Ужель та самая Татьяна? (Продолжение)

Jan 25, 2024 13:17

Ну что ж, татьянимся дальше.

Наш год как период смены сезонов равен 365,2422 суток. А в календарном году, чтобы он имел смысл, должно быть, конечно, целое число суток. Поэтому нужно придумать систему чередования количества дней в году, чтобы в среднем за несколько лет продолжительность календарного года была близка к продолжительности тропического.

Таких систем придумано много. В Европе широко известна одна из них, называемая "юлианский календарь". Историю его появления я здесь рассказывать не буду. А устроен он просто. Три года из четырех имеют содержат 365 суток, а четвертый - 366. В среднем за 4 года получается (3·365+366)/4=365,25. Когда-то всеобщим консенсусом приняли, что по 366 дней будут иметь те годы, номер которых делится на 4 (без остатка). Номер считается от Рождества Христова. Год Рождества - первый.

Очевидно, средний календарный год в этой системе - будем называть его юлианским годом - длиннее тропического на 0,0078 суток. А значит, за 1/0,0078≈128 лет накопится ошибка в целые сутки. Что это значит? Допустим, в некоторый год весеннее равноденствие пришлось на полночь 21 марта. Когда пройдет один тропический год, Солнце снова вернется в точку равноденствия (снова день будет равен ночи). Но календарный год еще не закончится, ведь он длиннее! На ваших часах будет еще 20 марта, хотя и близко к полуночи 21 (если точно, то будет 23ʰ49ᵐ). Через 128 лет равноденствие случится в полночь 20 марта, еще через 128 - 19-го и т.д. Через много-много лет равноденствие будет в январе, и январь станет не зимой, а весной, а зима начнется в октябре. Как говорил герцог из фильма "Тот самый Мюнхгаузен": "Возникнет путаница, что надевать: деловой сюртук или нарядный камзол". Ну а если вы - Начальник Церкви и руководствуетесь не сезонами, а канонами, то будет еще хуже. Пастор из того же фильма мудро заметил: "Прихожане не смогут точно знать когда Рождество, а когда Пасха". Давайте остановимся на Пасхе подробнее.

В 325 г. отцы церкви собрались в городе Никее (теперь это Изник в Турции), чтобы, как водится, потолковать о вере, осудить еретиков и установить дату Пасхи. Там и порешили, что Пасху впредь нужно праздновать в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. И прихожане возрадовались. Радость, впрочем, несколько омрачалась тем, что день равноденствия определяли не наблюдениями за светилами, а установили точно 21 марта. Да и полнолуние тоже назначали не глядя на Луну - вычислениями. Поэтому спустя примерно 100 лет настоящее равноденствие сползло на 20 марта, еще через 100 - на 19... К концу XVI в. отцы стали волноваться: равноденствие сместилось почти на 10 дней к началу марта! И ладно бы Пасха, но перед Пасхой есть Великий Пост. Если Пасху назначить не на ту дату, получится, что граждане в скоромный день будут поститься, а в постный - скоромиться, а последнее - великий грех! В итоге, папа Григорий XIII, спросив умных людей, в 1582 повелел это бардак исправить. В этом году по сравнению с 325 равноденствие наступило не 21 марта, а на (1582-325)/128=9,8≈10 дней раньше, т.е. 11 марта.

24 февраля (по юлианскому календарю) папа повелел:

«Quo igitur vernum æquinoctium, quod a patribus concilii Nicæni ad XII Kalendas Aprilis fuit constitutum, ad eamdem sedem restituatur, præcipimus et mandamus ut de mense Octobri anni MDLXXXII decem dies inclusive a tertia Nonarum usque ad pridie Idus eximantur, et dies, qui festum S. Francisci IV Nonas celebrari solitum sequitur, dicatur Idus Octobris, atque in eo celebretur festum Ss. Dionysii, Rustici et Eleutherii martyrum, cum commemoratione S. Marci papæ et confessoris, et Ss. Sergii, Bacchi, Marcelli et Apuleii martyrum; septimodecimo vero Kalendas Novembris, qui dies proxime sequitur, celebretur festum S. Callisti papæ et martyris; deinde XVI Kalendas Novembris fiat officium et missa de dominica XVIII post Pentecostem, mutata litera dominicali G in C; quintodecimo denique Kalendas Novembris dies festus agatur S. Lucæ evangelistæ, a quo reliqui deinceps agantur festi dies, prout sunt in calendario descripti».

Что в переводе на русский язык звучит так:

«А посему с целью вернуть весеннее равноденствие на его прежнее место, каковое отцы Никейского собора установили на 12-й день перед апрельскими календами [21 марта], мы предписываем и повелеваем касательно месяца октября текущего 1582 года, чтобы десять дней, от третьего дня перед нонами [5 октября] до кануна ид [14 октября] включительно, были изъяты. День, который будет следовать за 4-м днём до нон [4 октября], когда традиционно празднуется день святого Франциска, должны быть иды [15 октября], и будет отмечаться праздник святых мучеников Дионисия, и Елевферия, диакона Дениса, праздник 9 октября для всех трёх, а также память святого Марка, [праздник 7 октября] папы и духовника, и святых мучеников Сергия, Вакха, Марцелла и Апулея [праздник 7 октября]. Будет отмечаться на следующий день, в семнадцатый день до ноябрьских календ [16 октября], праздник святого Каллиста, папы и мученика, [14 октября], а затем наступит 16 день до ноябрьских календ [17 октября], 18-я неделя по Пятидесятнице. Наконец придёт на место пятнадцатый день до ноябрьских календ [18 октября], праздник Святого Луки Евангелиста [праздник 18 октября], после чего будут следовать один за другим другие праздники, как они описаны в календаре».

Поняли? Короче, если убрать всех святых, то после 4 октября 1582 года следовало не 5-е, а сразу 15 октября. Тем самым восполнялись 10 дней, "потерянные" из-за более длинного года по сравнению с тропическим.

Кроме того, изменялось правило високосных лет. Ошибка в 1 день в юлианском календаре накапливается за 128 лет, а в 3 дня - за 384 года. Поэтому папа решил, что каждые 400 лет нужно изымать из календаря три дня, чтобы компенсировать большую длительность. Для этого столетние годы (1600, 1700,...) считались високосными только в том случае, если число столетий делится на 4. Так, 1600 год был високосным (16 на 4 делится), а 1700, 1800 и 1900 - нет. По юлианскому же календарю все эти годы високосные. Средняя продолжительность нового - григорианского - года равна [(300+3)·365+(100-3)·366]/400 = 365,2425 суток. Это уже очень близко к тропическому году. Разница составляет всего 0,0003 суток (26 секунд), а значит ошибка в 1 сутки накопится за 1/0,0003=3333 года.

Что здесь важно, кроме богословия? То, что разница между юлианским (старый стиль) и григорианским (новый стиль) календарями не остается постоянной. 4 октября 1582 года она волею папы составила 10 дней. Затем, каждый раз, когда в юлианском календаре год был високосный, а в григорианском - нет, разница увеличивалась на 1 сутки. Вот таблица этой разности. Сначала приводится временной интервал по григорианскому календарю, потом разница с юлианским в этот период.

15 октября 1582 - 28 февраля 1700 10
1 марта 1700 - 28 февраля 1800 11
1 марта 1800 - 28 февраля 1900 12
1 марта 1900 - 28 февраля 2100 13
1 марта 2100 - 28 февраля 2200 14

В наше время разность составляет 13 суток. В 2000 году она не изменилась, поскольку этот год был високосным по обоим календарям (20 делится на 4). А вот в феврале 2100 года будет только 28 дней (если, конечно, к тому времени западная цивилизация не исчезнет сама и сохранит нынешний календарь).

А где же Татьяна? Татьяна со студентами в следующем номере.

образование, наука, астрономия

Previous post Next post
Up