В Тибетском автономном районе запланировано резкое сокращение численности монахов

Nov 14, 2011 03:24

На официальном сайте Тибетского автономного района (ТАР) появились материалы на китайском языке, посвященные итогам 8-го съезда районной парторганизации, открывшегося 12 ноября в Лхасе. Краткие заметки на английском языке размещены также на сайте Global Times, издания редакции главного рупора компартии Жэньминь жибао, и сайте China Daily (на русскоязычных лентах, учитывая щекотливый характер темы, никаких материалов не публикуется).

Как видно из этих заметок, на съезде обсуждался рассчитанный на пятилетку план экономического развития и политической трансформации региона, подразумевающий превращение тибетских монастырей в малочисленные казармы, находящиеся под постоянным надзором прикомандированных чиновников. Этот проект, явно выработанный в кабинетах местного отдела ‘единого фронта’, сводится к примитивному набору шагов: провести в монастырях перепись, поставить некоторое число монахов на довольствие, а остальных исключить.

Партбосс ТАР Чэнь Цюаньго (陳全國), назначенный на свой нынешний пост в конце августа, совершил в последние недели объезд предприятий, которые могли бы заинтересовать шанхайские компании. Как известно, на 5-м рабочем совещании по Тибету, прошедшем в Пекине в январе 2011 года, было решено привлечь в тибетские регионы инвестиции по партнерской программе, включающей 19 провинций и городов Китая. Очевидно, новый партбосс пришел к выводу, что в процессе “скачкообразного” наращивания эксплуатации природных недр и рабочей силы тибетские монахи оказываются только помехой, а значит, следует начать кампанию по резкому сокращению их численности.

В речи китайского начальника это названо “упрочением социального обеспечения монахов и продвижением законности и нормализации в управлении монастырями с целью ускорения национальной сплоченности вкупе с  региональным развитием и стабильностью”. Отныне "в Тибетском автономном районе поощряется появление образцовых гармоничных монастырей и патриотических законопослушных монахов", подчеркнул Чэнь Цюаньго. Если монастырь будет признан таковым, “правительство ТАР возьмет на себя разрешение трудностей повседневной жизни монахов”, предоставляя такие услуги, как “электричество, вода, телекоммуникации, радио и телестанции”.

На этот раз, в отличие от первого выступления в августе, партбосс не забыл упомянуть о “группировке Далай-ламы”, которая “не должна вмешиваться в дела назначения перерождений живых будд”, отвлекая массы от руководящей роли компартии. Как отражено в постановлении госуправления по делам религии 2007 года, "реинкарнация должна проходить с уважением к ритуалам и традициям тибетского буддизма, но живым буддам воспрещается обретать старые феодальные теократические полномочия, отмененные демократическими реформами в Тибете полвека назад".

Помимо этого, Чэнь Цюаньго посетовал на отставание в доходах по сравнению с внутренними регионами Китая, плохую инфраструктуру в пастбищных и сельскохозяйственных поселениях, “тяжкую и сложную борьбу с сепаратизмом”. Он также указал, что к 2020 году намечено настолько развить авиационное и железнодорожное сообщение, чтобы число туристов достигло 15 млн ежегодно.

Некоторые подробности, касающиеся намеченного переустройства монастырской жизни, разъяснил в интервью Global Times 13 ноября заместитель заведующего отделом ‘единого фронта’ парткома ТАР Гун Га (Gong Ga). Он напомнил, что после волнений марта 2008 года в Лхасе были разработаны местные положения, нацеленные на совершенствование управления тибетскими монастырями, в частности, “различные формы правового перевоспитания монахов”. По его словам, "с 2008 года монахи в тибетских монастырях по крайней мере раз в неделю должны изучать курс законодательства", включающий статьи уголовного кодекса.

С 1 ноября 2010 года, указал местный ‘единофронтовец’, вошел в силу документ госуправления по делам религии под названием “Меры управления тибетскими монастырями” ( приказ №8), в котором подробно описываются административные ограничения, регулирующие помимо прочего проведение буддийских мероприятий, использование объектов недвижимости и находящихся там культурных реликвий. И теперь в тибетских монастырях, где насчитывается свыше 20 монахов, должен быть учрежден административный комитет, а если монахов меньше 20, местное правительство разместит в монастыре одного или двух особых агентов.

Далее по плану предполагается, отметил Гун Га, что с конца 2012 года каждый тибетский монастырь будет получать деньги "на пенсии, медицинское обслуживание и минимальное довольствие для монахов". "Такой стиль управления, когда монахи рассматриваются как рядовые тибетские граждане, и их соцобеспечение включено в правительственную систему, будет способствовать сохранению религиозной гармонии и региональной стабильности в Тибете", - подчеркнул эксперт по тибетскому буддизму при академии общественных наук Китая Церинг Гьялпо (Tsering Gyalpo).

Стоит заметить, что этот план, если рассматривать его как прием внутренней политики, ничем не отличается от проектов послевоенного сталинистского культа. Используется известное представление о передовых партийных “кадрах” из центральной части страны, которым приходится “перевоспитывать” население отсталых иноязычных окраин, где в массах все еще сильны религиозные предрассудки (говорят же, “если не почитаешь авторитет Далай-ламы, ты не тибетец”). Приезжие начальники считают, что справиться с духовными традициями народа очень легко: достаточно повсюду развесить красные флаги и портреты председателя Мао.

Но в нынешних условиях, когда за ширмой "социалистического Тибета с китайскими характеристиками”, расшитой иероглифами “гармонии”, невозможно скрыть интересы корпораций из Шанхая и других регионов материкового Китая, подобные методы смехотворны. Тибетцы по-прежнему разводят яков и сохраняют монастыри, но среди них уже достаточно образованных молодых активистов, которые умеют провести границу между демократическими лозунгами и партийными заклинаниями.

Тибет: после самосожжений и взрыва китайские власти проводят обыски и задержания в монастырях
Тибетский парламент в изгнании призывает добиваться освобождения представителей тибетской культуры
10-й с марта акт протестного самосожжения произошел в тибетском регионе провинции Сычуань
Партийная пропаганда в Тибетском автономном районе осваивает систему буддийского образования

Тибет, права человека, монахи, Китай

Previous post Next post
Up