу, Цамдо, Лхасе и Нгари члены пекинской делегации,
приезжавшей на мероприятия по случаю 60-й годовщины “мирного освобождения” Тибета. Вице-премьер Хуэй Лянъюй, второй по рангу член делегации, на встрече 21 июля в округе Шаньнань (тиб. Лхокха) велел еще “четко управлять религиозными делами”. Спустя два месяца, 25 сентября, по уездам Джананг и Недонг округа Шаньнань проехал новый партбосс ТАР Чэнь Цюаньго, который повторил все те же требования по поводу гармонии и стабильности, сплоченности и "верности духу" 5-го рабочего
собеседования по Тибету и
речи зампредседателя КНР Си Цзиньпина на июльских мероприятиях в Лхасе. (На самом деле основное внимание Чэнь Цюаньго уделил предприятиям, на которые можно было бы привлечь шанхайских инвесторов, но это уже другая песня).
20 октября партийный орган ТАР Tibet Daily (кит. Сицзан жибао) опубликовал редакционную статью, посвященную разрешению новых проблем в процессе строительства “социалистической новой деревни”. Хотя в статье отмечается, что инфраструктура региона все еще слабо развита, что доходы крестьян и сководов в расчете на душу населения достигают лишь 69,9% от среднего уровня по стране, речь здесь идет вовсе не об экономическом росте.
Главная задача, оказывается, состоит в активизации низовых парторганизаций, чтобы в каждом из 5317 деревенских и 192 общинных отделений проводилась “глубокая кампания против клики Далая”, ведущей “раскольническую” деятельность, развернулась “непримиримая борьба” с проникновением и саботажем со стороны “тибетских сепаратистских” сил. Следует “растить кадры”, укреплять руководство монахами и монахинями, продвигать “стандартное” управление монастырями и законодательную систему, указывает автор комментария. Надо непрестанно повторять, что в старом Тибете все было плохо, а с компартией стало хорошо, и послать красный флаг в каждый дом - вот ключ к “ускоренному развитию”и “долгосрочной стабильности”...
Китайский военный патруль в центре Лхасы
На Тайване 19 октября прошел “международный день солидарности с Тибетом” “Цитадель” по-пекински. Партийная верхушка готовится запустить культурную реформу Пекинские бонзы намерены жестче контролировать религиозную и благотворительную деятельность